Исследовательская работа "Автомобиль будущего. Экологически чистый автомобиль". Общественный транспорт будущего: быстрее ветра и дешевле метро Экологичный транспорт будущего

Самолеты, поезда и автомобили возили нас весь двадцатый век, но сегодня все это уже далеко не ново. Транспорт будущего будет ездить по линиям магнитной левитации, возить нас на реактивных ранцах (джетпаках) и помещаться в рюкзаке - и все это будет раньше, чем вы думаете.

Hyperloop

Представьте себе: гениальный миллиардер разрабатывает инновационный электромобиль, основывает компанию, которая будет отвозить космонавтов на Международную космическую станцию и изобретает весьма успешную альтернативу банковской системе. Для многих это может звучать как фантастика, но на самом деле - это реальность. Элон Маск основал Tesla Motors, SpaceX и PayPal, но этим его жажда изобретений не насытилась: не так давно миллиардер представлял свою идею сверхбыстрой городской транспортной системы, которая могла бы «отвезти вас из Сан-Франциско в Лос-Анджелес за 35 минут». Hyperloop - это нечто вроде стальной трубы, по которой будут двигаться алюминиевые капсулы, перевозящие пассажиров со скоростью более 1200 км/ч. Ну и работать это будет на солнечной энергии, конечно.

В чем же проблема? Проблема в цене. По оценкам Маска, Hyperloop будет стоить 70 миллиардов долларов только на старте. Конечные расходы могут превысить и 100 миллиардов долларов. Это примерно как проектная стоимость моста в Крым через Керченский пролив. Однако, у Hyperloop есть и свои критики.

Многие жалуются на то, что система слишком дорогая, непрактичная и даже медленная. Но начало положено: уже в 2015 году стартап Hyperloop Transportation Technologies представит проект прототипа Hyperloop. Можно пока делать ставки: взлетит или нет.

Автомобили на ядерной энергии

Несмотря на то, что почти каждого пугает ядерная энергия в наши дни, она вполне может стать большой частью нашего общего будущего. Есть она американская компания, которая работает над радиоактивным транспортным бизнесом. Годами Laser Power Systems проповедовали преимущества тория, радиоактивного элемента, который в значительной степени отвечает за генерацию тепла в центре Земли.

В то время как народы заняты исследованием тория для использования на атомных электростанциях, цель LPS более прозрачна. Компания планирует построить автомобильный двигатель, который будет работать на одном небольшом кусочке радиоактивного материала. Двигатель будет работать, сосредотачивать тепло, выделяемое торием, и использовать его для превращения воды в пар, который будет крутить серию микротурбин для выработки электричества. Торий - крайне плотный элемент, поэтому его частичка размером с орешек сможет питать автомобиль в течение ста лет. Другими словами, за бензин платить не придется.

Суперкавитация

В мире морской техники ни одна идея не набирает обороты быстрее, чем суперкавитация. Этот эффект рождается, когда вокруг объекта в жидкости образуется слой пузырьков газа (представьте подводную лодку, окруженную пузырьками). Газ уменьшает трение почти в 900 раз от обычного значения, что позволяет весьма быстро перемещать объекты сквозь воду.

Само собой разумеется, что суперкавитирующая лодка была бы огромным активом любого военно-морского флота. В дополнение к высокой скорости с относительно низким расходом топлива, особая форма усложняет обнаружение с помощью гидролокатора. Такая лодка может обогнать торпеду.

Juliet Marine Systems, частная компания в Портсмуте, Нью-Гемпшир, пытается построить такую лодку. GHOST будет защищать военно-морские суда от пиратов, их атакующих. Также подобный транспорт может быть эффективным паромом, способным быстро переместить войска к берегам противника.

Джетпак Мартина

В список журнала TIME, посвященного 50 лучшим изобретениям 2010 года, попал «первый в мире практический реактивный ранец». Для удобства будем называть его джетпак. Эти реактивные ранцы активно разрабатываются и больше не являются плодом воображения научной фантастики. Вот, к примеру, одно из недавних испытаний:

Гленн Мартин, новозеландец, работает над своим джетпаком уже более 30 лет и он почти готов к коммерческой продаже. Он работает на канальных вентиляторах и может летать до 30 минут за раз. Его максимальная скорость - чуть менее 74 км/ч, а высота полета - до 900 метров. Изначально такой джетпак разрабатывался для пожарных и аварийно-спасательных групп, однако теперь Мартин решил дать возможность опробовать его и людям.

Велогород

Было бы круто ездить на велосипеде каждый день, но для многих людей такие поездки не стоят затраченных усилий. Что ж, американцы нашли способ облегчить и это сверхсложное занятие. В 2006 году в Торонто были обнародованы планы по созданию «высокоскоростной, всесезонной, экологически чистой и сверхтихой транзитной системы, которая сделает людей здоровее». Почти велосипедная дорожка на стероидах. Разработка архитектора из Торонто Криса Хардвика представляет собой трехполосную трубу для велосипедов. Труба разделена по направлениям, позволяя воздуху создавать попутный ветер. Эффективность велосипедистов увеличится на 90% и они смогут разогнаться до 50 км/ч. Велогород (Velo-city, так называется проект) идеально будет работать и в холодных условиях, поскольку велосипедисты внутри трубы будут защищены от плохой погоды.

Когда идея была предложена, она всколыхнула массы, однако в конечном счете проект списали из-за недостатка финансирования. Однако его не забыли. Возможно, в будущем мы сможем тоже покататься.

Next

Все мы уже наслышаны о самоуправляемых автомобилях Google. Но слышали ли вы о Next? Частично такси, частично Segway, частично оригами - эта конструкция с акцентом на социальное взаимодействие, которую нужно увидеть, чтобы понять. Дизайнер Томмазо Геццелин представил мир, в котором вы используете свой смартфон, чтобы вызвать Next, самоуправляемый модуль, который вас подберет. Вы проскальзываете в настраиваемое кресло, дверь закрывается. Модуль едет на четырех колесах, пока не встречается с группой других модулей.

Потом происходит чудо. Ваше сиденье переходит в вертикальное положение, а ваш модуль становится на два колеса, будучи подключенным к группе. Вы словно сидите в автобусе или поезде. Модули отсоединяются так же легко, как соединяются. Приближаясь к месту назначения, ваш модуль отцепляется, чтобы без проблем высадить вас.

Идея фантастическая. К сожалению, нам придется пройти длинный путь, прежде чем мы будем готовы к Next. В своих планах Геццелин очерчивает сроки для технологий, которые должны быть разработаны или усовершенствованы. Сюда входят дешевые наноматериалы, самоуправляемые автомобили, мощные батареи, дешевые солнечные батареи с высокой емкостью. В общем, не раньше 2025 года, если верить создателю Next.

Kolelinio
Верьте или нет, но перемещение на тарзанках вполне может стать реальностью с Kolelinio, концептом, который представил Мартин Ангелов на конференции TEDx в Салониках в 2010 году. Ангелов показал сеть проводов, пересекающих небо, с помощью которых люди с легкостью смогут передвигаться с места на место. Как отмечает дизайнер, нас возят машины, которые весят в 20 раз больше наших тел, а наши дороги слишком дороги.

С этим можно покончить, а также существенно озеленить транспортную инфраструктуру. Путешественники, использующие Kolelinio, будут закреплять себя в специальных креслах, которые будут перевозить их на проводах, оставаясь ближе к земле в пешеходных зонах и поднимаясь выше в районах с активным движением.

Есть, однако, и несколько недостатков. Kolelinio не предлагает никакой защиты от плохой погоды, не подходит людям с боязнью высоты и поднимает ряд вопросов о безопасности. Тем не менее это весьма инновационная идея и будем надеяться, что найдется кто-то, кто воплотит идею в жизнь.

Skylon

Skylon обычно считается преемником Concorde, самолета, который летал быстрее скорости звука, но был списан около 10 лет назад. В 2013 году Великобритания объявила о планах потратить более 90 миллионов долларов на разработку Skylon, сверхбыстрого самолета, который может путешествовать в пять раз быстрее скорости звука и выходить на орбиту Земли, то есть в космос. Он сможет взлетать с любой взлетно-посадочной полосы в мире и перевозить 300 пассажиров из Лондона в Сидней за четыре часа. Или же его можно использовать для перевозки грузов на МКС. Но вряд ли он составит конкуренцию тем вариантам, которые сейчас рассматриваются на эту должность.

Разработка Skylon идет, хотя сделать этот транспорт очень и очень сложно. Конечные расходы могут составить более миллиарда долларов. Тем не менее многие ученые и журналисты с оптимизмом смотрят на этот проект. Если все пойдет по плану, прототип будет готов к 2017 году. Что потом? «Выход в космос и доступ к любой точке мира всего за четыре часа», - говорит Алан Бонд, основатель Reaction Engines, компании, которая работает над двигательной системой Skylon.

SCARAB

Эта концепция транспортного средства представляет собой нечто гладкое и обтекаемое, смутно напоминающее мотоцикл, но закрытый и с большим местом для багажа. Им можно управлять вручную, а также пользоваться автопилотом. Работает SCARAB на батареях, биотопливе и бензине. Ездит он на четырех колесах, но во время парковки становится на два. И складывается.

Дизайнер Давид Мигель Морейра Гонсалвес представлял именно городскую среду, когда рисовал свои планы. Как отмечал он сам, «целью этого проекта была разработка целостного решения для новой системы городского транспорта, состоящего из автомобиля и инфраструктуры». Другими словами, он заметил, что люди предпочитают личные автомобили городскому транспорту, поэтому решил разработать нечто индивидуальное, легкое и экологичное.

SCARAB пока не построили, но что мешает сделать это в будущем?

SkyTran

Тель-Авив, Израиль, находится в сердце древней колыбели цивилизации. Но он совсем не устарел. Тель-Авив - это динамичный шумный город, живущий 24 часа в сутки, и проблем с дорожным движением у него полно. Вот почему у градостроителей возникла идея построить воздухо-магнитную систему транспорта. Они назвали ее SkyTran. Конечно, дизайнеры напредставляли слишком много, но по сути идея работоспособна. SkyTran будет ездить на высоте шести метров над землей. Или чуть ниже, поскольку капсулы в форме зерен будут крепиться снизу, благодаря технологии маглев (магнитная левитация).

Пассажиры смогут использовать приложение для смартфона, чтобы вызвать капсулу на ближайшую станцию. Машинки будут работать независимо и подвозить пассажиров как можно ближе к месту назначения, если позволят дорожки. По словам генерального директора SkyTran, Джерри Сандерса, поездка в SkyTran будет стоить ненамного больше, чем в автобусе, но дешевле, чем на такси. Кроме того, если будут установлены солнечные батареи, SkyTran станет полностью независимой системой.

SkyTran сможет развивать скорость до 241 км/ч, но это потом - сначала пассажиры будут привыкать к более медленным скоростям. Идея сама по себе фантастическая и восходит к комиксами 50-х годов, да и аэродинамическая форма машины тоже. Но вдруг. Будущее наступает неумолимо.

Мы за экологически дружественный образ жизни – и в путешествиях в том числе. В этот раз разбираемся с тем, какой вид транспорта выбрать и почему.

Что значит «экологичный транспорт»?

Ты можешь встретить выражения экологичный транспорт, зеленый транспорт, устойчивый транспорт (или устойчивая транспортная система), sustainable transport. Означают они все одно и то же – транспорт, который оказывает минимальное воздействие на окружающую среду и изменение климата. В идеале такой транспорт способствует социальной справедливости и социальным связям (это, например, преимущество удобного общественного транспорта перед личными авто) и использует энергию из возобновляемых источников (а не нефти, которая рано или поздно закончится). Подробнее об устойчивом транспорте читай .

Почему это важно?

Другой критерий – источник энергии транспорта. Практически всегда стоит отдавать предпочтение электротранспорту. В идеале это энергия из возобновляемых источников. Еще один важный пункт – новые модели транспорта. Разница между самолетом старой модели и самолетом с новым двигателем может быть огромна: уменьшение выбросов СО2 до 20%. Сравнить выбросы разных видов транспорта в зависимости от топлива и загруженности можешь по этой табличке .

Чтобы узнать количество выбросов СО2, существует несколько калькуляторов (например, или ), по которым ты можешь просчитать влияние своей поездки на окружающую среду, указав вид транспорта, расстояние и количество поездок. Программа выдаст тебе объем произведенного СО2 и может дать варианты компенсации (carbon offset), на которые ты можешь перевести деньги: чаще всего это программы по посадке деревьев, восстановлению лесов, установке ветряков или солнечных панелей.

Часто летаю самолетами и езжу автобусами, чувствую свою вину перед природой. Что можно сделать?

Обращай внимание на то, предоставляют ли компании-перевозчики данные по выбросам СО2 и можно ли сделать компенсационный взнос: часто для этого достаточно поставить еще одну галочку при покупке билета и заплатить на пару евро больше. Эти деньги пойдут на экологические проекты по всему миру. Так можно сделать, например, у позиционирующей себя как экологичную компании (они к тому же используют современные автобусы и призывают не распечатывать билеты). Программы компенсации выбросов есть и у авиакомпаний. Даже если возможности взноса нет, ты всегда можешь компенсировать выбросы самостоятельно через различные фонды (смотри ссылку в предыдущем пункте).

Важно помнить, что сам процесс транспортировки тебя и твоего чемодана из одной точки в другую – это только часть расходов. Есть еще стоимость самого транспорта, срок его службы и способ утилизации – непрямые расходы, которые сложно просчитать для одной поездки. И еще не забывай, что производители любят использовать такие слова как «зеленый» и «экологически чистый» без особых на то прав, просто чтобы привлечь внимание. Так что всегда проверяй, какие конкретно действия и показатели скрываются за этим.

Численность населения на планете растет катастрофически быстро, большая его часть сосредоточена в городах. И человек продолжает осваивать все новые и новые пространства, повышать свою мобильность в городах и за его пределами. В такой же геометрической прогрессии растёт количество автомобилей на дорогах. Транспорт всегда занимал важное место в жизни людей, не зависеть от одного места - давняя мечта человека.

Именно транспорт называют одной из главных причин загрязнения окружающей среды. Потому создание альтернативных транспортных средств с минимальным влиянием на окружающую среду является приоритетным направлением деятельности современных учёных.

Экологически чистый транспорт - это не только велосипед, который сразу же приходит на ум. Хотя велосипед и самокат - индивидуальные экологичные транспортные средства, которые сегодня получают все большее распространение. Помимо заботы об экологии использовать велосипед и самокат полезно для здоровья, ведь они управляются мускульной силой. Любимым транспортом в Токио является, например, самокат.

А в таких европейских странах, как Нидерланды и Дания, велосипед имеет каждый второй житель.

Если говорить о научных разработках, ученые создали ряд альтернативных аккумуляторов для автомобилей. Уточним, что к экологичным видам относят не работающие на углеводородах.

Например, электрические аккумуляторы. Они более емкие и КПД их гораздо выше, чем у обычного аккумулятора, изготовить его проще. Единственное - их производство пока довольно дорогое. Если будут найдены дешёвые материалы, электрические аккумуляторы выйдут в массовое производство. Уже тысячи автомобилей по всему миру работают на электрическом двигателе. Такие машины, кстати, в 4 раза легче обычных.

Водородный двигатель.

Водород - самое энергоёмкое вещество. Но его использование связано с необходимостью установки керамических запчастей из-за происходящих в двигателе реакций, что повышает цену изготовления. Могут использоваться катализаторы, которые при окислении вырабатывают электрический ток, но такая энергия еще дороже. Автомобили на водородных аккумуляторах уже существуют, но в эксплуатации они значительно уступают электромобилям!

Известны химические двигатели, пневматические и пружинные.

Пневномобиль работает на баллонах сжатого воздуха, который выходит под давлением и заставляет двигаться автомобиль. Представляете, авто на чистом воздухе!

Химические и пружинные двигатели находятся на стадии разработки и усовершенствования.

Сегвеи , которые раньше казались почти космической инновацией, сейчас используют в некоторых странах даже представители власти. Идея его работы - движение, которое подчиняется и управляется малейшим изменением положения тела в пространстве. В процессе движения работают автономные двигатели, которые стоят на каждом колесе. Запасы энергии могут возобновляться при движении с горы и от простой розетки.

Сегаид или моноколесо был создан в США в 2012 году, сейчас очень популярен в Китае. Представляет собой самобалансирующийся самокат с мощным двигателем.

Альтернативными и очень экологичным и видами городского транспорта являются троллейбус и трамвай . Работая на электричестве, они наносят минимальный вред среде и способны занять лидирующие позиции в перевозке пассажиров в городах.

Как видите, альтернатива обычному транспорту существует уже сегодня.

Проблема глобального потепления, вызванного ростом углекислого газа в атмосфере, постоянно звучит в речах видных деятелей и организаций, занимающихся экологией. Несмотря на то что данная идея ставится под сомнение, зачастую вполне аргументированно, наличие масштабного загрязнения окружающей среды различными транспортными средствами стоит весьма остро.

Да, факты говорят, что углекислый газ, вырабатываемый всей промышленностью и автомобилями, может оцениваться всего в несколько процентов от уровня вреда, который наносится извержением среднего вулкана. Но проблему других выбросов человечество не может игнорировать. Чтобы снизить вред для природы, разрабатывается экологический транспорт, удобный для людей и безопасный для экосферы.

Современные двигатели могут называться верхом экологичности, если проводить сравнение с их предшественниками полувековой давности. Использование биодизеля, постоянное снижение уровня вредных веществ в выхлопе, задаваемое стандартами безопасности, положительно влияет на атмосферу городов.

Однако постоянный рост количества автомобилей на дорогах не ведет к снижению вреда для окружающей среды. К самым заметным опасным чертам современного транспорта относятся:

  • наличие в выхлопе угарного газа, смертельно опасного для человека и других живых организмов;
  • присутствие солей тяжелых металлов, осаждаемых в почву;
  • наличие активных веществ кислотной, щелочной групп, которые при растворении в атмосферных осадках воздействуют на почву, конструкции зданий, загрязняют грунтовые воды.

Экологические проблемы транспорта не ограничиваются только выбросами и опасностями, связанными с работой двигателей. К области вредных воздействий относятся протечки масел, топлива, выбросы сажи, неизбежные у дизельных двигателей. Ущерб природе наносит и добыча исходного сырья для производства бензина и дизеля, а также его переработка.

Чем характеризуется экологический транспорт

Экологичные автомобили минимизируют до предела все выбросы в окружающую среду. Современные инженерные идеи, реализованные «в металле» и используемые на дорогах, знакомы многим, например, в виде общественного транспорта. Другие экологически чистые автомобили работают либо на гибридном принципе, используя меньшее количество топлива, либо построены без применения двигателей внутреннего сгорания.

Общественный транспорт

Знакомые всем экологически чистые виды транспорта – общественные троллейбусы, трамваи, метро. Эта часть инфраструктуры городов, если оценивать конкретное средство передвижения, кажется идеальной. В воздух не выбрасывается вредных веществ, нет сажи, нет масштабных задымлений атмосферы. Экология транспорта этого типа привлекательна, но несколько спорна.

  1. Общественный транспорт используется в дневное время суток.
  2. Необходимые мощности энергетической сети весьма высоки.
  3. Существуют большие утечки энергии из-за повреждений сетей, коротких замыканий, различных аварийных ситуаций.

В результате происходит рост нагрузки на производителей электроэнергии. Тепловые станции сжигают больше топлива, увеличивая выбросы в атмосферу. Регулировать нагрузку по времени суток с помощью общественного электрического транспорта весьма трудно. Поэтому человечеству необходим другой выход.

Гибридные автомобили

Популярные и знакомые всем гибриды представляют собой автомобиль, у которого двигатель внутреннего сгорания работает в стабильном, контролируемом режиме. Часть нагрузки берет на себя вторичная электрическая система привода. Экологический транспорт такого рода действует по следующей схеме:

  • во время движения по трассе с крейсерской скоростью или с малым диапазоном ее изменения работает двигатель внутреннего сгорания;
  • в городском режиме, когда скорость не нужна, а требуются постоянные разгоны и торможения, автомобиль приводится в движение электродвигателем;
  • во время нахождения в городе, двигатель внутреннего сгорания обеспечивает только работу кондиционера, а также электрогенератора, подзаряжающего аккумуляторы автомобиля.

Экологичный транспорт гибридного типа значительно снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Общее потребление топлива падает до 50% (для автомобилей, которые большей частью двигаются в городском цикле). Но при дальних поездках по трассе преимущества гибридов сходят на нет.

Аккумуляторные электромобили

Электромобили, которые питаются только от аккумулятора, признаются множествами экспертов как самое удобное и рациональное решение. Сегодня серийно выпускается широкий ряд моделей – от пикапов, например, торговой марки «Шевроле», способных пройти с одной зарядки под грузом до 240 км, до небольших автомобилей для индивидуального или семейного пользования. Такие экологические виды транспорта решают сразу несколько проблем:

  • у электромобилей нет выброса вредных веществ в атмосферу;
  • тактико-технические характеристики инженерных решений весьма привлекательны: модели
  • «Ниссан», способные заряжаться даже от обычной электросети квартиры, могут пройти с одного заряда до 400 км;
  • восстановление емкостей аккумуляторов происходит в ночное время суток, что дает возможность балансировать нагрузку на инфраструктуру производства электроэнергии.

Становится ясно, почему все больше компаний предлагают на рынке свои разработки электромобилей. Распространение такого вида транспорта ограничено – в некоторых странах не приняты системы стандартов и законов, регламентирующие налогообложение, правила использования и обслуживания таких индивидуальных средств передвижения.

Но в целом ряде государств электрический автомобиль стал привычным транспортом, предусмотрена даже инфраструктура для быстрой зарядки аккумуляторов от мощных источников энергии.

Транспорт на солнечных батареях и индукционных движителях

Автомобиль на солнечных батареях давно присутствует в произведениях фантастов и различных фильмах о будущем. Такой вид транспорта существует. Его развитие пока тормозится несомненным недостатком:

  • движение автомобиля может происходить только днем;
  • аккумуляторы, способные обеспечить тягу вечером и ночью, утяжеляют инженерное решение, удорожают автомобиль, снижают общую динамику.

Индивидуальные средства передвижения на солнечных батареях не предлагаются на рынке. Но общественный транспорт уже функционирует. К серийным, существующим и используемым решениям относятся автобусы на солнечных батареях, двигающиеся по маршрутам в городах Австралии.

Другой пример – мини-поезда для туристов, запущенные в Венгрии. Реализует проекты общественного транспорта, движимого энергией солнца, Китай и другие страны с высоким промышленным потенциалом.

Еще один интересный тип экологичного средства передвижения питается так же, как смартфоны с беспроводной зарядкой. Источником энергии служит кабель, проложенный под дорогой. С помощью индукции электричество передается на двигатели. Такие автобусы курсируют по улицам Парижа (проект Jeweline), в парках Америки, Японии.

Другую схему применения индукции нашли шведские инженеры. Рейсовые автобусы Scania Citiwide построены как электромобили. Они оснащены аккумуляторами и движутся свободно. Станции подзарядки на индукционном принципе располагаются прямо в зонах остановок общественной сети. Это дало транспорту мобильность и одновременно возможность двигаться как угодно долго, не привязываясь к проложенной под дорогой линии энергопитания.

Индукционные автобусы, не оснащенные аккумуляторами, предлагают еще одно преимущество. Им не нужен водитель. Маршрут четко выверен, проходит там, где проложен силовой кабель под дорогой. При этом скорость транспортного средства легко контролировать, возможно даже отслеживание положения конкретной машины в пути, организуя безопасный режим.

Но в масштабах большого города, где присутствует множество участников дорожного движения, систему слежения сложно реализовать. Поэтому автобусы с кабельным питанием двигаются пока только в зонах туристических маршрутов в парках или четко локализованных областях городов.

Галина Дудина
Конспект занятия по познавательному развитию «Экологический транспорт» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект нод по познавательному развитию «Экологический транспорт » (Дудина Г. Ю.)

Цель : закрепление и обобщение знаний детей о транспорте .

Образовательные задачи : познакомить с историей возникновения транспорта , раскрыть значение транспорта для людей , познакомить с экологически чистым транспортом , закреплять знания о правилах дорожного движения.

Развивающие задачи : активизировать и обогащать словарный запас по теме,

развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, память, смекалку и речевую активность.

Воспитательные задачи : воспитывать интерес к познавательным знаниям .

Предварительная работа : прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте , беседы, чтение художественных произведений о транспорте , выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме, рисование на тему : «Транспорт будущего »

Оборудование : мультимедийное оборудование, стулья по количеству детей , картинки с разными видами транспорта , разрезные картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятии нас ждёт интересное путешествие в прошлое. В гостях у нас инспектор ГИБДД Панченко Сергей Владимирович.

О чём пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Есть и водный, и воздушный, тот, что движется на суше,

Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей! (Транспорт ) .

Догадались. Молодцы! Сегодня мы узнаем много интересного о транспорте : как он появился, для чего нужен. А вы не задумывались, были ли машины много лет назад? Как они выглядели? Хотите узнать, как они появились?

2. Основная часть.

Много, много лет тому назад люди носили грузы на себе. Это было очень тяжело. Человек мечтал о помощнике. Первым таким помощником оказалась лошадь. Человек изобрёл колесо. Люди построили повозки на деревянных колёсах. В повозки стали впрягать лошадей.

Позже появились кареты. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи : багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что и лошади уставали (не могли обходиться без воды и пищи, и люди уставали от тряской езды.

Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль» .

Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного - остановится. Это значит : пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины, разжигать топку и кипятить воду. Такая машина была неудобна, т. к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов.

Паровые машины стали ездить по железной дороге и назвали их паровозами. В топке паровоза сжигали уголь, чтобы паровоз мог двигаться.

По морям поплыли пароходы. Они тоже двигались при помощи угля.

Вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колёса были разные :

2 больших задних колеса и 1 маленькое переднее. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало 4. Для прочности деревянные колёса обтянули железными обручами, но не было ни дверей, ни стёкол. Такие машины часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла. Они стали перевозить больше пассажиров, но самое главное : на колёса надели резиновые надувные шины.

С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция , возросла скорость движения , машины стали более удобными как для шофёра, так и для пассажиров.

Человеку очень хотелось подняться в воздух. Впервые это удалось сделать на шаре, наполненном тёплым воздухом или газом, который был легче воздуха. По такому же принципу летали и дирижабли. Затем появились аэропланы – так назывались первые самолёты. Техника усовершенствовалась, самолёты стали летать на всё более дальние расстояния. Появились пассажирские самолёты.

Современный транспорт очень удобный , быстрый, красивый. А для чего он нужен? Какую пользу он приносит человеку? А как вы думаете, он не приносит никакого вреда?

Об асфальт, сжигая шины,

Газом кашляют машины.

Сколько гари, сколько дыма,

Просто невообразимо!

Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами.

Автомобиль своим дымом и шумом наносит вред природе т. к. после сжигания бензина выделяется газ, который вреден и для людей, и для животных, и для растений.

Что же делать? Задумались люди. Нужно сделать такой транспорт , который не загрязнял бы окружающую среду, не портил воздух, а был бы экологически чистым . И они придумали. Что за транспорт ? Отгадайте!

Я конечно транспорт умный ,

Быстрый и почти бесшумный.

Я по рельсам не стучу,

Я колесами кручу,

Без бензина обхожусь,

Я весь день для вас тружусь.

Вот беда! Отключен свет, -

Мне без света хода нет (троллейбус) .

Выглядит троллейбус как обычный автобус, но с «усами» на крыше. Это токоприемные штанги. Троллейбус ездит почти бесшумно, не грохочет, не выделяет отравляющих выхлопных газов.

Идет по рельсам он всегда,

И держится за провода.

И всякий раз звонок дает,

Что отправляется вперед (трамвай) .

В настоящее время трамваи есть во многих городах. Электрический ток для трамвая тоже поступает по проводам. Обычно трамвай состоит из одного-двух вагонов. Двигается он быстро, но если вдруг на линию перестает поступать электричество - все трамваи останавливаются.

И троллейбус и трамвай работают от электричества и предназначены для перевозки пассажиров. Это общественный транспорт и он экологически чистый .

От электричества работает и электромобиль.

А это электроскутер.

Гироскутер тоже работает на электричестве. Любой транспорт , работающий при помощи электроэнергии, не загрязняет воздух и является экологически чистым транспортом .

Моноколесо (сегвил) электрический самокат, имеющий только одно колесо и подножки, расположенные по обе стороны от него. Управление транспортным средством происходит посредством изменения наклона тела : при отклонении назад моноколесо тормозит или меняет направление, вперед – ускоряется.

В настоящее время выпускаются воздухомобили. Так называются автомобили, для работы которых используется сжатый воздух. Зарядить его можно компрессором на любой заправке. Такой автомобиль использует только воздух, не нанося вреда окружающей среде.

Придумали люди и автомобили, которые работают на солнечных батареях. На крыше автомобиля размещаются фотопанели, которые и снабжают мотор солнечной энергией.

Физминутка :

А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Мы – шоферы!»

(дети должны показывать движения) .

«Едем, едем на машине, (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли («дворники» )

Вправо, влево чистота! Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы – шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх) .

Мы забыли ещё один вид транспорта :

Сам не едет, не идёт,

Не подержишь – упадёт.

А педали пустишь в ход,

Он помчит тебя вперёд.

Что это такое?

– Правильно, ВЕЛОСИПЕД. Велосипед - самое доступное средство передвижения. Для того, чтобы ехать на велосипеде, не требуется никакого топлива. Только крути педали! Наступила весна и пришла пора кататься на велосипедах. Многие думают, что велосипед - не машина, сел и кати куда хочешь, правил знать не нужно. Но это не так. Велосипед - это транспортное средство , и для езды на велосипеде есть свои правила безопасности и чтобы с вами не случилась беда, нужно всегда выполнять правила дорожного движения. Сегодня о правилах юного велосипедиста нам расскажут наши ребята-ЮПИДОВЦЫ.

Выступление команды ЮПИД

Ребёнок : Вас приветствует агитбригада детского сада №12 «Сказка»

Ведущий : Одну простую сказку, а может и не сказку

О правилах движения хотим мы рассказать

Ведь если их нарушишь – и в этом нет сомнения

Быть может очень плохо, что можно доказать.

Ребёнок : -Муха, Муха –Цокотуха

Позолоченное брюхо

Муха денежку нашла.

Пошла Муха в спорттовары

И купила тот предмет,

Что зовут велосипед.

Муха : - Я по улице качу

Словно птица я лечу,

Словно птица я лечу

И качу, куда хочу.

Не нужны мне светофоры

Знаки тоже не нужны.

Нынче Мухе-Цокотухе всё дозволено!

Все дети : Нет! Не дозволено!

Ребёнок : Приходила к Мухе бабушка Пчела

Правила движенья Мухе принесла :

Пчела : Мухе правила Движенья

Я даю без промедленья.

С ними, Муха, подружись,

Уж потом за руль садись.

Муха : Дорогие гости, помогите

Правила для мухи объясните!

Пчела : - У тебя – велосипед

Здесь кабины с крышей нет.

И кататься потому,

Можно только одному.

1. – Велосипед педальный

Не для прогулки дальней!

Внутри двора его пути,

А на дорогу – не кати!

Круг окрашен в красный цвет,

А внутри велосипед.

Этот знак всем говорит :

«Велосипеду путь закрыт!»

2. Там где нет автомобилей,

Можешь смело ехать ты.

Для тебя всегда открыты

Стадионы и дворы.

Круг окрашен в синий цвет,

А в кругу велосипед.

Веселей, дружок, кати,

Лишь педалями крути!

4. За своим велосипедом

Нужно строго наблюдать.

Пусть поможет тебе взрослый

Все колеса накачать.

И проверит тормоза,

Ведь без них никак нельзя!

5. Даже если упадешь,

В них ты шишек не набьёшь.

Наколенники и шлем

Непременно нужны всем.

Муха берёт и надевает шлем и наколенники.

Муха : Эти правила движенья

Буду строго соблюдать,

Как таблицу умножения

Без ошибок выполнять.

Ведущий : Мораль у этой сказки, а может и не сказки

Поймет, конечно, каждый, кто хочет долго жить

Ведь правила движенья достойны уважения

Их помнить очень важно, их надо всем учить!

Ведущая : Спасибо ребята за ваши советы. Оставайтесь с нами.

А теперь давайте, ребята, поиграем.

Игра «Собери транспорт » (собрать разрезанные на части картинки с изображением транспортных средств ) – кто быстрее.

Игра «Найди экологически чистый транспорт » (выбрать и поместить на магнитную доску картинки с изображением экологически чистого транспорта )

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель : Ребята! Вам понравилось занятие ? Что нового вы узнали? О каком транспорте мы с вами сегодня говорили?

А сейчас мы отправимся на выставку «Транспорт будущего » .

Дети подходят к «выставке» рисунков и рассказывают о нарисованном ими транспорте .

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!