Понятие и формирование регистров по налогу на прибыль. Налоговый учет по налогу на прибыль организаций Налоговый регистр по формированию доходов от реализации

В России под налоговым учетом понимается порядок сбора и последующей систематизации информации, необходимой для определения организационной налоговой базы. Сбор и систематизация ведется с помощью информации в первичных документах. Процедура опирается на предписания статьи НК РФ №313.

Понятие налогового учёта

Любая хозяйственная деятельность предприятия должна облагаться налогом, поэтому информационный сбор для последующего налогообложения и является конечной целью учета.

Главным назначением налогового учета является составление целостной и исчерпывающей картины о величине расходов и доходов учреждения. Они и определяют размер базы налогов на отчетный период. Также его функцией является обеспечение достоверными данными внешних и внутренних пользователей для контролирования процессов исчисления. Не стоит забывать также и о своевременности и полноте уплачиваемых налогов на прибыль.

Суммирование различных показателей является основой организации процедуры учета. Количественные данные прямо пропорционально влияют на размеры налоговой базы, а также на меру их систематизации в регистрах учета налогов. Одновременно они имеют влияние на порядок произведения деятельности по учету, на формирование и отражение в регистрах информации об объекте налогового учета.

Для ведения налогового учета предусмотрены специальные формы — регистры налогового учета. В любой момент фирму налогоплательщика может посетить налоговый инспектор с целью проверки налоговой документации. Поэтому иметь заполненные регистры – прямая обязанность предприятия. Нарушение или вовсе отказ от ведения такой документации сулит дальнейшие проблемы с Налоговой инспекцией.

Подробнее с системой налогового учёта в РФ можно ознакомиться по .

Регистры

Как правило, различные виды деятельности предприятия облагаются различными налогами. Регистры учета налогов — это формы, которые разрабатываются предприятием, а затем заполняются данными, необходимыми для вычисления налоговых сборов на прибыль. Налоговое законодательство не устанавливает стандарты для разработки форм регистров, но имеет некоторые рекомендации по их виду и содержанию. Информацию о таких регистрах можно найти на сайте «Консультант Плюс» по этой ссылке .

Правила заполнения

Каждая форма регистра обязательно должна содержать в себе следующие реквизиты:

  • Название регистра налогового учета;
  • Число, месяц и год заполнения;
  • Измеритель (либо измерители, если их несколько) операций предприятия в форме натурального или материального выражения;
  • Сущность и предмет операционных действий, совершенных предприятием за данный период времени (хозяйственные и иные операции);
  • Подпись ведущего эти записи уполномоченного лица в регистре.

Главная функция налоговых регистров — это систематизация информации по имеющимся исходным данным касательно каждого вида налога. Так, регистры убивают сразу двух зайцев: с одной стороны, налоговым органам проще следить за деятельностью фирмы, а с другой — сама компания облегчает себе жизнь, имея под рукой верные показатели расчетов налогов.

Данные об учете налоговых данных должны фиксироваться перманентно и в строгом хронологическом порядке, так как иной способ заполнения может повлечь собой внимание со стороны налоговых служб. Налогоплательщик (то есть предприятие или компания) ведет аналитический учет таким образом, чтобы прослеживался порядок возникновения налоговой базы.

Хранение регистров учета налогов должно вестись в соответствии с несколькими правилами. Нельзя просто так исправлять в них какую-либо информацию. Исправления (даже если это исправления ошибок) должны вестись санкционировано и обоснованно с юридической точки зрения. Данные действия должны быть подтверждены наделенным особыми полномочиями лицом. Этот человек может вносить обоснованные исправления в документ, указывая дату и объяснение того, зачем он совершил это действие.

Как уже было сказано, каждая фирма может иметь свою форму регистра. Главное, чтобы форма была удобной, имела графы и строки, необходимые для внесения нужных данных, а также просто и удобно заполнялась. В противном случае, при проверке отчетности налоговый инспектор может не разобраться и ошибочно оштрафовать предприятие. Правильное ведение регистров избавит от головной боли как само предприятие, так и проверяющие инстанции.

Заполнять документацию можно как в электронном, так и в бумажном виде — Налоговый Кодекс не имеет ограничений по этому поводу. Внесением данных должен заниматься уполномоченный сотрудник. На него и ложится ответственность по ведению регистров. Он должен не только проверять правильность вносимой информации, но и обеспечить надлежащие условия хранения документов, чтобы исключить малейшую вероятность того, что посторонние лица внесут какие-либо исправления. Оформление регистров, а также исправление и дополнение данных заверяется подписью ответственного сотрудника.

Налоговый и бухгалтерский учет

Организация учета налогов может быть сделана как в самостоятельных регистрах налогового учета, так и в регистрах учета бухгалтерии. Регистры бухгалтерского учета, в таком случае, должны быть дополнены реквизитами для вычисления налога на прибыль. В таком случае данные регистров налогового учета способны:

  • Иметь совпадение с данными бухгалтерского учета;
  • Иметь другие значения, которые рассчитаны отдельно.

Совпадение с данными учета бухгалтерии имеет место быть, если требования обоих способов учета одинаковы, и нужно провести лишь соответствующее построение аналитического разреза регистров бухгалтерского учета. Также такой вариант возможен потому, что правила учета бухгалтерии вариативны в отношении хозяйственных операций предприятия. Есть и другой вариант, когда требования обоих видов регистров совпадают.

Второй случай возможен тогда, когда требования первого и второго регистра несовместимы, какие бы условия при этом не сложились.

При условии, что налоговый учет ведется путем начисления, то можно использовать регистры бухгалтерского учета для учета налогов. Но стоит заметить, что кассовый метод делает невозможным такой оборот событий, так как наблюдается несовпадение требований бухгалтерского и налогового учета по части момента отражения хозяйственных операций.

Подробнее о бухгалтерской и налоговой отчетности можно узнать на сайте ФНС по этой ссылке .

Типология

В декабре 2001 года Министерство по налогам и сборам России ввело несколько ключевых понятий, относящихся к ведению регистров, таких как объект, единица, показатели и данные учета налогообложения. Они имеют такие формулировки:

  • Объектом называется все движимое и недвижимое имущество фирмы, а также ее обязательства перед другими предприятиями и хозяйственные операции, которые она выполняет;
  • Единицей именуется объект учета, данные о котором упоминаются в нескольких периодах налоговой отчетности, то есть перманентно;
  • Показателями являются количественные данные, относящиеся к объекту учёта;
  • Учетные данные – численные показатели величины или прочих характеристик, которыми обладает объект учета; они отражаются в таблицах, бухгалтерских справках и других документах предприятия — налогоплательщика; эти данные группируют информацию об объектах обложения налогами.

Тогда же и были предложены основные наименования регистров систем учета налогов, которые были поделены на пять следующих групп.

Регистры расчета промежуточных значений

Промежуточные расчеты проводятся предприятием-налогоплательщиком в данных регистрах. Фиксация показателей должна производиться в соответствии с 25 главой Налогового Кодекса. Промежуточные данные, в отличие от остальных, не выносятся в отдельные графы в налоговых декларациях, поэтому так и названы. Чтобы использовать их, необходимо совершить специальные расчеты или же просто-напросто прибавить к общему показателю. Информация регистров должна содержать в себе все о совершении промежуточных расчетов, а также показатели, которые участвуют в их нахождении.

Регистры расчета хозяйственных операций

Следующие регистры содержат в себе кладезь полезных сведений о совершении предприятием различных хозяйственных операций. Налоговая база фирмы прямым образом зависит от этого вида операций, и так происходит каждый отчетный период. Примерами операций фирмы являются все действия по купле-продаже разных объектов, сделки с фирмами-партнерами. Также в этот перечень входит приобретение гражданских прав. Но и этим дело не ограничивается. Так, НК РФ предусматривает расширение перечня хозяйственных операций фирмы путем добавления в него действий, связанных с признанием долгов, и других объектов, которые облагаются налогом.

Учетные регистры состояния единиц учета налогов

Данный регистр показывает состояние отдельной единицы учета налогов. Весь пласт данных заносится в соответствующий регистр на протяжении каждого налогового периода. Очень важно то, что информация о единице отражала ее состояние на каждый момент времени периода налогообложения.

Учетные регистры формирования отчетных данных

Эти регистры дают представление о том, каков порядок получения количественных значений строк деклараций по налогам. Вместе с тем, в них заносится и информация, которая далее отправляется в регистры промежуточных расчетов или учетных регистры состояния единицы учета.

Регистры учета начисления средств некоммерческим предприятиям

Данный регистр формируется с целью обобщить информацию по всем средствам и услугам, полученным в результате благотворительной помощи, целевых и бюджетных поступлений. Актуален главным образом для некоммерческих и бюджетных организаций.

Подробнее о налогообложении некоммерческих организаций – на сайте ФНС по этой ссылке .

Регистры по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)

Так как работодатель является налоговым агентом по отношению к налогам, которым облагаются доходы физических лиц, то на него ложится обязанность учитывать выплачиваемые доходы своих сотрудников. Чтобы сделать это, предприятию необходимо разработать собственные формы регистров учета по НДФЛ. Правильный расчет подоходного налога вытекает из грамотного учета выплачиваемых заработных плат работникам.

Регистры по НДФЛ нужны как для налоговой службы, чтобы установить контроль за фирмами-работодателями, так и для самих предприятий, использующих наемную рабочую силу. Сбор такого рода информации о работниках, их заработной плате, всевозможных льготах, предоставляемых им, позволяет предприятию:

  • Следить за общей картиной по всем рабочим;
  • В конце года вести заполнение справок 2-НДФЛ;
  • Определять, когда работник имеет право на «детский» вычет, и когда он лишается такой привилегии;
  • Определять возможность других стандартных вычетов;
  • Находить случаи ошибочного и высчитывания и удержания налогового сбора;
  • Формирование регистра
  • Хоть НК РФ и не ограничивает компании в том, каким образом они будут высчитывать доходы и прилагающийся к ним НДФЛ, но все же кодекс обязывает указывать следующие сведения, заносимые в регистр:
  • Данные по идентификации каждого физического лица;
  • Виды доходов, выплачиваемых фирмой;
  • Льготы по НДФЛ, предоставляемые фирмой, снижающие базу налогов предприятия;
  • Величина заработных плат и даты их выдачи;
  • Налог, исчисляемый с зарплат, и дата проведения процедуры исчисления и перевода;
  • Информация о документах по платежу, подтверждающая перечисление налогового сбора в казну.

ВАЖНО: Каждый пункт вышеприведенных сведений должен приводиться на каждого сотрудника отдельно.

Разработка бланка регистра по налогам на доходы ведется с учетом необходимости простой работы с ним, а также наглядности предоставляемой информации. Рекомендации налоговой службы при этом также нужно учитывать.

Бланк регистра должен иметь следующие особенности:

  • Простота — информация по сотрудникам не должна путаться;
  • Наглядность — чем быстрее можно перенести данные о рабочих в справку 2-НДФЛ, тем нагляднее бланк;
  • Краткость — не стоит перегружать регистр ненужными цифрами и числами, чтобы не затруднять восприятие информации.

Универсализация бланка регистра затруднена тем, что каждая компания выплачивает определенные виды доходов и имеет свои особенности деятельности. Поэтому на компании и лежит ответственность составления своего бланка, обладающего необходимыми свойствами, графами и включающего нужные сведения. По желанию, предприятие может изготовить несколько бланков регистров для разных видов данных. Это упростит ведение налоговой отчетности и ее проверку. Налоговое законодательство только приветствует такой подход. Но бланк регистра должен содержать в себе сведения, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 230 НК РФ.

Ответственность в случае отсутствия регистров учёта налогов или нарушения их ведения

Ст. №120 Налогового кодекса РФ, с одной стороны, предусматривает наказание за систематическое нарушение правил ведения документов по налогообложению. С другой стороны, под этими документами имеются ввиду только первичные документы и бухгалтерские регистры. О регистрах учета налогов там упоминаний не обнаружено, поэтому преследований со стороны налоговой службы за нарушение их ведения по данной статье не последует. Не последует и наказаний, предусмотренных статьями 122 и 126, так как они прямо не относятся к нарушению или отсутствию налоговых регистров.

Серьезно нужно отнестись к подписям в регистрах налогового учёта. Компании могут хранить документацию в электронном виде только с заверенными электронными подписями (письмо Министерства финансов от 24.07.08 под номером 03-02-071-314). То же самое относится и к остальным формам хранения документов. Подписи в них должен ставить заполнявший регистры уполномоченный человек, вне зависимости от того, электронный регистр или бумажный. Во избежание неприятностей хорошо хранить копию в бумажном виде и со всеми подписями. Следует распечатывать документацию ежеквартально. Если обнаружится, что на документах они отсутствуют, то налоговый инспектор может не засчитать расходы или отказать в вычете НДС.

Таким образом, данные регистры являются обязательными документами, без которых деятельность любого предприятия по букве закона невозможна. Их ведение обеспечивает своевременное поступление налогов в казну и избавление от проблем с законодательством, а нарушения при заполнении или вовсе их отсутствие затрудняет деятельность предприятия и привлекает внимание налоговых служб.

Регистры налогового учета позволяют обобщать сведения, необходимые для исчисления различных видов налогов. Данные формы не утверждаются налоговым законодательством, в отношении каждого вида налогового обязательства компании разрабатывают свои формы регистров, при этом нужно учитывать рекомендации налоговой по их формированию.

Заполнение налоговых регистров

Основное назначение регистров – это обобщение информации по исходным данным в отношении каждого вида налога. Регистры помогают контролировать налогоплательщиков? и позволяют самим плательщикам проверять верность проводимых расчетов по каждому виду налогового обязательства.

Разрабатываемые формы должны обеспечить простоту и удобство заполнения, содержать необходимые графы и строки для отражения нужных данных, что позволяет проверить верность исчисления отдельных видов налогов.

Регистры полезны как для налоговой с целью контроля плательщиков, так и для самих компаний. Правильно заполненные бланки регистров позволяют верно формировать налоговую отчетность и упрощают восприятие необходимой для расчета информации.

Заполнять регистры можно в электронном или бумажном виде. Никаких особых требований в данном вопросе налоговая не предъявляет.

Ответственность по заполнению регистров ложится на определенных лиц, подписи которых должны заверять оформляемые документы. Данные лица должны обеспечить не только корректность заполнения регистров, но и надлежащее их хранение и исключение возможности внесения исправлений посторонними лицами.

Редактировать регистр может только ответственное лицо, заверяя вносимые корректировки подписью, датой и пояснениями.

Регистры по НДФЛ

Обязанность по учету выплачиваемых доходов трудоустроенным лицам ложится на работодателя, который выполняет роль налогового агента по отношению к налогу, вычисляемому с доходов физлиц. Чтобы верно рассчитать подоходный налог, нужно грамотно организовать учет выплачиваемых доходов. Для этой цели компания формирует собственные регистры для ведения налогового учета для расчета НДФЛ.

Регистры необходимы как для налоговой с целью контроля работодателей, так и для компаний, использующих наемный труд. Сбор данных о работающих физлицах, выплачиваемых им суммах, применяемых льгот и удерживаемых НДФЛ позволяет работодателю:

  • Видеть общую картину по всем работникам;
  • Заполнять справки 2-НДФЛ по итогам года;
  • Определять права работников на «детский» вычет, отслеживать тот момент, когда данное право прекращается;
  • Устанавливать права на иные вычеты стандартного характера;
  • Выявлять случаи неправильного исчисления и удержания налога.

Формирование регистра

Компания вправе сама решить, как она будет учитывать доходы и рассчитываемый с них НДФЛ, и какие учетные бланки будут для этого использоваться. НК РФ определяет, что нужно отразить в налоговых регистрах. Необходимые сведения, подлежащие включению в регистр, закреплены в п.1 ст.230:

  • Идентификационные данные по каждому физлицу;
  • Разновидности выплачиваемых доходов;
  • Предоставляемые льготы по НДФЛ, уменьшающие базу для вычисления налога;
  • Величины выплачиваемых сумм;
  • Даты выдачи сумм персоналу;
  • Величины исчисленного налога;
  • Даты его удержания и перечисления;
  • Сведения о платежной документации, подтверждающей уплату.

Указанные сведения приводятся в разрезе по каждому сотруднику.

Бланк налогового регистра по НДФЛ разрабатывается с тем учетом, чтобы обеспечить удобную работу с информацией, наглядность ее представления. При этом в бланк включаются необходимые сведения, требуемые налоговой.

Качества, которыми должен обладать разработанный бланк регистра:

  • Простота – не должно возникать путаницы в представлении данных по сотрудникам;
  • Наглядность – данные должны легко читаться, бланк должен позволять быстро перенести необходимую информацию в 2-НДФЛ;
  • Краткость – не нужны лишние сведения, они не несут никакой значимости и создают сложность восприятия информации.

Бланк регистра должен учитывать особенности деятельности организации и выплачиваемые виды доходов, поэтому не утверждено универсального бланка регистра. Каждое предприятие составляет такой документ, который будет включать необходимые сведения и обладать указанными выше свойствами.

Для удобства компания может формировать несколько налоговых регистров для полного отражения необходимых данных в целях налогового учета НДФЛ. Налоговое законодательство работодателей в данном вопросе не ограничивает. Можно применять отдельный регистр в отношении каждого вида дохода или каждого физлица.

Часто компании за основу берут действовавший ранее бланк справки 1-НДФЛ, на примере которого подготавливается подходящий регистр.

Бланк регистра по НДФЛ

В разрабатываемый налоговый регистр включаются сведения из п.1 ст.230. Ниже в таблице даны пояснения по каждому виде необходимой информации.

Обязательные сведения регистра Пояснения
Идентификационные данные о налогоплательщиках Данные о работающих физлицах, включающие:
  • Число, месяц и год рождения;
  • Сведения об удостоверяющем личность документе;
  • ИНН, если он известен работодателю;
  • Адрес (в РФ и за ее пределами);
  • Гражданство.
Виды доходов Каждый выплачиваемый вид дохода должен иметь поле для указания специального цифрового кодового обозначения. Коды утверждены Приказом ФНС №MMB-7-11/387@ 10.09.15.

Не обязательно отражать данные по доходам, не облагаемым НДФЛ, так как они не формируют базу.

Доходы, облагаемые налогом в ограниченном пределе, отражать обязательно, так как они способны накапливаться на протяжении года.

Виды вычетов В регистре вычеты отражаются с указанием кодовых обозначений. Коды вычетов утверждены тем же приказом, что и коды доходов.
Суммы доходов Рекомендуется указывать суммы доходов:
  • Начисленные до налогообложения и применения вычетов;
  • Уменьшенные на положенные вычеты.
Даты выплаты доходов Предусматривается поле для указывания дня, когда:
  • Фактически выдана з/п или иной вид дохода наличными из кассы;
  • Перечислена з/п на карты сотрудникам.
Статус налогоплательщика В регистр включается поле для указания того, относится физлицо к резидентам или нерезидентав РФ.
Даты удержания НДФЛ В специальной графе прописывается фактический день удержания налога, который зависит от вида дохода.
Даты перечисления НДФЛ Берутся из подтверждающей платежной документации.
Реквизиты п/п Достаточно указать №, дату п/п и перечисляемую по нему сумму налога.
НДФЛ В регистр вносится посчитанный и удержанный налог.

Если работников много, то удобнее разработать регистр, который бы отражал данные по каждому отдельному физлицу. По такому принципу построен бланк 1-НДФЛ. Можно взять указанный бланк в качестве основы и адаптировать его под современные реалии и требования НК РФ – добавить недостающие данные, убрать лишние, неактуальные.

Компания ведет регистр в удобном виде – бумажном или электронном.

С учетом вышеизложенных сведений налоговый регистр по НДФЛ может принимать такой вид:

Регистр по налогу на прибыль

Для целей учета показателей для вычисления налога на прибыль компания заполняет самостоятельно разработанные бланки налоговых регистров, данные в эти регистры переносятся из бухгалтерских счетов и первичной документации.

Бланки регистров составляются с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия. Актуальность в применении налоговых регистров отдельно от бухгалтерских по налогу на прибыль возникает в том случае, если организация выполняет операции, суммы по которым учитываются по-разному в бухгалтерии и налогообложении.

Требования налогового и бухгалтерского учета по некоторым операциям могут не совпадать, в таких случаях и нужно отдельно применять налоговые регистры.

Если же предприятия не выполняет тех операций, по которым налоговый учет ведется в отличной от бухучета форме, то для вычисления налога на прибыль достаточно бухгалтерских регистров.

Налоговые регистры могут принимать форму бухгалтерских с необходимыми дополнениями. Также допускается формировать отдельные бланки, не схожие с бухгалтерскими. Налоговая разрешает компаниям в данном вопросе проявить инициативу и подготовить подходящий для себя бланк. В НК РФ даются только рекомендации о том, какие реквизиты отражаются в регистре:

  • Название бланка;
  • Временной отрезок, за который он составляется;
  • Количественные и денежные измерители необходимых показателей;
  • Сведения о проводимых операциях;
  • Подпись ответственного лица.

Основы налогового учета

Согласно пп.3 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Данная норма означает, что налогоплательщик обязан обеспечить учет доходов и расходов и объектов налогообложения для целей исчисления налоговой базы по соответствующим налогам.

Если данные бухгалтерского учета дают полную информацию о налогооблагаемых доходах, расходах и объектах, то в составлении дополнительных налоговых регистров нет необходимости. При этом следует четко представлять, что полная информация для исчисления налоговой базы на счетах бухгалтерского учета может быть получена только при должной организации аналитического учета. Перечень аналитических счетов, которые организация применяет в бухгалтерском учете, приводится в Рабочем плане счетов, который является составляющей частью бухгалтерской учетной политики (см. гл.1/§6).

В случае, когда доходы и расходы для целей налогообложения признаются иначе, чем в бухгалтерском учете, организация обязана составлять специальные налоговые регистры и расчеты.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в налоговой учетной политике организации (см. гл.10).

Налоговый учет по налогу на прибыль

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст.313 НК РФ).

Цель налогового учета – сформировать налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период. Порядок формирования налоговой базы установлен в ст.315 НК РФ.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

В качестве регистров налогового учета могут использоваться те регистры бухгалтерского учета, которые содержат информацию, достаточную для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

В связи с различиями в бухгалтерском и налоговом учете бухгалтерские регистры должны быть дополнены специальными налоговыми регистрами.

В любом случае и специальные налоговые регистры, и бухгалтерские регистры, которые применяются для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, должны отвечать общим требованиям, установленным ст.313 и 314 НК РФ для аналитических налоговых регистров.

В частности, в ст.313 НК РФ установлен следующий перечень обязательных реквизитов для аналитических регистров налогового учета:

Наименование регистра;

Период (дата) составления;

Измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

Наименование хозяйственных операций;

Подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистров.

Статьей 313 НК РФ установлены также общие правила для ведения налогового учета:

1) система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

2) порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения ;

3) изменение (или дополнение) порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком:

а) в случае изменения законодательства о налогах и сборах (в порядке, установленном соответствующими законами);

б) при изменении применяемых методов учета (только с начала нового налогового периода);

в) когда налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (с даты начала осуществления новой деятельности).

В соответствии с требованиями ст.313 НК РФ в налоговых регистрах должны быть отражены следующие данные :

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумма остатка расходов (убытков), подлежащая отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумма задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Применяемые аналитические регистры налогового учета (специальные налоговые регистры и регистры бухгалтерского учета) должны быть приведены в приложениях к налоговой учетной политике. В налоговой учетной политике также устанавливают порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных документов. Такие требования содержатся в ст.314 НК РФ.

Налоговый учет по НДС

Налоговый учет по НДС состоит из следующих элементов:

1) ведение журналов регистрации выставленных и полученных счетов-фактур;

2) составление книги продаж и книги покупок;

3) организация аналитического учета на балансовых счетах по учету налоговой базы (в разрезе налоговых ставок);

4) организация аналитического учета на балансовых счетах «входного» НДС;

5) обособленный учет принятого к вычету НДС с авансов уплаченных;

6) организация раздельного учета «входного» НДС при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций и (или) видов деятельности;

7) учет исчисленного НДС, в том числе обособленно – НДС с авансов полученных.

В налоговой учетной политике отражают необходимую информацию о порядке ведения в организации журналов регистрации, книг покупок и продаж, а также о порядке выставления счетов-фактур.

Информация об аналитическом учете на балансовых счетах содержится в рабочем плане счетов, утвержденном в составе бухгалтерской учетной политики.

Порядок раздельного учета НДС является элементом бухгалтерского учета. В связи с этим указанный порядок может быть описан в бухгалтерской учетной политике. В таком случае в учетной политике для целей налогообложения делают ссылку на бухгалтерскую учетную политику. Как правило, порядок учета НДС (в том числе раздельного учета) организации отражают в налоговой учетной политике.

Налоговый учет по налогу на имущество

Для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщику нужна следующая информация:

1) состав основных средств (для выделения необлагаемых основных средств);

2) сведения о первоначальной стоимости и суммах начисленной амортизации по облагаемым основным средствам;

3) сведения по объектам недвижимости, находящимся вне места регистрации организации и ее обособленных подразделений;

4) при совмещении общего режима и ЕНВД: сведения по объектам основных средств, которые:

а) используются только в деятельности, переведенной на ЕНВД;

б) используются для управленческих нужд;

в) используются и в деятельности на общем режиме, и в деятельности на ЕНВД.

Указанная информация отражается в аналитическом учете. Аналитический учет ведут на аналитических счетах бухгалтерского учета и (или) в специальных бухгалтерских регистрах. Сведения об аналитическом учете содержатся в бухгалтерской учетной политике:

а) в рабочем плане счетов;

б) в формах бухгалтерских регистров, которые приводятся в приложениях к учетной политике.

Заполнение декларации по данным налогового учета

Налоговая декларация по налогу на прибыль заполняется по данным налогового учета налогоплательщика.

Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Статья 315 содержит перечень данных, которые должен содержать расчет налоговой базы по налогу на прибыль:

1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе выручка от реализации:

— покупных товаров;

— основных средств;

— товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств;

3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе расходы:

— на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства (с подразделением на прямые и косвенные расходы);

— по реализации имущества, имущественных прав;

— по реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

— по реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

— по реализации покупных товаров;

— связанные с реализацией основных средств;

— расходы обслуживающих производств и хозяйств при реализации ими товаров (работ, услуг);

4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

— товаров (работ, услуг) собственного производства;

— имущества, имущественных прав;

— ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

— ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

— покупных товаров;

— основных средств;

— обслуживающих производств и хозяйств;

5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:

1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;

6. Сумма внереализационных расходов, в частности:

1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;

7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период;

9. Сумма убытка, подлежащего переносу, исключается из налоговой базы.

Пример

Организация осуществляет торговую деятельность и оказывает услуги по сдаче имущества в аренду. Налоговый учет организация ведет с использованием бухгалтерских и налоговых регистров, на основании которых организация по окончании отчетного (налогового) периода заполняет сводный налоговый регистр по расчету налоговой базы. Данные из сводного регистра переносятся в Приложения № 1 и № 2 к Листу 02 декларации.

Сводный налоговый регистр № 315

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль

Период: 2014 год

Показатель

Сумма, руб.

Источник

Строка в налоговой декларации

Доходы от реализации

Выручка от реализации покупных товаров

012 Приложения № 1к Листу 02

Арендная плата

Аналитическая оборотная ведомость по субсчетам 90-1, 90-3

011 Приложения № 1к Листу 02

Уступка права требования долга по договору участия в долевом строительстве

013 Приложения № 1к Листу 02

Продажа материалов

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

014 Приложения № 1 к Листу 02

Выручка от реализации, всего

010 Приложения № 1 к Листу 02

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации

Себестоимость проданных покупных товаров

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 90-2

030 Приложения № 2 к Листу 02

Транспортные расходы на доставку товаров

Налоговый регистр-расчет № 320

Итого прямые расходы в торговле

020 Приложения № 2 к Листу 02

Амортизация основных средств, переданных в аренду

Налоговый регистр № 258

Заработная плата персонала, обслуживающего основные средства, переданные в аренду

Налоговый регистр № 255

Социальные отчисления на заработную плату обслуживающего аренду персонала

Налоговый регистр № 264/1

Итого прямые расходы, связанные с оказанием услуг по сдаче имущества в аренду

010 Приложения № 2 к Листу 02

Амортизация основных средств (кроме переданных в аренду)

Налоговый регистр № 258

Оплата труда (кроме персонала, обслуживающего переданные в аренду основные средства)

Налоговый регистр № 255

Социальные отчисления на заработную плату (кроме обслуживающего аренду персонала)

Налоговый регистр № 264/1

Налоги, сборы, госпошлины

Налоговый регистр № 264/1

041 Приложения № 2 к Листу 02

Прочие издержки обращения в торговле

Налоговый регистр № 320

Прочие расходы, связанные со сдачей имущества в аренду

Налоговый регистр № 264/2

Прочие управленческие расходы

Налоговый регистр № 264

Косвенные расходы, всего

040 Приложения № 2 к Листу 02

Себестоимость уступленного права требования долга по договору участия в долевом строительстве

059 Приложения № 2 к Листу 02

Себестоимость проданных материалов

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2

060 Приложения № 2 к Листу 02

Итого расходы

130 Приложения № 2 к Листу 02

Внереализационные доходы

Проценты, зачисленные банком на расчетный счет

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

Проценты по займам выданным

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

Излишки материалов, выявленные при инвентаризации

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1

104 Приложения № 1 к Листу 02

Внереализационные доходы, всего

100 Приложения № 1 к Листу 02

Внереализационные расходы

Проценты по кредиту

Налоговый регистр-расчет № 269

201 Приложения № 2 к Листу02

Штрафные санкции по договору поставки, присужденные судом

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2

205 Приложения № 2 к Листу 02

Расчетно-кассовое обслуживание

Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2

Внереализационные расходы, всего

200 Приложения № 2 к Листу 02

Итого прибыль (убыток)

В ст.313 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу (в данном случае — налогу на прибыль организаций) на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В отличие от бухгалтерского учета система налогового учета пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст.313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Согласно ст.314 НК РФ формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения регистры налогового учета формируются по всем операциям, тем или иным образом учитываемым для целей налогообложения. При этом если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета, и, следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в системе бухгалтерского учета, так и в налоговом законодательстве.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований гл.25 НК РФ по учету соответствующих доходов и расходов.

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • расчет налоговой базы.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивалось непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывался порядок формирования налоговой базы.

Конкретные особенности регистров разрабатываются организациями самостоятельно и утверждаются в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Исходя из этого требования ст.314 НК РФ можно сделать вывод, что формы регистров налогового учета утверждаются самой организацией, то есть организация вправе решать, какими регистрами бухгалтерского учета можно воспользоваться для целей налогового учета, а какие регистры следует разработать исходя из специфики своей деятельности и отличий бухгалтерского и налогового учета.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Согласно ст.314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивается лицами, составившими и подписавшими их.

При хранении регистры налогового учета должны быть защищены от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Организация системы налогового учета предусматривает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения налогового учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

  • регистры учета хозяйственных операций;
  • регистры учета состояния единицы налогового учета;
  • регистры учета целевых средств некоммерческими организациями;
  • регистры промежуточных расчетов;
  • регистры формирования отчетных данных.

Приведем пример формирования регистра налогового учета по таким видам внереализационных доходов, как суммы штрафных санкций, исчисленные организацией за нарушение контрагентом договорных обязательств. Организации, учитывающие доходы методом начисления, отражают суммы штрафных санкций, причитающиеся к получению (в отличие от бухгалтерского учета), в регистрах налогового учета в том налоговом периоде, в котором они подлежат начислению по условиям договора с контрагентом или по решению суда.

Пример учета штрафных санкций по договорам. Организация А заключила с организацией Б договор аренды нежилого помещения от 26.02.2002 N 15. По условиям договора арендная плата в размере 6000 руб. с НДС осуществляется ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. За задержку арендной платы предусмотрена пеня в размере 1% от суммы арендной платы за каждый день просрочки.

Следовательно, за период с 26 февраля по 7 мая 2002 г. организация А была обязана начислить санкции за нарушение условий договора и отразить их в регистре "Расчет сумм начисленных штрафных санкций за отчетный период" (см. табл. 1).

Таблица 1

Регистр "Расчет сумм начисленных штрафных санкций"


Период с 01.03.2002 по 31.05.2002

Реквизиты
договора
Признак
дохода /
расхода
Период,
за который
производится
начисление
штрафных
санкций
Порядок исчисления санкции Сумма,
руб.
База Ставка,
%
Временная
единица
расчета
1 2 3 4 5 6 7
Договор
аренды
нежилого
помещения
от
26.02.2002
N 15 с
организа-
цией Б
Доход 15.03.2002 —
31.03.2002
535,70 1,00 День 91,00
Договор
аренды
нежилого
помещения
от
26.02.2002
N 15 с
организа-
цией Б
Доход 01.04.2002 —
30.04.2002
535,70 1,00 День 160,70
Договор
аренды
нежилого
помещения
от
26.02.2002
N 15 с
организа-
цией Б
Доход 01.05.2002 —
07.05.2002
535,70 1,00 День 37,40
Договор
аренды
нежилого
помещения
от
26.02.2002
N 15 с
организа-
цией Б
Доход 15.04.2002 —
30.04.2002
5 000,00 1,00 День 800,00
Договор
аренды
нежилого
помещения
от
26.02.2002
N 15 с
организа-
цией Б
Доход 01.05.2002 —
07.05.2002
5 000,00 1,00 День 350,00
Сумма дохода: 1 439,10
Сумма расхода: 0,00

Примерная форма регистра включает следующие показатели:

  • реквизиты договора или решения суда;
  • признак дохода или расхода;
  • период, за который производится начисление штрафных санкций;
  • порядок начисления штрафных санкций в текущем отчетном периоде (база, ставка, временная единица расчета);
  • сумма санкций, начисленных за текущий период.

В графе "Реквизиты договора" указываются наименование контрагента (организация Б) и основание расчетов (договор аренды нежилого помещения от 26.02.2002 N 15).

Санкции, подлежащие получению с контрагента, признаются внереализационными доходами.

Поэтому в графе "Признак дохода / расхода" указывается "Доход".

В табл. 1 представлен фрагмент регистра за отчетный период март — май 2002 г.

В графе 3 табл. 1 приводится период, за который производится начисление штрафных санкций. В рассматриваемом примере санкции начисляются со срока платежа — 15 марта 2002 г. Поскольку арендная плата поступила 7 мая 2002 г., то санкции начисляются по 31 мая 2002 г.

Задолженность контрагента на 7 мая 2002 г. составила 535,70 руб. (без НДС) — за три дня февраля и 5000 руб. (без НДС) — за март. Эти суммы формирует значение графы 4 "База" табл. 1.

Приводим расчет базы или задолженности по арендной плате.

  1. Определяем сумму арендной платы за месяц без НДС:

6000 руб. — (6000 руб. х 16,67%) = 5000 руб.

  1. Определяем задолженность по арендной плате за три дня февраля:

5000 руб. : 28 дн. х 3 дн. = 535,70 руб.

В графах "Ставка" и "Временная единица расчета" табл. 1 указываются соответствующие значения реквизитов из договора. В рассматриваемом примере санкции начисляются в размере 1% за каждый день.

В графе "Сумма" табл. 1 приводится сумма санкций, начисленных за текущий период.

Регистр "Учет расчетов по штрафным санкциям" (см. табл.

2) представляет собой отчет, который формируется по конкретному договору. В отчетном периоде такие регистры распечатываются по мере прекращения начисления сумм штрафных санкций по объекту учета, по завершении налогового периода — по всем незавершенным расчетам, предусматривающим уплату штрафных санкций.

Таблица 2

Регистр учета расчетов по штрафным санкциям

Налогоплательщик Организация А
Идентификационный номер налогоплательщика 7701028560
Реквизиты договора Договор аренды нежилого помещения от
26.02.2002 N 15 с организацией Б
Дата начала начисления штрафных санкций 15 марта 2002 года
Дата прекращения начисления штрафных санкций 7 мая 2002 года

Признак
дохода /
расхода
Период, за который
производится
начисление
штрафных санкций
Порядок исчисления санкции Сумма,
руб.
База,
руб.
Ставка,
%
Временная
единица
расчета
1 2 3 4 5 6
Доход 15.03.2002 —
31.03.2002
535,70 1,00 День 91,00
Доход 01.04.2002 —
30.04.2002
535,70 1,00 День 160,70
Доход 01.05.2002 —
07.05.2002
535,70 1,00 День 37,40
Доход 15.04.2002 —
30.04.2002
5 000,00 1,00 День 800,00
Доход 01.05.2002 —
07.05.2002
5 000,00 1,00 День 350,00
Сумма дохода: 1 439,10
Сумма расхода: 0,00

А.Е.Волошин

Белгородская обл.

А.В.Клименко

Белгородская обл.

Е. Букач, эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"

Должна ли организация в обязательном порядке вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль? Какие формы регистров налогового учета организация может применять? Если расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом нет, то могут ли в качестве налоговых регистров применяться распечатки по счетам бухгалтерских программ? Какие могут быть применены санкции за отсутствие регистров налогового учета?

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

На этом основании приходим к выводу, что ведение налогового учета — это обязанность, а не право налогоплательщика.

Система налогового учета организуется самостоятельно исходя из принципа последовательности перехода от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом руководителя. Налоговые и другие органы не могут устанавливать обязательные формы документов налогового учета.

Подтверждением данных налогового учета являются:

первичные учетные документы (включая бухгалтерскую справку);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Такой перечень установлен в ст. 313 НК РФ. На основании этого перечня можно сделать вывод о необходимости ведения регистров налогового учета.

Регистры налогового учета — это аналитические документы, в которые заносится информация, необходимая для исчисления налога на прибыль.

На основании этой информации составляется расчет налоговой базы. Об этом говорится в ст. 314 НК РФ.

В связи с тем, что единой утвержденной формы регистров налогового учета не существует, организация должна разрабатывать ее самостоятельно и указывать в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Формы регистров налогового учета должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период составления;

измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных реквизитов.

Статьей 313 НК РФ предусмотрено, что если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Таким образом, если расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом нет, то распечатки по счетам бухгалтерских программ могут являться регистрами налогового учета.

Организация может воспользоваться рекомендациями по составлению указанных регистров налогового учета "Система налогового учета, рекомендуемая ФНС России для исчисления прибыли, в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Таким образом, формы регистров организация вправе разрабатывать самостоятельно. При этом она может воспользоваться рекомендациями ФНС России по составлению налоговых регистров. К тому же организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль.

К аналогичному выводу пришел Минфин России в письме от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531.

В статье 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением понимается, в частности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Налоговые регистры в данной норме не упоминаются.

Таким образом, по нашему мнению, при отсутствии регистров налогового учета ст. 120 НК РФ не применяется.

Налоговый учет по налогу на прибыль организаций представляет собой упоря­доченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций путем сплошного, непрерывного и докумен­тального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы по этому налогу.

Со­гласно ст. 313 НК РФ налоговый учет по налогу на прибыль организаций - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством.

Целями ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций являются:

· формирование полной и достоверной информации о порядке
учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

· обеспечения информацией внутренних и внешних пользова­телей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью исчисления и уплаты в бюджет конкретных налогов.

На основании ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций по итогам каж­дого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объ­ектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, от­личный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском уче­те, установленного правилами бухгалтерского учета.

Система налогового учета по налогу на прибыль организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к дру­гому.

Порядок ведения налогового учета по налогу на прибыль ор­ганизаций устанавливается налогоплательщиком в учетной полити­ке для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Все изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае из­менения законодательства или применяемых методов учета.



При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной
политике для целей налогообложения и применяться с начала ново­го налогового периода.

Данные налогового учета по налогу на прибыль организаций должны отражать:

· порядок формирования суммы доходов и расходов;

· порядок определения доли расходов, учитываемых для целей
налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

· сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

· порядок формирования сумм создаваемых резервов;

· сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета по налогу на при­быль организаций на основании ст. 313 НК РФ являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитиче­ские регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Эти три группы документов составляют систему налогового уче­та по налогу на прибыль организаций, структура которой является трехуровневой:

· уровень первичных учетных документов (включая справку бухгалтера);

· уровень аналитических регистров налогового учета;

· уровень налоговой декларации (расчета налоговой базы по налогу на прибыль).

Система налогового учета должна обеспечить порядок пер­вичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, система­тизации указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирова­ние показателей налоговой декларации по налогу на прибыль. Из этого следует, что система налогового учета по налогу на прибыль организаций характеризуется строгими вертикальными однонаправ­ленными связями между всеми ее уровнями.

Вертикальные однонаправленные связи в системе налогового учета - это связи между уровнями системы налогового учета по на­логу на прибыль, суть которых заключается в том, что данные нало­гового учета из первичных документов попадают в аналитические регистры налогового учета, где обобщаются, а затем уже обобщен­ная информация заносится в налоговую декларацию по налогу на прибыль (расчет налоговой базы по налогу на прибыль).

Первый уровень налогового учета по на­логу на прибыль составляют формы первичных учетных документов для целей налогового учета по налогу на прибыль, которые налоговым законодательством не установлены. В связи с этим на основании положений ст. 313 НК РФ в качестве первич­ных учетных документов налогового учета на практике используют­ся первичные учетные документы бухгалтерского учета. При этом первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 21 нояб­ря 1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправ­дательными документами, которые служат первичными учетными документами. Это означает, что данные о всех хозяйственных опе­рациях, в том числе и данные налогового учета, первоначально фиксируются в первичных учетных документах, а уже затем обоб­щаются в аналитических регистрах налогового учета.

Первичные учетные документы принимаются к налоговому уче­ту, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах уни­фицированных форм первичной учетной документации, утвержден­ных Государственным комитетом Российской Федерации по стати­стике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмот­рена в этих альбомах, должны содержать предусмотренные дейст­вующим законодательством обязательные реквизиты, обеспечиваю­щие возможность проверки достоверности сведений, указанных в этих первичных документах, в том числе:

· наименование документа (формы);

· дату составления документа;

· при оформлении документа от имени:

а) юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;

б) индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчест­во, номер и дату выдачи документа о государственной регист­рации физического лица в качестве индивидуального пред­принимателя, ИНН;

в) физических лиц - фамилию, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;

· измерители хозяйственной операции в натуральном и денеж­ном выражении;

· наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юри­дических лиц);

· личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислитель­ной техники.

В некоторых случаях для целей налогового учета по налогу на прибыль организаций форму первичных учетных документов допол­няют необходимыми для целей налогообложения реквизитами, что разрешено Порядком применения унифицированных форм первич­ной учетной документации. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа), то есть удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Например, инвентарная карточка учета основных средств (типовая межотраслевая форма № ОС-6) на практике для целей исчисления налога на прибыль ор­ганизаций дополняется следующими графами:

· амортизационная группа;

· срок службы для целей налогового учета;

· норма амортизации для целей налогового учета;

· сумма начисленной амортизации для целей налогового учета;

· иными необходимыми графами.

Таким образом, налог на прибыль организаций исчисляется на основании данных первичных документов, составляющих первый уровень системы налогового учета. На этом уровне происходит пер­воначальное отражение данных всех хозяйственных операций кон­кретного налогоплательщика по налогу на прибыль организаций.

Второй уровень налогового учета по налогу на прибыль организа­ций регламентирован действующим налоговым законодательством более детально. Согласно ст. 314 НК РФ аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налого­вого учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в приня­тых к учету первичных документах, аналитических данных налогово­го учета для дальнейшего отражения в расчете налоговой базы по на­логу на прибыль организаций. В аналитических регистрах налогового учета данные налогового учета из первичных учетных документов накапливаются и обобщаются по группам доходов и расходов.

Реги­стры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумаж­ных носителях, в электронном виде на любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отраже­ния в них аналитических данных налогового учета, данных первич­ных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком са­мостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной полити­ке организации для целей налогообложения.

Однако на основании ст. 313 НК РФ к формам аналитических регистров налогового учета существует ряд требований. Так, формы аналитических регистров налогового учета для определения налого­вой базы, являющиеся документами налогового учета, в обяза­тельном порядке должны содержать следующие реквизиты:

· наименование регистра;

· период (дату) составления;

· измерители операции в натуральном (если это возможно) и в
денежном выражении;

· наименование операций хозяйственных, учитывающих порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль;

· подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за со­ставление указанных регистров.

Во всем остальном налогоплательщики полностью самостоя­тельны при установлении форм аналитических регистров налогово­го учета.

Данные налогового учета - это показатели, которые учитыва­ются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных доку­ментах налогоплательщика, группирующих информацию об объек­тах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных должен быть так органи­зован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формиро­вания налоговой базы.

Налоговыми органами разработана и предложена система аналитических регистров налогового учета, которые группируются следующим образом:

1) группа регистров промежуточных расчетов, которые предна­значены для отражения и хранения информации о порядке проведе­ния налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, не­обходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмот­ренном главой НК РФ. При этом под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответст­вующих отдельных строк в декларации, то есть значения этих показателей хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отра­зить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете. К ним относятся:

· регистр-расчет формирования стоимости объекта учета;

· регистр-расчет учета амортизации нематериальных активов;

· регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО);

· регистр-расчет стоимости сырья и материалов, списанных в отчетном периоде;

· регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской за­долженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

· регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчет­ного (налогового) периода;

· регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

· регистр учета расходов по добровольному страхованию работ­ников;

· регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах;

· регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам;

· группа регистров учета состояния единицы налогового учета

Эти регистры являются источником систематизированной информа­ции о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение этих регистров должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирова­ния суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде. К ним относятся:

· регистр информации об объекте основных средств;

· регистр информации об объекте нематериальных активов;

· регистр информации о приобретенных партиях товаров, учи­тываемых по методу ФИФО (ЛИФО);

· регистр учета расходов будущих периодов;

· регистр аналитического учета операций по движению деби­торской задолженности;

· регистр учета операций по движению кредиторской задол­женности;

· регистр учета расчетов с бюджетом;

· регистр учета расчетов по штрафным санкциям;

· другие аналитические регистры налогового учета

3) группа регистров учета хозяйственных операций

Эти регистры являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Перечень регистров включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гра­жданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги права) по сделкам с третьими лицами. К ним относятся:

· регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав);

· регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав);

· регистр учета поступлений денежных средств;

· регистр учета расхода денежных средств;

· регистр учета сумм начисленных штрафных санкций;

· регистр учета расходов на оплату труда;

· регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов

4) группа регистров формирования отчетных данных

Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации. Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов. К ним относятся:

· регистр-расчет учета амортизации основных средств;

· регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализован­ных) в отчетном периоде;

· регистр учета прочих расходов текущего периода;

· регистр-расчет финансовый результат от реализации аморти­зируемого имущества;

· регистр-расчет учета остатка транспортных расходов;

· регистр учета внереализационных расходов;

· регистр учета доходов текущего периода;

· другие аналитические регистры налогового учета

5) группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями

Эти регистры используются только некоммерческими организациями для отражения операций по поступлению и исполь­зованию целевых средств. Они состоят из:

· регистра учета поступлений целевых средств;

· регистра учета использования целевых поступлений;

· регистра учета целевых средств, использованных не по целе­вому назначению.

Содержание указанной системы аналитических регистров налогового учета, показывает, что эта система предназначена только для предприятий, ис­пользующих метод начисления для определения доходов и расходов.
При этом, она не лишена ряда других недостатков и слишком объемна для практического применения для организации налогового учета на средних
и небольших предприятиях.

Реальный практический интерес для предприятий малого и среднего бизнеса представляет систе­ма аналитических налоговых регистров, которая предусматривает только два аналитических регист­ра - регистр доходов и регистр расходов:

При этом регистр доходов включает в себя такие показатели как: дата операции, хозяйственная операция, вид дохода, дата оплаты, документ оплаты, дата передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг, документ передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг, сумма хозяйственной операции (без НДС).

Соответственно регистр расходов включает в себя аналогичные показатели, в том числе: дата операции, хозяйственная операция, вид расходов, дата оплаты, документ оплаты, дата начисления расхода (для сырья, материалов - дата спи­сания в производство, для прочих расходов (материальных, на оплату труда, процентов, услуг, на уплату налогов и сбо­ров) - дата погашения задолженности, для амортизации - дата начисления), документ начисления расхода (для сырья, материалов – акт списания в производство, для расходов на оплату труда - расчетная ведомость и т. д.), фактическая сумма произведенного расхода.

Таким образом, налог на прибыль организаций исчисляется на основе данных аналитических налоговых регистров, составляющие второй уровень системы налогового учета. На этом уровне происхо­дит накопление, обобщение и систематизация данных налогового учета по объектам налогообложения налогом на прибыль организа­ций, полученных из первичных учетных документов.

Третьим уровнем налогового учета является уровень налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (уровень расчета на­логовой базы по налогу на прибыль). Понятия налоговая деклара­ция и расчет налоговой базы по налогу на прибыль для целей налогового учета идентичны по своему смысловому содержанию, так как налоговая декларация содержит в себе все показатели, установлен­ные в качестве обязательных для расчета налоговой базы, поэтому такая декларация полностью заменяет собой расчет налоговой базы для целей налогового учета.

Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный
(налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоя­тельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль составля­ется на основе обобщенных данных из аналитических регистров на­логового учета.

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль в обязательном порядке должен содержать следующие данные:

период, за который определяется налоговая база (с начала на­логового периода нарастающим итогом);

сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (нало­говом) периоде, в том числе:

· выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного
производства, а также выручка от реализации имущества,
имущественных прав;

· выручка от реализации ценных бумаг;

· выручка от реализации покупных товаров;

· выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

· выручка от реализации основных средств;

· выручка от реализации товаров (работ, услуг), обслуживаю­щих производств и хозяйств;

· сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) пе­риоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:

· расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг)
собственного производства, а также расходы, понесенные при
реализации имущества, имущественных прав. При этом об­щая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавер­шенного производства, остатков продукции на складе и про­дукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетно­го (налогового) периода;

· расходы, понесенные при реализации ценных бумаг;

· расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

· расходы, связанные с реализацией основных средств;

· расходы, понесенные обслуживающими производствами и хо­зяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг);

· прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

· прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;

· прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг;

· прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;

· прибыль (убыток) от реализации основных средств;

· прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств;

· сумма внереализационных доходов;

· сумма внереализационных расходов;

· прибыль (убыток) от внереализационных операций;

· итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

При этом для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу на будущее в соответствии с НК РФ.

Таким образом, налог на прибыль организаций исчисляется в налоговой декларации, составляющей третий уровень системы налогового учета. На этом уровне происходит расчет налоговой базы и сумм самого налога на прибыль организаций, при этом расчетные показатели для расчета налога берутся из аналитических регистров налогового учета. Формы налоговых декларации по налогу на прибыль утверждаются Минфином РФ и являются обязательными для заполнения всеми налогоплательщиками налога на прибыль на территории Российской Федерации.

Порядок признания рас­ходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, в зависимости от принятого налогоплательщиком метода признания расходов приведен в следующей таблице:

РАСХОД Порядок признания расходов
Метод начисления Кассовый метод
Расходы, связан­ные с производ ством и реализа цией товаров (работ, услуг) 1) датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходя­щихся на произведенные товары (работы, услуги), или дата подписания налогоплательщиком акта при­емки-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера; 2) амортизация признается в качестве расхода ежемесячно, исходя из суммы начисленной амор­тизации; 3) расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно, исходя из суммы начисленных расходов на оплату труда; 4) расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в кото­ром они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты; 5) расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответ­ствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взно­сов. Если по условиям договора страхования (него­сударственного пенсионного обеспечения) преду­смотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного налогового периода, расходы признаются равномерно в течение всего срока дей­ствия договора 1) материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расхо­дов в момент списания денеж­ных средств с расчетного счета налогоплательщика (выплаты из кассы), а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банков­ские кредиты) и при оплате ус­луг третьих лиц. При этом рас­ходы по приобретению сырья и материалов учитываются в со­ставе расходов по мере списа­ния данного сырья и материа­лов в производство; 2) амортизация учитывается в составе расходов в суммах, на­численных за отчетный (налого­вый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве; 3) расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их факти­ческой уплаты налогоплатель­щиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сбо­ров расходы на ее погашение учитываются в составе расхо­дов в пределах фактически по­гашенной задолженности и в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность
Внереализа ционные расходы 1) дата начисления налогов (сборов) - для расхо­дов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей; 2) дата начисления в соответствии с требованиями настоящей главы - для расходов в виде сумм отчислений в резервы, признаваемые расходом в со­ответствии с настоящей главой; 3) дата расчетов в соответствии с условиями за­ключенных договоров или дата предъявления нало­гоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода, в т.ч. для расходов: - в виде сумм комиссионных сборов; - в виде расходов на оплату сторонним организа­циям за выполненные ими работы (предоставлен­ные услуги); - в виде арендных (лизинговых) платежей за арен­дуемое (принятое в лизинг) имущество; - в виде иных подобных расходов; 4) датой осуществления является дата перечисле­ния денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика, в т.ч. для расходов: - в виде сумм выплаченных подъемных; - в виде компенсации, за использование для слу­жебных поездок личных легковых автомобилей; 5) дата утверждения авансового отчета, в т.ч. для рас­ходов: - на командировки; - на содержание служебного транспорта; - на представительские расходы; - на иные подобные расходы; 6) дата перехода права собственности на иностран­ную валюту и драгоценные металлы при соверше­нии операций с иностранной валютой и драгоцен­ными металлами, а также последний день текущего месяца - по расходам в виде отрицательной курсо­вой разницы по имуществу и требованиям (обяза­тельствам), стоимость которых выражена в ино­странной валюте, и отрицательной переоценки стоимости драгоценных металлов; 7) датой осуществления является дата реализа­ции или иного выбытия ценных бумаг - по рас­ходам, связанным с приобретением ценных бу­маг, включая их стоимость; 8) дата признания должником, либо дата вступ­ления в законную силу решения суда - по рас­ходам в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещаемых убытков (ущерба); 9) дата перехода права собственности на ино­странную валюту - для расходов от продажи (покупки) иностранной валюты

Практическая часть

Задача 1

Горнодобывающее предприятие в 2002 году осуществило приобретение и монтаж смешанным способом (собственными силами с привлечением субподрядчика) основного средства – горнопроходческого комбайна. Произведенные в указанном периоде расходы предприятия составили:

· приобретение горнопроходческого комбайна у поставщика (расходы включают НДС по ставке 20 %) – 180 тыс. руб.;

· транспортировка закупленного горнопроходческого комбайна до места назначения (расходы включают НДС по ставке 20 %) – 30 тыс. руб.;

· выполнение работ по монтажу горнопроходческого комбайна в штреке шахты (расходы включают НДС по ставке 20 %) – 60 тыс. руб.;

· оплата труда работников вспомогательного производства – 35 тыс. руб.;

· выплата поставщику бонуса за право внеочередного приобретения у производителя горнопроходческого комбайна (расходы выставлены поставщиком без НДС) – 40 тыс. руб.

Объект основных средств был введен в эксплуатацию 9 декабря 2009 года. Срок полезного использования горнопроходческого комбайна составляет 10 лет.

Требуется определить:

1) стоимость основного средства на момент его ввода в эксплуатацию.

2) определить амортизационную группу для целей исчисления налога на прибыль;

Решение

1. Определяем первоначальную стоимость основного средства – горнопроходческого комбайна (ГПК), введенного в эксплуатацию 09.12.2003.

Виды расходов по приобретению и монтажу горнопроходческого комбайна Общая сумма израсходованных средств Сумма НДС, подлежащая принятию к вычету Сумма расходов, учитываем. при определении первонач. стоимости основного средства
Расходы по приобретению у поставщика ГПК, включая НДС 180’000
Расходы по транспортировке ГПК со склада поставщика до шахты, включая НДС 30’000 25’000
Расходы на проведение монтажных и пуско-наладочных работ, включая НДС 60’000 10’000 50’000
ЗПЛ работников вспомогательного производства, участвовавших в этих работах 35’000 35’000
Выплата заводу-производителю бонуса за право приобретения ГПК (НДС не предъявлен) 40’000 40’000
ИТОГО: 345’000 45’000 300’000

Таким образом, первоначальная стоимость основного средства – ГПК составляет 300’000 руб.

2. Основное средство – ГПК относится к пятой амортизационной группе (имущество со сроком полезной эксплуатации – свыше 7 лет до 10 лет включительно)

3. Амортизационные отчисления при линейном методе.

К = (1/n) * 100%, где:

К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной)

стоимости объекта амортизируемого имущества;

К= (1 / 10 * 12) * 100% = 0,8333%

В этом случае период начисления амортизации составляет 11 месяцев

Sам(01/09/03) = 300’000 * 0.8333% * 11 = 27’499 руб.

4) расчет суммы амортизационных отчислений за период до 01.10.2006 12 + 12 + 12 + 9 = 45 месяцев

Sам(01/10/06) = 300’000 * 0.8333% * 45 = 112’496 руб.

период начисления амортизации составляет –

12+12+12+12+12+12+6 = 78 месяцев

Sам(01/07/09) = 300’000 * 0.8333% * 78 = 194’992 руб.

4. Амортизационные отчисления при нелинейном методе.

1) нормы амортизации при линейном методе

К = (2/n) * 100%, где:

К - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n - срок полезного использования объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

К= (2 / 10 * 12) * 100% = 1,6667%

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

а) остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

б) сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

20% первоначальной стоимости основного средства – 60’000 руб.

Сумма начисляемой амортизации до момента достижения 20% первоначальной стоимости – 240’000 руб.

Сумма амортизационных отчислений за один месяц – 5’000 руб.

(300’000 * 1.6667% = 5’000)

n = 240’000 / 5’000 = 48 месяцев.

Следовательно, в первые 48 месяцев – сумма амортизационных отчислений составляет 5’000 руб./мес. (K1 норма амортизационных отчислений – 1,6667%), в оставшиеся 72 месяца, норма амортизационных отчислений K2 составляет:

60’000 / 72 = 833.33 руб./мес.

3) расчет суммы амортизационных отчислений за период до 01.12.2003

В этом случае период начисления амортизации составляет 11 месяцев, применяем норму амортизационных отчислений K1 Sам(01/09/03) = 300’000 * 1.6667% * 11 = 55’000 руб.

4) расчет суммы амортизационных отчислений за период до 01.10.2006

период начисления амортизации составляет – 12 + 12 + 12 + 9 = 45 месяцев, применяем норму амортизационных отчислений K1

Sам(01/10/06) = 300’000 * 1.6667%* 45 = 225’000 руб.

5) расчет суммы амортизационных отчислений за период до 01.07.2009

период начисления амортизации составляет –

12+12+12+12+12+12+6 = 78 месяцев,

применяем норму амортизационных отчислений K1 в течение первых 48 месяцев, и в течение последующих 30 месяцев – норму амортизационных отчислений K2

Sам(01/07/09) = 300’000 * 1.6667% * 48 + 833,33 * 30 = 240’000 + 25’000 = 265’000 руб.

Задача 2

Горнодобывающее предприятие в 2003 году осуществило приобретение и монтаж с привлечением субподрядчика основного средства – горнопроходческого комбайна. Произведенные в указанном периоде расходы предприятия составили:

· приобретение горнопроходческого комбайна у поставщика (расходы включают НДС по ставке 18 %) – 120 тыс. руб.;

· транспортировка закупленного горнопроходческого комбайна до места назначения (расходы включают НДС по ставке 18 %) – 18 тыс. руб.;

· выполнение работ по монтажу горнопроходческого комбайна в штреке шахты (расходы включают НДС по ставке 18 %) – 102 тыс. руб.;

Объект основных средств был введен в эксплуатацию 9 декабря 2009 года. Срок полезного использования горнопроходческого комбайна составляет 6 лет.

Требуется определить:

· стоимость основного средства на момент его ввода в эксплуатацию;

· определить амортизационную группу для целей исчисления налога на прибыль;

Решение

1. Определяем первоначальную стоимость основного средства – горнопроходческого комбайна (ГПК), введенного в эксплуатацию в 2003 году.руб.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!