Конспект урока букварный период обучение грамоте. Лекция методика обучения грамоте (методика обучения чтению) план. Индивидуальный опрос. Работа по карточке

Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

«Звук и буква Л, л»

Подготовила

учитель начальных классов

Михалева Светлана Ивановна

Павловск 2011

Букварный период обучения грамоте 1 класс.

Тема : Звук и буква Л, л. Цель : - познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи : Образовательные: познакомить с буквой и со звуком Л,л; - автоматизировать правильное произнесение [Л] формирование умения определять местоположение звука в слове. Коррекционно -развивающие : - развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры; - корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами; - развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений; - коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.; Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

Воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование : иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,

Ход урока.

Этапы урока

Психологический настрой.

Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Физминутка.

«Рыбки»

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песок.

Посмотрите, кто плывет к нам на встречу?

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

С какого звука начинаются все эти слова?

Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это?

Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи - ?

Ложка - ?

Стол - ?

Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке?

Ребята, это буква Л.

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л?

Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

Лунтику понравились все ваши буквы.

Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку.

Физминутка .

«Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Посмотрите, что у улитке в домике лежит?

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв.

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.


Дети выполняют гимнастику

Стая пиявок. Лиса, лист, лошадь, лук.
Со звука Л. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют) Жаба Клава.

В начале слова В начале слова В конце слова

Буква Дети отвечают
Из двух палочек. Выкладывают из камушек букву Л

Краб. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Печатают в блокнотах букву Л.

Выполняют гимнастику

Листы бумаги.
Выполняют задание (Приложение 1)

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1. На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4. Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Приложение 1 (http ://solnet®.ee )


Приложение 2 (http ://solnet®.ee )
Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.

Список использованной литературы


1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

М., «Просвещение» (2009 г.)

Использованные Интернет-ресурсы

1. http ://solnet®.ee (Прложение1,2)2. (пальчиковая гимнастика «Краб») 3. (физминутка «Улитка»)

Урок литературного чтения (в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме « Звуки [ б], [б"]. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы занимательности в учебный процесс, позволяет увлечь учащихся процессом обучения и создаёт прочную мотивацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (в период обучения грамоте)

Учитель начальных классов: Горшкова Анжела Дмитриевна

Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №16» г.Альметьевска РТ

Класс: 1 А

Тема урока: « Звуки [ б], [б"]. Буквы Б, б»

Учебные цели и задачи: формирование у учащихся общего представления о звуках [ б], [б"] и буквах Б, б.

  1. Создание условия для формирования у учащихся практического умения выделять в словах звуки [ б], [б"], давать характеристику данным звукам. Уметь объяснять значение одинаковых по написанию слов; расшифровывать записи; придумывать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения.
  2. Способствовать развитию грамотной речи, внимания, памяти, логического мышления.
  3. Содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству, бережному отношению к природе, животным.

Базовый учебник (УМК): УМК «Планета знаний», «Букварь», автор Т.М.Андрианова, учебное издание «АСТ» и «Астрель», М., 2012.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование: интерактивная доска, мобильный класс, карточки со слогами, карточки для индивидуальной работы, плакат «Грибы», рисунок белки.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, недавно у вас был праздник «Посвящение в первоклассники». Теперь вы стали настоящими учениками. А какими качествами должны обладать ученики? Какие из них пригодятся нам сегодня на уроке? Я думаю, что вы сегодня будете работать отлично. Желаю вам удачи!

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

а) Работа по ленте букв.

Вспомните, какие буквы мы изучили. Назовите только гласные буквы. Назовите согласные буквы.

б) Беседа.

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в лес. Но чтобы туда попасть, нужно отгадать загадку.

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка.)

Кто из вас видел белку? Опишите словами, как она выглядит. Чем питается белка? Как люди должны вести себя в лесу? Почему?

3.Выявление места причины затруднения. Открытие «нового» знания .

Произнесите слово «белка». Какой звук вы услышали в начале слова? Как вы можете его охарактеризовать?

а) Работа с нетбуками.

Нарисуйте схему к слову «белка»

Есть ли у этого звука парный твёрдый звук?

б) Передача файла.

Я отправила файл на ваш рабочий стол. Откройте его. Вы видите ещё одну загадку. Прочитайте её.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Кто догадался, что это? (Рябина.)

За каждый правильный ответ я вам буду раздавать по рябинке. А в конце урока посмотрим, чья команда соберёт больше рябины. Из этой рябины мы соберём бусы и отправим белочке на зиму гостинец.

Произнесите слово «бусы».

Какой первый звук вы услышали? Охарактеризуйте его. Нарисуйте схему к этому слову.

4. Постановка темы и целей урока.

Над какой темой мы будем работать? Какие цели перед собой поставим?

Какой буквой обозначаются твердый и мягкий согласные звуки [ б], [б"]? Каково её место на ленте букв?

5. Первичное закрепление во внешней речи.

а) Работа с букварём (с.48) – чтение слогов.

Сейчас мы с вами поработаем в группах. Каждая группа будет читать слова в столбиках. Ваша задача – не просто прочитать слова в столбиках, но и понаблюдать за изменением слов. Начинаем работать. В группе вы обсуждаете, а отвечать будет один выбранный вами человек из группы.

Чем различаются слова каждого столбика?

Продолжите ряд слов: собрал, выбрал, подобрал, разобрал. Придумайте предложения с этими словами.

А близки ли по смыслу слова последнего столбика?

б) Работа с текстом.

Прочитайте текст.

6. Физминутка.

Ребята, а что можно собирать в лесу осенью? (Грибы.)

А знаете ли вы съедобные и несъедобные грибы?

Посмотрим на плакат и назовём, какие съедобные, а какие несъедобные грибы. Как нужно правильно собирать грибы?

Итак, мы продолжаем идти по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки. Увидели гриб, наклонились, срезали, положили в корзину. Пошли дальше. Увидели гриб, наклонились, срезали, положили в корзину. Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзину. Полная корзина.

7. Самостоятельная работа в тетрадях (с.24).

а) Найдите и обведите букву б.

б) Решите ребусы. Запишите слова.

Проверим, как вы выполнили задание. Поменяйтесь друг с другом тетрадями. Сравните выполненное задание на доске.

8. Включение в систему знаний и повторение.

а) Индивидуальная работа по карточкам.

На карточках записаны слоги, образуйте и запишите из них слова.

(шу, жа, ба, ры, боб, ран, друж,)

(Проверка составленных слов.)

9. Рефлексия.

- Над какой темой работали? С какими звуками и буквами познакомились? Что о них узнали?

Я думаю, что вы очень старались, поэтому бусы получились длинными. Вот какой большой подарок мы отправим белочке.


Уроки составлены по образовательной программе для учащихся 0 (подготовительного) и 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) под редакцией Бгажноковой И. М.

Предложенные конспекты являются предпоследними тремя из двенадцати уроков раздела «Слово. Практическое знакомство со словом».

Конспекты уроков составлены на основе методических рекомендаций по обучению чтению и письму и дидактического материала для занятий в добукварный период учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А. К. Аксеновой, С. В. Комаровой, М. И. Шишковой, М.: Просвещение, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ 1

Тема : Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка», условно-графическое изображение слов.

Задачи :

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать подвижность органов артикуляционного аппарата учащихся;
  2. развивать мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные:

Оборудование : индивидуальные зеркала; цветные и простые карандаши; слова-полоски; сюжетная картинка сказки «Репка», отдельные изображения героев сказки; индивидуальные листы с контурным изображением квадратов и репок; компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Орг.момент : настрой учащихся на работу; проверка посадки детей; проверка готовности к уроку

слайд № 1 ):

- «улыбка»

- «шарики»

- «часики»

- «чашечка»

- «лошадка»

  1. Изучение нового материала.

1) Детям предъявляется картинка с изображением огорода (забор, дом, грядка, репа, солнце) – слайд № 2 .

Ребята, давайте расскажем отдельными словами, что нарисовано на картинке. Я начинаю первой – огород.

Учащиеся называют предметы, изображенные на картинке.

Что мы произносим? (Слова.)

Как мы умеем обозначать слова? (Полосками.)

Дети поочередно прикрепляют под картинкой «Огород» названные слова-полоски.

Педагог следит за тем, чтобы учащиеся не повторяли одни и те же слова.

Ребята, давайте «прочитаем» все слова. Отдельные учащиеся «прочитывают» все выставленные слова.

2) Учитель выставляет героев сказки «Репка» - слайд № 3.

Из какой сказки пришли к нам эти герои? (Репка.)

Давайте вспомним вместе эту сказку, и вы мне в этом будете помогать (слайды № 4 – 10). «Посадил дед …. Выросла репка … . Стал дед репку из земли тащить. Тянет-потянет, а вытянуть …. Позвал дед на помощь …. Бабка за …., дедка за …. Тянут-потянут, вытянуть … . Позвала бабка … . Внучка за …., бабка за …., дедка за …. Тянут-потянут, вытянуть … . Позвала внучка …. Жучка за …., внучка за …, бабка за …., дедка за …. Тянут-потянут, вытянуть … . Позвала Жучка … Кошка за …, Жучка за …., внучка за …, бабка за …., дедка за …. Тянут-потянут, вытянуть … . Позвала кошка …. Мышка за …, кошка за …, Жучка за …., внучка за …, бабка за …., дедка за …. Тянут-потянут, вытащили репку!

3) Игра на различение близких по звуковому составу слов.

Педагог предъявляет детям картинку с изображением мышки (слайд № 11 ). Инструкция: «Это кто? (Мышка .) Услышав неправильно названное слово «мышка», вы должны хлопнуть в ладоши» .

Слова для предъявления: мышка, миска, мишка, мышка, мушка, сушка, мышка, шишка, нышка, пышка, мышка.

4) Физ.минутка с проговариванием и движениями.

Ну, давай поможем зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» - летит вперед,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

Детям предъявляется картинка с изображением дома (слайд № 12 ).

На какую геометрическую фигуру похож дом? (На квадрат.)

На какую геометрическую фигуру похоже окно? (На квадрат.)

Какой из этих квадратов больше – дом или окно? (Дом.)

Большой – квадрат, а маленький - …? (Квадратик.)

- Какой по цвету дом? (Зеленый.)

Какое по цвету окно? (Желтое.)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно разгибать пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого )

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел. (загнуть мизинец )

Этот пальчик чистит стол. (загнуть безымянный палец )

Этот резал. (загнуть средний палец )

Этот ел. (загнуть указательный палец )

Ну а этот лишь глядел! (загнуть большой палец )

Дети обводят по контуру два квадрата: большой (зеленый) и маленький (желтый) (слайд № 13) .

Детям, выполнившим задание, предъявляются для сравнения две репки (слайд № 14 ).

Сравните еще два эти предмета (репа – репка.) Молодцы!

Каждому ученику дается листок с контурным изображением большой репы и маленькой репки (Работа с дидактическим материалом, стр.13, задание № 4).

Какую репу мы будем обводить по контуру, большую или маленькую? (Большую.)

Какие цветные карандаши мы возьмем для работы? (Желтый, зеленый.)

Учащиеся выполняют работу.

  1. Подведение итогов урока

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по обучению грамоте

в 1 классе (добукварный период)

№ 2

Тема : Подбор слов по теме «Домашние животные», их кодирование и последующее «чтение».

Задачи :

Образовательные:

  1. учить выделять произнесенные слова и обозначать их условно-графически;
  2. выявлять представления детей об основных цветах и закреплять имеющиеся у них знания;
  3. определять состояние графических умений и продолжать работу над совершенствованием.

Коррекционно-развивающие:

  1. корригировать и развивать фонематическое восприятие;
  2. корригировать мыслительную деятельность учащихся путем введения обобщающего понятия «Домашние животные»;

Воспитательные:

  1. воспитывать умение работать сообща (терпеливо слушать ответы товарищей, ожидать своей очереди в игре, совместной работе).

Оборудование : индивидуальные зеркала; цветные и простые карандаши; слова-полоски; сюжетная картинка сказки «Репка», отдельные изображения героев сказки; предметные картинки с изображением домашних животных; сюжетная картинка со сказочным героем Пятачком; индивидуальные листы с контурным изображением кругов; экран для педагога; компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Орг.момент
  2. Подготовка учащихся к усвоению учебного материала .

Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал, картинок-символов (слайд № 1 ):

- «улыбка»

- «шарики»

- «часики»

- «чашечка»

- «лошадка»

  1. Изучение нового материала.

1) Воспроизведение сказки «Репка»

Ребята, на прошлом уроке вы слушали сказку «Репка». Сейчас вы с моей помощью её расскажете.

Учащиеся воспроизводят сказку «Репка», используя героев сказки, выводя их поочередно на экран (слайд № 2) и «подписывая» героев словами-полосками (Дидактический материал, стр.13, задания № 1,2,3).

2) Введение в речь обобщающего понятия «Домашние животные» (слайд № 3 ).

На экран выводятся два животных – кошка и собака.

Это кто? (Кошка и собака.) Где они живут? (С человеком, дома.)

Как их можно назвать одним словом? (Животные.)

Если они живут дома, значит это какие животные? (Домашние.)

Каких еще домашних животных вы знаете? В случае затруднения детям предъявляются на экране предметные картинки домашних животных: корова, лошадь, свинья, коза. Затем эти картинки «подписываются». (Учитель обращает внимание детей на то, где «предмет», где «слово».)

3) Физ.минутка.

Руки вверх и в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Руки вниз и в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Учитель предлагает детям поиграть в игру «Чей голосок?». Педагог приглашает «сильного» ученика за экран, затем поочередно предъявляет ему картинки животных, ребенок произносит звукоподражания домашних животных, а остальные дети отгадывают.

Предлагаемые картинки: собака, кошка, корова, баран, коза, лошадь, свинья (звукоподражания: гав-гав, му, мяу, бе-е, ме-е, цок-цок, хрю-хрю).

4. Закрепление изученного материала .

Детям предъявляется картинка с изображением сказочного героя Пятачка (слайд № 4 ).

Дайте имя герою картинки. (Пятачок.)

Чем занят пятачок? (Играет с воздушными шарами.)

На какую геометрическую фигуру похожи воздушные шары? (На круг.)

Чтобы эти шары у Пятачка не лопнули, обведем их по контуру. Как правильно обводить по контуру? (Ответы детей.)

Какого цвета нам понадобятся карандаши для работы? (Красный, синий.)

А сейчас подготовим пальчики к работе.

На двери висит замок (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (движения сцепленными пальцами от себя, к себе)

Потянули (пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

Дети обводят по контуру шары красным и синим карандашами.

Какой по цвету самый большой шар?

Подует ветер. Что случится с шарами? (Улетят.)

Помогите Пятачку удержать шары. Что для этого сделаем? (Нарисуем ниточки.)

Учащимся, выполнившим работу, предъявляется Дидактический материал, стр. 14, задание № 3.

На экране предъявляются для сравнения два глиняных горшка.

Что вы видите на столе? (Горшки.) Сравните горшки по величине, показывая их.

Как назовем маленький горшок? (Горшочек.)

На экране появляется стакан с двумя зубными щетками.

Какие еще два предмета можно так сравнить? (Зубные щётки.)

Как ласково можно назвать маленький предмет? (Щёточка.)

5. Подведение итогов урока (эмоциональная оценка педагогом деятельности детей в течение урока).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по обучению грамоте

в 1 классе (добукварный период)

№ 3

Тема : Подбор слов по теме «Овощи», их кодирование и последующее «чтение».

Задачи :

Образовательные:

  1. учить выделять произнесенные слова и обозначать их условно-графически;
  2. закреплять представления детей об основных цветах;
  3. совершенствовать графомоторные умения.

Коррекционно-развивающие:

  1. корригировать и развивать фонематическое восприятие;
  2. развивать мелкую моторику кистей рук, артикуляционного аппарата;
  3. корригировать мыслительную деятельность учащихся путем введения обобщающего понятия «Овощи»;
  4. корригировать мелодико-интонационную сторону речи детей путем драматизации;
  5. развивать связную речь за счет воспроизведения сказки «Репка».

Воспитательные:

  1. воспитывать умение работать сообща (терпеливо слушать ответы товарищей, ожидать своей очереди в игре, совместной работе).

Оборудование : индивидуальные зеркала; цветные и простые карандаши; слова-полоски; сюжетная картинка сказки «Репка», отдельные изображения героев сказки; предметные картинки с изображением овощей; индивидуальные листы с контурным изображением треугольников; экран для педагога; компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Орг.момент : настрой учащихся на работу; проверка посадки детей; проверка готовности к уроку.
  2. Подготовка учащихся к усвоению учебного материала .

Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал в стихотворном сопровождении.

- «улыбка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем.

И нисколько не устанем.

- «шарики»

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я!

- «часики»

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

- «чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

- «лошадка»

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

  1. Изучение нового материала.

1) Воспроизведение сказки «Репка» с использованием элементов драматизации под руководством педагога.

Ребята, вы все знаете и любите сказку «Репка». В ней такие дружные герои, что смогли вытащить огромную репку. Вспомним, с чего начинается сказка и что было дальше.

Дети поочередно рассказывают и показывают, каким голосом говорит каждый из героев. Педагог сопровождает рассказ детей поочередным показом героев на экране (слайд № 1 ) (Дидактический материал, стр.13).

Как дед позвал бабку? (Бабка, а бабка, помоги репку тянуть. Мне одному не вытащить!)

Кого позовет бабка? (Внучку.) Какие слова она скажет? (Ответы детей.)

Кто следующий прибежит на помощь? (Жучка.)

Как Жучка позовет по-собачьи следующего помощника? (Гав-гав.)

Кто прибежит на помощь? (Кошка Машка.)

Как кошка по-кошачьи позовет следующего героя? (Мяу-мяу.)

Кто прибежит помогать? (Мышка.)

Как мышка сообщит о своем приходе? (Пи-пи.)

Педагог оценивает способности детей к драматизации сказки, звукоподражанию героев.

Ребята, давайте «подпишем» под героями название русской народной сказки (использование слова-полоски).

2) Введение в речь обобщающего понятия «Овощи».

Ребята, репа – это что? (Овощ.)

Какие овощи вы знаете?

После того, как дети перечислили известные им овощи, на экране появляются картинки овощей (слайд № 2 ). Затем обобщающее понятие «подписывается». (Учитель обращает внимание детей на то, где «предмет», где «слово».)

3) Физ.минутка.

Руки вверх и в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разожмем и на бочок.

Руки вниз и в кулачок,

Разожмем и на бочок.

4) Игра на развитие фонематического восприятия.

Учитель предлагает детям поиграть в игру «Какое слово лишнее?». Педагог, используя экран, четко произносит слова, а дети называют лишнее слово.

Слова для предъявления:

Капуста, пусто, капуста, капуста;

Огурец, огурец, молодец, огурец;

Помидор, помидор, помидор, забор;

Кофе, картофель, картофель, картофель.

4. Закрепление изученного материала .

Детям предъявляется картинка с изображением бабки и внучки из сказки «Репка» (слайд № 3 ).

Посмотрите на рисунок слева. Это две косынки. Догадайтесь, чьи они.

Почему косынка красная бабкина? (Большая.)

Почему косынка синяя внучкина? (Маленькая.)

Чья косынка больше? (Бабкина.)

Как ласково назовем косынку внучки? (Косыночка.)

На какую геометрическую фигуру похожи косынки? (Треугольник.)

Чтобы края косынок не порвались, мы их по контуру обведем. Какие карандаши нам понадобятся? (Синий, красный.)

А сейчас подготовим пальчики к работе.

Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трем, (трем кулаком о кулак)

Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью)

Мы капусту жмем. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

Дети обводят по контуру косынки красным и синим карандашами.

Какая по цвету самая большая косынка? (Синяя.)

На экране появляются два дерева.

Что еще вы видите на картинке? (Деревья.) Сравните деревья по величине, показывая их.

Как назовем маленькое дерево? (Деревце.)

5. Подведение итогов урока (эмоциональная оценка педагогом деятельности детей в течение урока).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Татьяна Вдовенко
Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте

Тема : Буквы «Н» , «н» , обозначающие согласные звуки [ н ] , [н ].

Цели : познакомить учащихся со звуками [ н ] , [н ]., с буквами «Н» , «н» ; формировать навыки безотрывного письма и плавного чтения ; развивать речь, логическое мышление учащихся.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Начинаем мы урок ,

Затаив дыханье.

Кто же ступит на порог,

Гадаем в ожиданье. (С. Чижова)

Появляется кукла Незнайки.

Что же за гость пожаловал к нам на урок ? (Незнайка) .

Обидно Незнайке за имя своё.

Не хочет Незнайка не знать ничего.

Поможем бедняге мы грамотным стать

И буквы начнём вместе с ним повторять. (С. Чижова)

2. Повторение ранее пройденного материала

Вспомнить изученные буквы , расположенные в «Замке букв » .

Чтение букв , буквосочетаний .

3. Определение темы урока .

Назовите гостя, пришедшего к нам на урок .

Незнайка – назовите первый звук .

Носов – назовите первый звук .

С какими же звуками мы будем работать на уроке ? А ещё мы познакомимся с новыми буквами , научимся их писать.

Вы посмотрите, куда забрался Незнайка!

4. Книжная пятиминутка.

Кукла Незнайка : Как появился я, Незнайка?

И почему всё знает Знайка?

А кто придумал Пульку с Булькой?

А кто такой болтливый Гунька?

Как много слышу я вопросов!

Показ портрета Н. Н. Носова (1908 – 1976) .

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в актёрской семье. В юности увлекался театром, музыкой, занимался самообразованием.

Н. Н. Носов – детский писатель-юморист, кинорежиссёр.

В детстве Носов читал книги Пальмера Кокса «Новый Мурзилка» о приключениях маленьких человечков. Среди них были Знайка, Незнайка и их смешные друзья. Носов «взял» Знайку и Незнайку и «повёл» к новым друзьям в другой мир – в мир коротышек из Цветочного города. Так появилась трилогия о Незнайке : «Приключения Незнайки и его друзей» , «Незнайка в Солнечном городе» , «Незнайка на Луне» .

Произведения : «Мишкина каша» , «Фантазёры» , «Телефон» , «Затейники» , «Дружок» , «На горке» и др.

5. Изучение нового материала .

Слого-звуковой анализ слов .

Характеристика звуков н , н в процессе слого-звукового анализа слов «барабан» , «конь» .

Учитель пользуется демонстрационными предметными картинками и демонстрационными фишками для составления слого-звуковых схем на наборном полотне, расположенном на доске. Ученики работают с фишками, выкладывая схемы слов на своих рабочих местах.

звук [ н ] – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается, звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание, твёрдый;

звук [ н] .– согласный, звонкий, мягкий;

оба звука мы будем обозначать буквой «н» («эн» ).

«Новоселье» буквы в «Замке букв » (в ленте букв ) .

Поселим новую букву «н» в «Замок букв » .

Какое место она займёт и почему? (Буква «н» поселится в сине-зелёной «гостиной» , т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки ; на верхнем этаже, т. к. обозначат звонкие согласные звуки ).

Из истории буквы «н» .

Сейчас эта буква называется «эн» , а когда-то называлась иначе – «наш» , т. е. «свой, принадлежащий нам» . В старину так называлась буква , а теперь это самостоятельное слово. С этим словом существует много речевых оборотов :

«знай наших» - восхваление самого себя;

«наша взяла» - мы одержали победу;

«наше вам с кисточкой» - шутливое приветствие.

Работа с учебником.

Составление предложений по картинке (по заданным схемам) .

Кто изображён на картинке?

Словарная работа :

богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек очень большой силы, стойкости, отваги;

былина – русская народная песня, сказание о богатырях.

Какие русские богатыри вам известны?

Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина учителем, пословиц читающими учениками, анализ пословиц, подчёркивание в них новой буквы «н» .

Обучение письму строчной буквы «н» .

Работа в прописи.

Написание буквы «н» , слогов и слов с новой буквой после слого- звукового анализа .

Пальчиковая гимнастика.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. (О. Узорова)

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту, поджимая пальцы. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Физминутка.

Буратино быстро мчался,

На пригорок он взобрался.

А затем он вниз стремился –

Чуть, бедняга не разбился.

Влево, вправо он петлял –

Всё же в школу опоздал.

Но не зря в класс торопился –

Быть культурным научился. (С. Чижова)

Обучение письму заглавной буквы «Н» (аналогично обучению письму строчной буквы ) .

Работа в прописи.

Слого-звуковой анализ слова «Незнайка» .

Разминка для глаз.

7. Закрепление изученного на уроке материала .

Упражнение «Слогочиталочка» .

Дети читают слоги с изученной буквой , работают в парах (сигнал) по принципу «учитель – ученик» , меняясь ролями.

Упражнение «Цветочная поляна» .

Мы уже немало знаем,

А теперь мы поиграем –

Вспомним травы и цветы

С буквой «н» - и я и ты.

(Незабудка, нарцисс, настурция, нимфея – озёрная кувшинка, нелюмбиум - один из видов лотоса и др.)

8. Подведение итогов.

С какими новыми звуками познакомились ?

Что узнали об этих звуках ?

Что особенно запомнилось на уроке ?

- Урок окончен . (Домашнее задание в первом классе не задаётся)

Публикации по теме:

"Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Чтение (букварный период).
Тема: Звук [ц], буквы Ц, ц.
Цель. Познакомить учащихся с новыми звуком [ц] всегда твердым и глухим и буквами Ц, ц.
Задачи.
Обучающие. Формировать умение читать слова с буквами Ц, ц; наблюдать за особенностями написания букв и, ы после [ц]; обобщить знания о твердых непарных и мягких непарных согласных звуках.
Развивающие. Способствовать развитию фонематического слуха; навыков правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения; мышления.
Работать над развитием связной и грамотной речи.
Воспитательные. Воспитывать интерес к чтению, культуру поведения при работе в паре.

Планируемые результаты
Личностные результаты: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу; первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; формирование индивидуального стиля деятельности.

Предметные результаты: умеет соотносить звук и букву, выделяет звуки из слова, дает характеристику звуку, производит звуко-буквенный и слого-звуковой анализы слов; читает слоги, слова, стихотворения, тексты с буквами Ц, ц, без ошибок..
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новых знаний: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник Азбука Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, лента букв, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.
Дидактические материалы: сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги, предметные картинки, тексты стихов, звуковые модели слов, карточки для индивидуальной работы, шаблоны букв.
Ход урока
1.Организационный момент
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД:
(Л.)Формирование личностной заинтересованности
(Р.)Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности.
Учитель. Дети улыбнитесь своему соседу, теперь улыбнитесь мне, а я вам.

2. Актуализация знаний. Фонетическая зарядка.
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Формируемые УУД.
(К.)Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме.
(П.)Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
(К.) Формирование умений слушать и понимать речь других.
Учитель. - Как подзывают цыплят? (цып-цып)
Учитель. Какой звук слышится в начале?
Ученик. Звук ц.
Учитель. Что вы можете рассказать об этом звуке? Охарактеризуйте его.
Ученик. ц - согласный, глухой, твёрдый, непарный.
Учитель. Какими буквами на письме мы обозначаем этот звук?
Ученик. Буквой Ц.
Учитель. На что похожа буква Ц?
Ученик. На скамейку, стул, краник бочка.
Учитель. Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка. (А.Шибаев)

3.Самоопределение к деятельности
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний. Формируемые УУД.
(К.) Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
(П.) Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
(Р.) Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.
На интерактивной доске появляются слова с рисунками. (Слайд 1)
лиса, иней, цыпленок, окунь

Учитель. Что общего в этих словах?
Ученик. Это слова предметы.
Учитель. Отгадайте, какое слово получится, если составить первые звуки каждого слова.
Ученик. Лицо.
Учитель. Где слышите звук [ц] в слове?
Составьте звуковую модель слова. На схеме поставьте ударение (звуко-слоговой анализ слова лицо).
Ученик. [л`] [и][ц][о] □`○□○
Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока? С каким звуком и буквой мы познакомимся сегодня?
Ученик. Звук [ц], буквы Ц, ц.
Учитель. Хорошо. А чему же мы будем учиться сегодня?
Ученик. Выделять звуки из слова, производить звуко-буквенный анализ слов; читать слоги, слова, тексты с буквами Ц, ц.
Учитель. Да, мы сегодня познакомимся с новым звуком [ц], буквами Ц, ц.

4. Применение и добывание знаний. Работа в паре
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений, развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД.
(Р.) Формирование умения выполнять последовательность действий, позицию по отношению к своей работе в группе (Л.).
(К.) Быть исследователем, конструктором, организовывать совместную работу.
Учитель. Работа по учебнику.
1.Чтение звукобуквенных моделей, выделение новых звуков. Конструирование новых букв. Определение места буквы Ц в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Ц? Какая буква находится после буквы Ц?
Ученик. Между Х и Ч.
Учитель.
2. Чтение слогов с новыми звуками под моделями (с.110).
3. Чтение слов на цветном фоне (с.111). Нахождение лишней пары слов (белый целый). Составление моделей слов (Работа в паре).
Учитель. Какое ещё задание вы хотели бы выполнить с этими словами, работая в паре?
Ученик. Поставить в словах ударение, разделить на слоги.
Учитель. Приступаем к работе.

5. Физкультминутка.
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).
Учитель. Ребята, я буду читать слова с буквой Ц. Если буква в начале слова вы приседаете, в середине хлопаете, в конце идете. (Цветы, улица, заяц,
цапля, гонец).

Учитель. Как вы понимаете слово гонец? К чему мы можем обратиться?
Ученик. К толковому словарю Ожегова.
Учитель. Гонец - человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

На интерактивной доске появляется запись: (Слайд2)

А Учитель. - Что вы заметили?
О Ученик. Вместе написаны И и Ы.
Ц У
Е
И Ы

ЦЫ ЦИ ЦЫ
цыц цинк певцы
цыган циферблат скворцы
цыпленок цикорий колодцы
цыпочки

Учитель. Прочитайте 2,3 столбики со словами, что вы заметили?
Ученик. В середине слов пишется и, на конце ы
Учитель. В 1 столбике записаны слова исключения, их надо запомнить, в корне слова после ц пишется буква и (2 столбик), на конце слова после ц пишется буква ы (3 столбик).

6. Итог урока
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы. Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке (р), дать самооценку учебной деятельности(л).
Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?
Ученик. Мы познакомились с новым звуком [ц], буквами Ц, ц. Выделяли звуки из слова, читали слоги, слова, тексты с буквами Ц, ц.
Учитель. Поработаем со светофором. Помним, что зелёный круг всё понятно, жёлтый не совсем понятно, красный требуется помощь.

На интерактивной доске появляются высказывания, дети поднимают круг, который соответствует каждому высказыванию.(Слайд 3)

Я запомнил, что звук [ц] согласный, глухой, твёрдый, непарный.
Я понял, что на письме мы обозначаем этот звук буквами Ц,ц.
Я запомнил, что в корне слова после ц пишется буква и, на конце слова после ц пишется буква ы.

Учитель. Молодцы! Я рада. Что вы все запомнили эти правила.

7. Рефлексия учебной деятельности
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки(р).Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).
Учитель. Ребята, а кто из вас был в деревне?
Дети. Я. я..
Учитель. Ой, вы все там были! А как там красиво, особенно летом в лесу, на лугу! Птички поют, бабочки летают, цветы цветут.
Учитель обращается к плакату на доске.
- А чего не хватает на рисунке в деревне, в которую приехали мы?
Ученик. Красоты.
Учитель. Попробуем её изобразить?
Дети. Да.
Учитель. У каждого из вас на парте три цветка: красный, жёлтый, зелёный. Если вам понравилось на уроке прикрепите красный цветок, если не всё понравилось жёлтый, но а если было плохое настроение зелёный. Прикрепят цветочки сначала девочки, а потом мальчики.
Учитель. Наша деревня запестрела цветами красного цвета. Я рада, что на уроке вам всё понравилось!
Учитель. Урок окончен.

Литература.

1. В.Волина Занимательное азбуковедение, М.: Просвещение, 2000г.

2.Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: книга для учителя. М.: 2009

3.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник,
2007.

4. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. М: Вако, 2010.

5. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению.1 кл. М.: Вако, 2010.

6. Журналы Начальная школа 2010 -2012.

7. Журналы Современный урок 2010-2012.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!