Научное обозрение. Педагогические науки. Лучшая практика в отечественном образовании Лучшие педагогические практики в школе

Достижения образовательной системы России, лучшие отечественные инновации в сфере образования будут представлены международному сообществу в рамках образовательного саммита Global Education Leaders` Partnership (GELP), который впервые пройдет в Москве с 1 по 3 ноября 2017 года.

Саммит посвящен теме «Образование для сложного мира: зачем, чему и как учить в 21-м веке», которая была предложена российской стороной и одобрена зарубежными коллегами. Форум станет площадкой для обсуждения образовательных стандартов, поиска идей, проектов и формирования глобальной повестки по развитию новой системы обучения школьников.

«Мы в России сегодня обсуждаем, какие могут быть новые модели массового школьного образования, адекватные вызовам современного мира. В эти 3 дня у нас будет возможность пообсуждать успешные мировые и российские практики с людьми, которые формируют образовательную политику и определяют векторы развития школьного образования. Саммит представляет собой уникальную площадку для диалога российских специалистов в области образования и наших международных коллег, имеющих опыт решения аналогичных задач, например, в Финляндии, Сингапуре, Южной Корее, Канаде и других странах», - сказала генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева в преддверии форума.

По ее мнению, необходимо чтобы перспективные проекты развития российского образования использовали лучшие мировые практики в отношении содержания образовательных программ, новых форматов обучения, инструментов цифровизации и персонализации, подготовки новых учительских и административных кадров, развития инфраструктуры.

В программе саммита - пленарные сессии, круглые столы, групповые дискуссии, консультации. Участники обсудят, в каком направлении будет развиваться содержание учебных программ, какие новые методы оценки содержания образования стоит использовать, как изменить методы обучения и формы организации учебного процесса. Предметом дискуссий станут направления поддержки новых форм образования со стороны государства, роль в развитии образования общественных институтов и объединений - частных инвесторов, социальных предпринимателей, родительских сообществ. Также речь пойдет о том, какие навыки и компетенции будут необходимы нынешним школьникам, что важно знать и уметь учителям.

В завершение саммита состоится пленарное заседание, в котором примут участие представители федеральных и региональных органов власти, а также некоммерческих объединений, связанных с развитием образования, науки и социальной сферы. Участники пленарного заседания обсудят стратегии формирования школьного образования в 21-м веке.

Результаты совместной работы экспертов и представителей органов власти воплотятся в дорожной карте развития перспективных практик в российской образовательной системе.

Разработкой российской части повестки саммита занималась группа GELP, в которую вошли ключевые эксперты инновационного школьного образования: ФИРО (А.Асмолов), (И.Фрумин, П.Сергоманов), Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» (Ю.Чечет), МГПУ (И.Реморенко), «Рыбаков Фонд» (Н.Киясов), Global Education Futures (П.Лукша) и другие.

Группа определила три основных пункта повестки:

  • формирование и развитие «сложного человека» : определение пакета компетенций, которые будут способствовать подготовке следующего поколения к будущему сверхсложному (технологическому и информационному) обществу;
  • развитие образовательных экосистем : создание новых образовательных сред, в которых может быть сформирован «сложный человек»;
  • «новые» стейкхолдеры : определение и развитие ключевых игроков (как существующих, так и совсем новых), которые смогут сформировать образовательные среды будущего.

Основатели GELP - Т.Маккей и В.Хэннон оценили повестку как «революционную» и «возможно, самую интересную с момента основания сети».

Наряду с российскими специалистами на саммите выступят иностранные эксперты из многих стран: Аргентины, Бразилии, Финляндии, Ирландии, Испании, Канады, Южной Кореи, Индии, Новой Зеландии и других, в том числе сооснователи GELP:

  • Энтони Маккей, один из ключевых участников образовательных реформ в регионе АСЕАН (Австралия)
  • Вэлери Хэннон, руководитель программ по реформированию образования в ряде стран Европы, США, Австралии и Африке (Великобритания)
  • Кай-Минг Чен, почетный профессор образовательных наук в Университете Гонконга, оказавший содействие образовательным реформам в более чем в 10-ти государствах (Китай)
  • Сандра Милиган, создавшая курс дистанционного обучения МООС, благодаря которому уже более 30 тысяч учителей повысили квалификацию (Австралия)
  • Майкл Стивенсон, старший советник Организации экономического сотрудничества и развития (Великобритания).

Соорганизаторы саммита - Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», «Рыбаков Фонд», институт развития образования НИУ «Высшая школа экономики». Поддержку оказывают: Агентство стратегических инициатив (АСИ) и созданное в России объединение Global Education Futures (GEF).

Справка

Global Education Leaders` Partnership (GELP) – созданный в 2009 году международный альянс лидеров в области образования из Финляндии, Южной Кореи, Австралии, Бразилии, Коста-Рики, Южной Африки, США, Канады, Испании, Великобритании, Китая, Индии, Новой Зеландии. GELP также сотрудничает с отраслевыми объединениями в России, Франции, США, Катаре, Канаде и других странах. Имеет 13 представительств в 9 государствах на 6-ти континентах и ежегодно проводит 12 международных учебных мероприятий в разных странах. Работа GELP направлена на глобальную трансформацию образовательных системы с тем, чтобы каждый ученик мог развиваться и жить полноценной жизнью в сложном мире 21-го века.

Global Education Future (GEF) – международная платформа, основанная в России в 2007 году, работает в проектном режиме и объединяет лидеров глобального образования, инноваторов, основателей стартапов, инвесторов, руководителей образовательных учреждений и администраторов национального и наднационального уровней для обсуждения и трансформации традиционных образовательных систем в образовательные экосистемы.

Текст: Елена Будилина | Редакция сайта АСИ

По мнению западных ученых (MeriamSh., CaffarellaR., 1999), статус института образования взрослых обусловлен, прежде всего, социально-экономическим развитием и претерпевает изменения в зависимости от этого развития. Социокультурный контекст создает для взрослых особые потребности и интересы в развитии. Кроме этого, во многих странах отмечаются демографические изменения. Наблюдается общая тенденция старения населения, что связано с более высокой экономической состоятельностью населения по сравнению с предшествующими поколениями. Также западные авторы пишут в своих работах об увеличении свободного времени у взрослых людей, что обусловлено развитием технического прогресса.

В настоящее время образование взрослых развивается достаточно интенсивно в более чем 42-х странах Европы, о чем свидетельствует большое количество научных работ, монографий, статей, докладов и тезисов конференций в области непрерывного образования.

Некоторые примеры.

В Финляндии образование для взрослых реализуется в формальных и неформальных формах, а также - как либеральное образование, связанное с изучением иностранных языков, информационными технологиями, спортом и др. На рынке либерального образования осуществляют деятельность учебные ассоциации, поддерживаемые политическими партиями; культурные и религиозные организации; летние университеты; народные высшие школы; центры образования для взрослых; спортивные учебные центры; университетские центры непрерывного образования; музыкальные школы и др. В Финляндии применяется концепция «паспорта учебных достижений», в котором представлены все результаты непрерывного образования взрослого.

Опыт функционирования центров образования для взрослых привлекает своим финансовым обеспечением. Более 50% финансирования - из государственного бюджета, около 30% - из муниципального, меньшая часть - из средств обучающихся взрослых.

Подобный опыт либерального образования взрослых существует и в Дании, где к этой сфере относят социально-культурные обучающие мероприятия и курсы, направленные на повышение гражданского самосознания.

В Швеции граждане получают право учиться в образовательных структурах для взрослых в возрасте от 20 лет. Государственная система для взрослых состоит из различных образовательных структур: муниципальных (для взрослых, имеющих проблемы с обучением), курсы шведского языка для иностранных граждан, Национальные школы для взрослых.

По данным международных исследований, Швеция лидирует по количеству вовлеченных в сферу образования взрослых в возрасте от 16 до 65 лет (52,5% населения), наряду с такими странами, как Великобритания (43,9%), Нидерланды (37,4%), Ирландия (24,3%), Бельгия (21,2%), Польша (13,9%).

В диссертационном исследовании Зотовой Т.П. «Использование шведского опыта образования взрослых в отечественной педагогической теории и практике» представлен опыт шведского «фолкбилднинг» (folkbildning) в рамках высших народных школ (означает народное образование, не связанное с получением официального документа о квалификации). Отличительной особенностью этих школ является практика разработки программ при участии слушателей курсов, с учетом профессионального и жизненного опыта контингента конкретной учебной группы. В Швеции уже более ста лет этой традиции - добровольного объединения людей в группы с целью посещения интересующих их лекций и занятий, участия в культурных мероприятиях.

Практически в каждой стране существуют свои особенности существования системы «folkbildning» и высших народных школ. Схожи между собой системы образования взрослых в Швеции и Финляндии. Национальные особенности систем имеются в Дании, Норвегии и Исландии.

В Германии функционируют различные формы образования для взрослых, которые представлены общим и профессиональным непрерывным академическим образованием. Общее образование направлено на общие образовательные потребности населения. Например, курсы для граждан старшего возраста, курсы для женщин. Профессиональное непрерывное академическое образование охватывает большее число возможных дисциплин. Продолжительность такого обучения может быть от нескольких дней до двух лет, в том числе - 30% такого образования реализуется в дистанционной форме.

Непрерывное образование направлено на обеспечение разнообразным группам населения возможности адаптироваться в изменяющемся мире. К тому же, возможно вовлечение в образовательный процесс мигрантов. Обеспечиваются такие потребности, как языковая подготовка, получение культурологических знаний, коммуникативных навыков и др.

В работах Адама Смита, Альтфреда Маршала и др. отмечается, что расширение сферы образования в случае непрерывного образования взрослых можно воспринимать как инвестиции взрослых в свой интеллектуальный капитал.

Правительства западных стран оказывают помощь в развитии разных форм дополнительного образования взрослых, понимая важность повышения квалификации рабочей силы и соответствия образовательного уровня населения прогрессивным изменениям в различных областях техники, производства, культуры в целом. Ответом на новые профессиональные потребности экономики явились специальные программы профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения.

В различных странах используется система мер, обеспечивающая приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, создания просветительских центров в школах, вузах, библиотеках, клубах, религиозных центрах, на рабочих местах, а также на основе информационных технологий. Галичин В.А.Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации Журнальный клуб Интелрос » Век глобализации » №1, 2012

Тем не менее, анализ международных документов, публикаций российских и зарубежных исследователей, связанных с развитием системы образования взрослых в Европе, позволяет сделать вывод о существенных различиях в положении дел в данной сфере в отдельных странах. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития [Текст] / А.Н. Пережовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 38-41. Например, в исследовании «Европейское образование взрослых за пределами ЕС», подготовленном и опубликованном в 2010 г. Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов совместно с Европейской ассоциацией образования взрослых (EAEA), отмечается, что «не во всех регионах Европы потенциал и важность образования взрослых получает надлежащее внимание», «различия в странах-членах ЕС до сих пор велики. В то время как в скандинавских странах, Ирландии и Нидерландах система образования взрослых граждан сложна и хорошо финансируется, в других странах данная система практически отсутствует».

По данным Статистического института ЮНЕСКО, в настоящее время более 860 млн. человек в мире неграмотны. Международное сообщество обязалось изменить это положение путем реализации к 2015 году программы «Образование для всех», среди целей которой - обеспечение полного удовлетворения образовательных потребностей взрослого населения.

Однако результаты проведенного анализа теоретических и практических исследований свидетельствуют о наличии противоречий и вызовов, связанных с тем, что существующая система образования взрослых решает не все актуальные для современного общества профессиональные и личностные проблемы взрослых. Образование остается недоступным для многих социальных категорий населения. По данным международных исследователей, участие в программах образования для взрослых связано с уровнем базового формального образования. Высокий уровень первого образовательного опыта увеличивает потребность непрерывного образования до 4 раз, а в некоторых странах - до 10 раз.

По оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с учетом развития демографической ситуации в развитых странах к 2050 г. подавляющая часть образовательных практик в формальной системе образования и за ее пределами будет связана со взрослым населением (более 600 млн. человек). Дополнительное профессиональное образование в 2010 г.: статистический бюллетень. т. 1. М.: Росстат, 2010.

1

В статье приведены результаты экспертно-аналитического исследования процессов и механизмов взаимодействия субъектов образовательной деятельности при реализации образовательных программ в сетевой форме. Проведен анализ существующих отечественных и зарубежных подходов к практикам реализации сетевых форм образовательных программ. Представлена классификация сетевых форм реализации образовательных программ. Рассмотрен российский и зарубежный опыт применения сетевых форм реализации образовательных программ в сетевых формах обучения на федеральных инновационных площадках, в территориальных инновационных кластерах, систем повышения квалификации. Проведенное исследование показало, что одним из условий эффективного внедрения сетевой формы реализации образовательного процесса является формирование и учет мотивов всех участников, вовлеченных в сетевое обучение, – управления, администрирования, методической работы, авторской работы, преподавания, и т.п. Эти мотивы формируются и выявляются в разных формах взаимодействия между участниками сетевого образовательного процесса, которые были классифицированы по пяти группам от группы, в которой реализуется сотрудничество вузов равных с равной выгодой до группы, в которой вузы удовлетворяются диссеминацией опыта без особой выгоды для себя. Самой важной характеристикой сетевого образования является умение работать в коллаборации – то есть такое участие в совместной работе, когда ее цели и задачи в такой же степени становятся осознанными целями и задачами участвующих в работе лиц.

NETWORK FORMAT OF EDUCATION: THE BEST DOMESTIC AND FOREIGN PRACTICE

Shestak V. Р. 1 Vesna E.В. 1 Platonov V. N. 2

1 National Research Nuclear University MEPhI

2 Higher University of Science and Technologies

Abstract:

The analysisof the educational network subjects interaction are given.Using domestic and foreign network forms of educational programs is reviewed. Classification of wellknownnetwork forms of realization of educational programs is presented. 5 different groups offered. Group A is on the top as a peer-to-peer version. The Russian and foreign experience of application of network forms of realization of educational programs in network forms of education on federal innovative platforms, in territorial innovative clusters, professional development systems is considered. The conducted research showed that one of conditions of effective network form of realization of educational process is formation and the accounting of motives of all participants involved in network training – managements, administrations, methodical work, teaching, etc. These motives are formed and come to light in different forms of interaction between participants of network educational process who were classified by five groups from group in which cooperation of higher education institutions, which are equal with equal benefit up to the group in which higher education institutions are satisfied with an experience dissemination without special benefit for themselves. The most important characteristic of network education is ability to work in collaboration – that is, such participation in collaboration when its purposes and a task in the same degree become the conscious purposes and tasks of persons participating in work.

Keywords:

Библиографическая ссылка

Шестак В.П., Весна Е.Б., Платонов В.Н. СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 72-72;
URL: http://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=76 (дата обращения: 17.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В настоящее время в России сложилась практика формального и неформального образования взрослых в нескольких формах:

  • 1) формальное образование:
    • - общее среднее образование в вечерних (сменных) средних школах;
    • - профессионально-техническое образование в вечерних и дневных с вечерними отделениями профессионально-технических училищах;
    • - среднее специальное образование в средних специальных учебных заведениях (заочная, очно-заочная форма);
    • - высшее образование в высших учебных заведениях;
    • - последипломное обучение (повышение квалификации) специалистов с высшим и средним специальным образованием в институтах, на курсах переподготовки и повышения квалификации.
  • 2) неформальное образование: курсы в народных университетах, центрах и институтах непрерывного (дополнительного) образования, в лекториях общества «Знание», университетах «третьего возраста» и др.

В учреждениях неформального образования предлагается широкий спектр образовательных услуг.

Обучение в учреждениях как формального, так и неформального образования может осуществляться на бюджетной или договорной основе. В формах неформального образования превалирует платное обучение.

В настоящее время активизируется деятельность некоммерческих организаций, основными целями которых является просветительская деятельность, гражданско-правовое образование, экологическое воспитание и др.

Таблица 3

Отличительные признаки формального и неформального образования для взрослых

Признаки

Формальное образование взрослых

Неформальное образование взрослых

Институциональные образовательные структуры

Государственные и негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности со взрослыми

(Академии повышения квалификации,

Институты повышения квалификации,

Институты развития образования,

Информационно-методические центры при отделах образования и др.)

Инновационные образовательные компании,

Научно-образовательные комплексы,

Центры независимой квалификации и сертификаций,

Общественные организации,

Учреждения дополнительного образования детей

  • - Получение профессии
  • - Совершенствование опыта
  • - Развитие профессиональных компетенций
  • - Приращение образовательного потенциала субъекта
  • - Социальная адаптация
  • - Личностное развитие

Субъекты - организаторы обучения

Педагогические работники

Различные специалисты, педагогические работники

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность

  • - «Модель образования 2020»
  • - ФЗ «Об образовании в РФ»
  • -Профессиональный стандарт педагога
  • - Образовательные программы
  • - Локальные акты ОУ
  • - Отражено в «Модели образования 2020»
  • - Локальные акты образовательной и не образовательной организации (нормативно-правовая база несовершенна)

Временные сроки обучения

Обучение в установленный период времени

Сроки не нормированы, гибкий график, не ограничено временными рамками

Обязательность обучения

Носит обязательный характер

Осуществляется на добровольной основе

Характер результатов

Получение документа государственного образца

Приращение образовательного потенциала, удовлетворение профессиональных интересов и личных потребностей

На основе изученных источников (диссертационных исследований, монографий, сборников конференций) проведен анализ организации современной образовательной практики в России. Для анализа использована статистическая информация учреждений формального и неформального образования, а также - результаты опросов взрослых обучающихся.

  • 1. Характеристики обучающихся взрослых в системе непрерывного образования
  • 1) Половая принадлежность - подавляющее большинство обучающихся - женщины, хотя гендерный состав может отличаться в зависимости от специфики преподаваемого курса.
  • 2) Возраст обучающихся:
    • - до 30 лет - более 60%,
    • - от 30 до 40 лет и от 40 до 50 лет - примерно в одинаковом соотношении, около 13%,
    • - старше 50 лет - около 15%.
  • 3) Базовое образование обучающихся:
    • - среднее полное образование - у 26%,
    • - среднее профессиональное образование - 36%,
    • - высшее - 30%,
    • - среднее общее - 8%.
  • 2. Мотивы обучения (в порядке убывания):
    • - повышение общекультурного образовательного уровня;
    • - повышение уровня профессионализма, квалификации;
    • - получение новых прикладных умений;
    • - восполнения пробелов в знаниях, полученных в оконченном учебном заведении;
    • - удовлетворение коммуникативных потребностей во взаимодействии в коллективе.
  • 3. Предпочитаемые формы обучения (в порядке убывания):
    • - специализированные курсы под руководством эксперта;
    • - факультеты, курсы повышения квалификации в высших учебных заведениях;
    • - дистанционное обучение;
    • - лекции - дискуссии.
  • 4. Степень удовлетворенности образовательными услугами:
    • - около 30% обучающихся вполне удовлетворены качеством и условиями обучения;
    • - более 40% обучающихся взрослых отмечают ограниченность спектра образовательных услуг и недостаточную рекламу организаций, предоставляющих услуги по образованию взрослых;
    • - 54% взрослых указывают на неспособность педагогов гибко реагировать на конкретные образовательные потребности контингента в группе.

Таким образом, мы предполагаем, что в современных условиях непрерывное образование является необходимостью для различных социальных категорий взрослых, однако предоставляемые образовательные услуги не в полной мере соответствуют всем ожиданиям, имеют отставание в содержании и формах от тенденций общественного развития.

Зинаида Вячеславовна ЗИМИНА , учитель английского языка
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
Л. С. ЛЕОНЮК , педагог дополнительного образования ПМЦ «Петроградский»

ОПЫТ ЛУЧШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ


В настоящее время педагогическая наука осуществляет постоянный поиск наиболее эффективных способов образования людей разного возраста, для чего обращается к опыту лучших образовательных практик.

По мнению некоторых ученых, например, И.В. Бардовской, педагогическую практику можно рассматривать как разновидность человеческой деятельности, связанную с воспитанием, обучением и образованием человека.

По мнению Соломатина А. М., педагогическая практика не ограничивается только процессами обучения, воспитания и развития обучающегося. Она значительно шире и включает в себя также деятельность по созданию необходимых условий для взаимодействия с учениками (воспитанниками). Эти условия связаны с созданием, разработкой необходимого инструментария (планов-конспектов уроков, технологических карт подбором и разработкой дидактических материалов и т.д.)

Существует много критериев лучших образовательных практик:

  1. Стабильность результатов
  2. Наличие элементов новизны
  3. Актуальность и перспективность
  4. Репрезентативность

Для выбора лучших, с нашей точки зрения, образовательных практик мы остановились на следующих 5 критериях:

  1. Соответствие критериям общественного развития
  2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности
  3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения положительных результатов
  4. Репрезентативность
  5. Соответствие современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность

Кроме того, к необходимым условиям для эффективного взаимодействия с учениками в современном образовании, по нашему мнению, также относится окружающая среда, в которой осуществляется процесс обучения и воспитания.

Исходя из вышеизложенного, мы выявили следующие отечественные образовательные практики, опыт которых заслуживает не только изучения, но и распространения – это Академическая Гимназия №56 (Санкт-Петербург) и Подростково-молодежный центр Петроградского района Санкт-Петербурга.

ГБОУ Академическая Гимназия № 56 (Санкт-Петербург)

Гимназия № 56 существует 25 лет и, являясь одной из самых популярных школ Санкт-Петербурга, из года в год показывает высокий уровень обученности школьников. Общее количество обучающихся – около 2500 детей. В 2013 году вошла в 25 лучших школ России по следующим критериям – по результатам сдачи ЕГЭ и результатам участия в предметных олимпиадах.

Отличительной чертой Гимназии является то, что она является массовой школой (то есть школа не осуществляет отбор более одаренных и способных детей) и то, что учащиеся разных возрастов обучаются в разных зданиях, однако ощущают себя частью единого школьного коллектива. Этому способствует система школьных традиций и праздников, в которых участвует вся школа. Школьники младшего и среднего звена имеют возможность пользоваться помещениями и оборудованием старшей школы (медиатека, концертный зал).

Школа активно взаимодействует с передовыми центрами педагогической науки, такими как РГПУ им. А. И. Герцена, изучает лучший педагогический опыт и внедряет достижения в практику работы. Многочисленные проекты (Портфолио выходного дня, Чтение с увлечением, Турнир старшеклассников) свидетельствуют об этом.

Школьная программа максимально гибка и выстроена таким образом, чтобы преодолеть противоречие между личными запросами учащихся и общими требованиями. Начиная с 8 класса ученикам предлагается несколько образовательных маршрутов: социально-экономический, физико-математический, гуманитарный, естественно-научный. Поскольку школа работает по единым УМК и единым программам, у школьников не возникает проблем при переходе из класса в класс. В 10 классе количество специализаций увеличивается, при этом учитываются пожелания детей и родителей.

Кроме того, школа смело и активно сотрудничает с прогрессивными центрами дополнительного образования, такими как Центр Биологического образования, и переносит часть учебных занятий в эти учреждения.

Особенностью Гимназии является широко развитая школьная сеть бесплатного дополнительного образования, что дает возможность детям попробовать себя в совершенно различных направлениях и найти свой путь.

Кроме того, школа своевременно реагирует на запросы общества, внося соответствующие корректировки в учебные планы и программы. Так, для подготовки учащихся 9 и 11 классов к государственным экзаменам, в Гимназии работает «Школа тестовой культуры», на всех этапах обучения реализуется проект «Образовательный минимум». Школьный сайт способствует созданию «открытости», информируя детей и родителей обо всех школьных событиях, расписании, экскурсиях, домашнем задании, регулярно предоставляет отчет о деятельности Гимназии.

В школе выстроена мощная система психолого-педагогической поддержки учащихся, система помощи в профориентации и решении сложных или конфликтных ситуаций.

Особое внимание в Гимназии уделяется профессионализму учителей – выстроена целая система научно-методической поддержки, система краткосрочных курсов повышения квалификации, система посещения открытых уроков, система участия в профессиональных конкурсах и т.п. Важно отметить, что составление программ, учебных планов, обучение проводится в каникулярное время, и нагрузка равномерно распределяется между всеми членами коллектива, что способствует более эффективной работе педагогов.

Формирование комфортной среды обучения также является достижением Гимназии. Компьютеризация кабинетов составляет 100%, в школе есть зоны отдыха и релаксации как для детей, так и для взрослых, меню в школьной столовой состоит как минимум из 20 различных блюд.

В целом, Академическая Гимназия №56 на практике реализует важнейшее положение концепции программы модернизации российского образования и приоритет национального проекта "Образование" - обеспечение доступности качественного образования, т.е. предоставление наибольшему числу потребителей качественного обучения и воспитания.

Дополнительное образование

Подростково-молодежный центр Петроградского района

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Ситуация в современном обществе только усугубляет эту проблему, поэтому система дополнительного образования, нацеленная на эту возрастную группу, реализует очень важный социальный запрос.

Особенностью работы ПМЦ Петроградского района является то, что центр объединяет большое количество небольших клубов, предоставляя им большую автономию в их деятельности, оставляя за собой функцию поддержки и общего руководства. Соответственно, руководители клубов и «кружковцы» сами определяют режим своих занятий и выбирают оптимальные для себя варианты.

Разнообразие секций, кружков и студий привлекает детей с самыми разными интересами, как мальчиков, так и девочек. Кроме того, опираясь на научные исследования, ПМЦ «Петроградский» в основу занятий положил практико-ориентированный и деятельностный подход. Подростки и молодежь привлекаются к реализации сложных «взрослых» проектов, имеющих практическое значение не только для района, но и для города в целом. В качестве примера можно привести долгосрочный волонтерский проект «Дача Громова. Реинкарнация», реализуемый Театром Нового Зрителя «Синтез» совместно с ПМЦ «Петроградский». Конечной целью данного проекта является реставрация уникального памятника деревянной архитектуры.

Работа над проектом выстроена таким образом, что подростки могут попробовать себя в различных видах деятельности - в роли менеджеров по организации мероприятий, менеджеров по связям с общественностью, историков-архивистов, журналистов, фотографов, IT -специалистов, актеров, дизайнеров и т.д. Важно, что в процессе коллективной работы у ребят вырабатываются не только профессиональные, но и коммуникационные, кооперативные навыки. Также важно, что в результате работы над проектом была достигнута запланированная цель – в результате привлечения внимания городской общественности и властей Дача Громова была включена в планы реконструкции КГИОП на 2015 год.

Эффект подобной педагогической практики весьма значителен – молодежь получает возможность применить приобретенные теоретические знания не в контексте искусственно созданной учебной ситуации, а в реальных жизненных обстоятельствах и убедиться в значимости полученного продукта.

Участие воспитанников Центра в различных международных фестивалях и соревнованиях тоже может служить оценкой его результативности.

Разумеется, что подобная работа не может быть осуществлена без грамотного руководства со стороны педагогов, поэтому интересно отметить, что формирование педагогического коллектива Центра происходит разными путями. К работе привлекаются педагоги, специалисты других профессий, а также бывшие воспитанники.

К сожалению, ПМЦ не обладает достаточными материально-техническими возможностями, для того, чтобы предоставить всем коллективам воспитанников комфортную и современную среду обучения. Однако в этой ситуации Центр опирается на творческий потенциал и активность самой молодежи. Каждый коллектив самостоятельно разрабатывает дизайн своих помещений и претворяет задуманное в жизнь. Зачастую это выходит за рамки внутреннего пространства. Ярким примером может служить недавнее открытие Молодежного центра независимых искусств «Пространство человека», который был создан Театром Нового Зрителя «Синтез» совместно с ПМЦ Петроградского района и Сектором по молодежной политике Петроградского района для реализации разнообразных молодёжных художественных проектов.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центры дополнительного образования не только предоставляют возможность расширения знаний, они решают социальные проблемы, участвуют в профессиональной ориентации подростков, способствуют выявлению талантливой и активной молодежи, и, таким образом, реализуют программу модернизации отечественного образования.

Литература

  1. Соломатин А.М. Взаимодействие педагогической науки и практики в системе образования. - Омск, 2009.
  2. УМК «Современные проблемы науки и образования». – СПб, 2013.
  3. Официальный сайт Гимназии № 56 (первых 25 лет) http://school56.e-ducativa.es
  4. Официальный сайт ПМЦ Петроградского района
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!