Увеличение стоимости земельного участка проводки. Учет земли и изменение ее стоимости. Постановка на учет земельных участков

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Земельный участок - особенное имущество учреждений, для которого установлены специальные виды вещных прав - постоянного бессрочного пользования или безвозмездного пользования. Учет земельных участков и изменение кадастровой стоимости также имеют свои нюансы.

Земля и землепользование

Государственные (муниципальные) учреждения участвуют в земельных отношениях как землепользователи (ч. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ, далее - ЗК РФ), то есть лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного пользования, или как арендаторы.
Земельный участок, необходимый для выполнения автономным или бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Государственному (муниципальному) учреждению может быть предоставлен уже существующий участок или вновь образованный участок.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ).
При этом если земельный участок образуется из нескольких земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставляется государственному (муниципальному) учреждению, то согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков не требуется (ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ч. 1 ст. 25 ЗК РФ).
Круг получателей земли в постоянное (бессрочное) пользование строго ограничен. Согласно ч. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указываются кадастровый номер земельного участка, а также наименование учреждения и его государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц.

Стоимость, которая отражается в кадастре, представлена учетными записями, определяемыми в ходе проведения работ учетного характера. Собственник в любой момент имеет возможность оформить выписку, в которой указывается рассматриваемое значение.

В некоторых ситуациях во время оценки могут быть не учтены некоторые нюансы. В таком случае собственник имеет право обратиться в компетентный орган и просить перевести переоценку.

Понятие и случаи применения

Во время производства кадастровой оценки земельного надела должны применяться специальные правила. Этот процесс является общим по отношению ко всем землевладельцам. Это говорит о том, что рассматриваемая процедура производится аналогичным образом для всех наделов, расположенных в пределах одной территории. В данном случае формы собственности на землю значения не имеют.

Говоря о том, что в кадастровой документации должны учитываться имеющиеся нюансы и характеристики, присущие наделу, во время практической деятельности данное правило не всегда применяется. Как итог в этом случае надел, где имеются нарушения качества земли или ландшафтных условий – оценивается по аналогичным параметрам, что и тот надел, который имеет доброкачественные характеристики.

Этапы установления

Даже рассуждая логично в рассматриваемой ситуации, с участка, что обладает большей доброкачественностью можно получить большее количество благ, нежели с того, где есть нарушения. Это связано с тем, что использоваться во втором случае вся территория целиком не может, так как на ней располагается овраг, болото или что-то подобное. Тогда собственник может инициировать процедуру переоценки стоимости данного надела.

Также могут возникнуть и обратные ситуации, когда на участке проводятся работы, направленные на его облагораживание, обеспечение различного рода коммуникаций, за счет чего уровень кадастровой цены может быть повышен.

В некоторых ситуациях владельцы, имея своей целью, увеличение стоимости начинают возведение на участке объектов, имеющих капитальный характер. Стоит сказать, что такой вариант не всегда срабатывает, так как зависит это от категории земель.


Категории земель в населенном пункте

Большинство собственников пытаются провести переоценку с той целью, чтобы сократить размер налоговых платежей. Особенно данное положение касается организаций и фермерских хозяйств, которые выплачивают внушительные суммы в качестве налогов. Также переоценка проводится:

  • при переводе надела из одной категории в другую;
  • корректировки вносятся в разрешенное использование;
  • изменения касаются площади участка;
  • когда ущерб причинен слоям земли, относящимся к плодородным.

Основания

Согласно законодательным актам процедура переоценки не может производиться реже 1 раза в течение пятилетия. Проводится она после того, как осуществлена ревизия участков уполномоченными на то органами. Затем, после переоценки осуществляется внесение изменений в кадастровую стоимость, что отражается в записях учетного характера, ведущихся в государственном реестре.

В течение этого времени некоторые физические лица и те, кто имеют заинтересованность, могут получить сведения относительно корректировки цены на надел. Если у землевладельца возникли претензии по поводу установленной суммы в процессе оценки – он имеет право излагать их в письменной форме и подавать в отделение картографии и кадастра.


Справка о стоимости

Обращение совершают в месте, где расположен надел. На осуществление указанной процедуры отводится специальный срок, равный полугоду. Когда этот срок окончен – учетные записи получают стабильный характер и не могут изменяться.

Процесс переоценки проводится на основании заявлений, поданных гражданами, в установленный период времени. Указать требуется причины, по которым изменяются стоимостные значения.

Это значит, что необходимо указать основания предоставления указанных данных, которые не учтены раньше комиссией, когда проводилась переоценка наделов в плановом режиме. Указанные заявления рассматриваются и при наличии к тому оснований – удовлетворяются в зависимости от решения, принятого на ГКН.

В течение определенного периода времени процесс переоценки может осуществляться согласно индивидуальному порядку. Это случается, когда возникает на то необходимость либо собственник надела получил информацию о том, что стоимость надела была рассчитана с нарушениями установленных правил.

Возникают ситуации, когда по результатам благоустройства стоимость, отражающаяся в кадастре, подлежит увеличению по причине проведения мероприятий учетного характера. Проводит их ГКН. Также инициатива может выступать от застройщиков, которые приняли решение о передаче дома на правах субаренды участникам долевого строительства.


Понятие субаренды

Данный процесс дает возможность получить больший доход от прибыли, хотя размер арендной платы остается на прежнем уровне. Основанием для такого изменения стоимости выступает изменение качественных характеристик земельных наделов, когда ранее необработанный участок облагородили и прочее.

В рассматриваемых ситуациях требуется прибегнуть к помощи оценщиков, осуществляющих деятельность на профессиональной основе. Они могут установить новый регламент по отношению цены участков по причине образовавшихся изменений. Также основанием может стать проведение экспертизы, в таком случае стоимость, как правило, понижается.

Когда земельный надел приходит в негодность или подвергается порче слой земли, считающийся плодородным, при этом это происходит по причинам, которые не зависят от собственника – кадастровая цена подлежит уменьшению в значительном объеме.

В этой ситуации основанием для переоценки выступает заключение, выданное экспертом после проведения экспертных исследований почвы. В акте должно указываться понижение свойств земель. Данные ситуации имеют значение для лиц, прошедших регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, обладающих большими участками территории.

Когда снижается плодородие земель или портятся прочие качества участка – они затрачивают собственные средства для уплаты налоговых платежей, при этом, не имея прибыли в ранее существовавшем объеме. Эти ситуации могут иметь место, когда случился пожар, бедствия стихийного характера, либо на почву оказало влияние предприятие, осуществляющее промышленную деятельность по соседству.

Пошаговая инструкция в ГКН

Проблемные моменты, связанные с изменением кадастровой цены, могут решаться посредством двух направлений:

  • административное решение, посредством обращения в комиссию ГКН;
  • обращение в судебную инстанцию после того, как реализована административная стадия.

Для рассмотрения заявления, в котором содержится просьба по проведению переоценки, его необходимо подать в уполномоченную на то комиссию. Заявителю необходимо обратиться в отделение картографии и кадастра в регионе, где располагается участок, в отношении которого проводится переоценка. Существует два способа, посредством которых можно подать заявление: личное посещение указанного органа, либо использование почтовых услуг.


Образец заявления о пересмотре кадастровой стоимости

В последнем случае направляется заказное письмо с уведомлением о получении. Также к нему прикладывается опись вложенной документации. Оформляется документ по специально разработанной форме. Найти такую форму можно на официальном сайте Росреестра. В заявление обязательно нужно включить:

  • информация относительно собственника земельного надела;
  • контактные данные заявителя;
  • если обращается компания – реквизиты.

При заполнении основной части заявления прописывается причина, по которой необходимо провести переоценку земель, также указываются основания, подтверждающие правомочность проведения указанной процедуры. Устанавливается, что текст заявления должен быть составлен четко и лаконично, при этом нужно опираться на аргументы, которые указывают на необходимость переоценки.

Правом на составление заявления обладает только человек, который обладает правомочиями собственности на надел. Ему необходимо представить документ, посредством которого удостоверяется его личность. Когда от имени собственника действует доверенное лицо – требуется надлежащим образом оформить доверенность. Заверка осуществляется в нотариальной конторе. К документу прилагаются:

  • сведения о вхождении надела в государственный земельный кадастр;
  • документация, носящая правоустанавливающее значение;
  • акты, способные подтвердить, что сведения, которые использовались при переоценке ГКН, недостоверны;
  • заключение, выданное экспертом, где содержится независимое мнение;
  • квитанция, согласно которой оплата государственной пошлины была произведена.

Заключение эксперта требуется получить до обращения в компетентный орган. Чтобы его получить, необходимо представить выписку, сделанную из кадастровых записей.

Когда все бумаги собраны, они подаются кадастровому специалисту, который должен выдать расписку в их получении. Если указанная документация не собрана – заявление к рассмотрению не принимается. Срок, который отводится на рассмотрение, равен в среднем 40 дней. Дни указываются календарные. В этот срок включается:

  • рассмотрение заявления;
  • принятие по нему решения;
  • уведомление заявителя.

Стоит учесть, что претензия по поводу переоценки, которая установлена ГКН, не должна отличаться в большую или меньшую сторону более чем на 30 процентов от суммы, что была установлена. Когда у заявителя принципиальная позиция, и он указывает большую разницу, то после отказа, вынесенного комиссией, необходимо обратиться в судебную инстанцию.

На расписке указывается дата, когда нужно явиться и получить ответ комиссии. Если принято положительное решение, то заявителю выдается новая кадастровая документация, где указана другая стоимость надела.

Госпошлина

Сумма, которая уплачивается в качестве государственной пошлины за внесение корректировок, составляет 350 рублей. Данная сумма устанавливается даже в том случае, когда изменения происходят по причине допущения ошибок со стороны сотрудников ГКН. Если требуется получить новую кадастровую документацию, где отражается актуальная оценка государственного земельного кадастра, потребуется уплатить сумму, равную 200 рублей.

Когда вопрос решается посредством обращения в судебную инстанцию, то размер пошлины составляет 200 рублей. Если обращаться будет организация, то размер платежа увеличивается, согласно законодательным положениям.

Стоит отметить, что стоимость проведения экспертных работ в различных регионах страны отличается и бывает достаточно высокой. Начальная цена устанавливается в пределах 2 тысяч рублей за исследование одного надела. Когда требуется провести экспертизу, то уплатить придется порядка 15 тысяч рублей.

Уменьшение стоимости

Кода собственник участка уверен в том, что цена на надел, указанная в кадастре, завышена, то человек может инициировать процедуру уменьшения стоимости. Случается такое, что цена, прописанная в кадастре, превышает ту, что действует на рынке – это говорит о том, что она непомерно завышена по отношению к существующему порядку, действующему относительно оценок.

Уменьшение стоимости заключается в том, чтобы исправить причины, которые привели к тому, что цена была значительно завышена. Первой причиной завышения может являться то, что возникла путаница в записях учетного характера, устанавливаемых в отношении конкретного надела.


Процесс оспаривания

Тогда будет требоваться провести сверку нормативной документации о допустимости удельных показателей цены, прописанной в кадастре, в отношении к виду применения, который установлен в качестве разрешенного. Если оценка не укладывается в перечисленные величины, то проблема устанавливается именно в них. Ошибка, носящая технический или кадастровый характер, может выражаться:

  • ошибка допущена при определении применения, которое установлено относительно надела;
  • ошибочное установление удельных показателей, которые входят в рамки использования надела.

Положения, принятые ГКН устанавливают особые формы, которые способствуют выявлению и исправлению данных, носящих ошибочный характер, которые внесены в реестры. Когда такие ошибки допущены – в отношении отдельного участка приостанавливается деятельность учетного значения до того, как будут исправлены сведения.

Кто имеет на это право?

Правом на проведение обладают лица:

  • наделенные правом собственности;
  • правом пользования, которое является постоянным;
  • пожизненное наследование, переходящее по наследству.

Это могут быть граждане или организации. Если установлена долевая собственность, то данный вопрос решается только сообща. Это говорит о том, что заявление от одного обладателя доли принято не будет.

Также правом на уменьшение обладают:

  • лица, изменившие категорию надела;
  • те, что внес коррективы в разрешенное применение;
  • при уменьшении территории;
  • установившие обременение;
  • если обнаружена порча надела.

Когда указанные данные не отражены в учетных записях – владельцы наделов могут внести эти сведения и требовать уменьшить цену.

Основания

В качестве оснований рассматривается:

  • если выявлена ошибка, совершенная во время оценки, и требования по устранению выдвинуты заинтересованным лицом;
  • подается заявления и необходимая документация, в которой отражена ошибка;
  • имеется свидетельство, выданное по результатам независимой экспертизы;
  • постановление, вынесенное ГКН о том, что нужно исправить данные;
  • решение судебного органа.

Для наделения указанных оснований юридической силой требуется использовать их в комплексе.

Составление заявления

Относительно составления заявления разработан установленный образец. Пишется оно на адрес комиссии по рассмотрению спорных вопросов, которая действует при Росреестре. В документе обязательному отражению подлежат данные заявителя:

  • фамилия, инициалы;
  • адрес проживания;
  • телефон для связи;
  • электронка.

Заявление об оспаривании результатов оценки

Сроки и оплата

В течение недели с момента подачи заявления сообщают о том, принято ли оно к рассмотрению или нет. Если принято, то рассматривать его будет в среднем 1 месяц. По принятию решения уведомление направляется в течение 3 дней.

Если вынесен отказ в рассмотрении или решение имеет отрицательное значение, то устанавливается срок, равный 10 дням для его обжалования.

Затраты, которые связаны с уменьшением стоимости могут быть достаточно значимыми. Когда имеет место обращение к посредникам для решения вопроса, то сумма составит 15-20 тысяч рублей, в зависимости на какой стадии оказываются услуги.

Стоимость услуг оценочного характера может варьироваться от 15 до 150 тысяч. Зависит она от того, каков объем работ. Также оплате подлежит государственная пошлина. Размер ее устанавливается в законодательстве.

Как часто меняется стоимость земельного участка?

Стоимость, указанная в кадастре, подлежит установлению в зависимости от того, как проведена ревизия. Период проведения новой оценки зависит от активности инвентаризационного направления в администрации. Процесс проводится местными властями, который действуют в пределах территории, где расположен надел.

Согласно регламенту, установленному на федеральном уровне, рассматриваемая процедура проводится не реже 1 раза за пятилетие. Проводить оценку часто не рекомендуют. Минимальный срок указывают как 3,5 года. Когда имеет место нарушение регламента, то результат проведенной оценки становится под сомнением.

Между периодами, которые указаны, цена может меняться в индивидуальном порядке, для этого необходимы достаточные основания. Обратиться может человек, обнаруживший неточность в кадастровой документации. Установить могут, что при расчетах использовались данные, которые недостоверны.

Цена на земельный надел, закрепленная в кадастре, имеет большую значимость, в том числе при уплате налоговых платежей. По этой причине собственники должны следить за тем, чтобы ее оценка была проведена, верно.

В соответствии с действующим законодательством кадастровая стоимость участка земли может быть скорректирована при изменении качественных и (или) количественных характеристик, а также на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В статье эксперты 1С рассматривают на примере бюджетного учреждения, как отразить в учете в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» изменение кадастровой стоимости земельных участков, используемых государственными (муниципальными) учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Нормативное регулирование

Согласно пункту 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, расположенном на территории Российской Федерации, по их кадастровой стоимости.

В соответствии с Земельным кодексом РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Кадастровая оценка земель проводится на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления, результаты оценки вносятся в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей. Согласно пункту 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. приказом Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом.

При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН) (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) (ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). Таким образом, кадастровая стоимость может быть изменена по решению суда или комиссии. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н (п. 2.9) пункт 28 Инструкции № 157н дополнен положением: «Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением указанных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Интернете. Но эта норма начала действовать лишь с 2017 года. ФНС России письмом от 07.02.2017 № БС-4-21/2140@ проинформировала территориальные подразделения о реализации на официальном интернет-сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) возможности получения выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков. В письме также отмечено, что содержащиеся в выписке сведения о кадастровой стоимости могут быть использованы для целей налогового администрирования, в т. ч. актуализации информации в базах данных налоговых органов.

Таким образом, теперь можно своевременно корректировать стоимость земельного участка, получая выписку из ЕГРН .

Если информация об изменении кадастровой стоимости поступила в учреждение с опозданием, при отражении изменений в учете следует руководствоваться пунктом 3 Инструкции № 157н: «данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - событие после отчетной даты); в случае, если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности (текстовой части пояснительной записки)».

Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения (с финансовым органом, ответственным за составление консолидированной отчетности). По крайней мере, этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф. 0503160), (ф. 0503760). Согласно пункту 20 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухгалтерскому учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается по дебету счета 010311000 «Земля - недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 140110180* «Прочие доходы», в сумме изменения: в случае увеличения балансовой стоимости в положительном значении, в случае уменьшения балансовой стоимости - со знаком «минус».

Примечание:
* В приказе Минфина России от 16.11.2016 № 209н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» допущена ошибка. Вероятно, имеется в виду счет 040110180.

Как изменить стоимость НПА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Для изменения стоимости объектов непроизведенных активов, в том числе земельных участков, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 предназначен документ Изменение стоимости НПА (меню ОС, НМА, НПА - Учет непроизведенных активов - Изменение стоимости НПА ) (рис. 1).


Рис. 1

Если по согласованию с учредителем изменение кадастровой стоимости земельного участка решено отразить как событие после отчетной даты с включением в отчет за 2016 год, то в качестве даты документа Изменение стоимости НПА следует указать «31.12.2016». В других случаях в качестве даты документа следует указать дату поступления в учреждение документа о переоценке.

В документе следует выбрать операцию Изменение стоимости (103 - 401.10.180) .

Согласно подпункту «б» пункта 1.2.1 письма Минфина России № 02-07-07/5669, Казначейства России № 07-04-05/02-120 от 02.02.2017 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2016 год», при изменении кадастровой стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, а также при принятии на учет земельных участков, иных нефинансовых (финансовых) активов по результатам инвентаризации показатель финансового результата формируется по кредиту номера счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 180 «Прочие доходы» (увеличение стоимости актива со знаком «+», уменьшение - со знаком «-»).

Бюджетные и автономные учреждения с 01.01.2017 применяют КПС вида «АУ и БУ».

Поэтому по аналогии с КБК, приведенным в указанном Письме для казенных учреждений, в поле Счет доходов следует выбрать полный рабочий счет доходов 401.10.180 с КПС вида АУ и БУ , с уточнением КДБ , с кодом ХХХХ 0000000000 000, где ХХХХ - код соответствующего раздела, подраздела, например 0706 0000000000 000.

В качестве вида движения НФА будет автоматически подставлено значение Изменение в результате переоценки (см. рис. 1).

В табличной части документа следует подобрать земельный участок с помощью кнопки Подбор . По строке заполнятся наименование объекта НПА (графа НПА ), инвентарный номер, стоимость земельного участка до изменения (графа Стоимость (до изменения) ). В графе Стоимость (после изменения) необходимо указать стоимость земельного участка с учетом переоценки, а в графе Причина изменения стоимости - причину, которая будет выведена в графе 2 «Изменение стоимости объекта, причина» таблицы «2. Стоимость объекта, изменение балансовой стоимости, начисление амортизации» инвентарной карточки (ф. 0504031) например, «Изменение кадастровой стоимости» (рис. 2).


Рис. 2

Если стоимость после изменения меньше стоимости, учтенной на счете 103.11, на сумму разницы при проведении документа формируется бухгалтерская запись по уменьшению кадастровой стоимости земельного участка:

Дебет 103.11.330 Кредит 401.10.180 - в отрицательном значении.

Кроме того, формируются движения по регистру накопления Стоимость объектов основных средств (рис. 3) для отражения изменения стоимости земельного участка в инвентарной карточке (ф. 0504031).


Если компания приобретает земельный участок, то при отражении его в учете бухгалтеру необходимо руководствоваться ПБУ 6/01 , т.к. по своим характеристикам данный объект относится к основным средствам Налоговым кодексом РФ и нормами гражданского и земельного законодательства.

Так, в Земельном кодексе РФ указано, что продавать и приобретать можно только те участки, которым присвоен кадастровый номер . Гражданский кодекс РФ в свою очередь говорит о том, что в договоре обязательно должны быть указаны место фактического нахождения земельного участка, его цена, а также все ограничения и обременения, связанные с ним.

Особенности

Земельный участок соответствует всем критериям бухгалтерского законодательства, наличие которых говорит о том, что актив может быть признан :

  • компания приобретает землю, чтобы использовать ее в своей основной деятельности, либо для последующей сдачи в аренду;
  • срок ее использования превышает календарный год;
  • приобретаемый земельный участок не будет в дальнейшем перепродан;
  • компания, вкладывая средства в новый участок, планирует получить прибыль от его использования.

Следовательно, он входит в число основных средств компании. Если же земля предназначена для дальнейшей продажи, то в состав внеоборотных активов она не включается, а отражается на счете учета товаров.

Стоимость рассматриваемого объекта складывается из всех затрат, которая понесла компания для его приобретения. Сюда включаются:

  • сумма по договору купли-продажи или иному договору;
  • суммы, выплаченные посредникам, например, агентству недвижимости, если он участвовал в сделке;
  • сумма государственной пошлины, которая была выплачена при регистрации участка;
  • суммы выплаченных процентов по кредиту, если компания приняла решение о приобретении нового объекта за счет привлеченных средств (здесь нужно отметить, что проценты по кредиту увеличивают стоимость земли только до момента отнесения ее к основным средствам);
  • другие суммы, выплаченные в процессе приобретения участка.

Ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете землю нельзя амортизировать , т.к. она не теряет своих полезных свойств. А значит включить затраты на ее покупку в себестоимость продукции компании не получится. Лишь в случае ее продажи расходы на приобретение уменьшают полученную прибыль.

Важным моментом, который необходимо учитывать при эксплуатации нового актива, является то, что пути его использования определяет только Государственный кадастр недвижимости. То есть компания не может просто купить землю и самостоятельно решить, какие здания на ней строить. Если ей необходимы новые производственные помещения, то она должна покупать участки только промышленного назначения.

Специальных документов для учета именно земельных участков законодательством не предусмотрено. Основой сделки является подписанный договор . При этом нужно составить дополнительный экземпляр, который будет в дальнейшем передан в Росреестр. Передача актива может осуществляться на основании договора, если в нем указано соответствующее условие, либо после оформления акта приема-передачи.

Компания сама может разработать формы для отражения операций с основными средствами с указанием законодательно установленных реквизитов, а также использовать унифицированные документы ОС-1, ОС-6б.

Земельный участок можно не только купить, но и получить его в качестве вклада от учредителя, в дар либо в обмен на иное имущество. В таких случаях компания должна произвести объективную оценку земельного участка или принять его к учету по кадастровой стоимости.

Если организация сдает землю в аренду, то она должна составить договор аренды и подписать с партнером акт о передаче участка. Причем, если аренда заключается на длительный срок, то договор нужно зарегистрировать в Росреестре.

Проводки

В бухгалтерском учете при покупке земли используется , для которого законодатели предусмотрели соответствующий субсчет. Данный аналитический счет открывается на каждый новый объект. Здесь отражаются все затраты, увеличивающие стоимость нового объекта.

Дт 08-1 Кт 60 – приобретен участок земли.

Дт 08-1 Кт 76 – отражены услуги посредников, за предоставленные дополнительные сведения, а также суммы госпошлины и подобные затраты.

Пройдя государственную регистрацию, внеоборотный актив становится основным средством компании. В дальнейшем для его отражения применяется .

Дт 01 Кт 08-1 – участок отражен как основное средство компании.

Если земля покупается для перепродажи, то она учитывается следующим образом: Дт 41 Кт 60 .

При реализации участка, который был учтен в , доходы от продажи отражаются на , а который был куплен для перепродажи – на .

Дт 62 Кт 91 (90) – отражена выручка от продажи земли.

Дт 91 (90) Кт 01 (41) – списана стоимость приобретения земли.

Дт 91 (90) Кт 76, 60 – отражены прочие расходы на продажу земли.

При составлении отчетности земельные участки отражаются в составе внеоборотных активов, т.е. в первом разделе .

Земля – это ресурс, свойства которого с течением времени не меняются. Для него невозможно определить срок эффективного использования. Поэтому нельзя погасить его стоимость посредством . Об этом прямо говорится в Положении по бухгалтерскому учету № 6/01.

До 2011 года в бухгалтерском законодательстве содержался прямой запрет на переоценку земельных участков, которые были признаны основными средствами организации. После указанной даты он был отменен. Следовательно, руководство компании может принять решение о переоценке земли. При этом оно должно быть закреплено в Учетной политике.

Проведя переоценку рассматриваемых объектов, организация в дальнейшем должна проводить ее на регулярной основе . Порядок и правила процедуры руководство определяет самостоятельно.

Корректировка стоимости может производиться с использованием индексов цен, которые определяют органы статистики, либо путем прямого приведения стоимости в соответствие с рыночными ценами на текущую дату.

После проведенной переоценки составляется акт, подписывают его все члены комиссии и утверждает руководитель. К акту должны быть приобщены все документы, подтверждающие адекватность новой суммы, по которой земельный участок будет отражаться в учете.

При проведении переоценки нужно помнить, что она возможна только в бухгалтерском учете, Налоговый кодекс РФ такой возможности не предоставляет, о чем неоднократно сообщало финансовое ведомство в своих письмах.

Отражение в налоговом учете

При осуществлении сделок с земельными участками налогооблагаемой базы по НДС не возникает. Продавец не должен выделять сумму указанного налога, а покупатель – возмещать ее.

Если компания находится на общем режиме налогообложения, то при расчете налога на прибыль она не может включить в налогооблагаемую базу затраты на покупку земли. Сделать это можно только при последующей реализации участка.

Исключение составляет покупка земли у государственных или муниципальных органов. В этом случае организация может определить срок использования актива самостоятельно и в течение этого времени равномерно отнести на налогооблагаемые расходы стоимость его приобретения.

При этом данный срок не может быть менее 5 лет . Либо включить в налогооблагаемую базу долю затрат на покупку участка в размере 30% от всей базы за предыдущий период и таким образом действовать до полного погашения расходов. Такое допущение в налоговом законодательстве приводит к возникновению расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом и, соответственно, постоянных налоговых разниц.

Как было указано выше, реализация земли не приводит к появлению обязанности по уплате НДС. Следовательно, ни выставлять, ни возмещать данный налог контрагенты не могут.

Налог на имущество и земельный

Земля хотя и относится к основным средствам организации, но налогом на имущество не облагается. По данному вопросу Минфин России выпустил официальные разъяснения, в которых указано, что так как для земельных участков предусмотрен самостоятельный налог, то в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество они не включаются.

Расчет земельного налога регулируется главой 31 НК РФ . Данный налог является местным, в основе расчета лежит кадастровая стоимость актива. Его ставку определяют муниципальные образования, которые также могут определить и собственные льготы по его уплате.

Юридические лица должны отчитываться по земельному налогу ежеквартально. А в течение всего налогового периода они перечисляют авансовые платежи.

Другое

Для «упрощенцев» действуют те же правила, что и для компаний, находящихся на ОСНО. То есть уменьшить свои доходы на стоимость приобретения земельных участков они не могут. Но если данные активы предназначены для перепродажи, то в этом случае они становятся товаром, и понесенные затраты учитываются при определении суммы упрощенного налога.

Если организация является плательщиком единого сельскохозяйственного налога, то для нее установлен особый порядок признания затрат на покупку земельных угодий. Так, она может определить некоторый срок, в течение которого будут списываться произведенные затраты.

В соответствии с законодательством этот период не может быть меньше 7 лет . При этом земельный участок должен:

  • быть оплачен;
  • использоваться только для выращивания сельскохозяйственной продукции;
  • находиться в процессе государственной регистрации.

Что нужно знать при постановке на учет кадастрового участка, можно узнать из данного видео.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!