Тома де томон архитектор его работы. Смотреть что такое "Тома де Томон Жан" в других словарях

Тома де Томон Жан Тома́ де Томо́н Жан

(Thomas de Thomon) (1760-1813), архитектор. По происхождению француз. С 1799 работал в России. В монументальных формах русского ампира выстроены Биржа и ростральные колонны на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге (1805-10), «Мавзолей» в Павловске (1805-08).

ТОМА ДЕ ТОМОН Жан

ТОМА́ ДЕ ТОМО́Н (Thomas de Thomon) Жан (1760-1813), русский архитектор. По происхождению француз. С 1799 работал в России. В монументальных формах русского ампира (см. АМПИР) выстроены Биржа и ростральные колонны в Санкт-Петербурге (1805-10), «Мавзолей» в Павловске (1805-08).
* * *
ТОМА́ ДЕ ТОМО́Н (Thomas de Thomon) Жан Франсуа , русский архитектор, француз по происхождению. Представитель зрелого классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) и ампира (см. АМПИР) , последователь Никола Леду (см. ЛЕДУ Клод Никола) . Автор Биржи (см. БИРЖА (памятник архитектуры)) и проекта застройки стрелки Васильевского острова (см. ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ) - одного из самых красивых и значительных ансамблей в градостроительной истории Петербурга.
Краткая биография
Тома де Томон - «королевский инженер, архитектор и живописец», профессор оптики, перспективы и архитектуры - родился в Швейцарии, образование получил во Франции: учился в Париже в Академии художеств. На него оказал влияние Никола Леду, чьи архитектурные принципы во многом сформировали творческое кредо Томона. С 1785 жил в Риме, где продолжал свое образование. Изучал творчество Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) , Пуссена (см. ПУССЕН Никола) , Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль) , занимался перспективной живописью. Много путешествовал по Италии, делал большое количество архитектурных набросков. Его внимание было направлено в основном на античную архитектуру. Сильное впечатление на него произвели офорты Пиранези (см. ПИРАНЕЗИ Джованни Баттиста) . Служил у графа д"Артуа (будущего Карла X), а с 1794 - у князя М. Э. Эстергази в Вене. По рекомендации русского посла князя Д. М. Голицына был приглашен в Россию (1799). В 1800 стал академиком, с 1802 - придворным архитектором, профессором Академии по классу перспективы, с 1810 - профессором архитектуры, одновременно - главным художником императорского стекольного завода.
Первые постройки Тома де Томона в России не сохранились. Самыми интересными из них были два театральных здания, построенных по сложившемуся по Франции функциональному типу: Большой театр (1802-1805) в Петербурге (стоял на месте Консерватории) и театр в Одессе (1803).
Проект Биржи и застройка стрелки Васильевского острова (1801-1810)
В 1803 по проекту Тома де Томона (при участии А. Д. Захарова (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич) ) начинается реконструкция стрелки. При этом было сломано почти завершенное по проекту Дж. Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо) здание Биржи. Для Биржи (1805-1810) Томон использует классические формы античного периптера (см. ПЕРИПТЕР) , восходящие к греческим дорическим храмам в Пестуме. Мощный прямоугольный объем здания расположен в центре площади. Окруженный со всех сторон дорической колоннадой с неканнелированными колоннами, он возвышается на высоком гранитном подиуме с широкой лестницей у торцевых фасадов и пандусами по сторонам. Это центральное ядро, поднимаясь над колоннадой, завершается по торцам аттиками (см. АТТИК) с полуциркульным окном. Перед окном снаружи и внутри размещены аллегорические группы. Организующее и скрепляющее ансамбль значение сооружения подчеркнуто тем, что его ось определяет центральную ось всей площади и совпадает с направлением русла Большой Невы. Интерьер здания также отличается простотой, монументальностью и выразительностью. Огромный зал перекрыт коробовым кессонированным сводом, который опирается на совершенно гладкие стены, украшенные наверху дорическим карнизом. По обеим сторонам Биржи по плану предусматривалось размещение двух близких по стилю пакгаузов (1826-1832). Их более скромное архитектурное решение усиливает ощущение мощи, которое производит здание Баржи.
Перед Биржей простирается насыпная полукруглая площадь. Ее обрамляют спуски к реке, словно объединяя символически две стихии - воды и суши, из противоборства которых вырастает город. Площадь фланкируют знаменитые колонны (1810), названные ростральными, так как украшены рострами - изображениями носовых частей корабля. Колонны увенчаны светильниками, у их гранитных подножий расположены аллегорические скульптуры - персонификации четырех рек: Волги, Невы, Волхова и Днепра.
Ансамбль стрелки Васильевского острова во всей полноте раскрывает талант архитектора, умение мыслить пространственными категориями города, а также градостроительный потенциал самого стиля ампир. Господствуя над водной гладью, четкий и строгий силуэт Биржи связывает воедино различные части города, разделенные его водными артериями.
Частные постройки (1805-1810)
По заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны Тома де Томон строит в Павловске мавзолей «Супругу-благодетелю» (1805-10), посвященный императору Павлу I. В этом небольшом здании архитектор достигает удивительного сходства с памятниками греческой античности еще и потому, что оно расположено в дальнем конце Павловского парка, в овраге, вызывающем ощущение дикой природы. Мавзолей построен в форме простиля, (см. ПРОСТИЛЬ) поднятого на высоком подиуме, и представляет собой прямоугольное в плане здание с 4-колонным дорическим портиком и фронтоном. Фриз с триглифами (см. ТРИГЛИФ) и масками тянется по всему периметру, стены рустованы по всей высоте до архитрава (см. АРХИТРАВ) . В интерьере расположена аллегорическая мемориальная мраморная скульптура работы И. П. Мартоса (см. МАРТОС Иван Петрович) . Мавзолей, относящийся по типу к малым архитектурным формам, поражает точностью пропорций, благородством и красотой рисунка всех архитектурных деталей, одновременно пластичностью и, несмотря на размеры, монументальностью объема.
Дом графини А. Г. Лаваль (1806-10) - типичный образец ампирного особняка - отличается монументальностью, простотой объемно-пространственных решений, лаконизмом декора, умелым применением ордерных элементов. Прямоугольное в плане сооружение имеет большой прямоугольный внутренний двор. На рустованном нижнем цокольном этаже возвышаются два верхних этажа. Вся художественная сила облика здания сконцентрирована на протяженном фасаде, который композиционно делится на три части. Особо подчеркнута центральная часть, где размещены десять трехчетвертных ионических колонн большого ордера, поддерживающих ступенчатый аттик. В интерьере частично сохранилась отделка 1810-х - 1820-х годов. В этом доме бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов.
В начале 1813 сгорел построенный Томоном в Петербурге Большой театр. При осмотре причиненных зданию повреждений архитектор упал с большой высоты и спустя несколько месяцев умер. Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге, позже его прах был перенесен в Александро-Невскую лавру (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА) .


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Тома де Томон Жан" в других словарях:

    Жан Тома де Томон фр. Jean François Thomas de Thomon Основные сведения Гражданство … Википедия

Или про то, как под видом великого русского мастера северной столице подсунули шотландского химика.

Неоднократно было говорено — и в связи с немецким автоматом на постаменте Калашникову, в Ялте, что нельзя, нельзя отливать в бронзе то, что найдено в интернетиках! Скульптор, сходи в библиотечку, сделай ксерокс с бумажной книги советских времен, тогда еще существовал фактчекинг! Другими источниками не пользуйся. (А еще лучше, как я писала в материале " ", доверь составление программы профессионалам, настоящим).

Итак, феерический ляп углядел в Питере у станции метро Горьковская уважаемый kir_posternak (Кирилл Постернак - историк архитектуры, старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева ):

Там в Александровском парке стоит скульптурная группа "Зодчие", которая изображает великих архитекторов Российской империи, создавших облик Петербурга: Воронихин, Баженов, Тома де Томон, Росси, Растрелли, Трезини, Захаров и Монферан.

Томас Томсон (1773 — 1852) — выдающийся шотландский химик, профессор химии, врач, доктор медицинских наук и минералог, научные работы и научная деятельность которого были связаны с исследованием химического состава растений и способствовали распространению теории атомного строения вещества Джона Дальтона.

Всю жизнь прожил в Британии, и к Петербургу не имеет никакого отношения. Бедненький, наверно ему сейчас так неуютно среди таких увлеченных своею работой людей, как Воронихин, Баженов, Росси, Растрелли, Трезини, Захаров и Монферан (впрочем, стоит сравнить их изображения с портретами — может, на самом деле там Склодовская-Кюри, Менделеев и Ломоносов изображены?)

Что произошло — понятно: кто-то ошибся, подписывая картинку в интернете (они ж практически тёзки), кто-то, не проверив её, залил в статью в Википедии (UPD: загружена в 2011 году с буржуйского сайта https://www.findagrave.com/memorial/11266 , где уже была ошибка). Настоящего портрета архитектора не сохранилось, а коллективное бессознательное не терпит портретной пустоты (). Впрочем, может, портрет и сохранился, но это надо у историков архитектуры уточнять специально.

UPD: из Википедии докладывают, что они тут ни причем: к ним портрет загрузили в июне 2011 года, когда памятник уже месяц как был открыт. Т.е. скульптор вообще "из интернету" взял картинку.
***

Скульптурная группа была поставлена в 2011 году.

Ну а автор композиции ОФИЦИАЛЬНО заслуженный художник РФ — Александр Михайлович Таратынов (1956 г.р).

Живет и работает в Москве и Голландии. Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение скульптуры, 1997), Заслуженный художник РФ (2005), лауреат всероссийских и международных конкурсов по монументальному искусству.

Окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (1981), мастерская скульптуры профессора Л.Е. Кербеля. Учредитель Музея скульптуры в Москве (Химки).

Однако не факт, что именно Таратынов автор "Зодчих". Во-первых, оплатил этот банкет с установкой памятника, слава богу, не собственно город, а судя по всему, ГАЗПРОМ, точнее его глава Алексей Миллер. То есть, это вы представляете какие деньги. Во-вторых, как написал всеведающий пассионарный Михаил Золотоносов в издании 812"online, в репортаже об открытии скульптурного парка в 2011 году:

"Официально звучала только одна фамилия - Таратынов, однако св. Петра лепил Михаил Дронов, а восемь фигур архитекторов - Игорь Козлов (вся бригада московская). Принимал ли участие в лепке сам Таратынов или он был только менеджером, работавшим с А. Миллером, мне узнать не удалось".

Вероятно, речь идет об скульпторе Игоре Александровиче Козлове (1952 — 2012).

***
На месте Газпрома я бы попросила артель скульпторов во главе с Таратыновым, ну и остальных, кто осваивал бюджет, вернуть 1/8 суммы за скульптурную группу "Зодчие", раз один из 8 архитекторов оказался фальшивым...

Напоследок что имею сказать:
Товарищи скульпторы! Пожалуйста, лепите, ваяйте, отливайте — продолжайте свое благое артистическое дело.
Только ради бога помните, что составление иконографической программы монументов на тему истории — это дело весьма опасное. Перестраховывайтесь, будьте добры, приглашайте профессионалов, историков, искусствоведов. Не надо гуглить.

А Томас Томсон, который не Тома де Томон, смотрит на нас с осуждением.



  • Неизвестный художник, начало 1790-х годов. Портрет И.И.Панаева / Коллекция Подстаницких

    Иван Иванович Панаев (1753-1796) - дворянин, находился на военной службе (с 1775 адъютант П.Румянцева, в 1777-1780 - адъютант Я.Брюса, участник польской кампании). Писатель и перводчик, близкий друг Н.Новикова и Н.Карамзина. С 1781 - на гражданской службе в Перми и Казани. На время создания портрета - прокурор и директор народных училищ Пермской губернии (изображен в дворянском мундире Пермской губернии). Известно несколько копий, восходящих, по всей видимости, к данному оригиналу: живописные (Мемориальный музей-квартира Н.Некрасова, Петербург и частное собрание, Москва) и миниатюрная (И.Батлер, 1803 г., Государственный Русский музей). Происхождение: аукцион Polgar (Будапешт) 8-10 декабря 2003 г. (лот № 60, как «Портрет неизвестного»).

    UPD2: нам пишут
    В эрмитажном каталоге работ Томона говорится что существовал его портрет работы Виже-Лебрен, однако уточняется что "местонахождение портрета неизвестно".

Архитектор, рисовальщик, гравер

Окончил Королевскую академию архитектуры в Париже (1780). За проект собора получил II премию и право на пенсионерскую поездку в Италию, где продолжил образование в Академии Св. Луки в Риме. Совершил поездки в Неаполь и Флоренцию. В 1788–1789 работал в Королевской Академии в Фонтенбло в качестве нумизмата и архитектора. В 1790–1791 побывал в Италии (Венеция) и Австрии. В начале 1790-х руководил перестройкой дворца князей Любомирских в городе Ланьцут (Польша), в 1794–1798 служил при дворе графа М. Эстерхази в Венгрии.

В 1799 по приглашению князя А. М. Голицына приехал в Россию. Первоначально работал в его имении Самойлово, где построил церковь Пречистой Богородицы. С 1800 жил в Петербурге. В том же году «по трем рисункам», представляющим внутренние и наружные виды в проспекте…» был удостоен звания академика ИАХ. Преподавал в ИАХ, с 1802 - профессор оптики и перспективы, с 1810 - профессор архитектуры.

В 1802 утвержден в звании придворного архитектора. Руководил перестройкой Большого театра в Петербурге (1802–1805), Биржи на стрелке Васильевского острова (1805–1810), начатой по проекту Дж. Кваренги, дома графини А. Г. Лаваль (1806–1809). Построил церковь на Волковом кладбище в Петербурге (1804–1809). Выполнил проекты мавзолея Павла I в Павловске (1800-е), надгробие графа П. А. Румянцева-Задунайского (1807), фонтана на Пулковской горе на Царскосельской дороге (1809). Создавал проекты мебели, осветительных приборов, часов, ваз, церковной утвари. С 1804 работал на Императорском стеклянном заводе, выполнил множество изделий из стекла.

Был превосходным рисовальщиком, причем известность Тома де Томона как графика в начале XIX века опережала его славу как архитектора. Много работал в техниках акварели, сангины, мела, соуса. Создавал виды Петербурга, архитектурные фантазии, в которых варьировал темы римской и греческой античности. Тиражировал свои рисунки способом контр-эпрев. Выполнил цикл гравюр Vues originales d`Italie (СПб., 1801). Автор трактата Traité de peinture, précédé de l`originale des Arts... par Thomas de Thomon.

Тома де Томон - один из крупнейших мастеров архитектуры в России начала XIX столетия, представитель позднего классицизма. Он создал собственный стиль в архитектуре, характерными особенностями которого являются композиционная простота, ясность членений, монументальность, массивность форм, активное использование колоннад дорического ордера и круглых элементов - ротонды, купола. В области прикладного искусства существует проблема разделения произведений Тома де Томона и А. Н. Воронихина.

Графическое наследие мастера достаточно велико; значительную его часть составляют контр-эпревы - листы небольшого формата, оттиснутые художником с собственных рисунков и впоследствии доработанные от руки. Чрезвычайно характерным является заключение композиции в овальную или круглую форму.

Произведения Тома де Томона находятся во многих музейных собраниях, среди них - Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. А. В. Щусева и другие.

В самом начале XIX века в Петербурге появился одареннейший французский архитектор, который столь ярко проявил себя в петербургском, а тем самым и во всем русском зодчестве этого времени, что его приходится считать одним из бесспорных создателей нового направления в архитектуре - Тома де Томон.

Тома де Томон, родившийся в Берне (Швейцария) 1 апреля 1760 года, был «королевским французским инженером», архитектором, живописцем, профессором оптики и перспективы. Отец подготавливал его к военной службе и привез его в Париж еще юношей. До сих пор не вполне ясен вопрос о специальном архитектурном образовании, полученном Томоном. Известно, что он длительное время провел в Италии, изучал великих мастеров Ренессанса, увлекался памятниками античного искусства, зарисовывая их в альбомы. Некоторое время в Вене он работал в качестве архитектора у мецената князя Н. Эстергази.

Томон приехал в Россию в 1799 г. для осуществления строительства в смоленской усадьбе князя Голицына. После смерти А.А. Голицына в марте 1800 года он переехал в Петербург. Будучи отличным живописцем и особенно искусным рисовальщиком, он скоро получил известность своими графическими работами. С рисунками Томона познакомился Павел I. Он разрешил ему участвовать в конкурсе на проектирование Казанского собора в 1800 году, победителем которого стал А.Н. Воронихин. В том же году Томон создал несколько вариантов проекта Триумфальных ворот для Москвы, но и они не были им построены, по-видимому, из-за случившейся вскоре смерти Павла. В этих ранних проектах Томон еще явно находился под влиянием работ французских архитекторов конца XVIII века, таких как Шарль Никола Леду, со свойственным им интересом к искусству античной Эллады в отличие от наследия Рима, пристрастием к исполинскому масштабу ‑ «мегаломании». В некоторой степени это влияние сказалось и в выполненной им в 1802-1805 годах перестройке Большого театра в Петербурге и в проекте театра в Одессе (1803-1809).

Приехав в Петербург, Томон был потрясен красотой этого прекраснейшего из всех ему дотоле известных городов Европы. Когда стало известно о решении Александра I вновь начать строительство Биржи, все внимание Томона было привлечено к стрелке Васильевского острова.

В то время на стрелке стояло недостроенное здание Биржи, возводившееся по проекту Кваренги. Сделанный Кваренги выбор места для своей Биржи, которое приходилось почти у самого берега Невы, Томон считал крайне неудачным, кроме того, сам объем здания, задуманного Кваренги, не соответствовал обширности операций, которые предстояло производить в Бирже.

В 1801-1803 годах Томон выполнил три варианта проектов Биржи. Проект Томона неоднократно, во всех его стадиях обсуждался в Совете Академии художеств, профессором которой архитектор был утвержден в 1802 году. Эти обсуждения протекали в исключительно дружеской обстановке. Одним из самых их активных участников был Л.Д. Захаров.

Томон хотел создать открытый архитектурный ансамбль, завершавший планировку стрелки Васильевского острова, он решил не использовать уже стоящие сооружения и изменить местоположение здания, кроме того, вместо нескольких корпусов он запроектировал единый зал. Само здание отличалось компактностью и монументальностью. 26 февраля 1804 года проект Биржи был утвержден, но изменения продолжали в него вноситься в процессе постройки здания. К этому времени относится генеральный план застройки стрелки Васильевского острова, созданный при некотором участии А.Д. Захарова. По этому плану перед зданием Биржи устраивается большая, открытая полукруглая площадь на искусственной подсыпке. Обратный фасад Биржи выходит на вторую, еще большую по размерам подковообразную площадь, соединяющуюся с первой и доходящую до здания Двенадцати коллегий.

Для сооружения здания Биржи была организована «Комиссия по построению биржевого здания и обложению Невского берега камнем», в которую вошли Томон и Захаров. 23 июля 1805 года состоялось торжественная закладка Биржи. Вчерне здание было закончено к 1810 году; официальное открытие состоялось в 1816 году.

В процессе строительства Томон постепенно освободил архитектуру здания от многих лишних деталей. В своем окончательном виде оно представляет собою огромный перекрытый на два ската параллелепипед, поставленный на высокий гранитный цоколь и охваченный со всех сторон тяжелой не каннелированной колоннадой, поднимающейся на две трети его высоты. Колонны Биржи имеют одну излюбленную Томоном особенность, в которой ярко отразилось его увлечение греческой архаикой: шейка капители у них сужена по сравнению со стержнем ‑ по типу капители, найденной в конце XVIII века на острове Делос. Тот же прием использован и в ростральных колоннах . Этот мотив придавал простоту и суровость произведениям зодчего. Здание Биржи отличается подчеркнуто монументальным и торжественным обликом, для достижения этой цели Томон использовал масштабные и цветовые контрасты.

Во всей постройке выдержана строгая мера. Мощный масштаб колонн, укрупненные детали, строгость, лаконизм, простота органичны здесь потому, что здание должно было восприниматься издали, в окружении широкого пространства. Оно объединило вокруг себя величественный ансамбль центральной части Петербурга, включавший просторы Невы, Петропавловскую крепость, застройку набережных.

Внутри здание Биржи отличается также необычайной силой и мощным размахом, огромный зал перекрыт кессонированным сводом, который опирается на совершенно гладкие стены, увенчанные дорическим антаблементом. Торцовые стены образуют поверх этого карниза большие ниши с полуциркульным окном в глубине и легкой скульптурой на первом плане. На глади стен выделяются двухколонные портики, обрамляющие входы в зал.

Декоративные скульптурные группы над колоннадами торцовых фасадов и внутри здания с изображением Нептуна и Меркурия в окружении Навигации и Рек способствуют выявлению его назначения как центра Петербургского порта, этой же цели служат ростральные колонны и обработка набережной подпорной гранитной стенкой с рустованной аркой посредине, повторяющей мотив арки Биржи. Вместе с тем, эти важнейшие элементы ансамбля стрелки Васильевского острова усиливают пространственное восприятие здания. Ростральные колонны, водруженные на двухъярусный гранитный цоколь, украшенные металлическими ростками и увенчанные светильниками, надо признать лучшими в мире. Они отмечены печатью поразительной силы и мощи. Гигантские фигуры у подножья колонн, символизирующие крупнейшие русские реки ‑ Волгу, Днепр, Неву и Волхов, сливаясь своими могучими формами с тяжелым цоколем, производят впечатление творений природы, а не рук человеческих.

В процессе формирования окончательного проекта и осуществления его в натуре большую роль играл Захаров, проявивший безукоризненно объективное и товарищеское отношение к его создателю. Видимо, Томон, будучи блестящим художником-проектировщиком, не обладал еще первое время в равной степени и строительным опытом, он всему учился на самой постройке. Именно здесь художник вырос в подлинного мастера монументальной архитектуры.

Томон строил в Петербурге и частные дома, которые дошли до нашего времени в сильно измененном виде. Томону принадлежал также цикл «образцовых» проектов административных и жилых домов для губернских городов (1806-1807), что свидетельствует о его активном участии в архитектурной жизни России наравне с другими выдающимися архитекторами (А.Д. Захаровым, К.И. Росси, В.П. Стасовым и другими).

Большое место в творчестве Томона занимали мемориально-декоративные сооружения, среди которых выделяется воздвигнутая в 1804-1809 годах триумфальная колонна в Полтаве ‑ так называемый памятник Славы, построенный в память победы в знаменитой полтавской битве со шведами в 1709 году. На широком и массивном стилобате , символизирующем неприступную крепость (из его нижней ступени угрожающе выступают жерла чугунных пушек), возвышается величественная колонна, увенчанная орлом с распростертыми крыльями, с молниями войны в когтях и лавровым венком победы в клюве.

Одним из лучших созданий Томона мемориального характера является храм-памятник Павлу I в парке Павловска (1805-1808). На высоком гранитном цоколе возвышается небольшое сооружение типа малых греческих храмов со строгим четырехколонным дорическим портиком. Капители колон, как и в Бирже, сделаны по образцу делосской капители. В метопы фриза вставлены скорбные женские маски. Внешний облик мавзолея, лаконичный и торжественный, гармонично связан с романтическим пейзажем отдаленной части парка, что делает здание, несмотря на сходство его форм с античными, произведением чисто русской классики.

Внутри храма Томон создал чудесный по пропорциям коробовый свод с кессонами и тимпанами, украшенными лепными барельефами. Свод опирается на облицованные искусствен-ным мрамором стены. В глубине, против двери - надгробие Павла I работы И. Мартоса.

Внутреннее убранство дополнял подвешенный на цепях фонарь в виде урны. Вся композиция построена таким образом, чтобы направить внимание зрителя к надгробию и создать настроение глубокой печали.

К 1806-1809 годам относится проектирование и сооружение Томоном четырех фонтанов на Царскосельской дороге, лучший из которых был возведен у подножия Пулковской горы.

Преждевременная смерть в 1813 году оборвала жизнь Томона в самом расцвете творческих сил. Он провел в России 14 лет и обрел в ней свою вторую родину, его творчество составило органическое звено в истории всего русского зодчества.

(1760-1813)

Тома де Томон родился 12 апреля 1760 года в швейцарском городе Берне. Образование получил во Франции, где отец его находился на военной службе. Сведения о детстве и юности Томона, о его первоначальном воспитании скудны и зачастую противоречивы. Но рисунки и акварели Томона дают представление о его первых опытах в искусстве.

После успешного окончания Парижской академии архитектуры Тома де Томон уехал в Рим продолжать образование. От итальянского периода сохранились многочисленные рисунки. Наиболее ранний из них датирован 1784 годом. Из Рима он совершил путешествие в Неаполь и Флоренцию, а также в Венецию.

Томон поступил на службу к графу д"Артуа, брату короля Людовика XVI, в качестве рисовальщика и архитектора. Возвращение во Францию, казалось, сулило ему многочисленные заказы в придворных кругах. Но аристократии было не до того: назревали бурные политические события – Великая французская буржуазная революция.

В начале 1790-х годов Томона пригласили в имение князей Любомирских, в польский город Ланьцут. Здесь до наших дней сохранился великолепный дворец, построенный в первой половине XVII века в стиле барокко, – резиденция магнатов Любомирских. Тома де Томон принял участие в работах по его перестройке.

В конце 1794 года Томон приезжает в Венгрию, где заключает контракт с герцогом Миклошем Эстергази на «руководство и составление всех архитектурных проектов, которые его высочество пожелает осуществить, и съемку планов дворцов и имений…». В свободное время архитектору предоставляется возможность выполнять заказы и совершенствовать свое мастерство.

Первые два года службы Томона у Эстергази были наиболее плодотворны. В это время он создает несколько интересных проектов, сохранившихся до наших дней.

Проект школы – первый известный проект общественного сооружения Томона, был выполнен, очевидно, для Вены. Как в жилых античных постройках, композиционным центром, по замыслу Томона, стал двор, приобретающий здесь значительные размеры. Вокруг двора должны были группироваться классные помещения. В том же 1795 году для города Эйзенштадта, где долгое время находилась резиденция Эстергази, Томон создает проект серных бань.

Жалованье, девятьсот флоринов в год, которое Томон получал из княжеской казны, не было щедрым. Архитектор часто с трудом сводил концы с концами и неоднократно обращался к князю с просьбой оплатить его расходы, связанные, главным образом, с содержанием квартиры.

После долгих колебаний Томон в конце 1797 года решил оставить службу и уехать в далекую и загадочную Россию. Весной 1798 года архитектор навсегда покинул Вену, забрав с собой чертежи, коллекции, неосуществленные творческие замыслы и надежды.

После приезда в январе 1799 года в «вольный город» Гамбург Томон смог, наконец, получить у русского посланника паспорт, выданный ему по особому разрешению царя. К весне архитектор добрался до русской границы, а затем из Риги направился в Москву.

Спустя некоторое время по поручению Александра Михайловича Голицына Тома де Томон отправился в его имение Самойлово, где проектировал и строил церковь во имя Пречистой Богородицы. Вскоре архитектор уехал в Петербург.

Столица произвела на Томона необыкновенное впечатление. Такого города он еще не видел. Построенный в течение короткого времени, город не знал западноевропейской пестроты. Барокко и классицизм господствовали в его архитектуре, придавая облику города стилистическую цельность.

В архитекторах и строителях Петербург испытывал постоянную потребность, и Томон полностью окунулся в радостную для него атмосферу творчества. Вскоре Томон допустили к конкурсу на проект Казанского собора, в котором принимали участие архитекторы Камерон, Воронихин и Гонзага. Утвердили проект Воронихина, но для Томона участие в конкурсе было хорошей практикой. Знакомство с Воронихиным переросло впоследствии в дружбу, подкреплявшуюся совместной работой. В проекте Казанского собора Томон показал себя способным решать сложные проблемы, связанные с новым, ансамблевым характером русской архитектуры.

Не случайно ему поручили составление проекта триумфальных ворот с кордегардиями у одной из застав Москвы. В течение короткого времени архитектор разработал несколько вариантов проекта и позаботился о воплощении идеи заказчика – Павла I: центральные триумфальные ворота, символизирующие мощь Российского государства, должны были составить единую архитектурную композицию с фланкирующими их кордегардиями.

Царю-заказчику понравился третий вариант, на проекте фасада которого он написал: «Быть по сему». Проект триумфальных ворот явился первой большой удачей архитектора, но смерть Павла I помешала его осуществлению.

Первый год пребывания архитектора в Петербурге ознаменовался радостным для него событием. По решению совета Академии художеств от 18 августа 1800 года он удостоился звания академика «по трем рисункам, представляющим внутренние и наружные виды в проспекте…». Признание Тома де Томона превосходным рисовальщиком значительно опередило будущую славу его как архитектора. Своими превосходно выполненными графическими работами Томон обратил на себя всеобщее внимание. 24 мая 1801 года «архитектору Томону за гравировку» был выдан из «Кабинета» «перстень бриллиантовый с изумрудом».

Практическая деятельность Тома де Томона-зодчего в Петербурге началась в 1802 году. 30 января 1802 года Александр I издал указ: «Архитектора Томона, приняв в Российскую службу, повелеваю причислить его в ведомство Кабинета и производить жалованья по две тысячи рублей в год».

С этого момента перед Томоном открылись широкие возможности для полного раскрытия его замечательного таланта. Он получил заказ на перестройку Большого театра в Петербурге.

Как свидетельствуют архивные документы, первое каменное здание Большого театра начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. Открытие его состоялось в 1783 году. Через два года потребовались различного рода внутренние переделки. А в 1802 году было решено произвести в театре капитальный ремонт и сделать более парадным его внешний облик. Ремонт закончился полной перестройкой здания по проекту Тома де Томона. Неузнаваемо изменился не только его внешний облик. Здание было заново распланировано, и его помещения получили иную отделку. Проект театра утвердили 9 апреля 1802 года. Все работы были выполнены за восемь месяцев – необычайно короткий по тому времени срок.

Если с решением плана Томон справился быстро, то над созданием фасада пришлось потрудиться. Задача была не из легких: в строго определенных габаритах найти вариант, наиболее обогащающий облик здания, улучшающий его пропорции. И Томон нашел такое решение. В центре главного фасада по ширине возвышающейся сценической коробки архитектор задал сильно выступающий вперед восьмиколонный портик со свободно стоящими колоннами ионического ордера.

Многочисленные проекты театров для Петербурга, выполненные Тома де Томоном, показывают широту замыслов зодчего и свидетельствуют о его высоком мастерстве в разработке композиционных приемов театральных зданий. А первый вариант театра драмы и комедии по своим небывалым масштабам превосходил все известные театральные здания того времени.

Открытие нового театра явилось значительным событием не только для Петербурга. Красота, удобство и техническое оснащение здания сделали его известным не только в России, но и за границей. Вот что писал один из современников Тома де Томона об этом событии: «Несколько месяцев тому назад газеты с похвалой говорили о новом театре… и дали описание этого сооружения, одного из самых замечательных среди ныне существующих по своей величине и великолепию… Единственный перистиль в восемь колонн, находящийся на главном фасаде, позволяет удобно выходить под его защитой, так как колонны находятся на уровне земли, достаточно удалены от стены, давая возможность проезда экипажам… Подобного сооружения еще нет во Франции, несмотря на двадцать театров, которыми Париж скорее загроможден, чем украшен… Ни один из них не позволяет еще ставить оперу с помпой, требуемой при собрании богов и героев».

Свою проектную и строительную работу, а также службу на стекольном заводе Томон сочетал с педагогической деятельностью. 5 мая 1802 года президент Академии художеств А.С. Строганов предложил совету Академии зачислить для преподавания в архитектурный класс академика Томона – «человека по сей части совершенно знающего и способного». Окончательное решение «об определении академика Томона для обучения воспитанников архитектурного класса» было принято в конце мая.

В Академии художеств Тома де Томону была предоставлена квартира, занимаемая ранее академиком Павлом Брюлло. Из архивных источников удалось установить, что квартира Томона имела «по фасаду семь окон и шесть комнат, в коридоре один покой в одно окно и кухню; в антресолях по фасаду три комнаты, в них пять окон, и по коридору три комнаты». Квартира эта находилась на первом этаже со стороны Четвертой линии Васильевского острова в северной части здания, а классы, в которых Томон преподавал, размещались в противоположном конце здания на втором этаже.

Еще в 1803 году, когда Томон работал над проектами нового петербургского театра, он проектировал также театр для города Одессы. Хорошо понимая градостроительные особенности приморского города и учитывая его рельеф, архитектор создает театр на возвышении как отдельно стоящее здание. Он стремится поставить театр там, где бы его можно было обозревать с самых различных точек, и с суши, и с моря.

В опубликованном Тома де Томоном проекте одесский театр – монументальная, прямоугольная в плане постройка с самым необходимым количеством парадных и служебных помещений. В процессе строительства театра, которое затянулось на несколько лет, внешний облик его, по сравнению с проектом, значительно изменился. Портик занял всю ширину фасада. Колонны строгого ионического ордера сменились колоннами пышного коринфского ордера, величину которых архитектор рассчитал на высоту здания. Театр утратил цельно-воспринимаемый объем, но вид его стал более величественным.

Одновременно с театром Томон проектирует для Одессы военный госпиталь – грандиозное сооружение, задуманное как больничный комплекс. В случае осуществления этого проекта Одесса украсилась бы одним из самых монументальных и выразительных сооружений эпохи классицизма. Но замыслу не суждено было воплотиться в жизнь – архитектору поручили проектирование госпиталя значительно меньших размеров.

В те же годы Томон разрабатывает проект амбаров Сального буяна в Петербурге. Буяном называли специально отведенное обширное место для выгрузки больших партий товаров. Строгая архитектура амбаров Томона стала прекрасным «аккомпанементом» монументальному образу, созданному гением Воронихина.

После смерти Павла I императрица Мария Федоровна решает воздвигнуть в его память мавзолей. Строительство предполагалось в живописном Павловском парке недалеко от дворца – резиденции вдовы. Она поручает Томону разработать проект памятника. В начале октября 1807 года Мария Федоровна утвердила «учиненный архитектором Томоном план саду, где будет сооружаться памятник», и приказала «оный план для наблюдения за работой отдать при повелении садовому мастеру Асмусу». Но только 21 июня 1809 года Томон смог написать рапорт об окончании работ.

Созданный талантом Тома де Томона и воплощенный в камне Карлом Висконти, мавзолей явился одним из блестящих шедевров парковой архитектуры русского классицизма. Общая планировка, объемно-пространственное решение и искусно выполненные архитектурные и скульптурные детали, – все свидетельствует здесь о высоком художественном мастерстве.

Мавзолей словно неожиданно вырастает из земли и представляется монументальным, несмотря на действительные скромные размеры. Отсюда видны одновременно и главный, и боковой фасады. Впечатление монументальности усиливается далее при подходе к гранитным ступеням мавзолея. Четыре мощные колонны дорического ордера, вытесанные из каменных монолитов, поддерживают тяжелый фронтон, в тимпане которого начертаны слова: «Супругу-благодетелю».

В ходе проектирования и строительства мавзолея в Павловском парке Тома де Томон получает заказ на создание другого монументального сооружения – триумфальной колонны в Полтаве. Весной 1805 года проект был уже готов и вскоре утвержден. Об основной идее монументального сооружения, построенного в июне 1811 года, его композиционных и конструктивных особенностях архитектор писал: «Так как колонна является триумфальным памятником, воздвигнутым в память Петра Великого, в честь самого памятного и решительного события его царствования, то я старался дать всей этой композиции характер оригинальный и, так сказать, присущий герою и его творчеству. С этой целью я прибегнул к аллегориям простым, но точным и ясным. Колонна из железа в четыре куска, и, чтобы скрыть их соединение, каждый шов закрыт венком; первый из лавра и пальм, второй из лавра, а третий из дубовых листьев. Промежутки между венками заполнены изображениями перекрещенного оружия. Капитель образована из больших пальмовых листьев. Наверху возвышается цоколь, увенчанный полусферой. Над полусферой распростер свои крылья орел, держащий в когтях молнии войны, а в клюве лавровый венок…»

В 1806 году Томон вместе с Воронихиным получил заказ на проектирование фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Фонтан на склоне Пулковой горы Томон проектировал и строил вместе с Воронихиным, а остальные сооружал один.

Совместному творению зодчие придали облик грота – пещеры, как бы открывающей вход в земные недра. Грот оформлен монументальным приземистым портиком с двумя мощными колоннами дорического ордера, каннелированные стволы которых словно вросли в землю.

Одновременно с фонтаном на Пулковой горе Томон соорудил три фонтана на Царскосельской дороге. В 1807 году он разработал проект и составил смету на строительство фонтана в деревне Пулково. Тщательно прорабатывая композицию и выверяя пропорции, архитектор продумывал каждую деталь, строго отбирая только то, что усиливает звучание архитектурного образа. В результате Томон создал сооружение величественное и монументальное, несмотря на его небольшие размеры.

Первое десятилетие века для Тома де Томона явилось временем необычайного творческого подъема. Архитектор много работал над проектами для губернских городов. В 1806-1807 годах в мастерской архитектора один за другим рождались проекты жилых и общественных зданий, причем последним отводилась немаловажная роль.

В период между 1806 и 1809 годами по проекту Томона в Петербурге перестраивался дом Лаваль, сохранившийся до наших дней и представляющий собой один из наиболее интересных архитектурно-художественных и исторических памятников города. Архитектор сохранил в общих чертах планировку и назначение отдельных помещений. Однако заново отделал здание и его интерьеры. Неузнаваемо преобразился фасад. Он получил богатый архитектурно-художественный декор, сразу же выделивший дом Лаваль среди особняков знати, разместившихся вдоль набережной Невы.

Будучи придворным архитектором, Томон участвовал в переделке интерьеров Зимнего дворца. Он разработал проекты Овальной столовой и так называемых Холодных бань. В 1810 году придворного архитектора привлекли к работам, развернувшимся в летней царской резиденции на Каменном острове. Томон подошел к переделке сада тактично. Сад приобрел строгую, логически построенную, четкую планировку, основанную на сочетании регулярного принципа с пейзажным.

1810 год для Томона ознаменовался еще одним радостным событием. 1 сентября в большом общем собрании Академии художеств ему единодушно было присвоено звание профессора архитектуры.

Период работы Тома де Томона в Петербурге охватывает тринадцать лет. Деятельность его была плодотворной. Но один из его замыслов принес ему мировую известность. Это прославленный ансамбль Стрелки Васильевского острова. Он достойно завершил неповторимый архитектурный облик центра Петербурга – одного из красивейших городов Европы.

Проектирование и сооружение этого ансамбля охватывает почти весь петербургский период творчества Тома де Томона – наиболее продолжительный и плодотворный в его жизни. Именно в этом произведении наиболее ярко проявился творческий гений мастера. Томон создал прекрасный архитектурный памятник, символизирующий новую эпоху в развитии русской архитектурной мысли.

Для составления проекта Томону потребовалось несколько лет неустанных поисков при постоянной творческой поддержке совета Академии художеств. Архитектор сделал несколько проектов. Неустанные поиски привели Томона к созданию лучшего из них, который и был утвержден 26 февраля 1804 года. Основные усилия при разработке его были направлены на улучшение общих пропорций и планировочной структуры, а также на доработку деталей. Число колонн на боковых фасадах уменьшилось до четырнадцати. Плоские перемычки окон первого этажа были заменены декоративными замковыми камнями укрупненных пропорций. Исчезли ненужные мелкие декоративные элементы, не различимые на значительных расстояниях, – например барельефы во фризе. Изменилась и внутренняя планировка. Улучшились пропорции отдельных помещений, в том числе и центрального зала. Сохранились только две внутренние лестницы, но зато с достаточно широкими маршами. Для удобства они располагаются по диагонали в противоположных углах здания.

Работы на Стрелке начались весной 1804 года, а 23 июня 1805 года в присутствии царской семьи и при большом стечении народа состоялась торжественная закладка Биржи.

25 декабря 1811 года объявили «высочайший указ, которым поведено было закрыть строительную комиссию, а новое биржевое здание со всеми оными принадлежностями, ростральными колоннами, площадью и набережной, сдать в ведение министра финансов». В связи с завершением работ «чиновники, бывшие при построении новой Биржи», получили из царской казны перстни с драгоценными камнями, а Тома де Томону был пожалован орден Св. Владимира IV степени.

Во время приема здания Биржи обнаружились недоделки, что затянуло работы еще на два года. Но и в 1814 году открытия Биржи не состоялось – еще продолжалась война с Наполеоном – это произошло 15 июля 1816 года и стало настоящим праздником. Биржа настолько всем нравилась, что ее повсеместно стали изображать на картинах, акварелях, гравюрах и предметах прикладного искусства: шпалерах, вазах, стеклянной и фарфоровой посуде.

Ансамбль Биржи уже издали производит сильное впечатление, откуда бы вы к нему ни приближались: с Дворцовой набережной или со стороны Петропавловской крепости. На значительных расстояниях хорошо воспринимаются весь объем спокойного, окруженного колоннадой здания, как бы противостоящий течению быстрой реки, прекрасные силуэты Ростральных колонн и упругая лента набережной. Объединенные в единое и неразрывное целое, части ансамбля предлагают поразительное разнообразие точек обзора. Благодаря удачно найденному масштабу, биржевой ансамбль превосходно согласуется с ансамблем Петропавловской крепости и застройкой Дворцовой набережной. Он явился тем недостающим звеном, которого так не хватало для завершения столь привычного теперь облика городского центра.

Тома де Томон скончался 4 сентября 1813 года. Отпевали его в католической церкви Св. Екатерины и похоронили на Смоленском кладбище. На могиле был поставлен памятник из розового гранита в виде античного жертвенника на высоком постаменте.

Долгое время оставался спорным вопрос относительно причины скоропостижной смерти Тома де Томона. Многие документы на французском языке (ни Томон, ни его жена русского языка не знали) оставались вне поля зрения исследователей. В их числе прошение вдовы Клер де Томон от 22 марта 1816 года на высочайшее имя, в котором есть такие строчки о кончине зодчего: «Смерть явилась следствием падения, которое произошло в Каменном театре при осмотре состояния стен этого здания после пожара».

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!