Как результаты егэ влияют на медаль. Цена пятёрки в аттестате. Как медалисты должны будут доказывать знания

Николай Михайлович, наверное, такой интерес к школьным медалям вновь возник после скандала в Адыгее, когда одна золотая медалистка прилюдно обвинила другую в незаслуженном получении награды?

Да, в том числе. Мы за то, чтобы медали получали действительно достойные ученики, а не те, которым натянули отметки для медали.

- А какие оценки нужны для получения медали?

Чтобы получить золотую медаль, нужно заработать итоговые пятёрки за два выпускных класса – 10-й и 11-й. При этом достаточно сдать два обязательных экзамена, даже не набирая высокие баллы. То есть претендент на медаль может иметь в табеле пятёрки по обязательным предметам ЕГЭ, но сами экзамены сдать на минимальное количество баллов: по русскому языку – 24 , по профильной математике – 27 . Если это математика базовая, где результат измеряется не в баллах, то достаточно тройки. Результаты по другим экзаменам не в счёт, даже если они неудовлетворительные.

Раньше медалисты могли поступить в вуз, сдав на отлично только первый вступительный экзамен. Во времена ЕГЭ вступительных экзаменов нет, так в чём же суть медали сейчас?

Да, уже прошло почти десять лет, как не стало официальных льгот на поступление в вузы для медалистов. Несмотря на это, школьная медаль для многих – заветная мечта, потому что продолжает оставаться особым знаком отличия. Фотография медалиста висит на Доске почёта, а его имя навечно заносится в золотую летопись школы. Педагоги ещё не один год будут приводить его в пример последующим поколениям школьников. А какая это гордость для родителей и родственников!

Ученик, получивший медаль, вызывает уважение окружающих. Действительно, во все времена наш народ почитал людей знающих, проявляющих усердие, трудолюбие, прилежание. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что для медалистов устраивается особый бал, в некоторых районах области им вручают премии.

Фото Вадима Заблоцкого

Но сейчас в сознании рядового человека медалист ассоциируется не только с пятёрками, но и с высокими баллами на ЕГЭ, с победами на олимпиадах, интеллектуальных конкурсах…

Адыгейский случай побудил и органы управления образования, и школы посмотреть, а что собой представляют белгородские медалисты. Мы проанализировали их текущую успеваемость за два года обучения на уровне среднего общего образования, в том числе за контрольные и другие письменные работы, результаты экзаменов. Оценки смотрели в классных журналах. Сопоставили успеваемость в 10-м и 11-м классах с успеваемостью в 7–9-х классах, изучили протоколы педсоветов, к полномочиям которых относится допуск школьников к ГИА.

И вот здесь есть как раз повод для определённого разочарования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ориентирует на то, что если выпускник медалист, то он просто не имеет права демонстрировать на ЕГЭ низкие результаты. Но в прошлом году в нашей области медаль получили 875 выпускников и только 30 % набрали в среднем за экзамен по 75 баллов (достойный для медалиста результат).

19 учеников не набрали ни по одному экзамену более 50 баллов (в Грайворонском, Новооскольском, Ракитянском, Чернянском, Борисовском, Волоконовском, Валуйском, Алексеевском районах, Белгороде, Старооскольском и Губкинском округах), что заставляет серьёзно задуматься о цене пятёрки в аттестате и значимости медали.

-А двойки у прошлогодних медалистов были?

Да, были случаи, когда будущий медалист получал неуд по предмету по выбору или по профильной математике, а ведь выбор предмета или уровня математики для сдачи – базового или профильного – дело добровольное. Такие факты зафиксированы в Белгородском, Борисовском, Грайворонском, Ивнянском, Яковлевском, Валуйском, Ракитянском, Новооскольском, Вейделевском, Шебекинском районах, Белгороде, Старооскольском и Губкинском городских округах.

Фото Вадима Заблоцкого

В таком случае, если ты не чувствуешь силы по математике профильной, ограничься математикой базовой. Зачем выбирать предмет, по которому нет знаний? И школа в этом плане могла дать совет. Вот и получилось, что 16 выпускников оказались с медалью, имея неуд по какому‑либо экзамену: математика профильная – десять человек, химия – три человека, история, обществознание, физика – по одному человеку.

- Получается, что тут есть и вина учителя, который ставил хорошие оценки?

Конечно, возникает вопрос: на каком основании учитель ставил пятёрки, если выпускник не знает предмета глубоко? Как мог педсовет допустить выпускников к ГИА, если программа не освоена на должном уровне? Ведь именно члены педсовета ручаются за выпускника, дают своего рода гарантию за достаточный уровень знаний. Пока же в отдельных школах эти функции выполняются формально. В самые короткие сроки общими усилиями такое положение дел предстоит преодолеть.

- И всё‑таки: что даёт школьная медаль выпускнику?

Задания ЕГЭ позволяют дифференцировать выпускников по уровню подготовки. Выпускники, получившие по результатам ЕГЭ, например, 40, 50 или 80 баллов, отличаются друг от друга вовсе не количеством ошибок, а глубиной знаний и владением способами деятельности. К медалистам это относится вдвойне. Всё‑таки медаль даёт своим обладателям некоторые преимущества. К примеру, если у двух абитуриентов оказалось одинаковое количество баллов, то предпочтение отдадут тому, у кого есть медаль.

Многие вузы в последнее время для медалистов стали устанавливать дополнительные баллы, причём немалые – порою до десяти. А это уже кое‑что значит. Главное, чтобы медалью награждали тех, кто её заслуживает, а не просто раздавали. Чтобы медалисты с честью выдерживали испытания экзаменами и учёбу в вузах и чтобы в таком важном деле, как присуждение медали, не было протекции и игры в поддавки.

У медалистов не должно быть нищих знаний. И тогда почётная награда не утратит своего престижа и не потеряет ценности. Пусть слова «Я медалист» или «Он медалист» будут наполнены истинным золотым смыслом.

Записала Елена Мельникова

Количество набранных баллов ЕГЭ планируют учитывать при вручении медалей школьникам, рассказал Игорь Круглинский, начальник управления оценки качества общего образования во время своего визита в Новосибирск. Нововведения могут вступить в силу в 2018 году, отметил чиновник. «Такие изменения подготовлены, мы планируем, что в ближайшее время, может быть, уже до начала нового учебного года, они будут рассмотрены и поддержаны, чтобы установить порог ЕГЭ, который бы являлся основанием для выдачи медали за особые успехи», — пояснил Круглинский.

Сегодня школьник может получить медаль «За особые успехи в учении» (с 2014 года медаль не делится на серебряную и золотую) только на основании оценок в аттестате. Но при этом на выдачу медали, дающей преимущество при поступлении в вуз в виде 10 дополнительных баллов, результаты ЕГЭ не влияют.

По словам Круглинского, ряд регионов страны уже практикует вручение своих медалей с учетом набранных баллов единого экзамена. Однако сейчас такие медали не дают льготы для поступления в вуз. Поэтому планирует сделать медали федеральными, их выдача станет регламентироваться специальным положением. Такой подход должен поднять их престиж, считает , ректор . «Мы пришли к тому, что медаль перестала быть престижной, — пояснил он журналистам на брифинге. — Я считаю это неправильным. Это наша вина, что мы довели до того, что общество стало думать, что мы выдаем медали необъективно. Я за то, чтобы медали были и их значение возрастало». Он также упомянул о тех временах, когда сам заканчивал школу. Тогда

золотая медаль была редкой и объективно заслуженной наградой, которая давала право поступать в вузы без экзаменов, отметил Садовничий.

Новость также прокомментировала в эфире телеканала «Россия 1» Ольга Васильева, глава . считает, что это своевременное упорядочивание процесса, который имеет большую историю. За последние несколько лет, за последнее десятилетие произошла страшная девальвация самого понятия «золотая медаль», подчеркнула глава министерства. По ее мнению, главная цель идущих изменений — отмена этой девальвации, ведь медаль — действительно большой внутренний стимул для того, чтобы учиться хорошо. Васильева также сказала, что нововведение никак не коснется учеников, заканчивающих школу в 2018 году.

Кроме того, инициатива не повлияет и на московских школьников. В столице уже существует городская медаль для учеников, при выдаче которой учитываются в том числе баллы госэкзамена. Об этом рассказал , глава департамента образования Москвы. Столичную медаль могут получить победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, выпускники, получившие сто баллов за какой-либо предмет ЕГЭ, а также ученики, имеющие в аттестате только пятерки и набравшие на госэкзамене не менее 220 баллов.

Исаак Калина не думает, что порог баллов для получения медали поставят выше, чем 220. «При 220 баллах федеральные правила совпадут с московскими, поэтому ничего для наших школьников нового не произойдет», - цитирует Исаака Калина .

не все чиновники уверены в том, что медаль вообще необходима.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» в эфире НСН, рассуждая о ценности школьной золотой медали, сказал: «Сейчас медали никакого практического значения не имеют. Вообще непонятно, кому нужны эти медали — это чисто символическая вещь. Если кто-то хочет таким образом поднять престиж школы, что не понятно, то зачем это смешивать? Нет, я не вижу в этом никакого смыла, и я не думаю, что это какое-то серьезное предложение».

Глава Рособрнадзора заверил, что пока времени для обсуждения инициативы достаточно, ведомство открыто к диалогу и готово аккумулировать предложения экспертов. «Важно, чтобы условия вручения медалей были прозрачны и понятны как детям, так и их родителям», — подытожил чиновник.

В резерве неделя с 8 по 15 июля. Специалисты областного Минобра и городского управления по делам образования ответили «АиФ» на самые распространённые вопросы выпускников и их родителей.

1. Что делать, если заболел в день ЕГЭ?

Нужно позвонить тому, кто вас сопровождает и сообщить, почему вы не пришли, - считает начальник отдела государственной итоговой аттестации Министерства образования и науки Челябинской области Вероника КОСТРОМЦОВА. - В большинстве случаев этим человеком является классный руководитель. Вызывайте врача, он даст справку и вам представят право в связи с уважительной причиной пропуска сдать экзамен в другой день, предусмотренный единым расписанием. На баллах это никак не отразится.

2. Как быть, если ЕГЭ по общим предметам сдаются в один день?

Выбор предметов делается до 1 марта, - отвечает Вероника КОСТРОМЦОВА . - Расписание к этому времени уже известно и о том, что экзамены сдаются в один день, мы узнаём зараннее. Ученику предоставляется право выбрать, какой экзамен он сдаст в основной день, а какой в резервный. Если ученик выбрал много предметов, он занимает все дни единого расписания, а экзамен, который не вошел в представленные дни, может быть сдан в июле.

3. Если получишь «неуд» по предмету «по выбору», можно ли будет пересдать экзамен в этом году?

Пересдать нельзя в этом году вообще ни один предмет «по выбору», только обязательные, - отвечает Вероника КОСТРОМЦОВА. - Если ученик не набрал минимальный балл по-русскому или математике, то можно один раз пересдать одну двойку. Если получил два раза «двойку» по одному из обязательных предметов - то возможность пересдать есть только на следующий год.

А влияют ли школьные отметки на аттестат?

А предметы «по выбору» не влияют на получение аттестата, влияют только на возможность поступления в ВУЗ. И там, если у вас двойка, то вы не поступаете на выбранную специальность.

4. Чем можно пользоваться во время экзамена?

В Федеральном законе есть запрет на применение на экзамене средств связи и вычислительной техники, - отвечает заместитель начальника Управления по делам образования г. Челябинск Лариса Манекина. -А в приказе, который регламентирует расписание, написано для каждого предмета, что можно проносить. Например, на ЕГЭ по математике разрешается пользоваться линейкой, по физике — линейкой и не программируемым калькулятром, по химии — только не программируемым калькулятором, по географии — линейкой, транспортиром и не программируемым калькулятором. Что касается мобильных телефонов, то они либо остаются дома, либо перед началом экзамена централизованно сдаются в пакетик (обычно в файл и скотчем запечатываем). Была ситуация, когда ребенок написал экзамен и на выходе из аудитории у него выпал телефон. В итоге результат аннулирован.

5. Сколько раз можно выйти из аудитории во время экзамена?

Мы детей в этом не ограничиваем, ситуации бывают разные. - отвечает главный специалист отдела государственной итоговой аттестации Министерства образования и науки Челябинской области Ирина ГАЖА. - Сколько ребенку нужно, столько он и выходит. Баллы за это не снимаются. Отметка о выходе все же делаеться, но один раз, несмотря на их количество. Но выходя, ученик каждый раз кладёт работу на стол организатора, а не оставляет на парте.

6. Сколько дней проверяют экзаменационные работы?

Четыре дня дается на обработку результатов в регионе и четыре дня на федеральном уровне. - отвечает Вероника КОСТРОМЦОВА. - Поэтому массовые экзамены: русский, математика — это восемь дней.

7. Где и в какие сроки узнавать результаты?

Есть график, когда придут результаты после каждого экзамена, - отвечает Лариса Манекина . Он вывешен на сайте Министерства образования (сайт Минобр74 — вкладка «Деятельность» - «Общее образование» - ГИА (государственная итоговая аттестация) — 11 класс - ЕГЭ, там сведения по конкретным предметам).

Быстрее всего результаты экзамена можно узнать в интернете, а потом в образовательном учреждении. Но по традиции результаты узнают в образовательных учреждениях. В прошлом году уже подключили интернет информирование на сайте www.ipk74.ru — это региональный ресурс. Чтобы увидеть свои результаты, нужно ввести паспортные данные. В этом году подключили еще один сайт www.ege.edu.ru - общий портал, там результат узнаются по номеру пропуска (около 16 знаков).

6. Если свидетельство ЕГЭ потерялось…

Нужно придти туда, где тебе его выдали, т.е. в школу, и написать заявление, - отвечает Ирина ГАЖА . - Школа обращается в районное управление, а те - в министерство образования. Минобрнауки звонят в федеральный центр тестирования, заказывают дубликат свидетельства. Свидетельство восстанавливается в течении одной-двух недель. В случае пропажи, не нужно беспокоиться, можно заказать дубликат и в это же время придти в вуз с документами и сказать о результатах ЕГЭ. ВУЗ всё равно проверяет по единой электронной базе результаты и сам подтверждает их.

7. Влияют ли результаты ЕГЭ на оценки в аттестате и на получение медали?

Если результаты по основным экзаменам: «русский язык» и «математика» - ниже минимального балла и пересдача не спасла, то аттестат ему не выдадут, - предупреждает Ирина ГАЖА. - Количество баллов, полученных на ЕГЭ, не переводится в оценки, а значит и на оценки в аттестате не влияет. Только если это не «двойки». Если ученик идёт на золотую медаль и набрал всего лишь на один балл больше минимального, медаль ему все равно выдаётся.

8. Как можно подать аппеляцию?

В течении 2-х суток после получения результата можно подать апелляцию, - отвечает Вероника КОСТРОМЦОВА . - Нужно прийти в школу, где обучаешься, там написать заявление в двух экземплярах: один отдаём школе, второй оставляем себе. Апелляционная комиссия назначает дату рассмотрения, готовит работу и сообщает, когда можно приехать за результатом. Ребёнок может приехать один, с родителем или законным представителем (опекуном). На апелляционной комиссии, ребёнку предоставляется вся работа, которая обсуждается с экспертами, и выносится общее решение. Конфликтная (аттестационная) комиссия региона — окончательная инстанция.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!