Как правильно проверить уровень масла в двигателе зимой и летом. Самостоятельная проверка уровня масла в двигателе Определение уровня масла в двигателе

Простая и малозначимая на первый взгляд процедура проверки уровня масла в моторе в действительности достаточно важна. Благодаря ей автомобилист может узнать, каково состояние двигателя. Постоянно пониженный/повышенный уровень моторной смазки свидетельствует о наличии неполадок в функционировании силового агрегата, которые необходимо как можно быстрее устранить.

Когда проверять масло

Какой уровень масла должен быть в двигателе? Опытные автомобилисты знают, что перелив/недолив ни к чему хорошему не приводит. Заливать надо такое количество смазки, которое указано в эксплуатационном руководстве.

Когда может потребоваться определить уровень масла?


Использование щупа, индикатор масляного объема

Как проверить уровень масла в двигателе? Можно использовать специальный щуп. Замер осуществляется таким образом:


Соблюдайте некоторые правила при выполнении проверяющих процедур. Не проводите их при запущенном движке. Это опасно, кроме того, уровень замеряется неверно. Осуществляйте проверку только на прогретом двигателе.

Индикатор объема автомасла дает возможность автовладельцу следить за количеством смазки в моторе. Он расположен на приборной панели. При установлении низкого уровня масла в двигателе индикатор сразу же загорается. Нужно всегда следить за ним. Если он вспыхнул, остановитесь, отключите ДВС и выполните проверку посредством щупа.

Повышенный объем автомасла

Что делать, если объем смазки выше нормы? Если лишнего автомасла немного, значит, вы перелили его при осуществлении смены. Нежелательна эксплуатация авто с уровнем расходника выше максимума. Лишняя смазка может начать выдавливаться из сальников и накладок. Они сломаются, их придется менять. Автомасло проникнет в систему картерной вентиляции, цилиндровый блок. Выполните слив лишнего нефтепродукта через специальное отверстие либо откачайте расходник посредством шприца, на который насажена гибкая трубочка соответствующего радиуса.


Ситуация осложняется, если объем автомасла превышен значительно. Это свидетельствует о смешивании смазки с охладителем, горючим. Случается такое по различным причинам:

  • повреждена (прогорела) накладка головки цилиндрового блока. Накладка часто прогорает на износившихся движках, при интенсивной эксплуатации, перегреваниях, заливке охладителя низкого качества;
  • потрескалась головка блока цилиндров;
  • повреждена диафрагма топливонасоса. Из-за этого горючее смешивается со смазкой. Связано это с применением плохого бензина/дизеля, отрицательно воздействующего на диафрагмы;
  • неправильно настроен карбюратор (повышен объем горючего в поплавковой камере) либо сломались инжекторные форсунки (потеряли герметичность). Нужно регулярно проверять и настраивать карбюратор, чистить и заменять форсунки.

Если вы обнаружили, что объем автомасла неожиданно повысился примерно в 2 раза, немедленно прекратите эксплуатацию машины. Может произойти заклинивание силового агрегата. Смазка не будет исполнять собственную задачу, на цилиндровых стенках появятся задиры. Придется капитально ремонтировать транспортное средство.

Пониженный объем автомасла

Если уровень смазки находится под нижней отметкой, это можно объяснить угаром либо тем, что смазочный комплекс перестал быть герметичным. Пленочка автомасла, проходя по цилиндровым стенкам, разогревается, прогорает. В современных моторах на бензине допустимый расход на угар равен трем десятым процента, на дизеле – трем процентам.

Так что если уровень смазки уменьшается не очень быстро (расстояние между метками щупа соответствует приблизительно одному литру автомасла), то не нужно беспокоиться. Выполните доливку оптимальной для вашего ДВС масляной жидкости. Если же расход на угар слишком большой, авто надо диагностировать и ремонтировать.


Протечка моторного масла из под картера

Время от времени требуется проверять мотор со всех сторон, чтобы обнаружить протечку. Разумеется, в чистом движке заметить утечку проще, потому очистка мотора – весьма полезная процедура. Однако не всякую протечку возможно обнаружить без установки авто на канаву либо эстакаду. Ввиду этого если вы думаете, что нарушена герметичность смазочного комплекса, отправляйтесь в автосервис.

Заключение

Регулярная проверка количества моторной смазки необходима для обеспечения бесперебойной эксплуатации транспортного средства. Прежде чем приступать к выполнению процедуры, нужно понять, как правильно проверить уровень масла в двигателе. При нарушении правил проверки вы получите некорректный результат. Ввиду этого внимательно ознакомьтесь с порядком осуществления процедуры.

Необязательно обращаться в автосервис. Проверка проводится довольно просто, ее можно выполнить собственноручно. Каких-либо специальных инструментов не понадобится. Измерительный щуп есть в двигателе внутреннего сгорания каждого транспортного средства.

Из статьи вы узнаете, как правильно проверять уровень масла в двигателе на холодную или горячую. Мы расскажем про общий подход к проведению таких работ и алгоритм действий, а также рассмотрим особенности замеров уровня масла на примере автомобилей Тойота (РАВ 4, Королла, Камри), ВАЗ (Калина, Приоры, Лада Гранта), Мерседес w211, Форд Фокус 2, Фольксваген Поло седан, Вольво xc60, Ауди Q5, Рено Меган 2.

С помощью чего сейчас проверяют уровень масла в двигателе

Несмотря на то, что выпускаемые в наше время автомобили напичканы современной электроникой уровень масла в их двигателе до сих по проверяется с помощью обычного щупа.

Последний находиться в герметичном отверстии в блоке цилиндров и к нему всегда есть беспрепятственный доступ.

Безусловно, когда ни будь ситуация измениться и данные о количестве масла в картере мотора будут отображаться перед водителем на дисплее, кстати уже появляются такие автомобиля на рынке, но в основном они премиум класса, к примеру Мерседес w211 или Volvo XC60 и у них нет прямого доступа к информации о количестве смазывающей жидкости в двигателе, для этого нужно активировать функцию электронного щупа, но про это ниже.

В любом случае важно знать, как правильно проверять уровень масла и зачем это нужно.

Зачем это нужно делать

У не опытных водителей бытует мнение, что чем больше масла залито в двигатель, тем лучше, так как не нужно часто его проверять.

Но важно понимать, что если смазывающая жидкость находится выше верхней отметки щупа, то его излишки попадут в систему вентиляции картера, а это опасно для катализатора.

Также это может привести к повышению давления в системе смазки, а это, в свою очередь, может пагубно повлиять на состояние прокладок и сальников и в дальнейшем привести к их выдавливанию.

Из-за низкого уровня рабочей жидкости происходит подсос воздуха масляным насосом, т.е. некоторые детали двигателя будут работать на сухую, а это уменьшит интервал до капитального ремонта агрегата.

Также во время замера можно проверить состояние смазочного материала и вовремя провести его замену, и это тоже важно.

Как устроен щуп

Нет смысла рассматривать конструкцию самого щупа, здесь все понятно, поговорим про метки, ведь по ним нужно ориентироваться, проводя замеры.

На большинстве марках автомобилей выдержан один принцип, нижняя метка L – минимальный уровень, верхняя F – максимальный. Также могут встречается обозначения «MIN» и «MAX».

Так же на некоторых щупах есть метки для замера уровня масла на холодную и горячую.

Но это еще не все, чтобы правильно замерить показания нужно придерживаться определенных правил и условий, про которые мы и поговорим ниже.

Алгоритм действий – проводим замеры

Чтобы замеры показывали действительный уровень масла в картере, нужно придерживаться определённого алгоритма действий:

  • Проверку нужно проводить только на ровной площадке, наклон двигателя вперед или назад недопустим;
  • Если на щупе нет меток «на горячую» и «на холодную», то проверять нужно на прогретом двигателе;
  • После того, как вы заглушили мотор, дайте ему остыть около 5 минут. За это время часть масла из системы сольется в картер, при таких условиях замеры будут точнее;
  • Подготовьте чистую ветошь и достаньте щуп из отверстия;
  • Протрите щуп, не допуская остатка на нем старой смазки и вставьте его обратно (с перового раза замеры делать нельзя);
  • Достаньте щуп повторно и замерьте показания;
  • Идеальный уровень масла должен находиться на 2/3 расстояния от L (нижней метки), т.е. чуть выше середины. В редких случаях допускается 3/4 (75%) от нижней метки;
  • Проверьте состояние жидкости на необходимость замены;
  • Если уровень масла вдруг оказался выше отметки F, то обратите внимание на его состояние и цвет дыма из выхлопной трубы;
  • Если уровень ниже отметки L, то тут нужно вспомнить, когда в последний раз делались замеры и куда ушло масло, действуйте согласно п.9;
  • Следы жидкости на щупе нужно рассматривать внимательно, при сомнениях замеры нужно повторить;
  • Обратите внимание, что щуп может быть полностью покрыт маслом от метки L до F, особенно часто так бывает, когда в двигатель залита свежая рабочая жидкость.
    В данном случае найдите сторону щупа, которая будет частично сухой, это и будет настоящий уровень.
  • Доливать рабочую жидкость желательно той же марки, что и в двигателе, здесь читайте можно ли смешивать моторные масла;
  • Шаги долива 50 – 100 мл, так как в некоторых двигателях между отметками L и F может вместиться от 0.5 до 0.8 литров масла. Чтобы потом не сливать лишнее.
  • От части может они и правы, но на некоторых автомобилях, к примеру, Тойота РАВ 4 двигатель устроен так, что практически вся смазывающая жидкость там стекает в картер за 5 минут и нет необходимости ждать до 1 часа, чтобы проводить замеры.

    Что касается других авто, то в любом двигателе горячее масло стечет в картер довольно быстро – 5 минут хватит, а те миллилитры, которые останутся в двигателе существенно на правильность замера не повлияют. Если уровня нет или он превышен, то это сразу будет видно.

    Периодичность проверки

    Периодичность проверки зависит от особенностей и состояния автомобиля.

    Уровень масла нужно проверять не реже 2 раз в месяц, так как когда об проблеме оповещат датчики будет уже поздно.

    Многие это делают каждый день перед выездом и это тоже правильно, особенное если авто с большим пробегом.

    Лада Гранта

    Алгоритм действий такой же (смотрите выше). Но при замере уровня масла в Лада Гранта существует одна особенность про которую многие не знают.

    В поддоне картера конструктивно предусмотрена пластина-пеногаситель, которая расположена параллельно дну поддона.

    Она служит для успокоения и недопущения вспенивания жидкости и для нормальной работы масляного насоса.

    В этой пластине предусмотрено два отверстия, основное для маслозаборника и второе для щупа.

    В Лада Гранта эта дырочка немного смещена поэтому при замере уровня масла щуп упирается в край данного отверстия и не заходит полностью.

    Кто знает про это, приноравливается и проблем не возникает, а кто не знает гнет щуп.

    Но проблеме не только в этом. При вынимании щупа он задевает край отверстия в пластине-пеногасителе, которое находится на уровне верхней метки, когда щуп вставлен.

    В результате этого пленка масла плавно смещается вдоль щупа от метки F к L, что вводит в заблуждение водителя. Поэтому тут нужно придерживаться правила — уровень проверяется не по краю масла на щупе, а по сухому месту. Щуп нужно вращать, смотреть и анализировать.

    Другие автомобили ВАЗ

    Рассмотрим, как проверить уровень масла на автомобилях серии ВАЗ на примере ВАЗ 2112 и Лада Приора 16 клапанов.

    Замер уровня на данных автомобилях проводится только на прогретом двигателе. Щупы здесь имеют особый вид – рифлёная зона с метками по краям без букв.

    Поэтому если мотор холодный, то придется его завести и прогреть, пока не включиться вентилятор.

    Затем заглушите двигатель, подождите 3-5 минут пока сольется масло в картер и проводите замеры, алгоритм смотрите выше.

    Так как сам щуп между метками имеет рифлёную форму у многих водителей это вызывает проблему.

    Тут все просто – рабочая жидкость должно находиться в рифленой зоне, тогда уровень считается нормальным. А вот где это место должно находиться мнения расходятся.

    Если ВАЗ 2112 и Лада Приора эксплуатируются в обычных условиях на равнинной местности, то нормальным считается если уровень масла находится по середине в рифлёной зоне.

    Если авто ездят по средне пересеченной местности, то нормальным может быть уровень на 2/3 от нижней метки в рифленой зоне, а если по горной местности, то на 3/4.

    Также многие опытные автовладельцы исходят от количества оборотов двигателя.

    Если в ходе езды количество оборотов коленвала не превышает 3000 об/мин, то уровень масла можно держать по середине, если больше 4000 – на 3/4 от нижней риски. Залитый 1 литр — это поднятие уровня от нижней до верхней меток.

    Тойота РАВ 4, Королла, Камри

    Уровень масла в автомобилях Тойота РАВ 4, Королла и Камри проверяется по алгоритму, описанному выше.

    Так как на щупах у этих моделей нет отметок «на холодную» и «на горячую» то прогревается двигатель, выжидается 5 минут и делаются замеры. Ориентироваться нужно на все те же показатели – 0.5 (середина щупа), 2/3 и 3/4.

    На Тойота РАВ 4, в зависимости от модели двигателя, может быть щуп с одной стороны рифленый или со всех сторон гладким. Также могут быть разными обозначения – Max и Min или F и L.

    У Тойота Королла щуп гладкий без каких-либо буквенных обозначений, есть только нижняя и верхняя риски. Замеры проводятся так же.

    На Тойота Камри в зависимости от модели двигателя щупы тоже могут быть разными, один может быть с буквами F и L, другой просто с рисками.

    Но это ничего не меняет, проверяется уровень масла на Тойота Камри так же, как указано выше.

    Мерседес w211

    Особенность проверки уровня масла в автомобиле Мерседес w211 заключается в том, что там вы не найдете щупа, его просто нет, поэтому не тратьте зря время на поиски.

    В w211 предусмотрен только электронный щуп, который в виде поплавка находится в картере двигателя. Кстати на w210 e280 есть щуп и электроника, что на много удобней.

    Для того чтобы замерить количества масса в картере нужно активировать электронный щуп. Данные будут выводиться на панель приборов.

    Автомобиль должен находиться на горизонтальной площадке. Вставьте ключ в замок зажигания и проверните его в право на один раз. Заходим в меню и находим скорость.

    Нажимаем на кнопку сброса 3 раза.

    Высветиться напряжение аккумулятора.

    Теперь, чтобы найти электронный щуп нажмите на кнопку со стрелкой, показанную на фото 1 раз.

    Появиться меню.

    Включите зажигания провернув ключ вправо еще на один шаг. На дисплее через несколько секунд появиться цифра уровня масла в двигателе в литрах. В нашем случае это 6.1 литр, что является нормой.

    На дисплее может появиться следующая индикация:

    Форд Фокус 2

    Автомобиль так же выставляется на ровную площадку, глушиться двигатель и выжидается 5 – 10 минут пока масло стекет в картер.

    Алгоритм замера ничем не отличается от вышеописанного. Так же все проверяется со второго раза.

    Щуп Форд Фокус 2 имеет только риски, буквенных обозначений нет. Так же нет указателей «на холодную» и «на горячую», поэтому замеры делаем только на прогретом моторе.

    Допускаются показатели уровня масла 0.5 (середина между метками), 2/3 и 3/4 расстояния от нижней метки.

    Выше верхней риски – сливаем излишек, ниже нижней риски – доливаем.

    Фольксваген Поло седан

    Щуп для замера уровня масла в двигателе Фольксваген Поло седан имеет две риски нижнюю и верхнюю в рифленой области. Не путайте с метками, расположенными дальше вниз и вверх по щупу.

    Замер уровня ничем не отличается от предыдущих, так же авто выставляется на ровную поверхность, глушится двигатель и выжидается 5 – 10 минут.

    Проверка тоже проводит со второго раза. Уровень масла должен быть по середине между метками в рифленой области или 2/3 и 3/4 расстояния от нижней метки.

    Вольво XC60

    Автомобиль Volvo XC60 комплектуются двигателями D3, D4, D5 на которых может быть предусмотрены или одновременно два вида щупов, электронный и обычный или только электронный.

    К примеру, на Volvo XC60 D5 205 и 2.4D 175 есть два типа щупов, но обычный щуп очень маленький и находиться в самом низу двигателя и добраться до него проблематично. Нужно или поднимать авто, или загонять его на яму.

    Поэтому в основном проверяют уровень масла на Volvo XC60 электронным методом и для этого:

  • Сядьте в автомобиль и закройте дверь;
  • Вставьте ключ в замок зажигания;
  • Нажмите и удерживайте несколько секунд кнопку СТАРТ-СТОП;
  • Бортовой компьютер прейдет в режим «ON»;
  • Под рулевым переключателем ищем пока не появится замер масла;
  • Активируем режим и видим показания компьютера;
  • На этом проверка закончена.
  • Ауди Q5

    На AUDI Q5 уровень масла тоже проверяется электронным щупом, но здесь производитель с этим делом сильно замудрил. Почему? Поймете дальше.

    Алгоритм действий:

  • Включите зажигание;
  • Одновременно активируйте и удерживайте кнопки «SETUP» и «CAR»;
  • Отпустите кнопки, когда появится скрытое меню;
  • Перейдите в «CAR» — «Carextdevicelist» — «Oil level gauge» и активируем последнее;


  • Далее перейдите в «Carmenuoperation» — «Oil level» и выставьте значение «5»;

  • Нажмите и удерживайте кнопки «Return» и «CAR» чтобы закрыть скрытое меню;
  • Чтобы перезагрузить систему нажмите кнопки показные ниже;

  • После перезагрузки перейдите в «Oil level»;
  • Если уровень масла в норме отобразиться сообщение «Engine oil level OK». Так же будет видно где находится уровень между метками MIN и MAX.
  • Рено Меган 2

    Чтобы проверить уровень масла в Рено Меган 2 сначала нужно найти щуп, что сделать с первого раза не просто.

    Щуп находится в нижней части двигателя со стороны радиатора справа от масляного фильтра.

    Он не приметный и имеет не большие размеры.

    Неудобства очевидны – щуп далеко находиться и до него неудобно лезть.

    Уровень масла замеряется также, как в других авто, по двум меткам. Буквенных обозначений на щупе нет. Но тут тоже есть свои особенности.

  • У нового Рено Меган 2 уровень масла в картере может быть выше нормы на 1.0 – 1.5 см. Если покупатель спросит, то дилеры говорят, что это нормально, так как машина идет с завода. Если не спросите, то про это ничего не скажут.
  • Если решили слить лишнее масло, а на 1.5 см на щупе это будет около 600 мл, то можно это сделать и самому. Возьмите трубку от капельницы и 20 кубовый шприц. Выньте щуп, наденьте трубку на шприц и вставьте ее в отверстие. С помощью шприца откачайте лишнее масло. Сэкономите деньги на сервисе.
  • Часто компьютер выдает такую информацию «Oil level correct». Многие водителя ошибочно думают, что нужно корректировать уровень масла, но это не так. Если правильно перевести фразу, то получим «Уровень масла правильный», т.е. все нормально. При необходимости коррекции уровня масла должно появиться сообщение *ROFL*.
  • Сообщение OIL LEVEL CORRECT будет появляется до тех пор, пока уровень рабочей жидкости не упадет ниже MIN. При появлении данного сообщения нажмите и удерживайте несколько секунд кнопку компьютера, должно появиться сообщение «IOOOOOOI». Это указывает на то, что уровень масла максимальный. Если появится сообщение такого вида IOOOO-I, то это значит, что количество масла в картере понижается, но еще остается нормативным.
  • Итак, мы рассмотрели главные правила и условия при выполнении которых вы замерите уровень масла в картере двигателя на любом автомобиле.

    Безусловно, у каждой модели авто есть свои нюансы, про которые нужно знать, особенно это касается конструкции щупа и его принципа действия (обычный или электронный).

    Поэтому в качестве примера мы привели несколько моделей автомобилей замер уровня масла в двигателях которых требует определенных знаний и опыта.

    Если у вас есть свой опыт проведения подобных работ делитесь им в комментариях, многим автовладельцам вы упростите жизнь. Спасибо.

    Несложная и незначительная на первый взгляд процедура проверки уровня масла в двигателе на самом деле является больше чем формальностью. Эта процедура поможет не только вовремя обратить внимание на возможную поломку двигателя и предотвратить её. Регулярная проверка уровня может дать опытному водителю много полезной информации о состоянии автомобиля и спланировать необходимые работы. Ниже вы узнаете обо всех особенностях контроля уровня масла, причинах и последствиях повышения или понижения его уровня, а также о том, как правильно доливать масло в двигатель вашего «железного коня».

    Сколько масла должно быть в двигателе по нормам

    Начнём с самого простого вопроса, сколько же масла по нормам может быть в двигателе? Умудрённый опытом водитель знает, что всякой жидкости или смазки в автомобиле должно быть в меру. Если перелить или, наоборот, недолить что-то по своему усмотрению, лучше не будет, всё должно быть залито в точности, как указано в руководстве по эксплуатации конкретного авто. Тем более если разговор идёт о двигателе – «сердце» любого автомобиля. Так, если в руководстве указано, что объём масла в двигателе должен быть 3,75 литра, значит, столько его и надо залить с небольшими нюансами, о которых мы расскажем чуть ниже.

    Прежде чем перейти к техническим подробностям, давайте определимся, в каких случаях необходима проверка уровня масла?

    1. Через определённое количество пройденных километров. Обычно производитель даёт свои рекомендации для каждой конкретной модели авто, но будет хорошо, если водитель будет проверять уровень не реже, чем раз в 1–2 тыс. км.
    2. Через определённое количество времени. Например, раз в неделю, даже если автомобиль мало работал и пробег совсем небольшой. Могут быть утечки масла через сальники, прокладки, стыки шлангов.
    3. Перед длительными поездками.
    4. Перед началом эксплуатации автомобиля после приобретения «с рук» или после длительного простоя.
    5. Если у вас появились даже малейшие сомнения в корректной работе двигателя: появились новые звуки (свист, что-то постукивает), появился странный запах в выхлопных газах или они изменили цвет, изменилась тяга двигателя, есть проблемы с давлением масла, появились прочие симптомы.
    6. При внезапном изменении уровня охлаждающей жидкости.
    7. Ну и, конечно же, необходимо провести контрольные измерения, если после стоянки вы проехали пару метров и увидели, что под машиной образовалась характерная масляная лужица или всего несколько капель масла.

    Также следует учесть, что чем больше пробег автомобиля и больше его возраст, тем чаще требуется измерять этот показатель.

    Проверка своими руками: как измеряют щупом

    Итак, мы определились, сколько должно быть масла в двигателе и в каких случаях его необходимо проверять. Теперь поговорим об особенностях самостоятельной проверки уровня. Перед процессом необходимо прогреть двигатель и поставить автомобиль на ровную горизонтальную поверхность для более корректного измерения. Заглушить двигатель, подождать 5–10 минут - за это время масло стечёт в картер двигателя. Затем вынуть из двигателя измерительный щуп (обычно он находится рядом с блоком цилиндров двигателя, расположение для конкретного автомобиля надо уточнить в руководстве перед проведением работ), аккуратно вытереть его чистой тряпкой от остатков масла и снова ввести до упора в отверстие двигателя. Через пару секунд можно вытащить его и визуально определить уровень масла. Он должен быть выше риски MIN, но ниже риски MAX (эти риски не всегда подписаны, означают минимально и максимально допустимый уровень масла), желательно - ближе к середине.

    На данной фотографии показано, как будет выглядить щуп при нормальном уровне масла

    Внимание! Не проверяйте уровень масла на заведённом двигателе. Во-первых, это небезопасно, во-вторых, так вы не получите правильный результат, ведь после остановки двигателя надо дать маслу время стечь со стенок цилиндров в картер двигателя, только после этого можно приступать к измерениям. Также не стоить проверять уровень на полностью холодном двигателе, особенно при отрицательной температуре на улице, это также может дать некорректный результат,.

    Подобным образом вы можете проверить уровень масла на любом двигателе, будь то бензиновый или дизельный, оппозитный или V-образный.

    Каким образом осуществить проверку: видео о замере на Subaru

    Датчик уровня масла

    Выше мы рассказали о контроле уровня масла с помощью щупа. Однако у водителя есть ещё один способ следить за ним. Он не отменяет необходимости регулярной проверки уровня визуально, используя измерительный щуп, но дополняет его. Кроме того, он всегда перед глазами. Это электрический датчик уровня масла. Он позволяет водителю во время движения автомобиля контролировать уровень масла в реальном времени по сигналам. Индикатор датчика выведен на приборную панель управления и при нехватке уровня масла немедленно оповещает водителя. Необходимо постоянно обращать внимание на инцикацию этого устройства, а если он срабатывает, прекратить движение, заглушить двигатель и проверить уровень масла с помощью щупа.

    Принцип работы датчика предельно прост: механизм выглядит как геркон с разомкнутыми в нормальном состоянии контактами (когда они полностью находятся в моторном масле). В таком случае индикатор масла не горит. Но если вдруг уровень масла упал, то происходит замыкание контактов датчика и на панели приборов загорается лампочка индикатора.

    Так выглядит датчик для некоторых моделей БМВ

    Однако, как и любая электрическая деталь автомобиля, рано или поздно датчик уровня масла выходит из строя. Поэтому, если вдруг без повода загорается значок на приборной панели либо, наоборот, перестаёт гореть, рекомендуется проверить и при необходимости заменить электронный датчик (тем более, когда щуп показывает нормальный уровень масла). Тем более что это простая процедура, не требующая особых навыков или инструментов.

    1. Отсоединяем питающий провод от датчика.
    2. Выкручиваем датчик с помощью ключа нужного размера.
    3. Обращаем внимание, чтобы датчик был снят вместе с уплотнительным кольцом, оно тоже подлежит замене.
    4. Аккуратно вкручиваем новый датчик с новым уплотнительным кольцом, соблюдая момент затяжки, чтобы не сорвать резьбу при установке.
    5. Подключаем на место провод, зачистив при необходимости контакты.

    Если показатель выше максимума

    Как быть, если проверка показала, что уровень масла выше максимума? Если уровень превышен ненамного, то единственная причина - перелив масла при его замене (например, было влито 4 литра вместо 3,75 по инструкции). В этом случае не стоит волноваться, но и не следует начинать эксплуатировать автомобиль с чрезмерно высоким уровнем масла, иначе излишки жидкости могут начать выдавливаться из сальников и прокладок, что неминуемо приведёт их к выходу из строя и потребует замены, то есть срок службы уменьшиться искусственным путём. Также избытки масла попадут в систему вентиляции картера и в цилиндры, а избыток смазки в выхлопных газах со временем неминуемо выведет из строя дорогой каталитический нейтрализатор.

    Поэтому, если уровень масла превышен, не поленитесь и слейте излишек через сливную пробку двигателя или извлеките его с помощью шприца через отверстие щупа, предварительно насадив на него подходящую по диаметру гибкую трубку (например, от капельницы).

    При большом переливе открутите пробку и вылейте излишек через сливное отверстие

    Двойной уровень масла

    Гораздо хуже, если проверка показала двойной (1,5 и выше) уровень масла. Это означает, что перед вами на щупе уже не чистое масло, а смесь масла с охлаждающей жидкостью (ОЖ: антифриз или тосол) или топливом - больше повышаться ему неоткуда. Происходит это по разным причинам:

    • Повреждение (прогорание) прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ), почему и происходит попадание ОЖ в масло. Прогорание прокладки чаще встречается на изношенных двигателях; двигателях, которые эксплуатировались «на пределе»; при перегреве двигателя; при использовании некачественной ОЖ, которая превращается в лёд зимой; когда водитель добавляет холодную ОЖ в горячую.
    • Трещины или микротрещины непосредственно ГБЦ, в результате смешать ОЖ и смазку можно без труда. Причины - аналогичные.
    • Повреждение диафрагмы бензонасоса, в итоге попадание топлива в масло. Причины - использование некачественного топлива, которое губительно действует на диафрагмы бензонасоса; износ бензонасоса.
    • Неправильные настройки карбюратора (слишком высокий уровень бензина в поплавковой камере) или поломка форсунок инжектора (не закрываются герметично), итог известен - попадание топлива в масло. Необходима регулярная проверка и настройка карбюратора, в том числе и уровня топлива в поплавковой камере. В случае с инжекторным двигателем - регулярная проверка, очистка и при необходимости замена форсунок.

    Если вы заметили внезапно повысившийся в два раза уровень масла, автомобиль категорически запрещено эксплуатировать! Ему уже и так требуется достаточно дорогой ремонт, но если вы продолжите эксплуатацию, то максимум через 100–200 километров двигатель может «заклинить». Это произойдёт потому, что масло уже не будет выполнять своих основных функций, начнут появляться задиры на стенках цилиндров, а это в скором времени приведёт к заклиниванию поршней. В таком случае будет не избежать капитального ремонта или, в худшем случае, замены двигателя.

    Зачастую попадание ОЖ в масло можно определить визуально:

    При попадании ОЖ в масло меняется его цвет и консистенция

    Лучшее, что вы можете сделать в этом случае - доставить автомобиль в проверенный сервис для ремонта, так как самостоятельный ремонт в подобных случаях сложен или невозможен без специализированных инструментов, оборудования и знаний. Потребуется замена прокладки ГБЦ, возможно - шлифовка и сварка или замена самой ГБЦ. В лучшем случае - ремонт или замена карбюратора/форсунок. В любом случае после ремонта необходимо будет полностью заменить масло и масляный фильтр.

    Низкий уровень или отсутствие смазки

    Существуют две основные причины низкого уровня масла: угар и нарушение герметичности масляной системы.

    Вообще, угар - вполне естественный процесс и в определённых пределах он допустим. Масляная плёнка, смазывая стенки цилиндра, нагревается и выгорает. Для современных двигателей допустимым угар масла считается, если он составляет от 0,1% до 0,3% от расхода топлива для бензиновых двигателей и подымается от 0,8% до 3% для дизельных. Например, если ваш бензиновый двигатель «кушает» 10 литров бензина на 100 километров, то будет допустим угар масла в 30 мл на 100 км или 300 мл на 1000 км. Естественно, это средние цифры, многое зависит от объёма двигателя (для двигателей V6 или V8 угар будет больше), конструкции (некоторые модели двигателей сжигают достаточно много масла и производитель считает это абсолютно нормальным), условий эксплуатации и манеры езды (постоянная езда на повышенных оборотах увеличивает угар масла), возраста двигателя (со временем угар масла будет увеличиваться).

    Так что если указатель опускается не слишком быстрыми темпами (как правило, расстояние между рисками на щупе соответствует примерно одному литру масла), то не стоит волноваться, достаточно просто вовремя подлить аналогичного масла в двигатель до необходимого уровня (синтетику, полусинтетику или минералку в зависимости от указаний производителя).

    Чем старше машина, тем больше вероятность, что она будет жрать масло

    Если уже угар масла превышает разумные пределы, следует задуматься о ремонте двигателя с предварительной диагностикой (см. таблицу).

    Вторая причина низкого уровня масла - нарушение герметичности масляной системы, иными словами - течь масла. Необходимо периодически осматривать двигатель со всех сторон, чтобы заметить масляную течь. Обычно масло начинает течь через прокладки, сальники, стыки шлангов. Естественно, на чистом двигателе течь обнаружить легче, поэтому поддержание двигателя в чистоте - не просто блажь. Однако не любую течь можно заметить без помещения автомобиля на яму или даже без специального инструмента. Поэтому при подозрении на нарушение герметичности масляной системы (например, капли масла на асфальте под машиной после стоянки) лучше обратиться к профессиональному мастеру.

    Приведём таблицу, позволяющую водителю примерно понять причину резкого уменьшения уровня масла, однако окончательное решение о необходимости и виде ремонта должен принимать профессионал.

    Таблица: Причины проблем и варианты их устранения

    Причина уменьшения уровня Возможный способ устранения
    Течь через сальники коленчатого и распределительного валов Выполнить замену сальников на новые
    Течь через прокладку ГБЦ Выполнить проверку плоскости прилегания головки и блока цилиндров. В случае необходимости выполнить шлифовку головки или блока. В любом случае - заменить прокладку на новую, желательно оригинальную. Затянуть болты крепления головки правильным моментом и в правильной последовательности
    Течь через маслосъемные колпачки Выполнить замену колпачков
    Течь через прокладку масляного фильтра Аккуратно дотянуть фильтр, соблюдая момент затяжки
    Износ маслосъемных поршневых колец
    Перегрев поршневых колец Замена маслосъёмных колец, ремонт двигателя
    Закоксовывание поршневых колец Выполнить очистку колец с использованием специальных химических составов, поменять масло
    Разрушение межкольцевых перемычек поршня Ремонт двигателя
    Износ цилиндров Ремонт двигателя
    Деформация цилиндров Затянуть болты установленным моментом в правильной последовательности. Заменить кольца на более качественные
    Повышенная вязкость масла Выполнить замену масла на менее вязкое (рекомендованное производителем двигателя)
    Некачественное масло Заменить качественным маслом
    Потери на смазывание подшипников турбокомпрессора Естественный расход. При слишком больших потерях выполнить ремонт или замену турбокомпрессора
    Позднее сгорание топлива Выставить правильный момент зажигания. Пользоваться качественное топливо с необходимым по инструкции октановым числом
    Эксплуатация в неблагоприятных условиях Не перегружать двигатель

    Как правильно доливать

    Правильно долить масло в двигатель совсем несложно, необходимо лишь помнить о нескольких моментах:

    • Разрешено доливать и использовать только масло, рекомендованное производителем автомобиля.
    • При доливке масла категорически не рекомендуется доливать мвещество, отличающееся от уже залитого. Это можно делать только в крайнем случае, когда перед вами стоит выбор либо ехать вообще без масла, либо долить другого, отличного от уже залитого в двигатель. В таком случае надо долить максимально похожее масло по типу (минеральное, синтетическое или полусинтетическое) и вязкости. И при первой возможности выполнить полную замену масла и масляного фильтра с промывкой.
    • Доливать масло необходимо небольшими порциями, чтобы не превысить максимально допустимый уровень. После заливки каждой порции через несколько минут контролировать уровень масла по щупу.
    • Желательно доливать масло на тёплом двигателе (запуск и охлаждение на 5–6 минут), так, чтобы уровень масла по щупу был либо посередине рисок MIN и MAX, либо чуть ближе к MAX.

    Для долива масла необходимо открутить крышку маслозаливной горловины на двигателе и, используя воронку, долить необходимое количество масла.

    Как видите, регулярная проверка уровня масла - это насущная необходимость, в независимости от того, новый ли у вас внедорожник или видавший виды грузовик. Контроль показателя позволит предотвратить крупные поломки мотора, продлит его срок службы, подскажет, что привело к стукам или даже к аварийному состоянию. Посматривайте почаще на уровень масла в двигателе, подливайте при необходимости качественное, и двигатель ответит вам взаимностью!

    Для работы двигателя автомобиля необходимо моторное масло. Поэтому, не достаточно правильно выбрать и залить в двигатель подходящее масло. Гораздо более важно, что бы это масло всегда присутствовало внутри двигателя в нужном количестве. Все производители рекомендуют делать это ежедневно или перед каждой поездкой.

    Зачем нужно так часто проверять уровень масла и на сколько это важно?

    В первую очередь, масло смазывает детали двигателя и без масла двигатель просто не сможет работать. Да, конечно не сможет, скажете Вы, но почему тогда так важен уровень масла? В среднем, в двигатель заливается порядка пяти литров масла, какая разница если там будет не пять литров, а четыре или три? Ведь масло в двигателе есть, оно смазывает детали, двигатель нормально работает. Почему так важно, что бы уровень масла не снижался ниже минимума? Давайте попробуем с разобраться с этим вопросом.

    1) Далеко не все знают, что помимо смазки деталей двигателя, масло выполняет еще одну очень важную функцию - это охлаждение или, если сказать точнее, отвод тепла. Да, получается что у двигателя две системы охлаждения. Первая - это общеизвестная система охлаждения где тепло отводится антифризом, вторая система охлаждения - где тепло отводится с помощью масла. Причем эти системы дополняют друг друга но не взаимоисключают:
    - Если в двигателе будет недостаточный уровень антифриза - мотор начинает перегреваться
    - Если в двигателе будет недостаточный уровень масла - мотор тоже будет перегреваться

    2) В процессе работы двигателя, масляный насос забирает масло из поддона двигателя и далее по специальным каналам масло поднимается снизу в верхнюю часть двигателя попутно смазывая и охлаждая все детали двигателя. При этом, обращаю Ваше внимание на то, что вверх масло поднимается под давлением, которое создает масляный насос. А вот вниз, обратно в поддон, масло стекает под собственным весом. Поэтому, при недостаточном уровне масла, может возникнуть такая ситуация, что насос все масло из поддона перекачал наверх, а обратно стечь оно не успевает. Таким образом насос начинает хватать воздух и наступает масляное голодание.

    Как следствие, в случае низкого уровня масла, получаем следующие проблемы:
    - недостаточный объем масла не может эффективно отводить тепло
    - температура внутри двигателя начинает повышаться
    - при этом датчики двигателя не в состоянии предупредить Вас о возникновении этой проблемы
    - по мере повышения температуры, свойства масла изменяются и, в определенный момент, масло может стать слишком жидким и потерять свои смазывающие свойства
    - при работе на высоких оборотах, масло не успевает стекать в поддон
    - в масляный насос попадает воздух из за этого резко падает давление масла и начинается масляное голодание, увеличивается трение, трение это повышение температуры

    Все это отрицательно сказывается на ресурсе двигателя вплоть до полного выхода двигателя из строя.

    Беда в том, что ни одна из систем самодиагностики двигателя не фиксирует эти процессы. Производитель написал в руководстве пользователя "регулярно проверяйте уровень масла в двигателе" и этим ограничился, никакой другой защит от вышеописанных проблем нет. И если Вы не выполнили рекомендацию производителя, не проверили уровень масла, то, в случае поломки двигателя, Вам останется винить только себя.

    Поэтому, если Вы хотите, что бы двигатель Вашего автомобиля работал долго и надежно, желательно не только своевременно менять масло в двигателе, но и регулярно проверять уровень масла и, по мере необходимости, поддерживать уровень масла в нужном диапазоне.

    Как правильно проверить уровень масла в двигателе?

    Для того что бы правильно проверить уровень масла в двигателе необходимо выполнить следующие условия:

    1) Автомобиль должен стоять на относительно ровной поверхности. Так как найти идеально горизонтальную поверхность бывает не просто, не значительные отклонения допускаются. Производители учитывают этот фактор и стараются расположить щуп для измерения уровня масла по середине поддона, в этом случае уровень масла при незначительных наклонах практически не изменяется.

    2) Проверка уровня масла нужно производить на холодном двигателе. Так как масло при нагреве расширяется, проверяя уровень масла на горячую, Вы можете получить несколько завышенные показатели.

    3) Двигатель должен быть выключен

    4) Нельзя проверять уровень масла сразу после выключения двигателя, так как для того, что бы масло, поднятое насосом наверх, стекло обратно в поддон потребуется некоторое время. Поэтому нужно подождать после выключения несколько минут.

    Поэтому учитывая пункты 2 и 4, проверку масла лучше всего производить перед поездкой.

    Проверка уровня:

    Должны быть выполнены условия описанные в пунктах 1, 2, 3 и 4
    - открываем капот
    - достаем щуп для проверки уровня масла
    - тщательно протираем щуп заранее приготовленной чистой ветошью или салфеткой
    - вставляем щуп обратно до упора
    - снова вынимаем щуп и проверяем уровень масла
    - обычно на всех щупах есть две метки, нижняя отметка соответствует уровню min, верхняя отметка соответствует уровню max
    - смотрим на получившийся результат и делаем выводы
    - если масло ниже отметки MIN - масло необходимо долить
    - если уровень находится между отметками MIN и MAX - такой уровень соответствует норме

    Обычно между отметками MIN и MAX помещается примерно 0,8 литра масла. Соответственно, не сложно прикинуть, сколько примерно нужно долить масла
    - в любом случае, доливайте масло не спеша, в режиме, немного долили - проверили уровень, долили еще - еще раз проверили и так далее, пока уровень не станет достаточным

    Что делать если уровень выше максимума или Вы случайно перелили масло?

    Незначительный перелив масла совершенно не критичен, производители учитывают фактор незначительной ошибки при заливке масла, и если уровень масла у Вас получился немного выше, ничего страшного в этом нет
    - если Вы значительно перелили масло, на литр или более, тогда лишнее масло лучше слить

    Привет всем! Как ни странно, но не все автомобилисты знают о том, как проверить уровень масла в двигателе. Хотя эта формулировка не совсем правильная.

    Почти всем известно, что для оценки уровня и состояния смазки в картере двигателя достаточно вставить и вытащить щуп. По нему и будет видно, сколько масла на каком двигателе имеется. Уже далее делаются выводы относительно того, когда лучше его поменять или просто залить недостающее количество до плановой смены смазки.

    Есть несколько правил и советов, которых следует придерживаться. В некоторых случаях можно проверить уровень без щупа. Но будет лучше, если под рукой окажется специальный измерительный инструмент.

    Зачем и когда проверять

    Будь у вас в распоряжении грузовой автомобиль типа МАН или какая-то легковая машина, все устанавливаемые двигатели внутреннего сгорания подразумевают заливку смазочного масла.

    С течением времени масло расходуется и теряет свои физико-химические характеристики. И тогда загорается лампа на , а автомобилист задумывается о возможности в ближайшее время поменять смазку в картере. Будет он это делать с использованием или нет, вопрос другой.

    Сначала главные вопросы. Когда и зачем? Проверка уровня масла дает возможность контролировать не только его количество, но и состояние. Езда на машине, двигатель которого охлаждается и смазывается отработанным маслом, грозит серьезными проблемами. Это замена деталей и даже капитальный ремонт. То есть даже не нужно спрашивать, зачем такая процедура. Куда важнее знать, когда это делать. Правильно ответить на такой вопрос сложно. Вообще проверять следует часто.

    Особенно важно убедиться в достаточном количестве и нормальном состоянии масла, если вы собираетесь в длительную поездку. Зная по отметкам, какой должен быть правильный уровень, вы сверяетесь с текущими показателями. Если видите, что количество меньше необходимого, либо смазка стала совсем черной, ехать далеко опасно.

    В повседневной жизни, если вы просто ездите на машине с работы и на работу, а также отвозите детей в школу, занимаетесь покупками, тогда достаточно делать проверку хотя бы раз в 2 недели. Кто-то делает это чаще, кто-то позже. Масло служит одним из индикаторов проблем с двигателем. Потому его проверка никогда лишней не будет.


    Есть несколько базовых советов, которые вам следует обязательно придерживаться при проверке уровня масла. И тут не играет совершенно никакой роли, какой именно у вас автомобиль.

    Эти правила одинаково действуют применительно к таким автомобилям как:

    • Ниссан Теана;
    • Киа СИД;
    • Мерседес 211;
    • Ауди А4;
    • Хонда СРВ;
    • БМВ;
    • Хендай Соната;
    • Шкода Октавиа;
    • Ниссан Жук;
    • Фольксваген Поло седан;
    • Лада Приора 16 клапанов и пр.

    То есть любой мотор, предусматривающий использование двигателя внутреннего сгорания.

    Зимой и летом важно заливать оптимально подходящее под требования автопроизводителя и погодные условия моторное масло. Тут, кстати, будет актуально вспомнить о . Нужно это делать или нет, узнаете, перейдя по ссылке на наш предыдущий материал.


    Чтобы не допускать ошибок и не получать некорректные данные при проверке количества смазки в картере, советую начать с изучения простых 5 правил.

    • Чтобы уровень масла был правильным, для проверки используйте ровные площадки. Любой уклон в сторону приведет к тому, что щуп не покажет истинного значения;
    • Как думаете, на каком двигателе замеры покажут правильное значение? Верно, на прогретом. Потому мотор сначала нагревают до рабочей температуры;
    • Все масло должно стечь обратно в картер. Если вы только заехали в гараж или остановились на парковке, не спешите вставлять щуп. Много масла еще находится в системе, и стечь вниз не успело. Ведь после нажатия или при повороте ключа зажигания, масло начинает распределяться по всему мотору. Когда движок останавливается, смазка стекает обратно в картер;
    • Для корректной оценки количества смазки используйте оригинальный щуп. Пытаться сделать какую-то проволоку или самодельный щуп не стоит.

    Как по мне, советы хоть и простые, но крайне важные. Не соблюдая эти рекомендации, вам точно не удастся узнать настоящий уровень смазочной жидкости в двигателе. А потому в дальнейшем можете столкнуться с дополнительными проблемами.


    Последовательность проверки

    А теперь непосредственно о том, как добиться получения точных сведений об уровне масла в двигателе своего автомобиля. Сначала запомните все озвученные выше правила.

    После этого можно приступать к работе. Она займет буквально минуту вашего времени.

    • Остановите автомобиль, выключите двигатель;
    • Если проверка делается зимой на улице на машине после длительной стоянки, запустите мотор и дайте ему прогреться;
    • Летом в жаркие дни прогревать нужно не всегда, но лучше для точного значения прокрутить движок на холостых;
    • Через 10-15 минут после прогрева или остановки масло успеет стечь вниз;
    • Поднимите капот;
    • Найдите щуп;
    • Вытащите его;
    • Протрите сухой ветошью;
    • Вставьте на место до упора, и прокрутите в разные стороны;
    • Извлекайте щуп обратно. На нем увидите след от масла;
    • Правильным является тот уровень, который располагается между двумя метками минимального и максимального значения;
    • Если уровень стремится вниз, масло следует долить.

    Проверка на холодном двигателе точные данные не дает. Но некоторые моторы оснащаются щупами, где измерительный инструмент имеет специальную разметку для проверки на холодном и горячем моторе. Ваш ориентир это горячий двигатель.


    Перенасыщать двигатель маслом также не рекомендуется. Если залить слишком много, лишнее количество будет проникать в вентиляцию картера и в цилиндры. Плюс избыточное количество несет угрозу для катализатора. Менять его не только сложно, но и очень дорого.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!