Комитет министров был создан для. Преобразован совет министров российской империи. Сущность преобразования органов государственного управления

История Комитета министров

Состав Комитета министров

Высочайшим повелением 31 марта 1810 г. в состав Комитета министров, который до того состоял лишь из министров, их товарищей (заместителей) и государственного казначея, были введены, во всех важных случаях, председатели департаментов Государственного совета , а председательство было предоставлено государственному канцлеру графу Румянцеву , бывшему тогда и председателем Государственного совета (до этого на заседаниях в отсутствие императора председательствовали члены Комитета министров поочередно, начиная со старшего в чине, каждый в течение 4 заседаний).

С 1812 года пост председателя Комитета превратился в самостоятельную должность, которая до 1865 года обязательно совмещалась с председательством в Государственном Совете .

Обер-прокурор Святейшего Синода входил в Комитет с 6 декабря 1904 года, а до этого (с 1835 года) призывался в заседания только при обсуждении вероисповедных дел. Однако, обер-прокуроры фактически присутствовали в Комитете с 1865 года, так как граф Д. А. Толстой (член комитета с 1865 по 1880 годы) занимал одновременно другие министерские должности, а обер-прокурор Синода в 1880-1905 годах К. П. Победоносцев был членом Комитета по особому Высочайшему повелению.

В целом, в пореформенную эпоху членами Комитета состояли одновременно от 19 до 24 лиц.

По установившейся традиции, председательство в Комитете было последней на государственной службе почетной должностью, на которую назначались сановники, ставшие слишком старыми для исполнения многохлопотных обязанностей министра. Целый ряд председателей Комитета (прежде всего князь А. И. Чернышев , граф А. Ф. Орлов , граф Д. Н. Блудов) характеризовались современниками как «едва живые», находящиеся «в жалком состоянии» и т. п. О князе А. И. Чернышеве М. А. Корф в шутку написал в дневнике: «Посмотрите, точно живой!». Князь П. П. Гагарин умер в этой должности в возрасте 83 лет. Перемещение деятельного и влиятельного министра финансов С. Ю. Витте на пост председателя Комитета министров рассматривалось современниками (и самим Витте) как политический крах и разновидность почетной отставки; по распространенной шутке, Витте «упал вверх».

Компетенция Комитета министров

Компетенция Комитета министров имела мало общего с расхожим современным представлением о кабинете министров и его круге функций. Все министры (и главноуправляющие отдельными частями) были независимы друг от друга, отвечали за деятельность своих ведомств единолично и имели независимые доклады у императора. Комитет министров же не отвечал ни за деятельность отдельных министерств, ни за согласованность их политики. Его компетенция сложилась исторически и состояла из чрезвычайно разнородных групп вопросов, большая часть из которых была мелочными и маловажными. Детальный список предметов ведения Комитета непрерывно видоизменялся, причем общее их количество постепенно увеличивалось.

Формально, компетенция Комитета состояла из двух видов дел:

  • Текущие дела по министерскому управлению (дела, «разрешение которых превышает пределы власти, вверенной в особенности каждому министру, и требующие высочайшего разрешения» ; дела, требующие соображения различных ведомств);
  • Дела, в особенности присвоенные Комитету министров законом.

Данные нормы носили весьма общий характер, и реальный перечень дел, рассматриваемых Комитетом, складывался хаотично; только в 1905 году была сделана первая попытка систематизировать предметы ведения Комитета.

В целом, деятельность Комитета разделялась на три направления:

  • важные межведомственные вопросы государственного управления;
  • «одиозные» вопросы, которые формально находились в пределах ведения одного министерства, но за которых министры не хотели брать на себя персональную ответственность и стремились переложить её на коллегию;
  • мелочные вопросы, список которых сформировался достаточно случайным образом (прежде всего, в результате уклонения отдельных министерств от принятия на себя решения данных задач); данная группа вопросов всегда была самой многочисленной.

Наиболее важным предметом, который находился в ведении Комитета, были железнодорожные дела. Решения о предоставлении концессий для строительства железных дорог, учреждении железнодорожных компаний, гарантировании государством их акций и облигаций, выкупе железных дорог в казну и тому подобные имели, начиная с эпохи Александра II, первостепенное государственное и экономическое значение. С 1891 года Комитет рассматривал эти дела в совместных заседаниях с Департаментом экономии Государственного Совета.

Мелкие дела, загружавшие Комитет, были разнообразны и обширны.

Наиболее многочисленными были дела об индивидуальном назначении пенсии отставным чиновникам. К началу эпохи Александра II существующие ставки нормальных пенсий по государственной службе устарели и не обеспечивали пенсионерам приемлемый уровень жизни. С середины XIX века все больше и больше пенсий назначались по индивидуальным Высочайшим повелениям. В 1883 году была выработана система так называемых «усиленных» пенсий. Но и эти пенсии назначались в индивидуальном порядке, и в индивидуальном же порядке рассматривались Комитетом министров, что существенно загромождало его делопроизводство.

Второй многочисленной группой дел было рассмотрение уставов акционерных обществ. Акционерные общества, учреждение которых было отрегулировано законом в 1833 году, были утверждаемы декретно, то есть индивидуальным законом для каждого отдельного общества. В компетенцию Комитета министров входило рассмотрение всех уставов с отклонениями от требования закона, а так как сильно устаревший закон допускал только именные акции, а почти все учредители желали выпустить акции на предъявителя, Комитет к концу XIX века рассматривал почти все уставы вновь учреждаемых компаний. Количество таких дел доходило до 400 в годы наибольшей экономической активности.

Ведению Комитета подлежали дела о старообрядцах и сектанатах. С 1882 года Комитет отошёл от рассмотрения этой группы вопросов, перешедших в ведение МВД и Синода. Однако и в этой сфере компетенция была плохо очерчена законодательством - в 1894 году министр внутренних дел И. Н. Дурново провел через Комитет Положение о штунде , тем самым избежав рассмотрения вопроса в либерально настроенном Государственном Совете.

Комитет рассматривал ежегодные отчеты губернаторов, генерал-губернаторов и отчет государственного контролера по исполнению государственной росписи расходов и доходов. Как правило, обсуждение этих отчетов проходило вяло и не приводило к значимым последствием. Исключением можно считать скандал с раскрытыми Государственным контролем злоупотреблениями министра путей сообщения А. К. Кривошеина (1894 год), приведший к его увольнению.

Вытеснив из области законодательства Непременный совет , Комитет министров в сфере управления присвоил себе права Сената , оставшегося «правительствующим» только по имени.

В сфере уголовного суда Комитет министров иногда действовал в качестве обвинительной камеры, постановляя о предании суду, или в качестве ревизионной инстанции, требуя к себе для пересмотра решения судов; иногда он вступал в рассмотрение судебных дел, ещё не законченных в низших инстанциях; иногда, преимущественно в гражданских делах, выступал и в роли высшей апелляционной инстанции по отношению к Сенату, принимая жалобы частных лиц на его решения. Он перестал быть органом судебной власти только в 1864 г.

Как правило, Комитет министров занимался лишь предварительным обсуждением вопросов. Его заключение, принятое единогласно или большинством голосов, вносилось в журнал, который представлялся на утверждение императору.

Особенностью журналов было то, что в них подробно, с приведением развернутых аргументов, излагалась не только позиция большинства, но и позиция меньшинства (если не было единогласного решения), а также и особые мнения отдельных членов Комитета (если те желали их заявить). Канцелярия Комитета составляла журналы, стараясь в максимально нейтральном тоне и как можно более содержательно изложить значимые аргументы расходящихся во мнениях сторон. Журналы представляли собой не столько стенограмму заседаний, сколько аналитическую записку, составляемую канцелярией Комитета; мнения, высказанные в заседаниях, переформулировались, а во многих случаях к ним подбирались и более удачные примеры и аргументы. Задачей журналов при расхождении мнений было не убедить императора в правоте большинства, а объективно представить ему весь диапазон высказанных суждений. Эта практика полностью совпадала практикой ведения аналогичных журналов Государственного Совета. Присоединение императора к мнению меньшинства не было редкостью.

Журнал, завершавшийся фразой "Комитет полагает: " , после которой шёл текст предлагаемого Комитетом законодательного акта, при утверждении императором приобретал силу закона под названием Высочайше утвержденного Положения Комитета министров .

Председатели

  1. Николай Петрович Румянцев (1810-1812)
  2. Николай Иванович Салтыков (март 1812-сентябрь 1812)
  3. Сергей Кузьмич Вязмитинов (1812-1816)
  4. Пётр Васильевич Лопухин (1816-1827)
  5. Виктор Павлович Кочубей (1827-1832)
  6. Николай Николаевич Новосильцев (1832-1838)
  7. Илларион Васильевич Васильчиков (1838-1847)
  8. Василий Васильевич Левашов (1847-1848)
  9. Александр Иванович Чернышёв (1848-1856)
  10. Алексей Фёдорович Орлов (1856-1860)
  11. Дмитрий Николаевич Блудов (1861-1864)
  12. Павел Павлович Гагарин (1864-1872)
  13. Павел Николаевич Игнатьев (1872-1879)
  14. Пётр Александрович Валуев (1879-1881)
  15. Михаил Христофорович Рейтерн (1881-1886)
  16. Николай Христианович Бунге (1887-1895)
  17. Иван Николаевич Дурново (1895-1903)
  18. Сергей Юльевич Витте (16 (29) августа - 23 апреля 1906)

Литература

  • Бельдова М.В. Комитет министров // Государственность России (конец XV века - февраль 1917 года): Словарь-справочник . - М .: Наука, 1999. - Т. 2. - С. 347-352. - ISBN 5-02-008699-1 .
  • Исторический обзор деятельности Комитета Министров. - СПб. , 1902.
  • Ермолов А. Комитет министров в царствование императора Александра I. - СПб. , 1891.

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Комитет министров" в других словарях:

    Высший орган Совета Европы, состоящий из министров иностранных дел государств членов Совета Европы. Комитет министров принимает решения по поводу: программы работы Совета Европы; рекомендаций Парламентской ассамблеи; предложений… … Финансовый словарь

    Высший законосовещательный орган Российской империи (1802 1906), куда входили наиболее доверенные лица; совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых… … Политология. Словарь.

    Комитет министров - (англ. committee of ministers) в Российской империи высший законосовещательный и административный орган, учрежденный в 1802 г. Состоял из министров, главноуправляющих, гос ного казначея, председателей департаментов Гос ного совета (с 1810 г.), с… … Энциклопедия права

    В 1802 1906 гг. высший законосовещательный орган в России; совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Упразднен в апреле 1906 г., а его дела распределены между Советом министров и Государственным советом … Юридический словарь

    КОМИТЕТ МИНИСТРОВ - высший законосовещательный орган в Российской Империи, совещание Царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Учрежден в 1802 г. при Александре I. На рассмотрение К.м. выносились проекты новых указов, постановлений и… … Юридическая энциклопедия

    Высший законосовещательный орган Российской империи (1802 1906), совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 был также высшей… … Большой Энциклопедический словарь

    КОМИТЕТ МИНИСТРОВ, в 1802 1906 высший законосовещательный орган, совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 являлся также… … Русская история

    Высший законосовещательный орган Российской империи (1802 1906), совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 был также… … Энциклопедический словарь

    I в России совещательное учреждение для предварительного обсуждения дел исполнительных, разрешаемых Высочайшей властью; только немногие дела разрешаются собственною властью К. С кабинетом или советом министров западноевропейских государств К.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Высший адм. орган в царской России, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления гос вом. Учрежден в 1802. Состоял из министров, главноуправляющих, гос. казначея, с 1810 включал пред. департамен тов Гос. совета, с … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Исторический обзор деятельности Комитета Министров. Том IV. Комитет Министров в царствование Императора Александра Третьего (1881 г. 2 марта - 1894 г. 20 октября) , И И Тхоржевский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В…

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ, высший совещательный и распорядительный орган при российском императоре в 1802-1906 годах. Учреждён 8(20).9.1802, одновременным созданием министерств, для рассмотрения дел, решение которых выходило за пределы компетенции отдельных министров и требовало взаимодействия нескольких центральных ведомств.

В состав Комитета министров входили: министры и главноуправляющие центральных государственных учреждений (в их отсутствие в заседаниях Комитета министров участвовали их товарищи); обер-прокурор Синода (с 1835); председатели департаментов Государственного совета (с 1812, в 1810-12 - только по важным делам); главноуправляющие отделениями Собственной Его Императорского Величества канцелярии (с 1880 - только главноуправляющий Ведомством учреждений императрицы Марии, с 1882 - также главноуправляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярией); главнокомандующий в столице (до 1825); государственный секретарь (с 1893); особо назначенные императором лица. До 1812 года в Комитете министров председательствовал император, а в его отсутствие - члены по старшинству (с 1810 - государственный канцлер), с 1812 - особо назначенный императором председатель (эта должность до 1865 являлась высшей, а затем одной из высших должностей в Российской империи). В разные периоды председатель Комитета министров являлся одновременно председателем Государственного совета (1812-65), Кавказского комитета (1865-82) и Совета министров , а также вице-председателем Комитета Сибирской железной дороги (1892-1905).

Комитет министров рассматривал проекты законов и распоряжений, которые предполагалось ввести в виде временных правил, а также проекты новых учреждений, которые создавались временно и должны были быть опробованы на практике. Формально не имея права обсуждать законопроекты, на практике Комитет министров неоднократно рассматривал их в обход Государственного совета.

Компетенция Комитета министров менялась. Он выносил предварительные заключения по ежегодным всеподданнейшим отчётам министров (до 1858). Рассматривал: дела, касавшиеся «общего спокойствия и безопасности», чрезвычайных происшествий, обеспечения населения продовольствием, о назначении чиновникам пенсий и единовременных пособий в случаях, превышавших компетенцию отдельного министра (с 1803), о наградах за служебные и неслужебные отличия (в 1804-92); высшие административные дела о раскольниках, уставы акционерных обществ, не предусматривавшие предоставления им особых привилегий (с 1811); представления министров и определения Сената о выговорах губернаторам и губернским правлениям (с 1816); дела по Военному министерству, требовавшие содействия гражданских ведомств или затрагивавшие правила по гражданскому управлению (с 1830); дела по Великому княжеству Финляндскому, касавшиеся других частей Российской империи (с 1834); дела об изменении уставов и размеров основного капитала акционерных обществ, о разрешении иностранным обществам производить свои операции в России, о разрешении постройки железных дорог и по вопросам их эксплуатации (с 1858); представления министров о пожертвованиях частных лиц, заслуживавших (благодаря размеру или цели пожертвования) внимания императора, а также об изменении назначения пожертвования (с 1866); дела о запрете сообществ (в 1874-1905); дела об объявлении отдельных местностей на положении усиленной или чрезвычайной охраны (с 1881); списки государственных должностей, несовместимых с участием в частных промышленных обществах (с 1884); представления министров об отмене или изменении постановлений земских собраний (с 1890) и городских дум (с 1892), не соответствовавших интересам населения или государства; списки должностей, освобождавших от призыва на действительную военную службу из запаса (с 1894); дела о назначении следствия над губернаторами и предании их суду, а также об отстранении их от должности (с 1897); дела о назначении мест ссылки (с 1900).

Заключения Комитета министров подлежали утверждению императора. Исключение составляли постановления Комитета министров по второстепенным вопросам: о назначении пенсий в соответствии с общими правилами; о сложении безнадёжных недоимок; о снятии медалей и почётных кафтанов с осуждённых лиц, не принадлежавших к дворянскому сословию; об учреждении акционерных обществ на точном основании закона; о выделении пособий населению, пострадавшему от стихийных бедствий, и др. Комитет министров имел также право самостоятельно отклонять ходатайства земств (с 1867) и приостанавливать распространение книг и периодических изданий, освобождённых от предварительной цензуры (с 1872). До 1841 в случае отсутствия императора в столице Комитет министров решал дела в чрезвычайном порядке «именем Его Величества» (затем его решения утверждались наследником престола).

Реальная роль Комитета министров зависела от степени доверия императора Государственному совету и от влияния и инициативности председателя Комитета министров. Наибольшее значение он имел при императорах Александре III и Николае II и при председателях П. А. Валуеве, М. Х. Рейтерне, Н. Х. Бунге и С. Ю. Витте.

После создания объединённого правительства - Совета министров Комитет министров рассматривал только текущие административные дела. Упразднён 23.4(6.5).1906 в связи с принятием Основных государственных законов 1906.

Председатели Комитета министров: Н. И. Салтыков (1812-16), П. В. Лопухин (1816-27), В. П. Кочубей (1827-34), Н. Н. Новосильцов (1834-38), И. В. Васильчиков (1838-47), В. В. Левашов (1847-48), А. И. Чернышёв (1848-56), А. Ф. Орлов (1856-61), Д. Н. Блудов (1861-64), П. П. Гагарин (1864-72), П. Н. Игнатьев (1872-79/80), П. А. Валуев (1879/80- 1881), М. Х. Рейтерн (1881-86/87), Н. Х. Бунге (1887-95), И. Н. Дурново (1895-1903), С. Ю. Витте (1903-06).

Лит.: Исторический обзор деятельности Комитета министров. СПб., 1902. Т. 1-5; Лемке М. К. Комитет министров за полвека // Вестник права. 1902. Кн. 9-10. 1903. Кн. 1; Ремнев А. В. Проблема «объединенного правительства» и упразднение Комитета министров Российской империи // Исторический ежегодник. 2004. Омск, 2005.

19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления.

Создание Совета министров в 1857-1861гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении.

В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы, Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления».

В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров.

Председателями Совета министров с 1905 по 1917 гг. были: С.Ю.Витте (1905-1906); И.Л.Горемыкин (апрель-июль 1906); П.А.Столыпин (1906-1911); В.Н.Коковцов (1911-1914); И. Л. Горемыкин (1914-1916); Б. В. Штюрмер (январь-ноябрь 1916); А. Ф. Трепов (ноябрь-декабрь 1916); Н. Д. Голицын (1916-1917).

Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах.

К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет ; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов . Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита.

Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.

В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров.

Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции . Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству.

Лит.: Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2-3, М., 1960; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 1. СПб., 1998; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Законодательные акты переходного времени... . СПб., 1909; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Преобразование Совета министров Российской империи в 1905 г.: Государственно-правовые проблемы // Правоведение. 1996. № 1; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977.

См. также в Президентской библиотеке:

Об упразднении Комитета министров, передаче его функций в ведение Совета министров и установлении порядка ведения дел по Канцелярии Совета министров за период с 10 октября 1905 года по 7 января 1917 года. РГИА. Ф. 1276. Оп. 1. Д. 29 ;

Полное собрание законов Российской империи: Собрание 3-е. СПб., 1908. Т. 25. № 26820. С. 759 .

28. Комитет министров был создан для …
контроля над деятельностью министерств
контроля над деятельностью Сената
решения межведомственных вопросов (*ответ к тесту*)
29. Основная задача Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии
политическая и государственная безопасность (*ответ к тесту*)
систематизация законов Российской Империи
контроль над деятельностью министерств
30. Боярская дума была ликвидирована в … году.
1711 (*ответ к тесту*)
1701
1722
31. Новые органы отраслевого управления, созданные в России в 1802 году
министерства (*ответ к тесту*)
особые совещания
коллегии
1. Согласно Конституции 1936 г. издание общесоюзных законов относилось к исключительной компетенции …
Президиума Верховного Совета СССР
СНК СССР
Верховного Совета СССР (*ответ к тесту*)
2. Органы, ставшие низовым звеном судебной системы в СССР по Закону СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» 1936 г.
народные суды (*ответ к тесту*)
трибуналы
мировые суды
3. Верховный Совет СССР согласно Конституции СССР 1936 г. имел … структуру.
однопалатную
трехпалатную
двухпалатную (*ответ к тесту*)
4. Высший орган государственной власти по Конституции СССР 1924 г.
Совет народных комиссаров
Центральный Исполнительный Комитет СССР
Съезд Советов СССР (*ответ к тесту*)

Ответы:

Правильные ответы к тесту выделены Тест прошел проверку

Формально комитет министров был создан в 1803 году, но оформлен он был гораздо позже в 1811 – 1812 году. Первоначально комитет министров создавался для координации деятельности министерств, но кабинет министров не справился с этой задачей.

Во главе комитета министров стоял император. При его отсутствии деятельностью руководил председатель комитета министров. В состав кабинета министров входили министры, руководители департаментов госсовета, секретарь госсовета, главноуправляющие, кроме них туда входили лица, назначенные императором.

Комитет министров являлся высшим законосовещательным органом по вопросам административного управления. Комитет министров также обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и решал вопросы, касающиеся координации деятельности министерств. Все решения комитета министров приобретали силу закона только после их утверждения императором, за небольшими исключениями: в интересах оперативного управления комитет министров обладал возможностью решать незначительные вопросы (назначение пенсий государственным служащим, тогда, когда это необходимо было делать в спешном порядке; введение войск на определенную территорию империи, то есть объявить эту территорию на военном положении).

Комитет министров решал некоторые категории дел, которые поступали ему из министерств:

1. Дела, затрагивающие компетенцию нескольких министерств.

2. Дела, которые невозможно было решать в министерствах в силу отсутствия законодательной базы. В этом случае комитет готовил нужный законопроект и передавал императору на подпись. Пробел в праве таким образом устранялся.

3. Дела, которые министрам не разрешалось решать самостоятельно в силу их публичной значимости.

Императорская канцелярия.

Личная его императорского величества канцелярия приобретает характер общегосударственного органа, начиная с войны 1812 года. Именно во время войны через императорскую канцелярию ведется переписка между императором и командованием русской армии. Канцелярия берет на себя все функции, связанные с подготовкой, комплектованием, вооружением новых воинских формирований. Канцелярия в это время занималась вопросами о возмещении убытков частным лицам, потерявшим свое имущество в ходе боевых действий. Структура канцелярии создавалась постепенно: в 1826 году создается 1-ое, 2-ое и 3-е отделение канцелярии, в 1828 году – 4-е отделение, 1836 – 5-ое, 1842 – 6-ое отделение. Каждое отделение было вполне самостоятельным государственным учреждением. Во главе стоял свой начальник и он действовал практически автономно.

Первое отделение занималось вопросами кадровой политики в системе государственного управления, кроме этого, данное отделение осуществляло контроль и надзор за деятельностью государственного аппарата и выполняло личные поручения императора.

Второе отделение занималось вопросами систематизации российского законодательства.

Третье отделение было органом политического сыска и следствия. Оно делилось на несколько экспедиций, каждая из которых имела четко определенную сферу деятельности. Сферы деятельности:

1. Ведение общероссийскими политическими тюрьмами.

2. Следствие по делам о политических и должностных преступлениях.

3. Надзор, наблюдение за иностранцами, находящимися на территории империи.

4. Наблюдение за революционными антиправительственными организациями.

5. Цензура.

Исполнительным органом третьего отделения являлся отдельный жандармский корпус, а начальник третьего отделения являлся одновременно и шефом корпуса жандармов.

Существовало 7 главных и губернских управлений жандармского корпуса и 123 отдельные команды были размещены по всей территории империи. В Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве и Одессе были расквартированы штабы.

Третье отделение готовило ежегодные аналитические записки для правительства, которые назывались «Отчеты о деятельности».

Четвертое отделение занималось вопросами благотворительности и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение было специально создано для подготовки системы управления государственными крестьянами.

Шестое отделение готовило реформы административного управления на Северном Кавказе.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!