Первое послание петра. Второе соборное послание святого апостола петра 1 послание петра 2 глава

2:2 как новорожденные. Петр продолжает сравнение с новым рождением (1,23). Верующие должны так же стремиться к духовной пище, как здоровый младенец жаждет материнского молока.

чистое словесное молоко. Хотя в общинах, которым пишет Петр, несомненно, было много новообращенных, главная тема здесь - не христианское учение для новоначальных (в отличие от "твердой пищи" или зрелого учения, 1 Кор. 3,2), а истинность и самодостаточность Слова Божия (1,22-25) как духовной пищи для всех христиан.

2:4 Приступая к Нему. Первое приближение ко Христу в покаянии и вере переходит именно в постоянное общение.

камню живому. Из контекста ясно, что это сказано о Христе. Образ "камня", "скалы" часто встречается в ВЗ (напр., Пс. 117,22; Ис. 8,14; 28,16); его употребляет и Сам Христос (Мф. 21,42). Слово "живому" указывает, что Христос - источник и податель жизни (Ин. 1,4; 1 Кор. 15,45).

2:5 живые камни. Выражение подчеркивает единство христиан со Христом и их подобие Ему, "камню живому" (ст. 4).

дом духовный. Символизм основан на представлении о ветхозаветном храме как месте обитания Бога. Церковь, в которой живет Дух Святой, есть истинный храм Божий (2 Кор. 6,16-18; Еф. 2,19-22).

священство святое. Каждый верующий - священник (ст. 9) в ом смысле, что все могу равно и непосредственно приступать к Богу и служить Ему лично.

духовные жертвы. Искупительная жертва Христова, раз и навеки принесенная на кресте, явилась завершением ветхозаветного установления о жертвах и упразднила его (Евр. 10,1-18), однако "жертва" (как ответная благодарность искупленных) сохраняет свое место. Эта жертва духовна, в противоположность всем вещественным жертвам, предписанным ветхозаветными установлениями. Такой жертвой являются христианское благочестие и образ жизни, достойный христиан (Рим. 12,1; Флп. 4,18; Евр.13,15;0ткр.8,3.4;ср. Пс. 50,18.19).

благоприятные Богу Иисусом Христом. Священство каждого верующего (ст. 9) обусловлено вечным Первосвященническим званием Христа. Посредством Его раз и навсегда принесенной жертвы и непрестанного Его ходатайства за них, и христиане, и приносимые ими жертвы (см. выше) приятны Богу (4,11; Евр. 13,15.16).

2:6 камень краеугольный. Большой камень, который кладется в основание там, где сходятся две стены; обеспечивает прочность всего здания. Основание Церкви покоится на пророках и апостолах, которых связывает "краеугольный камень" - Христос (Еф. 2,20).

2:7 главою угла. Т.е. краеугольным камнем.

2:8 на что они и оставлены. Подразумевается державный выбор Божий и Его предопределение (1 Фес. 5,9). Этот стих говорит и о Божественной власти, и о человеческой ответственности.

2:9-10 Сказанное Петром в этих стихах подчеркивает преемственность между ветхозаветным Израилем и новозаветной Церковью как народом Божиим.

2:9 Но вы - род избранный. Здесь показан контраст между судьбой неверующих (ст. 8) и положением избранных. В этом отрывке выделяется тема Божественного избранничества Христа и Церкви (ст. 6,9).

дабы возвещать. Народ Божий избран и призван не только к спасению, но и к служению. Все верующие призваны нести радостное свидетельство о великих делах Божиих.

2:10 некогда не народ, а ныне народ Божий. Греч. слово "лаос" (народ) в Септуагинте применяется только к Израилю. Продолжая применять к Церкви ветхозаветные тексты об Израиле, Петр использует слова пророка Осии (1,6.9.10; 2,23). В контексте оригинала это пророчество о том, как Бог, отвергнув Израиль, снова возлюбит его. И Петр, и Павел (Рим. 9,25.26) толкуют это место пророчества Осии как указание на то, что в народ Божий войдут и избранные язычники. Такое толкование основано, возможно, на параллели между милостью Божией к недостойным иудеям и язычникам и на преемственности между Израилем и новозаветной Церковью.

2:11 от плотских похотей. Телесные желания не являются порочными сами по себе, но извращены греховной природой человека. Здесь подразумевается не одна только чувственность (Гал. 5,19-21), но и все другие влечения нашей падшей натуры.

2:12 за то, за что злословят вас, как злодеев. Во времена Петра христиан, среди прочего, обвиняли в нелояльности к императору (Ин. 19,12), распространении недозволенных обычаев (Деян. 16,16-21), непочитании богов (Деян. 19,23-27) и в нарушении общественного порядка (Деян. 17,7).

прославили Бога в день посещения. Божие "посещение" означает Его осуждение или милость.

2:13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству. Отсюда начинается тема добровольной покорности и послушания всякой власти (2,13 - 3,6).

для Господа. Т.е. чтобы принести доброе свидетельство о Христе и не навлекать укоров на Его имя, а также потому, что повиновение другим уже есть служение Христу (Еф. 6,7.8).

царю ли, как верховной власти. В первую очередь римскому императору, в то время - Нерону (54-68 гг. по Р.Х.). Царь - верховная власть по отношению к наместникам и другим правителям. Хотя здесь Петр не обсуждает природу царской власти (ср. Рим. 13,1-7), в других местах Священное Писание учит, что покорность власти хороша до тех пор, пока не приводит к нарушению закона Божия (Мф. 22,21; Деян. 4,19; 5,29).

2:16 как свободные. Подчинение не означает отказа от христианской свободы; в действительности оно является актом свободного человека.

не как употребляющие свободу для прикрытия зла. Христианская свобода не должна служить предлогом для неповиновения (1 Кор. 7,20-24) или греха (2 Пет. 2,19.20; Гал. 5,13).

но как рабы Божий. В основе христианской свободы - не уход от своих обязанностей, но служение истинному Господину (Рим. 6,22).

2:17 Этот стих подводит итог общественным, в частности, гражданским обязанностям христианина.

Всех почитайте. Призыв признавать ценность каждого человека как носителя образа Божия, или, что более вероятно в этом контексте, призыв почитать всех, наделенных авторитетом власти.

Бога бойтесь. См. ком. к 1,17.

2:18 Слуги. Букв.: "домашняя прислуга". В большинстве это были рабы; с ними обращались, как с собственностью. Подобно другим новозаветным авторам, Петр не осуждает рабство, и рабам предписывается повиновение господам. Тем не менее, НЗ требует, чтобы к рабам относились с уважением, и хозяева не должны были дурно обращаться с ними (Еф. 6,9; Кол. 4,1). Более того, подчеркивается равенство в духовном отношении рабов и свободных людей внутри церковной общины (1 Кор. 12,13; Гал. 3,28; Кол. 3,11), а рабам предлагается добиваться свободы законными способами (1 Кор. 7,21-24). Такое учение, наряду с общим библейским взглядом на бедных и притесняемых (Притч. 22,22.23; Лк. 6,20.21), подтачивало сам институт рабства и в конечном итоге привело к его отмиранию.

2:21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример. Страдание - элемент христианского призвания (2 Тим. 3,12), потому что первым через него прошел Христос (Ин. 15,18-20). Это призвание основано на том, что христиане едины со Христом в Его страдании, как и в Его воскресении (2 Кор. 1,5; 4,10; Флп. 3,10.11), и жизнь Христа представляет для христиан образец, с которым они должны соизмерять свою собственную жизнь (ст. 21,22).

2:24 Он грехи наши Сам вознес. См. Ис. 53,12. Христос - не просто пример. Как совершенная жертва (1,19; 2,22) Христос понес проклятие греха, принял наказание вместо грешников и принес им прощение и освобождение от уз греха.

на древо. На крест (Деян. 10,39). Здесь подчеркивается, что суть искупительной смерти Христа - в принятии на Себя проклятия (Втор. 21,22.23; Гал. 3,13).

2:25 к Пастырю. Распространенный ветхозаветный образ попечения Бога о Своем народе (см., напр., Пс. 22,1; Иез., гл. 34; 37,24) применяется ко Христу (5,4; Ин. 10,1-18; Евр. 13,20; Откр. 7,17).

Первое послание Петра, полное название «Первое соборное послание святого апостола Петра» книга Нового Завета. Послание Иакова, Иуды, два послания Петра и три Иоанна называют соборными посланиями, так как они, в отличие от посланий апостола… … Википедия

Приветствие. Петр прославляет Бога за живую надежду чрез Иисуса Христа на нетленное наследство. В этой надежде вы радуетесь в испытаниях. Будьте святы, как искупленные драгоценною Кровию Христа …

Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, 1Пет.2:9 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

К сему то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, Быт.49:10 Дан.2:44 Дан.9:24 Мат.13:17 2Пет.1:21 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Пс.21:7 Ис.53:3 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. Еф.3:10 1Тим.3:16 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Лук.12:35 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, [бывшими] в неведении вашем, Деян.17:30 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Лук.1:75 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят». Лев.11:44 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, Втор.10:17 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • , В. Суханов. Исагогическия сведения Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1814 года (издательство`Центральная типография,…
  • Первое соборное послание св. ап. Петра. часть 1 , В. Суханов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Исагогическия сведения Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала Воспроизведено в…

2:1,2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;
Пётр предлагает отложить новоявленным христианам всякую злобу, коварство, зависть, злословие - некрасивые качества, нечего сказать. Значит, они могли иметь место у тех, к кому обращался Пётр, иначе он не просил бы их отложить всё это.

Христианин словно заново рождается, принимая решение следовать за Христом, но для спасения необходимо возрасти - младенцам спастись сложно, они уязвимы для стрел лукавого. Потому Пётр просит их, рождённых заново, полюбить питание словом Божьим – именно от этого духовного молока ВОЗМОЖНО ВОЗРАСТИ ВО СПАСЕНИЕ , избавившись от набора низменных качеств, перечисленных вначале, и окрепнуть до способности отражать стрелы лукавого.
Почему новорожденным быть хорошо? Новорожденные дети любят только материнское молоко и не принимают никакой другой пищи. Новорожденные ещё не развратились всякой «взрослой» вредной едой типа «чипсов», «пепси-кол» или «фастфудов» философии этого мира и мудрствования многоликих духовных учителей. Поэтому - и находят пока ещё удовольствие в чистом молоке Божьего слова.

2:3 ибо вы вкусили, что благ Господь
Вкусили ,. Так как каждый христианин 1 века ощутил на себе положительное воздействие святого духа из личного ОПЫТА – то ему не составляло труда согласиться с рекомендациями Петра.
Если вкусил добро, к примеру, от езды в автомобиле, то легко понять того, кто советует ездить в авто вместо того, чтобы бить ноги по пыльным дорогам: и быстро, и удобно, и чисто, и комфортно.

2:4-6 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
Иисус является краеугольным драгоценным камнем Бога, положенным в основание нового духовного храма Иеговы взамен бывшему буквальному храму в Иерусалиме. Этот камень отвергли руководители народа Бога, однако христиане, зная, что основание духовному храму – Христос, должны потрудиться над тем, чтобы и самим стать такими же драгоценными «камнями», из которых бы строился живой дом Иеговы.

Ведь одного фундамента для дома - недостаточно. Нужны ещё кирпичи, много кирпичей. Верующему в то, что Иисус – основа духовного храма Бога - никогда за это стыдно не будет, он не разочаруется в том, что идёт по следам Христа и становится тем самым кирпичом, который пригоден для строительства живого Дома Божьего, состоящего из последователей Христа, способных возрасти духовно до состояния святости (помазанного "священства")

У Баркли интересное замечание: "Христианин подобен живому камню, а Церковь подобна живому зданию, в которое он встроен (ст. 5) Параллель очевидна. Один кирпич, сам по себе, бесполезен. Но встроенный в здание он становится полезным" .

Ещё момент: когда строится здание, то каждый отвечает за свой участок работы, никто из «соседей» - не бегает и не контролирует другого. Но если кто халатно отнесется к своему участку «работы», то может подвести всех и подставить под удар всё здание.
Так и мы, не сами по себе «встраиваемся» в Дом Божий, но несём ответственность не только перед Богом, но и перед теми, кто строит вместе с нами.

2:7,8 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
Иисус - драгоценность только для верующих, для неверующих - это камень, о который только можно споткнуться, и больше – пользы от него - никакой. И неверующие таки спотыкаются на Христе, не веря в то, что именно он – и есть тот посланник, которого обещал послать Иегова через слово Своё ещё с древних времён

Иудеи, например, до сих пор ждут Мессию, которого можно было бы положить в «край угла», ибо Христа они достойным не признали.
Да и те из язычников, кто не уверовал во Христа, остается без начального камня, без основы, на которой можно было бы строить себя как личность, достойную вечности Бога. Ибо нет другого имени под солнцем, которым возможно было бы спастись грешному потомку Адама (стать достойным нового миропорядка).

2:9,10 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.
Из-за разных переводов выражения "царственное священство" (священство Царя, царское священство и т.д.) слова Петра нелегко понять, если не рассматривать их в контексте замысла Творца. Изначально Бог объявил о создании царства священников и народа святого - для Израиля по плоти:
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх.19:6)

То есть, по замыслу Бога Израиль должен был стать сообществом народа Бога, в котором умелое руководство помазанного священства сформировало бы весь остальной народ до состояния святости (сделало бы его святым, Мал.2:5-7).

Однако, поскольку Израиль из ВЗ не стал царством священников и народом святым, то Всевышний передал эту роль христианам: отныне, после освящения единократно принесённой жертвой Христа - все народы, кто принимает жертву Христа и следует за ним, в глазах Бога являются царством священников и народом святым - христианским собранием, в котором есть новое помазанное священство и народ святой (помазанники организовывают обучение слову Богу, а остальные христиане распространяют слово Бога дальше, 2Тим.2:2).
Поэтому все вместе они и избраны Богом, чтобы возвещать Его славу по всей Земле , что должны были бы делать и израильтяне по плоти, Второз.4:5-8
.

В этом месте слова Петра должны были бы звучать так и взяты цитатой:
9 Но вы - "род избранный, царство священства и народа святого ", люди, взятые в удел Иеговы, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
То есть, апостол Пётр, по сути, процитировал здесь слова, сказанные Моисею, и объяснил, что теперь эта функция, с которой не справился Израиль по плоти, переходит к христианскому собранию, куда входят и язычники (ранее, в В.З., язычники были непомилованные - они не входили в общество Господне, Де.10:28):
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы

Христиане - это особый удел, избираемый Богом из всех народов Земли, благодаря искуплению Христа: все, кто желает идти по следам Его сына, попадают в Его особый удел или особое достояние Всевышнего, которому поручено прославить Его и Его деяния на Земле через христианское служение. Если в В.З. священное служение с жертвоприношениями и приближением к Богу приносили только священники, то отныне приближаться к Богу и приносить Ему духовные жертвы (плод уст, Евр.13:15; Иак.4:8) разрешается всем христианам любой национальности, как помазанникам, так и нет (например, Аполлос не был помазанником, зная только крещение Иоанна, но жертву уст приносил Богу активно, Де.18:24,25; 10:35).

Каждый христианин имеет возможность "строить" себя самого в живой храм Иеговы (выше контекст, 1Петра 2:5) - стать носителями святого духа, то есть - помазанниками. Всем дана возможность духовно расти и вырастать в будущих соправителей Христа (в 1 веке это сделано чудом свыше в помощь новому собранию и для возможности без обучения благовествовать на разных языках).

Значение слова "царское , царственное", по Стронгу 934 , в подстрочнике Винокурова обозначено словом βασίλειον, (подстр. Винокурова есть и в составе Септуагинты , номер слова 93 3, форма - существительное) .
А в Синод. Библии показано слово βασίλειοs , форма - прилагательное 934 , возможно, из-за этого и трудности перевода (c р. "царский " 937 βασίλιk οs из Иак.2:8)

Слово βασίλειον подстр. Винокурова означает не только царственный , но и царство (применяется в текстах в 1Прлп.28:4; 3Цар.14:8; Прит.18:19).

Итого по значению текста: исследование значения слова "царственное" (Син.), а также контекст Писания о замысле Всевышнего показывает, что апостол Пётр цитировал слова из Исх.19:6 о намерениях Бога иметь народ, избранный из всех народов в особый удел или Его особое достояние, чтобы он мог прославить Его благовествованием. Это - все христиане, как помазанники, так и нет, освящённые кровью Иисуса (Евр.13:12).
Новый народ Божий избран и призван не только к спасению, но и к служению - нести радостное свидетельство о великих делах Божиих всему миру.

2:11,12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
Снова Пётр напоминает о том, что христианин не должен окапываться в этом мире по-взрослому, погружаясь в мирскую жизнь - с головой. Путешественник никогда не обустраивается основательно, нигде надолго не задерживается и ни к чему сильно не привязывается. Потому ему легче избежать плотских похотей – просто некогда думать о том, что сверх необходимых потребностей для выживания. И жизнь добродетельную легче вести - путешествующему по жизни века сего, а не живущему веком этим (в отличие от любящих этот мир язычников, которых белые христианские вороны - раздражают)

От того, как мы живем и поступаем - неверующие судят о нашем Боге. И либо прославляют Его, видя отличие между чтущими Бога и не чтущими Его. Либо не видят отличия. Либо и того хуже: считают, что называющие себя «христианами» поступают ещё недостойнее, чем они.
Так что своими делами мы способствуем либо тому, чтобы имя Божие прославлялось, либо тому, чтобы хулилось.Однако добрые дела христианина могут со временем обратить и язычников к Богу. Это и означает, что они прославят Бога в ДЕНЬ ПОСЕЩЕНИЯ в том смысле, что Бог как бы и их посетил, если уж они к Нему обратились.

Думаем, не о втором пришествии в этих текстах речь (день посещения ), так как далеко не всем язычникам выпадет счастье до второго пришествия дожить, чтобы вспомнить добрые дела попадавшихся им христиан и опомниться.

У Лопухина - похоже: "Когда они (язычники) исследуют жизнь нашу и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога " (блаж. Феофил.). Для язычников "день посещения" Иисуса Христа будет временем, когда они изберут путь Божий, глядя на образ жизни христиан и пожелав вести такой же.

2:13-15 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, -
15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, -
Подчинение начальству – не означает посягательства на свободу личности, а всего лишь означает нежелание нижестоящих - разрушить мир и порядок в обществе, организованный системой распределения ответственности между людьми.

Христианин понимает, что любое общество должно иметь организационную структуру подчинения, а берущие на себя руководство – труженики над поддержанием общественного порядка.

В поддержании общественного порядка можно быть помощником, а можно быть вредителем. Так вот, Бог не хочет хаоса. И вредителей порядку – Он одобрять не станет.
Более того, христианин, подчиняясь системе устройства нынешнего века в том, в чём это не противоречит воле Божьей – своим примером подчинения начальству - заграждает уста НЕВЕЖЕСТВУ БЕЗУМНЫХ, орущих против властей, любящих митинговщину и на баррикадах с вилами постоять.
Христианин, сохраняющий послушание властям даже когда они поступают не совсем справедливо, показывает своим послушанием, что наведения порядка он ожидает не от начальника, не путём революций и не от людей, а от Бога. Сам же христианин ведёт богобоязненный образ жизни независимо от того, как поступают окружающие его люди, ибо и в новом мире всем придётся подчиняться небесному начальству: анархии и хаоса ТАМ не будет. К тому же - и у ангелов есть руководители.

2: 16,17 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Подчиняясь начальству по доброй воле, в свободе собственного выбора и на основании того, что таково пожелание Бога для христиан - христиане прославляют Бога, а не покрывают зло начальств, ибо Он - Бог порядка и хаоса ни для какого для общества - не приемлет.

Лопухин : Предостерегая христиан от разнузданности под прикрытием христианской свободы , Апостол нравственные обязанности христиан в гражданской и общественной жизни выражает в четырех кратких правилах поведения: "всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтесь, царя чтите" Смотри, какая точность: Богу, говорит, воздавайте страх, а царю честь.
Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Мф 10:28), то мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают нам что-либо безнравственное " (блаж. Феофил.) продолжим мысль Феофила: или нарушающее принципы Бога.

Не всегда, к счастью, цари могут потребовать безнравственность, но иногда требуют нарушения принципов Бога. Например - участвовать при освящении офиса и сотрудников – не безнравственно, но модно и неприемлемо для христианина, ибо Новый Завет отменяет все ритуальные служения рук человеческих, и сущность «священства» сводится не к обрядовым церемониям, а к благовествованию истины Божьей устами и делами – см. 1Петра 2:9,10, Деян.17:24,25.

17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите .
Почитать - отдавать честь. Отдавать честь надо всем, но только не чужую, а принадлежащую им. Начальнику - честь начальника, старцу - честь старца, родителям - честь родителей, братьям - честь братьев.

2:18 -20 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
Для того, чтобы повиноваться начальству – не следует присматриваться к их характерам: если только повиновение человеку не нарушает требований Божьих - за лучшее принимайте подчинение.
Сейчас мало желающих быть слугами, однако много тех, кто хотят быть господами. Но господа бывают разными, к примеру, «из грязи – в князи», или «из пана – хам» (ещё куда ещё ни шло) или «из хама – пан» - тут совсем тяжело подчиняться, ибо таковые начальники - из серии самодуров и жестоких, но куда деваться - и таким нельзя не повиноваться, чтобы не возбуждать раздора в коллективе.

19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо .
Многим работникам, например, в разных странах платят мизерную зарплату, гораздо ниже положенной по совести, но, тем не менее, мы не должны плохо работать, устраивать бунт или отвечать хамством - на хамство начальников. Даже если начальник не справедлив.

Страдания незаслуженные - из-за глупости начальников, а не по собственной глупости или вине – христианин должен воспринимать как возможность научиться терпеливо переносить скорби, страдая несправедливо - подражая в этом Христу.
Нет ничего славного в том, чтобы терпеть розгу начальника за собственные грехи и глупости, но терпеливо переносить незаслуженные обиды – проставляет Бога христианина, кроткое поведение невозможно не заметить даже самодурам и жестоким начальникам, а также весь коллектив имеет возможность видеть, как ведут себя Божьи воспитанники.

20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
За проступки - и воры терпят, и сидят в тюрьмах, и убийцы. Так что похвалы христианину - никакой от Бога не дождаться, если он сам виноват в том, что страдает из-за собственной глупости. А вот если страдает потому, что христианский образ жизни ведёт - такие страдания одухотворяют.

2:21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
Христиане призваны к тому, чтобы идти к Богу не самим по себе и не своими собственными путями (как ныне модно учить: все пути ведут к Богу), а по пути, проложенному Иисусом Христом.
Если мы не идём по следам Христа, а кружим в противоположном направлении, то какие же мы христиане?
Нам оставлен ОБРАЗЕЦ для подражания в виде действий, чувствований, поведения Христа. Если не следовать этому образцу, то и на Христа невозможно стать похожим. А если не быть похожим на Христа – то какие мы братья и сёстры ему?
А если мы не братья и сёстры Христу – то какие же мы дети Отцу Христа? НИКАКИЕ. Я – сын и брат только тому, на кого ПОХОЖ . Всё элементарно, оказывается.

2:22 Он не сделал никакого греха..
Например, в чём можно подражать Христу? В том, чтобы не делать никаких грехов. Если Христос, допустим, в этом нам кажется недосягаемой высотой, то Павел, ВО ВСЁМ подражающий Христу – такой же смертный и немощный, как и мы, с точно такими же блуждающими желаниями пожить хорошо и с удовольствием, как и у нас. Можно брать пример со смертного Павла: он смог справиться с этим при помощи Божьей – сможем и мы. ЕСЛИ ЗАХОТИМ . Вот и весь секрет.

и не было лести в устах его Думаем, Христос никому никогда не льстил потому, что был сильным. Если мы иногда на помощь лесть призываем, значит ещё духовно слабы.

Лесть - это ещё и зло великое:
«Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его », Прит.29:5.

А вот несколько наблюдений о лести:

Лесть - это фальшивая монета, которая лишь обедняет того, кому она достается
Тот, кто хвалит тебя за то, чего у тебя нет, хочет получить от тебя то, что у тебя есть
. (Оджин Маньюэл)

Кто нас ругает и корит,
Нам путь к прощению торит,
А кто нас хвалит наперед,
Запомни, – тот у нас крадет .
Кто нас возносит до небес,
Тем, безусловно, правит бес.
Там правды нет, там лесть и ложь,
Расчет холодный словно нож.

(Генрих Акулов)

2:23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному
Можно также перестать злословить: нам гадостей кучу наговорили, а мы в ответ: «извините, что огорчили вас» . И не больше.
Нас заставляют работать в условиях 40 по Цельсию из-за жадности к затратам на кондиционер, а мы не угрожаем тем, что Бог испепелит их в огне серном за то, что так над нашим здоровьем измываются. Или тем, что будем жаловаться в Верховный Совет, чтобы такого жадюгу выкинули из этого кресла. Предоставим Богу решать такие проблемы.

Независимо от того, КАК поступают с нами, мы со своей стороны должны стараться ПОСТУПАТЬ ПРАВИЛЬНО . Вот в чём – следы Христа для нас.

2:24,25 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Для того, чтобы мы имели возможность идти по следам Христа к Отцу – Христос претерпел казнь на древе. Его болью – мы получили возможность стать ДРУГИМИ: воспитанниками небесного Отца, а не земного, и в результате этого - спастись. До этого ни у кого не было возможности вернуться ни в обители Отца, ни в совершенство. Об этом хорошо бы - не забывать нам с вами

1-Пет. 2:1 . Апостол призывает к покаянию: Итак, отложивши… (т. е. "избавившись от"). Далее он перечисляет пять грехов, которые, если не сгинут из речей и взаимоотношений верующих, будут приводить к разделениям между ними. Злоба (греческое слово "какиан" буквально означает "недоброжелательство"); коварство (буквально долон, т. е. преднамеренные обман, бесчестность); лицемерие (хипокрисейс - показные благочестие и любовь); зависть (фтонос - недовольство на почве вечных обид) и злословие (каталалиас - лживые сведения, распускаемые за спиной у других). Ничто из перечисленного не должно иметь места в жизни рожденных свыше. Повинуясь слову Божиему, верующие должны полностью порвать со своим прошлым.

1-Пет. 2:2 . Петр хотел, чтобы его читатели так же жаждали духовной пищи, как жаждут младенцы материнского молока. После того, как верующие отбросят прочь нечистые желания и побуждения (стих 1), у них возникнет потребность в благотворной духовной пище, благодаря которой они станут расти духовно. По своему буквальному значению греческое слово адопон, переведенное здесь как "чистое", противоположно слову долон, переведенному в 1 стихе как "коварство".

Слово Божие не содержит в себе никакого обмана; не должны обманывать и дети Божий. Но очистив сердца свои и разум, должны они подходить к Слову, предвосхищая обещанное им, и полные желания возрастать духовно. Фраза дабы от него возрасти вам во спасение подразумевает завершение спасения, о чем говорится и в 1:5,7,9,13.

1-Пет. 2:3 . Цитируя из Псалма 33:9, Петр как бы продолжает сравнение слова Божия с "чистым молоком" (1-Пет. 2:2) и уподобляет знание Христа, которое уже имели его читатели, "отведыванию" Господа "на вкус". В самом деле, они уже "испробовали" Его, испытали Божию милость в своем новом рождении и убедились, что благ Господь,

4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ (2:4-10)

Петр прибегает затем к новой метафоре, призывая верующих к практической святости в жизни. Его читатели, очистив себя, подготовились к святому служению. Не младенцы более, они должны были и впредь возрастать сообща, чтобы приносить духовные жертвы, как это подобает избранному "царственному священству" (стих 9).

1-Пет. 2:4 . Приступая к Нему - не следует понимать в значении первоначального обращения грешника ко Христу, чтобы получить спасение. Речь тут о личном и повседневном (привычном) общении христианина со своим Господом. Первым шагом на пути осуществления практической святости и является это общение верующего с Иисусом Христом, "живым камнем". Здесь апостол Петр прибегает к необычному речевому образу. В 1:3 он говорил о "живом уповании" (т. е. о живой надежде), в 1:23 "живом слове", а тут, в 2:4, он говорит о Христе как о "живом камне".

В последующих стихах Петр развивает эту метафору. "Камень-Христос" имеет жизнь в Самом Себе и в состоянии давать ее другим. Люди при желании могут входить в личное, практически ощутимое, общение с этим "живым Камнем". Да, "человеками" Христос "был отвержен", но Бог избрал Его (сравните 1:20), для Него этот "Камень" - драгоценен (сравните 1:19; 2:4,7). И христиане, которых отвергает мир, зная, что они избраны Богом (1:1) и представляют ценность для Него (1:18), могут находить в этом утешение.

1-Пет. 2:5 . Верующие отождествляются здесь с Христом, потому что Он - живой Камень, а они - подобны живым камням. И по мере того, как они все более уподобляются Ему и все более соответствуют Его образу, они устрояют из себя дом духовный. Иисус некогда сказал Петру: "На сем камне Я создам Церковь Мою" (Матф. 16:18). А теперь сам Петр вполне очевидно отождествляет Христа с Камнем, на котором возводится Церковь Его. Апостол Павел называл Церковь "храмом" (1-Кор. 3:16; Еф. 2:21) и "жилищем Божиим" (Еф. 2:22).

Верующие, однако, не только созидают Церковь, но и служат в ней - как "святое священство", "приносящее духовные жертвы". Все верующие - священники (1-Пет. 2:9; Евр. 4:16; Откр. 1:6), и потому в своем общении с небесным Отцом не нуждаются они ни в каком другом посреднике, кроме Иисуса Христа. Но нельзя забывать, что священническое служение требует святости (1-Пет. 1:16,22). "Духовные жертвы", о которых здесь говорится, - это прославление Бога и совершение добрых дел; такие жертвы угодны Богу (Евр. 13:15). Кроме того, "живые камня" должны быть готовы и к тому, чтобы приносить самих себя Богу - как живые жертвы (Рим. 12:1), приемлемые для Отца в Иисусе Христе ("благоприятные Богу Иисусом Христом").

1-Пет. 2:6 . В стихах 6-8 апостол трижды ссылается на Ветхий Завет - в подкрепление метафоры "живого камня". Первая ссылка - на Исаию (28:16), где сказано о Христе, что Он есть камень краеугольный, избранный, драгоценный (сравните употребление слов "драгоценный", "драгоценность" в 1-Пет. 1:19; 2:4,7). На краеугольном камне держится, как известно, все строение.

Именно в этом смысле Христос является краеугольным камнем для верующих, которые, не колеблясь, могут положиться на Него. И верующий в Него не постыдится. В греческом тексте здесь употреблено двойное отрицание - "не постыдится никогда"; Петр таким образом лишний раз ободряет своих читателей, напоминая им о верном обещании, данном в Писаниях, относительно конечной победы тех, кто полагается на Христа.

1-Пет. 2:7-8 . Эти стихи подчеркивают контраст между теми, кто верит во Христа, и теми, кто нет. Христос - драгоценность для верующих. Но для тех, кто Его отвергли - Он является камнем преткновения (вторая цитата, приводимая Петром, взята им из Ветхого Завета, из Пс. 117:22), поскольку они не покорились Ему. Именно это произошло с первосвященниками и фарисеями, когда Христос, обращаясь к ним, процитировал слова из этого псалма (Матф. 21:42, сравните с 21:43-46).

Третью цитату апостол Петр приводит из Ис. 8:14. Отвержение Христа - роковое событие, и связано оно с непослушанием Слову Божиему (1-Пет. 2:86). Не покориться Благой Вести - значит отвергнуть ее (сравните 4:17); а покориться ей - значит поверить в нее (о "послушании" в 1:14 и 22 и о "покорности вере" в Деян. 6:7). Наступит день, когда все те, которые не приняли Христа как своего личного Спасителя, встретятся с Ним как с Судьей. По причине греха все непокорные неверующие предназначены к "претыканию", которое и приведет их к вечному осуждению.

1-Пет. 2:9-10 . Эту ободряющую часть своего послания апостол заканчивает призывом к практической святости. Он напоминает своем читателям, что, в отличие от тех, кто не покоряется Богу и оставлен Им, они - народ избранный - эклектоис (1:1). И снова ссылается он на Ветхий Завет, а именно на Ис. 43:20. "Избранный народ" - выражение, которое в Ветхом Завете употреблялось только по отношению к Израилю, теперь применяется и к верующим евреям и к верующим язычникам.

Ответственность, ранее возлагавшаяся исключительно на один народ - Израиль, теперь, в век благодати, возлагается на Церковь. На горе Синае Бог повелел Моисею сказать народу: "вы будете у меня царством священников и народом святым" (Исх. 19:6). А теперь верующие названы: род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел. Петр называет верующих "священством святым" (1-Пет. 2:5) и "царственным священством" (2:9, сравните Откр. 1:6).

Выражение "люди, взятые в удел" -это вольный перевод греческого эйс перипойезин. что буквально означает "во приобретение" или "во сохранение"; в греческом оригинале это выражение стоит также в Евр. 10:39. Христиане - это люди особые, поскольку Бог сохраняет их для Самого Себя. Но хотя Церковь характеризуется здесь очень схоже с тем, как характеризовался Израиль в Ветхом Завете, это вовсе не означает, что Церковь "вытеснила" Израиля и приняла на себя те благословения, которые были обещаны ему (и будут исполнены в Тысячелетнее царство).

Просто апостол Петр для выражения схожих истин употребляет схожие выражения и термины. Ибо, как Израиль был избранным народом, "царственным священством", святым и Божиим народом, так верующие в настоящее время избраны Богом, являются у Него священниками, они - святы и принадлежат Богу. Однако, сходство не есть тождество.

Бог избрал Себе верующих с той целью, чтобы они возвещали Его совершенства другим людям. Слово "совершенства" можно было бы передать и как "выдающиеся качества", "превосходства" или "достоинства", греческий эквивалент его - аретос - встречается в Новом Завете 4 раза (Фил. 4:8; 1-Пет. 2:9; 2-Пет. 1:3,5). Верующие-священники должны жить так, чтобы свойства и качества их Небесного Отца видны были в их жизни. Ведь они - свидетели славы и милости Бога, Который призвал их "из тьмы в чудный Свой свет".

В 1-Пет. 2:10 апостол поясняет эту истину, цитируя из пророка Осии (2:23). "Тьма" - это время, когда его читатели были язычниками, не знавшими Бога и Его спасения (Кол. 1:13), когда они еще не были народом и не обрели милости в Его очах. Теперь же Его "чудный свет" осветил народ Божий, потому что теперь они помилованы. Практическая святость, с которой народ Божий должен служить Ему - как царственное священство, принося духовные жертвы и возвещая людям о Божиих совершенствах, - есть должный со стороны избранных ответ на милость Его (1-Пет. 1:3), которой они были удостоены.

III. Призыв к новому поведению (2:11 - 3:7).

Каким образом христиане, народ Божий, могут возвещать другим о Божиих совершенствах? В следующем тексте Петр дает ответ на этот вопрос. Он в том, что христианам следует вести себя иначе, чем мирские люди. Это отличие от мирских должно сказываться в их поведении как граждан и как рабов, как мужей и как жен. Даже в привычных ситуациях, поведение верующих должно отличаться от поведения неверующих. И апостол указывает, в чем это конкретно должно выражаться.

А. Новое поведение перед лицом мира (2:11-25)

Под "миром" апостол понимает тех людей, с которыми его читатели - свидетели, граждане, рабы - встречались ежедневно. Апостол призывает христиан противостать греху, подчиниться властям, и служить господам с терпением. Такое поведение привлечет к их истинной вере других людей, глупцам оно заградит уста, а самим верующим доставит похвалу от Бога.

I. ПОВЕДЕНИЕ ХРИСТИАН КАК СВИДЕТЕЛЕЙ (2:11-12)

1-Пет. 2:11 . Апостол сердечно обращается к своим читателям: возлюбленные. Тех, кого любит Бог, он призывает жить, подобно странникам и пришельцам (паройкой - те, которые живут не в своей стране. Это сравнение верующих со странниками основано на том, что истинный дом христиан - не на земле, а на небе). Как мир отвергает христианские ценности, так и христиане должны отвергнуть безнравственность и греховные похоти, которые господствуют в мире.

Слово "удаляться" (апехестай) буквально означает "держаться от чего-то вдали". Верующие должны бороться с грешными мирскими влечениями и похотями, которые восстают на душу (Иак. 4:1). Ведь стратегия демонов в той реальной духовной войне, которая не прекращается на земле, - в том, чтобы каждому верующему наносить удары именно по слабым местам его.

1-Пет. 2:12 . Верующие должны "удаляться" от плотских похотей не только ради своего духовного благополучна, но и для того, чтобы эффективным было их свидетельство перед неверующими. Говоря о том, что не должно быть, в 11 стихе, апостол в 12 стихе говорит о том, как быть должно. Примерный образ жизни верующих сам по себе обличает мир в его грехах (Матф. 5:16). Апостол говорит в этом стихе о "добродетельной жизни" и о "добрых делах", подчеркивая, что и образ жизни христиан, и дела их должны быть "добрыми".

Добродетельная жизнь не может быть таковой без добрых дел (Матф. 5:16; Еф. 2:10; Тит. 3:8; Иак. 2:18). Несмотря на сплетни недоброжелателей и их лицемерные обвинения, "добрые дела" верующих в состоянии прославить Бога и привлечь к Нему других людей (Матф. 5:16; Рим. 15:6; 1-Кор. 6:20). Выражение в день посещения буквально означает: "в день, когда Он посетит" (Лук. 19:44). Некоторые считают, что это сказано о том дне, когда Бог будет судить нечестивых, однако, вероятнее, что речь идет о "дне спасения", то есть о таком моменте, когда Бог приходит к человеку в Своей милости и призывает его обратиться (Деян. 15:14).

2. ПОВЕДЕНИЕ ХРИСТИАН КАК ГРАЖДАН (2:13-17).

1-Пет. 2:13-15 . Христиане должны повиноваться властям (Рим. 13:1-7; Тит. 3:1-2). Апостол призывает читателей подчиняться законам: будьте покорны всякому человеческому начальству (ктисис - что буквально означает "установление" или "закон"). Причем верующий должен подчиняться властям не из страха наказания, а из покорности Богу. Верующие, во славу Божию, должны тщательно исполнять все человеческие законы, если они не вступают в прямое противоречие с учением Священного Писания (Деян. 4:19). Главное назначение человеческой власти - наказывать преступников и поощрять делающих добро.

Нет сомнения, что христиане были объектом клеветы и всяческих лживых обвинений со стороны неверующих, потому что Петр подчеркивает: воля Божия (сравни выражение "воля Божия" в 1-Пет. 3:17; 4:2,19) - в том, чтобы именно своим безукоризненным поведением христиане заграждали уста невежеству безумных людей.

В греческом тексте каждое из этих трех слов - "невежество безумных людей" начинается с буквы "альфа", как и три последних слова во фразе "к наследству нетленному, чистому, неувядаемому" в 1:4. По-видимому, апостол Петр, желая подчеркнуть какую-то мысль или образ, любил прибегать к аллитерации! На основании этого места многие полагают, что организованные гонения римских властей на христиан либо еще не начинались, когда апостол писал это послание, либо они еще не достигли Малой Азии. Жизнь христианам отравляли тогда ложь и клевета, однако, им еще не грозили пытки и смерть. Верующие все еще находились под защитою закона - как законопослушные граждане. В таких условиях лучшим ответом верующего на клевету было хорошее поведение.

1-Пет. 2:16 . Подчинение властям не означает потери свободы, которую верующие имеют во Христе (Гал. 5:1,18). Гражданские законы нужно исполнять не из страха, а потому, что такова воля Божия. Христианская свобода всегда обусловлена христианской ответственностью (Гал. 5:13), ею нельзя пользоваться как "прикрытием зла". Христиане наслаждаются истинной свободой, когда послушны Богу и живут жизнью Его рабов (Рим. 6:22). Другими словами, оставаясь свободными людьми, они должны жить как рабы Божий.

1-Пет. 2:17 . Эта часть заканчивается четырьмя заключительными призывами к христианам как к гражданам страны, где они живут. Во-первых, верующие должны уважительно относиться ко всем (тимесате - почет, уважение; сравните с 3:7). Об этом говорит и Павел (Рим. 12:10; 13:7). Верующие не должны забывать, что каждый человек - это особое существо, сотворенное по образу Божию. Во-вторых, верующие должны братство любить т. е. своих братьев и сестер во Христе. В семье Божией все должны любить друг друга.

В-третьих, христиане должны бояться Бога. Слово "бояться" (фобейсте) не означает мучиться страхом, но - благоговеть, испытывать почтительное чувство, ибо благоговение и почтение ведут к послушанию (сравните фобо в 1-Пет. 1:17; и в 2-Кор. 7:11). Не может почитать людей тот, кто не почитает Бога. В-четвертых, верующие должны чтить царя. Это слово (тимао - чтить) происходит от того же корня, что и слово, употребленное в начале стиха. Почитать нужно всех людей, но особенно тех, кого Бог поставил у власти (смотри о царе в 1-Пет. 2:13 и о правителях в стихе 14 и в Рим. 13:1).

3. ПОВЕДЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ РАБОВ (2:8-25)

Наставляя рабов, Петр приводит две причины, по которым им следует терпеливо переносить несправедливое к себе отношение. Во-первых, это угодно Богу, а во-вторых, пример терпения явлен нам Самим Христом.

1-Пет. 2:11 . В греческом тексте здесь стоит не слово дулой, которым обычно называли рабов (стих 16), а слово ойкетай, которым называла домашних слуг (Лук. 16:13). Слово хьюпотассоменой, переведенное как "повинуйтесь", развивает дальше идею повиновения, выраженную в 2:13, где стоит слово хьюпотегете. Эта слово увещания имело самое непосредственное отношение ко многим читателям послания. Ведь процент слуг и рабов в ранних церквах был довольно высок, часто эти "маленькие люди" незаслуженно страдали от своих господ.

Конечно, встречалась и добрые господа, заботившиеся о своих слугах. Среди них были и такие, которые уверовали в Иисуса Христа. Однако, Петр призывает всех рабов-христиан вести себя не так, как они вели себя прежде, но выказывать покорность и уважение даже к суровым хозяевам. Греческое слово "околиос", переведенное как "суровым", буквально означает "кривой, согнутый". Отсюда и медицинский термин "сколиос", означающий искривление спинного позвоночника.

1-Пет. 2:19-20 . Апостол-выдвигает принцип, применимый к любой ситуации, когда приходится страдать незаслуженно. Ибо то угодно Богу, если кто, помыслив о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Но не может быть похвалы тем, кто страдает от заслуженного наказания. Покорное приятие несправедливых страданий угодно Богу, потому что в таком поведении отражается добродетель, присущая Ему.

1-Пет. 2:21-22 . В подкрепление своего увещания рабам Петр ссылается на пример терпения, поданный Самим Христом, Который страдал несправедливо. Слова: "Ибо вы к тому призваны" подразумевают - к страданию за добрые дела. Христиане призваны (здесь буквально "избраны" -эклетете. сравните 1:15 и 2:9) следовать за Христом, подражать Его характеру и поведению, поскольку Он пострадал за нас. Слово хъюпограммос. переведенное как "пример", употребляется в Новом Завете только здесь и означает текст или рисунок, который должен переписать или перерисовать ученик.

Петр, приводя в пример Христа, цитирует слова пророка Исаии: "Он не сделал никакого греха" (Ис. 53:9). Иисус не согрешил ни до того, как Его поведи на страдания, ни во время их (2-Кор. 5:21; Евр. 4:15; 1-Иоан. 3:5). Он не согрешил ни делом ни словом: "и не было лести (в других переводах - "лжи") в устах Его" (1-Пет. 2:1).

1-Пет. 2:23-25 . В несправедливых страданиях Христос явил несравненный пример терпеливой покорности. "Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая не угрожал" (Рим. 12:19-20). С человеческой точки зрения у Христа были все основания отомстить за пытки и распятие, которым Его подвергли. Однако, Он страдал молча, все предав в руки Бога. Апостол объясняет (1-Пет. 2:24), почему Тот, Кто мог одним словом уничтожить всех Своих врагов, терпеливо сносил муки и позор креста. Дело в тем, что наши грехи, которые взял на Себя Сын, Бог Отец осудил справедливо (2-Кор. 5:21).

В греческом тексте слова "наши грехи" стоят в начале фразы; и этим подчеркивается то обстоятельство, что Христос страдал не за Себя, тогда как словосочетанием "Он… Сам" подчеркнуто Его личное волеизъявление в происшедшем. Смерть Сына дала верующим возможность освободиться не только от наказания за грех, но и от силы греха, и теперь они могут жить ддя Него: дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (Рим. 6:2,13). Христос пострадал для того, чтобы христиане могли последовать Его примеру и в страданиях и в праведной жизни.

Апостол указывает на сущность спасения: ранами Его вы исцелялась (Ис. 53:5). Здесь не имеется в виду физическое исцеление, потому что прошедшее время, в котором стоит глагол, подразумевает некий полностью завершившийся процесс "исцеления". Речь тут идет о спасении. Христовы страдания (буквально "раны" - греческое слово "молопи", что означает следы на теле "исполосованного плетью") и Его смерть завершили "исцеление", т. е. спасение всякого, кто доверится Ему как своему Спасителю.

Христос не только дает нам пример и совершает наше спасение. Он также ведет и оберегает тех, кто некогда блуждали подобно потерявшимся овцам, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ… Слова "Пастырь" и "Блюститель" подчеркивают тот факт, что Христос хранит тех, кто доверил себя Его попечению, и заботится о них (Иез. 34:11-16).

Как должны христиане жить в условиях гонений?
Как сохранить веру перед лицом угроз и устоять перед искушением сдаться?

Мы продолжаем рассматривать, как Первое послание Петра вдохновляет христиан стойко переносить гонения. Наставления Петра относятся не только к тем, кто переживает сильные притеснения (какие испытывают сегодня 10% всех христиан), но и к тем верующим на Западе, что переживают более умеренное общественное давление. На самом деле, это послание обращается даже, скорее, к последним.

Петр пишет это послание в месте, которое он называет “Вавилон” (5:13). Вероятно, это символическое обозначение Рима, имеющее своей целью указать на Римскую Империю как на место пленения Божьего народа. Читатели — это пленники и странники на земле чужой. У них свои ценности и традиции, поэтому общество с презрением отвергает их. Его враждебность и давление направлены на то, чтобы запугать христиан, заставить их отказаться от своей веры и образа жизни и вернуться на старый путь. Это напоминает нам антихристианский антагонизм современного общества.

Страдания Христа

Поднимая эти вопросы в контексте страданий и гонений, в которых находились читатели Петра, в этой главе больше, чем во всем остальном послании, мы видим отношение к страданиям Христа (ст. 21-24). Это одна из самых важных тем в 1 Петра. О ней явно говорится семь раз, и еще несколько раз упоминается косвенно.

Хотя в послании попутно утверждается уникальность Христовых страданий, автор говорит о них, в первую очередь, как о примере, которому читатели должны следовать. Это ясно видно в 2:21 и подразумевается в некоторых других местах (3:18; 4:1, 13). Путь к вечной славе лежит через страдания, как для Христа, так и для Его последователей. Поэтому мы должны относиться к своим страданиям так же, как и Христос воспринимал Свои, и отвечать на них так же. Некоторые читатели видят, что этот принцип подразумевается и в тех частях послания, где автор не говорит о страданиях Христа напрямую (например, в 2:1-10).

Итак, 1 Петра написано с целью поддержать и ободрить читателей, укрепить их в вере и ученичестве в горниле испытаний, а также наставить нас к правильной жизни в таком враждебном окружении. Подробнее об этом — в первой части этой серии статей: .

1 Петра 2 глава

Первые десять стихов 2-й главы продолжают призыв 1-й главы к образу жизни, который соответствует нашему статусу как Божьего народа и к надежде на спасение во Христе. Следующие 15 стихов начинают другой раздел, в котором эти мысли облекаются в практические советы, как нам жить в Вавилонском изгнании и переносить гонения. Первая часть этого раздела (который продолжается в 3 главе) говорит нам о правильном поведении в обществе: как подчиняться властям, как рабы должны подчиняться господам, а также о взаимоотношениях в семье.

Возлюбить Божье Слово (2:1-3)

Христиане призваны любить друг друга, поэтому мы должны избавиться от всего плохого, что противоречит этой любви и во что мы можем с легкостью впасть под давлением гонений: от подлости, предательства, лицемерия, зависти и клеветы. Страдания вырабатывают в нас терпение и мужество (ср.: Римлянам 5:3-4), а не греховные качества. Отвергая их, мы должны стремиться к Слову Божьему, через которое мы получили возрождение, и возрастать во спасение, которое откроется в последнее время. Слово Божье помогает нам стать зрелыми и готовит нас к получению обещанного наследия. Мы уже испытали на себе Господню милость, и это хорошая причина доверить Ему и свое пропитание, чтобы Он нас вскормил духовно.

Чистое словесное молоко

Христиане Бирмы (Мьянмы) чрезвычайно ценят Библии. Когда им дарят Библию в личное пользование, они отвечают с огромной радостью. Многим пришлось убежать из своих деревень, чтобы избежать похищений, пыток и даже смерти от рук бирманской армии, и сейчас они живут в лагерях для вынужденных переселенцев. В этих тяжелых обстоятельствах Божье Слово несет им огромное утешение и ободрение, придает им сил и веры. Один молодой качинский христианин, когда ему дали Библию, сказал: “Читая Библию и живя посвященной Богу жизнью, я получаю мир от Бога”.

Многие из тех, кто страдает за Христа особенно сильно, жаждут напитаться Словом Божьим, особенно если Писание для них труднодоступно. Они знают, как сильно они в нем нуждаются, поэтому они в силах стать зрелыми христианами и сохранить твердую веру перед лицом испытаний. На Западе, где Библии и христианские материалы общедоступны, мы уже воспринимаем их как должное и не задумываемся, насколько они ценны. Но и нам жизненно необходимо Слово Божье — чтобы возрасти во спасение и сохранить верность в гонениях.

Народ Божий (2:4-10)

В этих стихах мы видим переход от основной темы послания, изложенной до этого момента, к последующей практической части, которая начинается в 2:11. Стихи 4-5 содержат ее ключевые темы, которые автор затем раскрывает в следующих стихах, обращаясь к текстам Писания.

Христос предстает перед нами в образе живого камня, краеугольного камня нового Божьего храма, созданного Духом Святым. Этот камень был отвергнут людьми, но избран Богом и драгоценен для Него. Приходя ко Христу, мы тоже становимся живыми камнями, из которых строится духовный дом, и становимся святым священством. Мы отделены для Бога, чтобы приносить Ему духовные жертвы, которые благоприятны Ему в Иисусе Христе.

Всякий верующий в Христа не постыдится. Наоборот, мы удостаиваемся чести разделить с Ним Его славу. Мы наследуем привилегии ветхозаветного Израиля и становимся избранным народом Божьим, царственным священством, избранными и драгоценными для Него. Духовные жертвы, которые мы приносим Богу, включают провозглашение великих дел Божьих: что Он призвал нас к новому Исходу, из тьмы в чудный Свой свет, и к новому завету, где по милости Своей Он сделал нас Своим народом.

Любое принуждение христиан пойти на компромисс с грехом или отказаться от своей веры достигнет своей цели лишь в том случае, если убедит нас, что вернуться на старый путь — это лучше, чем следовать своей вере и призванию. Чтобы помочь нам противостоять этой лжи, в этих стихах суммируются все благословения, которые мы имеем во Христе. На этот раз автор фокусируется на наших нынешних переживаниях, а не на уповании на будущее. Эти стихи побуждают нас переносить страдания ради Него, зная, что привилегии, которые мы имеем в Нем, гораздо больше наших переживаний. А поскольку они подразумевают наше единство как одного народа Божьего, они также побуждают нас поддерживать это единство перед лицом гонений, которые могут его нарушить.

В противовес славе, которая ожидает верующих в живой “камень” Божий — Иисуса Христа, те, кто не поверит, будут постыжены. Тот, Кого они отвергли, становится для них камнем претыкания и соблазна. Презирая Его, они не повинуются евангелию. Такое неповиновение — удел тех, кто враждебно относится к Богу и Его избранным служителям. В итоге это приведет их к падению.

Смысл наших страданий

Когда одна христианская девочка в Казахстане хотела раздать одноклассникам детский христианский журнал, ее учительница помешала ей. Она отругала девочку и даже бросила ей этот журнал в лицо. Сначала девочка испугалась, но придя домой, она поняла, что то, что с ней случилось, было частью ее христианской жизни. Она пострадала за Христа, и осознание этого наполнило ее верой и радостью.

Христиане, пришедшие к отверженному людьми “камню”, должны ожидать подобное отвержение в отношении себя в виде антихристианских гонений. Но это не значит, что мы сделали ошибку, доверившись Христу. Совсем наоборот — как Его отвержение неверующими людьми было подтверждением Его статуса как избранного и драгоценного Божьего камня, так и наши гонения показывают, что мы разделяем с Ним Его возвышенное положение. Привилегии, которые мы имеем в Нем, вдохновляют нас твердо стоять в вере, а падение, ожидающее тех, кто не поверит, является строгим предупреждением против отступления.

Добродетельная жизнь среди неверующих (2:11-12)

Эти стихи открывают следующий большой раздел послания. В начальных приветствиях автор называет своих читателей странниками и пришельцами, и здесь эти слова снова повторяются: как христиане мы являемся странниками и пришельцами в земле чужой. Из-за этого мы подвергаемся давлению окружающей культуры, которая требует, чтобы мы разделяли ее ценности и следовали ее традициям. Наши плотские и греховные наклонности побуждают нас уступить этому давлению. Но мы должны воздерживаться от следования им. Эти похоти восстают на нашу душу, и в день посещения мы можем оказаться в опасности.

Петр говорит, что мы должны преуспевать в хорошем поведении, и особенно в том поведении, которое считается должным даже в нехристианской среде. Существуют добродетели, которые широко признаны не только в христианстве, но и в светском обществе. Наши оппоненты могут воспринять нас как злодеев, но видя наши добрые дела, они поймут, что мы примерные члены общества. Вполне возможно, что в итоге они покорятся и прославят Бога в день посещения. Наша добродетельная жизнь лишает всех оправданий тех, кто причиняет нам зло, а их хорошее мнение о нас снизит преследования и поможет нам легче их переносить.

Победа над неверующими

Когда пастор Радж в Индии был несправедливо осужден, его сокамерники заставили его спать возле туалета, где его донимали комары. Его всячески старались унизить, заставляя чистить туалеты и душевые. Но он проявлял любовь и смирение, делился с ними своим мылом и другими личными вещами. Тронутые таким добрым отношением, его сокамерники услышали евангелие и попросили прощение за свое грубое отношение. Один из тех людей, сидевший за контрабанду, принял Христа.

Итак, эти стихи увещевают нас отдалиться от греховных дел неверующих людей, а также проявлять лучшие качества. Первое хранит нас от грядущего суда; второе облегчает давление со стороны общества и помогает выстоять давление. Конечно, добродетельная жизнь среди неверующих не защитит нас от гонений, о чем далее автор говорит более ясно. Но это лучший способ завоевать расположение тех, кто противостоит нам, и уменьшить враждебность к нам общества. Далее автор объясняет, что это значит в контексте отдельных социальных взаимоотношений.

Покорность государственным властям (2:13-17)

Первый вид взаимоотношений, где мы должны проявлять послушание, это отношение к светским властями. Мы должны быть покорны “всякому человеческому начальству, для Господа”, в частности правителям. А это значило, что христиане должны быть покорны императору, который в 1 веке был верховным правителем Малой Азии, а также его ставленникам.

Задача государства — наказывать преступников и поощрять делающих добро. Обычно так и должно происходить. И если власти, как и мы, поступают правильно, то они вознаградят нас за добродетельную жизнь, и Бог желает, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

Мы, христиане, — свободные люди, искупленные Христом от рабства тлению и мирской жизни. Но мы не должны использовать эту свободу для оправдания своего неправильного поведения, пренебрегая добродетелью, принятой в обществе, и отвергая светские власти. Наоборот, делая добро, мы должны оказывать всем честь, соблюдая субординацию и подчиняясь современной политической власти. Это лучший способ изменить враждебное отношение к себе и уменьшить гонения.

Такой позитивный взгляд на римские власти, проскальзывающий в этих стихах, предполагает, что покорность властям ни в чем не противоречит нашей покорности Богу. Но другие новозаветные книги (особенно Откровение) ясно говорят о том, что иногда государственные власти выставляют христианам требования, которые мы не должны соблюдать, и тогда наша верность Христу может привести нас к страданиям и гонениям. Подчинение правительству — это правило, но непослушание их безбожным требованиям — необходимое исключение, какой бы ни была цена.

Это исключение можно проследить и в этих стихах. Повеление любить братство и бояться Бога предполагает, что наше посвящение семье христиан и самому Богу накладывает ограничение на нашу покорность властям. А характеристика императора (буквально) как “человеческого” начальства может быть предостережением от того, чтобы наделять его божественными качествами и участвовать в поклонении императору. Христиане должны быть готовы отказаться повиноваться государству, если того требует наша верность Богу, даже если это повлечет за собой гонения.

Рабы и господа (2:18-25)

В римском обществе 1 века рабы были бесправны и беззащитны. Они имели очень низкий статус и часто терпели жестокое обращение от своих господ. Хотя некоторые рабы жили в достатке и имели добрых хозяев, враждебность и плохое обращение, которое переживали другие, побуждало их к бегству или насилию.

Положение христиан как странников и пришельцев в Римской Империи мало чем отличалось от положения рабов. Они переживали похожие трудности. Можно сказать, что наставления, данные в этих стихах, обращены ко всем читателям. Здесь использованы многие выражения, которые в других стихах этого послания адресованы всем христианам. Возможно, Петр хочет избежать открыто говорить о преследовании христиан, ведь это может повлечь за собой обвинение в призыве к антигосударственной деятельности.

Послание призывает рабов быть покорными своим господам, как добрым, так и суровым, и выносить все несправедливые страдания как часть их послушания Богу. Если же их бьют за проступки, это не приносит им похвалы, но если, делая добро, они страдают несправедливо, это угодно Богу. Другими словами, они должны поступать хорошо в глазах своих хозяев, чтобы избежать наказаний, но также принимать от них и несправедливые притеснения.

Терпение и стойкость рабов, страдающих за добрые дела, — часть их христианского призвания. Христовы страдания являются для них примером для подражания. Они тоже были незаслуженными (Он не сделал никакого греха), и Он не мстил за Себя (Он не отвечал Своим гонителям злом и не угрожал им). Вместо этого Он уповал на праведный суд Божий, который оправдает Его. Он искупил наши грехи, чтобы и мы избавились от грехов и жили для правды. Такая жизнь возможна благодаря исцелению, которое Его смерть принесла нам. Сбившись однажды с пути, мы вернулись к Нему как к нашему Пастырю и Блюстителю душ наших, так что теперь нужно следовать за Ним.

Добродетельная жизнь

Партнер Фонда Варнава в Шри-Ланке разработал следующее руководство, как христиане должны жить и служить во враждебном окружении, чтобы не вызывать лишнюю неприязнь и притеснения. С некоторыми корректировками они применимы и в других условиях, в том числе на Западе.
Быть чувствительным к уровню шума на собраниях.
Участвовать в жизни общества, не отчуждаться от него.
Быть чувствительным в своем поведении к окружающей культуре, особенно это касается молодежи.
Избегать проводить массовые мероприятия на ралигиозные праздники.
Не использовать отдых или социальную помощь как “приманку” для евангелизма (только как отдых и помощь).
Вести простую жизнь, как и все вокруг.
Иметь единство с другими служителями в регионе.
Собираться небольшими группами, если враждебность не снижается.
Иностранцы/посторонние не должны играть заметную роль в обществе.
Избегать неуважительных высказываний о других религиях в любых разговорах.

Жизнь христианского раба, описанная в этих стихах, служит примером для всех христиан, находящихся в бессилии и беспомощности перед враждебным обществом. Петр призывает нас подражать Христу, переживая гонения. Это важная часть нашего христианского призвания. Если мы и терпим страдания, то они должны быть незаслуженными, а не наказанием за неповиновение властям или неуважение к хорошим традициям общества. Но если, делая добро, страдаем, мы знаем, что это угодно Богу, при условии, что мы не мстим за себя, но доверяем это Ему. Так мы сможем следовать призванию Божьему и примеру Христа.

Заключение

Мы увидели, что Петр написал свое послание в наставление христианам, живущим в “Вавилоне”, показывая, как нам жить в земле изгнания, где мы сталкиваемся с враждебностью и давлением из-за конфликта ценностей и обычаев. Во второй главе, как и в первой, Петр делает это двумя способами.

Во-первых, он вдохновляет нас провождать добродетельную жизнь, которая бы отражала наше упование на спасение и верность Богу. Он призывает нас отвергать злые дела и возрастать во спасение через Слово Божье, сопровождая свой призыв богатым описанием чудесных привилегий, которые мы имеем в настоящем, а также предупреждая о последствиях отпадения от веры.

Во-вторых, Петр применяет этот принцип к конкретным социальным взаимоотношениям: граждане должны повиноваться властям, а рабы — господам. Мы должны быть покорны установленной власти и соответствовать добрым традициям окружающей культуры. Так мы уменьшим враждебность к нам со стороны общества, насколько это возможно. Если же мы делаем добро, но все равно страдаем, мы должны терпеливо переносить все трудности, не воздавая злом, но доверяя Богу, по примеру Христа. И мы получим от Него похвалу.




 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!