Объем заливаемой охлаждающей жидкости. Как заменить антифриз: подробная инструкция. Жидкость для охлаждения двигателя автомобиля: общая информация

Сколько антифриза в системе охлаждения автомобиля? Этот вопрос, друзья, часто задают себе начинающие автовладельцы. И действительно, каков оптимальный объём охлаждающей жидкости нужен? Давайте разберёмся с этим, но до того как дать ответ, необходимо вникнуть в конструкцию этой системы и особенности её работы, тогда всё встанет на свои места. Приступим.

Система охлаждения двигателя машины, как и следует из её названия, призвана остужать силовой агрегат, так как его работу сопровождает обильное выделение тепла. Без должного охлаждения мотор долго не протянет – от перегрева заклинит его механические детали, а вся электроника просто сгорит.

Помимо своей основной функции, она активно участвует ещё в ряде процессов, происходящих в авто. К примеру, является источником тепла для отопления салона и , снижает температуру масла, выхлопных газов, рабочей жидкости коробки передач, а также остужает воздух для системы наддува, если двигатель оборудован турбиной.

Одним словом, система охлаждения выступает незаменимым звеном в цепочке узлов и агрегатов, обеспечивающих надёжную и, главное, долговечную работу мотора.

Антифриз, ТОСОЛ, охлаждающая жидкость: что это за персонажи?

За долгую историю автопрома инженеры придумывали разные способы, которые помогали бороться с избыточным нагревом двигателей внутреннего сгорания. Существуют системы охлаждения воздушного типа, жидкостного и комбинированного.

В настоящее время наибольшее распространение в легковых машинах получил жидкостный вариант, и именно о нём мы сегодня и говорим. Кстати, возвращаясь к главному вопросу статьи — сколько антифриза в системе охлаждения автомобиля, можем раскрыть ещё один нюанс, который часто интересует будущих и начинающих автовладельцев.

Что такое антифриз? По сути, это и есть та самая охлаждающая жидкость. Её особенность в том, что она подходит для использования в холодную пору года, потому как не замерзает при отрицательных температурах.

Существуют различные марки и разновидности таких жидкостей, но на отечественном просторе больше всего на слуху ТОСОЛ – её название уже давно стало нарицательным.

Схема циркуляции охлаждающей жидкости

И так, секреты системы охлаждения двигателя автомобиля мы раскрыли. Теперь рассмотрим схему циркуляции охлаждающей жидкости.

Среднестатистический автомобиль, независимо от того бензиновый или дизельный у него мотор, имеет следующие элементы системы охлаждения:

  • рубашка охлаждения самого мотора;
  • радиатор;
  • вентилятор радиатора;
  • термостат;
  • центробежный насос (помпа);
  • расширительный бачок;
  • теплообменник;
  • совокупность соединительных трубок и клапанов;
  • блок управления.

Рубашка охлаждения

Ключевой деталью, от которой зависит качество исполнения главной задачи системы — рубашка охлаждения. Это совокупность каналов для антифриза, проделанных в непосредственной близости от блока цилиндров и головки блока двигателя.

Радиатор

Без него разогретая в моторе жидкость не сможет остыть, отдав тепло окружающей среде. Помогает радиатору вентилятор.

Вентилятор

Вентилятор усиливает набегающий поток воздуха, тем самым улучшая теплообмен.

Термостат

Важным элемент. Контролирует температуру антифриза, открывая или закрывая доступ для него к радиатору. Чем интенсивнее нагрузка на двигатель, тем больше тепла он выделяет и тем больше жидкости пройдёт через радиатор.

Помпа

Температура мотора должна быть на уровне 80-90 градусов – не меньше и не больше. Следующий элемент в нашем списке – насос. Обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости.

Расширительный бачок

Выполняет несколько функций.

Во-первых, он компенсирует изменение объёмов жидкости в системе, которое, как мы знаем из школьного курса физики, неизбежно при нагреве.

Во-вторых, именно в него мы заливаем новые порции антифриза.

Теплообменник

Благодаря теплообменнику тёплый воздух поступает к кондиционеру или отопителю салона.

Блок управления

В современном автомобиле это электронная схема, которая на основе информации от различных датчиков температуры, выдаёт команды исполнительным устройствам (термостату, вентилятору, насосу).

Так сколько антифриза в системе охлаждения?

Наверное, теперь мы можем ответить на главный вопрос статьи — сколько антифриза в системе охлаждения автомобиля?

Для примера возьмём творение отечественного автопрома – ВАЗ 2110. Устройство его остужающего мотор контура такое же, как мы описали выше.

Так вот, эксперты советуют заливать в расширительный бачок не менее 7-8 литров антифриза. На первый взгляд это может показаться много, но поверьте, тут экономить не нужно.

Дело в том, что если вы зальёте меньше, то жидкости окажется недостаточно для нормального охлаждения, и мотор будет работать при повышенной температуре.

Конечно, можно так и оставить, но такое положение вещей чревато выходом силового агрегата из строя, а стоимость ремонт гораздо больше, чем цена баклажки ТОСОЛа.

Теперь, дорогие читатели, вы примерно представляете, сколько антифриза в системе охлаждения автомобиля. Попутно мы выяснили строение охлаждающего контура и представляем что представляет из себя схема циркуляции охлаждающей жидкости.

Не забывайте подписываться на новостную рассылку и изучайте машины вместе с нами!

Объем системы охлаждения автомобилей - широко разнообразен. Объем жидкости зависит от марки и типа автомобиля.

Таблица описывает заправочный объем системы охлаждения определенной марки машины. Объем системы указан в литрах.

Почему в систему охлаждения - входит не весь объем?

Некоторые автолюбители замечали, что в систему охлаждения иногда входил не весь объем, указанный заводом изготовителем.

Слив старый антифриз из системы не полностью – новая порция жидкости зайдет не в полном объеме.

Старый антифриз сливают из:

Радиатора охлаждения.

Блока цилиндров.

Антифриз зайдет в меньшем объеме, при закрытом кранике печки салона!

Методика залива антифриза в систему охлаждения.

После того, как старая порция антифриза в полном объеме удалена из системы, произведите заливку новой жидкости на заглушенном моторе.

1. Залейте 80% от общего объема системы охлаждения машины (по таблице).

2. Заведите мотор.

3. Откройте краник печки салона на горячий воздух.

4. Долейте 20% объема антифриза в систему.

5. Должным образом закрутите крышку расширительного бака. Слабое закручивание приведет к потере давления в системе!

Охлаждение мотора – важное условие.

Охлаждение двигателей автомобилей – важное условие бесперебойной работы мотора, долгого срока службы машины.

Максимальное охлаждение обеспечивают антифризы. Данные жидкости имеют улучшенный тепло отвод, более долгий срок службы, чем тосол.

Антифризы для охлаждения - разрешается использовать не на всех автомобилях!

Машины до 2001 года выпуска разрешают использование антифризов для охлаждения мотора – не выше класса G 11, так как высшие классы жидкостей нанесут ущерб алюминиевым деталям двигателя, в том числе и головке блока цилиндров.

Полезная информация.

Течь антифриза-почему?

www.kakoy-antifriz.ru

Объём системы охлаждения на ВАЗ-2114: сколько литров в системе

Автомобиль: ВАЗ-2114. Спрашивает: Смирнов Сергей. Суть вопроса: Сколько всего охлаждающей жидкости в системе охлаждения ВАЗ-2114, интересует точный объём?

Добрый день! У меня есть такой вопрос! Сколько необходимо для полной замены и сколько всего литров тосола входит во всю систему охлаждения двигателя ВАЗ-2114? И вообще через какой промежуток времени необходимо производить его замену?

Точный объём охлаждающей жидкости по паспорту

Для того, чтобы произвести его замену, необходимо знать о том, сколько всего ОЖ находится в системе. Согласно официальной технической характеристике, в системе ВАЗ-2114 располагается порядка 7,8 литра тосола (либо антифриза – прим.). Но слить полностью весь объём не получится.

Система охлаждения на ВАЗ-2114

Схема системы охлаждения

По вопросам касающихся охлаждающей жидкости на ВАЗ-2114 вызывают множество вопросов у своих автовладельцев. Все начинается конечно же с такого – какую жидкость необходимо заливать, и, что заливают прямо на конвейере? Как производить её замену, и сколько же всего вмещает система в целом.

Устройство и принцип работы на видео

Тосол или антифриз с завода?

Ответ на этот вопрос прост! Однообразного стандарта АвтоВАЗ не поддерживает, и с одинаковой долей вероятности, в один год выпущенных автомобилей мог оказаться как тосол, так и антифриз. Подробнее о выборе мы уже писали в материале: «что рекомендуют владельцы ВАЗ-2114: антифриз или тосол«.

Существует множество споров по этому поводу, однако мнения значительно разнятся, однако, как заявляет производитель – именно ТОСОЛ специально разрабатывался для автомобилей семейства ВАЗ.

Менять эту жидкость следует регулярно и при возникновении этих случаев:

carfrance.ru

Техническое обслуживание автомобилей

Система охлаждения двигателей автомобиля

Назначение и устройство системы охлаждения. Распределение затрат теплоты, полученной в результате сгорания топлива, на полезную работу и потери называется тепловым балансом двигателя. Тепловой баланс можно представить в виде диаграммы, из которой видно, что на полезную работу двигателя используется 25…35% общего количества теплоты и, следовательно, эффективный коэффициент полезного действия двигателя равен 25…35%.

Система охлаждения двигателя поддерживает определенный, наиболее выгодный тепловой режим его работы. При переохлаждении увеличиваются потери на трение, уменьшается мощность двигателя, на холодных деталях конденсируются пары бензина и в виде капель стекают по зеркалу цилиндра, смывая смазку. Возрастает износ деталей, и чаще требуется заменять масло.

Перегрев ухудшает количественное наполнение цилиндра горючей смесью, вызывает разжижение и выгорание масла, в результате чего могут заклиниться поршни в цилиндрах и выплавиться вкладыши подшипников.

Автомобильные двигатели могут иметь жидкостное или воздушное охлаждение. На двигателях отечественных автомобилей (исключая ЗАЗ-968, имеющий воздушное охлаждение) применяют закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости, осуществляемой водяным насосом. Закрытой систему называют потому, что она непосредственно не сообщается с атмосферой. В результате давление в системе увеличивается, температура кипения охлаждающей жидкости повышается до 108…119 °С и снижается ее расход на испарение. Температура охлаждающей жидкости нормально работающего двигателя должна быть 85…95 °С.

В жидкостную систему охлаждения входят: рубашка охлаждения блока и головок цилиндров, радиатор, водяной насос, вентилятор, термостат, жалюзи, патрубки, шланги, сливные краники, радиатор отопителя, указатель температуры и контрольная лампа.

Рис. 1. Тепловой баланс двигателя внутреннего сгорания.

Рис. 2. Радиаторы: а - устройство; б - трубчатая сердцевина; в - пластинчатая сердцевина; 1 - верхний бачок с патрубком; 2 - пароотводная трубка; 3 - заливная горловина с пробкой; 4 - сердцевина; 5 - нижний бачок; 6 - патрубок со сливным краником; 7 - трубки; 8 - поперечные пластины.

Жидкость в рубашке охлаждения двигателя нагревается за счет отбора теплоты от цилиндров, поступает через термостат в радиатор, охлаждается в нем и под действием центробежного насоса возвращается в рубашку двигателя. Охлаждению жидкости способствует интенсивный обдув радиатора и двигателя потоком воздуха от вентилятора.

Чтобы уменьшить образование накипи в системе охлаждения при заполнении ее водой, необходимо пользоваться мягкой водой, содержащей не свыше 0,14 мг окиси кальция (СаО) в 1 л. Жесткую воду, заливаемую в систему охлаждения, необходимо прокипятить.

Вместимость системы охлаждения двигателя равна: у автомобиля ГАЗ-53А - 23,0 л, ЗИЛ-130 - 29,0 л, ГАЗ-24 - 11,6 л.

Радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков и сердцевины. Его крепят на автомобиле на резиновых подушках с пружинами.

Наиболее распространены трубчатые и пластинчатые радиаторы. У первых сердцевина образована несколькими рядами латунных трубок, пропущенных через горизонтальные пластины, увеличивающие поверхность охлаждения и придающие радиатору жесткость. У вторых сердцевина состоит из одного ряда плоских латунных трубок, каждая из которых изготовлена из спаянных между собой по краям гофрированных пластин.

Верхний бачок имеет заливную горловину и пароотводную трубку. Горловина радиатора герметически закрывается пробкой, имеющей два клапана: паровой для снижения давления при закипании жидкости, который открывается при избыточном давлении свыше 40 кПа (0,4 кгс/см2), и воздушный, пропускающий воздух в систему при снижении давления вследствие охлаждения жидкости и этим предохраняющий трубки радиатора от сплющивания атмосферным давлением.

Центробежный водяной насос создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости; его крепят болтами через прокладку к верхней части блока цилиндров. Основные части насоса: корпус, вал с пластмассовой крыльчаткой, установленный на двух шариковых подшипниках. Самоуплотняющийся сальник, состоящий из резиновой манжеты, металлической обоймы, пружины и шайбы из износостойкой графитосвинцовой смеси, предотвращает вытекание жидкости в месте выхода вала из корпуса насоса.

Вентилятор усиливает поток воздуха через сердцевину радиатора. Ступицу вентилятора крепят на валу водяного насоса. Они вместе приводятся во вращение от шкива коленчатого вала одним или двумя трапециевидными ремнями.

Вентилятор заключен в установленный на рамке радиатора кожух, что способствует увеличению скорости потока воздуха, проходящего через радиатор.

В системе охлаждения двигателей 3M3-53 и ГАЗ-24 для поддержания наивыгоднейшего теплового режима вентилятор приводится электромагнитной фрикционной муфтой, которая включается и выключается автоматически в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Муфта состоит из электромагнита, установленного вместе со шкивом на ступице водяного насоса, и ступицы вентилятора, соединенной пластинчатой пружиной с якорем, свободно вращающимся на двух шариковых подшипниках.

Рис. 3. Схема работы парового и воздушного клапанов пробки радиатора: а - путь пара; б - путь воздуха; 1 - пароотводная трубка; 2 - паровой клапан; 3 - воздушный клапан.

Рис. 4. Водяной насос: 1 - вал с крыльчаткой; 2 - самоуплотняющийся сальник; 3 - корпус; 4- шайба; 5-пружина; 6 - резиновая манжета.

Рис. 5. Электромагнитная муфта привода 1 - шкив водяного насоса; 2 - электромагнит; 3 - ступица вентилятора; 4 - крышка; 5 - ступица вала водяного насоса; 6 - корпус; 7 - самоподжимной сальник;

Катушка электромагнита соединена с тепловым реле, измерительный преобразователь (датчик) которого установлен в верхнем бачке радиатора. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 90…95 °С, контакты реле замыкаются и в катушку электромагнита поступает ток от аккумуляторной батареи автомобиля, якорь притягивается к электромагниту и ступица вентилятора начинает вращаться. При понижении температуры охлаждающей жидкости до 80…85 °С контакты реле размыкаются и вентилятор отключается.

Жалюзи - это шарнирно укрепленные стальные пластины, установленные перед радиатором. Положение жалюзи регулирует водитель из кабины автомобиля рукояткой, изменяя поток воздуха, идущий сквозь сердцевину радиатора.

Термостат служит для быстрейшего прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости при движении автомобиля.

Термостат двигателей 3M3-53 и ГАЗ-24 состоит из корпуса, гофрированного цилиндра, заполненного легкоиспаряющейся жидкостью, и штока с клапаном. На двигателе ЗИЛ-130 применен более надежно работающий термостат с твердым наполнителем. Такой термостат состоит из медного баллона, закрытого крышкой, между которыми герметично закреплена резиновая мембрана. Баллон заполнен активной массой, состоящей из церезина (горного воска), перемешанного с медным порошком. Объем активной массы при нагревании увеличивается.

На мембрану опирается шток, расположенный в направляющей части крышки. Шток шарнирно соединен с клапаном.

При холодном двигателе клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость направляется через канал к входному отверстию насоса, а через него в рубашку охлаждения, т. е. циркулирует по малому кругу, не попадая в радиатор. У двигателя ЗИЛ-130 при закрытом клапане термостата охлаждающая жидкость, нагнетаемая в рубашку насосом, перепускается через систему охлаждения воздушного компрессора.

Рис. 6. Схема работы термостата: а - циркуляция охлаждающей жидкости по малому кругу; б – циркуляция охлаждающей жидкости по большому кругу; 1 -корпус; 2 - шток с клапаном; 3 - гофрированный цилиндр.

Когда охлаждающая жидкость нагрета до 70…80 °С, клапан термостата под действием паров жидкости, заполняющей его цилиндр, или вследствие расширения твердого наполнителя открывается и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, т. е. по большому кругу.

Температуру охлаждающей жидкости контролируют по указателю температуры, измерительный преобразователь которого ввернут в рубашку охлаждения блока цилиндра. При температуре в системе охлаждения выше 95 °С у двигателей 3M3-53 и ГАЗ-24 или 115 °С у двигателей ЗИЛ-130 на щитке загорается сигнальная лампа, включаемая измерительным преобразователем, установленным в верхнем бачке радиатора.

Жидкость из системы охлаждения двигателя ГАЗ-24 сливают через два краника: под радиатором и справа в блоке цилиндров.

У двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 сливных краников по три: один под радиатором и два на нижней части водяной рубашки обеих секций блока.

Применение антифриза. Систему охлаждения автомобиля, работающего при низких температурах, целесообразно заправлять низкоза-мерзающей жидкостью (антифризом), состоящей из смеси этиленгли-коля и воды. Низкозамерзающую жидкость выпускают марок 40 и 65. Антифриз марки 40 состоит из 53% этиленгликоля и 47% воды. Он предназначен для районов с умеренно низкой температурой. Антифриз марки 65 состоит из 66% этиленгликоля и 34% воды, его применяют в условиях более низких температур. Учитывая довольно высокий коэффициент расширения антифриза, систему охлаждения заправляют только 93…95% вместимости. В процессе эксплуатации надо следить за уровнем антифриза в системе и доливать воду, так как она испаряется быстрее этиленгликоля.

Для системы охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ применяют жидкость «Тосол», содержащую, кроме этиленгликоля, присадки, уменьшающие коррозию металла.

Этиленгликолевые жидкости ядовиты. При попадании их в организм происходит отравление, иногда со смертельным исходом. Специальных мер для предохранения дыхательных путей и кожных покровов не требуется, но после заправки системы охлаждения следует тщательно мыть руки горячей водой с мылом.

При наступлении теплого времени года антифриз надо слить, промыть и заполнить систему водой. Слитый антифриз фильтруют, переливают в герметически закрываемую посуду и хранят в ней до следующей зимы. Жидкость «Тосол» применяют в течение всего года, так как она не вызывает коррозии.

Пусковой подогреватель, устанавливаемый на двигателях 3M3-53, ЗИЛ-130, служит для их разогрева перед пуском при низкой температуре воздуха. Основные части подогревателя: котел с камерой сгорания и жаровой трубой, топливный бачок, регулятор подачи топлива с электромагнитным клапаном и пульт управления. Полость котла вокруг жаровой трубы заполнена охлаждающей жидкостью (вода или антифриз) и постоянно соединена патрубками и шлангами с рубашкой охлаждения двигателя.

При включении подогревателя в камеру сгорания поступает из бачка бензин, а при помощи вентилятора, приводимого в действие электродвигателем, подается воздух. Образующаяся горючая смесь первоначально воспламеняется электрической свечой накаливания, которую, после того как горение станет устойчивым, выключают. По мере нагревания плотность находящейся в котле жидкости уменьшается, и она поступает в рубашку охлаждения двигателя, подогревая цилиндры и впускной трубопровод, а выходящие из жаровой трубы газы направляются под нижнюю часть картера и разогревают находящееся в нем масло.

К основным неисправностям системы охлаждения относятся подтекание жидкости и образование в системе накипи.

На изучаемых автомобилях применяется жидкостная система охлаждения закрытого типа, т. е. она не связана непосредственно с атмосферой, в результате чего давление в системе увеличивается и повышается температура кипения охлаждающей жидкости, а такжё снижается расход жидкости на испарение. Циркуляция жидкости в системе - принудительная, при помощи жидкостного насоса. Система охлаждения сообщается с атмосферой через клапаны, расположенные в пробке наливно.й горловины радиатора (у автомобилей 3M3-53-11 и ЭИЛ-130) или пробке расширительного бачка (у автомобиля ЗИЛ-645), которые открываются при определенном разрежении или избыточном давлении в системе. Система охлаждения двигателя поддерживает температуру двигателя в пределах 80…95 °С.

В систему охлаждения входят: рубашки охлаждения блока, головок цилиндров и впускного трубопровода, радиатор, патрубки, шланги, водяной насос, вентилятор, термостат, жалюзи, сливные краники.

Радиатор состоит из нижнего и верхнего бачков, сердцевины, патрубков, горловины с пробкой и пароотводной трубки.

Сердцевина радиатора - трубчатая, состоит из нескольких рядов плоских трубок, впаянных концами в верхний и нижний бачки.

Для увеличения охлаждающей поверхности между трубками помещаются латунные пластины (у двигателей автомобилей 3M3-53-11 и ЭИЛ-130) или медная лента (у двигателя автомобиля ЗИЛ-645). На двигателе ЗИЛ-645 радиатор заполняется жидкостью из расширительного бачка 13, который предназначен для удаления воздуха из радиатора при заправке системы охлаждения и компенсации изменений объема охлаждающей жидкости в системе при ее расширении от нагревания.

Водяной насос - центробежный, установлен на передней стенке блока цилиндров. Крыльчатка насоса находится на одном валу с вентилятором. Для предупреждения попадания жидкости в корпус подшипников на заднем конце вала в ступице крыльчатки помещен самоподжимный сальник, состоящий из резиновой манжеты с пружиной, обоймы и текстолитовой шайбы, которая плотно прижимается к торцу корпуса насоса. В корпусе подшипников имеется отверстие, через которое при износе деталей сальника жидкость вытекает наружу. Для смазки подшипников в их корпусе имеются масленка и контрольное отверстие для выхода лишнего смазочного материала.

Рис. 7. Система охлаждения двигателя: 1 - жалюзи; 2 - верхний бачок радиатора; 3 - шланг отвода воздуха из радиатора; 4 - компрессор; 5 - подводящий шланг радиатора; 6 - отводящий шланг правой части блока цилиндров; 7- коробка термостатов; 8 - перепускная полость; 9 - термостат; 10 - отводящий патрубок левой части блока цилиндров; 11 - шланг отвода воздуха и жидкости из системы охлаждения компрессора; 12 - шланг слива жидкости в нижний бачок радиатора; 13 - расширительный бачок; 14 - пробка расширительного бачка; 15 - контрольный кран расширительного бачка; 16 - трубка отвода воздуха и жидкости из правой головки цилиндров; 17 - воздухоотводящая трубка; 18 - головка блока цилиндров; 19 - блок цилиндров; 20 - кран сливного отверстия; 21 - отводящий шланг радиатора; 22 - шкив коленчатого вала; 23 - ремни привода; 24 - жидкостный насос; 25 - натяжной ролик; 26 - нижний бачок радиатора; 27 - вентилятор; 28 - шкив жидкостного насоса и вентилятора; 29 - автоматическая муфта отключения вентилятора

Вентилятор - шестилопастный, осевого типа. Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется ремнем от шкива коленчатого вала.

Рис. 8. Водяные насосы двигателя ЭИЛ-130Са) и двигателя ЗИЛ-645(б,): 1, 2. 3 и 4 - соответственно пружина, резиновый уплотнитель, текстолитовая упорная шайба и обойма самоподжимного сальника; 5 - корпус подшипников; 6 - вал водяного насоса; 7 - крыльчатка насоса; 8 - самоподжимный сальник; 9 - корпус насоса; 10 - шкив; 11 - ступица шкива; 12 - шарикоподшипники; 13 - распорная втулка; 15 - стопорное кольцо; 16 - уплотнитель; 17 - болт; 18 - сбрасыватель жидкости; 19- корпус подшипников

Рис. 9. Гидромуфта вентилятора двигателя ЗИЛ-645: а - продольный разрез; б- схема заблокированного положения муфты; в - схема разблокированного положения муфты; 1- крышка муфты; 2 - корпус муфты; 3 - шарикоподшипник; 4 - фланец; 5 - ведущий диск; 6 - уплотнение; 7 - крышка камеры; 8 - пластинчатый клапан; 9 - биметаллический терморегулятор; А - резервная камера

На двигателе ЗИЛ-645 вентилятор приводится во вращение двумя клиновидными ремнями через гидромуфту с автоматическим управлением, осуществляемым при помощи биметаллического терморегулятора.

Гидромуфта предназначена для обеспечения работы вентилятора в автоматическом режиме и состоит из корпуса, крышки, биметаллического спирального терморегулятора, соединенного через ось с пластинчатым клапаном крышки резервной камеры. Муфта заполнена рабочей жидкостью ПМС-10000 в количестве 30…35 г. Вал водяного насоса жестко связан с фланцем муфты. Вентилятор прикреплен к корпусу муфты шпильками, под которые установлены пластины для блокировки муфты при ее поломке.

Включение и выключение муфты осуществляется биметаллическим терморегулятором в зависимости от температуры воздуха, обдувающего корпус муфты. При низкой температуре воздуха биметаллический регулятор устанавливает клапан в такое положение, при котором закрывается проход рабочей жидкости в полость между ведущей и ведомой частями муфты. В этом случае рабочая жидкость находится в резервной камере, и за счет зазоров между ведущей и ведомой частями муфты они могут вращаться относительно друг друга. При повышении температуры воздуха биметаллический терморегулятор поворачивает клапан, открывая тем самым отверстия, соединяющие резервную и рабочую полости. Под действием центробежных сил рабочая жидкость заполняет зазоры между ведущей и ведомой частями муфты. При этом вследствие высокой вязкости жидкости происходит включение муфты.

Рис. 10. Термостаты двигателей 3M3-53-1 lfa), ЗИЛ-130(б) и ЗИЛ-645(в). 1 - подводящая труба; 2 - патрубок малого круга циркуляции; 3 - прокладка; 4 - отводящий патрубок; 5 - клапан термостата; 6 - шток; 7 - корпус; 8 - гофрированный баллон; 9- резиновый буфер; 10-шток; 11 - заслонка; 12 - возвратная пружина; 13 - твердый наполнитель (церезин); 14 - баллон; 15-резиновая диафрагма; 16 - обойма; 17 - втулка; 18 - стойки; 19-регулировочный винт; 20 - радиаторный клапан; 21 - седло клапана; 22 - перепускной клапан; 23 - упорная шайба; 24 - компенсационная пружина

Разбирать муфту в условиях эксплуатации не рекомендуется.

Термостат установлен на выходе охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения впускного трубопровода двигателя (у двигателя ЗИЛ-645 2 термостата, установленных в закрепленной на крышке распределительных шестерен термостатной коробке). В двигателе ЗМЗ-БЗ-11 установлен жидкостный термостат, состоящий из гофрированного латунного цилиндра с легко испаряющейся жидкостью, корпуса и клапана. Когда температура в системе охлаждения превышает 70 °С, жидкость в цилиндре испаряется, под действием возрастающего давления ее паров цилиндр растягивается и открывает клапан термостата.

В системе охлаждения двигателей ЗИЛ-130 и -645 применен термостат с твердым наполнителем, состоящим из смеси церезина с медным порошком. Наполнитель помещен в медном баллоне, закрытом резиновой диафрагмой, упирающейся в резиновый буфер. Сверху буфера установлен шток, соединенный с рычагом, который при помощи пружины удерживается в закрытом положении. При нагревании охлаждающей жидкости до 70 °С наполнитель в баллоне начинает плавиться и, расширяясь, поднимает диафрагму вверх. Давление диафрагмы через буфер и шток передается на рычаг, который открывает заслонку термостата. У двигателя ЗИЛ-645 имеется, помимо основного радиаторного клапана, перепускной клапан, который открыт при прогреве двигателя и закрывается при нагреве жидкости до температуры 78…95 °С. При этом открывается основной клапан и жидкость начинает циркулировать через радиатор.

При работе двигателя жидкость из нижнего бачка радиатора через отводящий шланг нагнетается водяным насосом в рубашку охлаждения блока цилиндров и головок блока. При прогреве холодного двигателя патрубок, соединяющий рубашку охлаждения двигателя, перекрыт клапаном термостата и жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор и поступая из рубашки охлаждения опять к водяному насосу. При прогреве жидкости открывается клапан термостата, и она начинает циркулировать по большому кругу через радиатор, который обеспечивает необходимый отвод тепла.

Жалюзи состоит из створок, расположенных впереди радиатора, и рукоятки управления, выведенной в кабину водителя.

stroy-technics.ru

Устройство системы охлаждения ВАЗ 2107

Движение – это жизнь, но движение – это тепло. Попробуйте потереть ладошки друг об друга, и убедитесь в этом сами. Тепло – это финал превращений всех энергий, друг в друга. В теле человека происходят взаимные превращения белков, жиров, углеводов, которые в результате распадаются путём многостадийного ферментативного окисления с выделением тепла. В сердце автомобильного двигателя происходят также химические превращения топлива в выхлопные газы и воду, с выделением большого количества энергии, которая преобразуется в механическую, а часть рассеивается в виде тепла. Более того, это тепло нужно целенаправленно собирать и отводить, сколько бы его не образовалось. Именно для этого служит система охлаждения у автомобиля ВАЗ 2107.

Если вспомнить, что КПД бензинового двигателя составляет в идеале 25%, а по городским пробкам – около 7%, то это значит, что из 40 литров полностью заправленного бака ВАЗ 2107 в условиях города вы на движение автомобиля потратили всего три литра! Сколько? Повторяем, три литра, мы не ошиблись. Куда девались остальные тридцать семь? Правильно, они сгорели бесполезным огнём, загрязняя воздух и изнашивая автомобиль. Карбюратор и инжектор улучшают КПД, но ненамного. Отведением этого тепла и занимается система охлаждения автомашины ВАЗ 2107.

Схема системы охлаждения двигателя следующая:

Устройство главных частей системы: (на рисунке двигатель ВАЗ 2106, на котором установлен карбюратор).

  • Собственно рубашка системы охлаждения двигателя (7), ходы и отверстия в блоке цилиндров, с её выпускным патрубком (4).
  • Насос системы охлаждения, или помпа (16), при работе которой возникает циркуляция охлаждающей жидкости (тосола, антифриза). Его устройство – на манер крыльчатки. Он находится в едином соединении с генератором, единым ремнём (15).
  • Термостат (18) разделяющий малый (при холодном двигателе) и большой (при горячем) круги циркуляции жидкости. Устройство термостата несложно, его задача открывать или закрывать клапан перепуска жидкости.
  • Шланги системы охлаждения (отводящие охлаждённую жидкость от радиатора и подводящую горячую жидкость в радиатор, шланги термостата, шланги к помпе и др.).
  • Радиатор – основной теплообменник, несущий охлаждающую функцию. Устройство радиатора может быть различным, сейчас используется алюминиевый, но медный радиатор гораздо эффективнее, но менее стоек.
  • Вентилятор радиатора, в обиходе – «карлсон» (11) , включающийся при необходимости при повышении температуры двигателя.
  • Расширительный бачок, доступный для визуального контроля качества жидкости и её долива. От расширительного бачка к горловине радиатора идёт прочный шланг. Некоторые считают, что это шланг системы охлаждения, но это неправильно. Его функция – просто держать радиатор заполненным.

Полная схема системы охлаждения включает в себя дополнительные детали, такие как сливные пробки, датчик включения вентилятора, предохранитель вентилятора и другие. Напомним, что на ВАЗ 2107 устройство электрической цепи таково, что предохранитель вентилятора и звукового сигнала один общий, на 10 А. Это значит, что если вы будете чересчур сигналить при работающем вентиляторе (а это легко можно заметить по лёгкому шуму и увеличению расхода заряда), то рискуете остаться с перегретым двигателем.

Полный объём системы охлаждения на ВАЗ 2107 составляет 9,85 л. Неопытным водителям иногда кажется невозможным залить более 3-5 л, этому мешают воздушные пробки, которые нужно удалять. Объём пробок может составлять половину объёма всей системы! Емкость рассчитана на целиком заполненную рубашку, шланги, радиатор, и расширительный бачок.

В системе охлаждения температура замерзания антифриза должна быть не выше -40градусов по Цельсию.

Часто спрашивают: инжектор и карбюратор – есть ли разница в системе охлаждения? Да, есть, но незначительная.

Верхний рисунок – карбюратор, нижний – двигатель, на котором установлен инжектор. Разница в установке датчика системы управления температуры охлаждающей жидкости (5) если установлен инжектор, а также наличием узла подогрева корпуса дроссельной заслонки (4), на рисунке справа (инжектор). Двигатель, на котором установлен карбюратор, имеет более простую систему охлаждения.

В её состав входит соляная техническая кислота 30%, ингибитор ПБ-5, уротропин технический, пеногаситель, вода. Так как двигатель ЯМЗ 236 является дизельным, хорошо работающим на низких оборотах, то указанные компоненты хорошо промывают систему.

Упрощённая промывка системы охлаждения включает чистую воду, с добавлением ортофосфорной кислоты, которая хорошо убирает накипь как в ЯМЗ 236, так и в двигателях «классики».

На «Жигулях» можно купить 10 литров «Кока-Колы» и очистить систему охлаждения, до полного прогрева двигателя, главное - выпустить газ из напитка. Так как объём системы охлаждения ЯМЗ-236 значительно больше, то «Кока-колы» уйдёт тоже много

comments powered by HyperComments

Антифриз, он же охлаждающая жидкость, играет ключевую роль в правильном функционировании автомобиля. Его главная задача, как можно понять из названия, охлаждать двигатель. Если антифриза залито в бачок недостаточно, велик риск, что автомобиль. Это чревато сразу многими проблемами для двигателя, поэтому допускать подобной проблемы нельзя. Водитель обязан следить за уровнем антифриза в своей машине, и в рамках данной статьи мы рассмотрим, как правильно это делать.

Как проверить уровень охлаждающей жидкости

Бачок, в который заливается охлаждающая жидкость, располагается под капотом. Его с легкостью может найти каждый водитель, поскольку подобный бачок чаще всего весьма вместительный. Соответственно, и контролировать уровень антифриза необходимо по данному бачку, но важно делать это правильно.

Обратите внимание: Сейчас все производители автомобилей используют радиаторы закрытого типа . Тогда как раньше на радиаторах присутствовали пробки, которые можно было открутить, чтобы посмотреть уровень охлаждающей жидкости.

Проверить уровень охлаждающей жидкости крайне просто – достаточно посмотреть на расширительный бачок и проанализировать, сколько жидкости в нем находится. Но здесь нужно знать некоторые правила:

  1. Проверять уровень охлаждающей жидкости следует только на холодном моторе, поскольку только когда двигатель в состоянии покоя, тогда весь антифриз находится в бачке;
  2. На бачках практически всех современных автомобилей имеются специальные отметки, по которым и следует контролировать количество охлаждающей жидкости. Чаще всего таких отметок две – MAX и MIN, то есть максимально и минимально допустимый уровень антифриза для грамотной работы двигателя автомобиля.

Обратите внимание: Если на расширительном бачке вашего автомобиля отсутствуют пометки MAX и MIN, следует руководствоваться принципом, что охлаждающая жидкость должна быть залита на половину бака. Если расширительный бачок расположен неудобно, чтобы точно определить, как много жидкости в данный момент находится внутри бачка, можно воспользоваться обычной палочкой, чтобы по ее длине контролировать количество жидкости.

Встречаются ситуации, когда расширительный бачок автомобиля имеет только одну надпись – MAX или MIN. В данной ситуации следует руководствоваться базовыми принципами:

  1. Никогда количество охлаждающей жидкости в автомобиле не должно опускаться ниже отметки MIN;
  2. Если определить отметку MIN нет возможности, то опускаться количество антифриза в расширительном бачке не должно ниже 1 см от значения MAX.

Помните, что опасно как недостаточное количество антифриза в расширительном бачке, так и запредельное. Если охлаждающей жидкости мало, мотор рискует перегреться, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до необходимости его капитального ремонта . Если же охлаждающей жидкости много, велик риск, что в процессе движения, когда жидкость под нагревом начнет расширяться, выбьет пробку бачка.

Как часто проверять уровень антифриза


Поскольку определить уровень охлаждающей жидкости по показаниям на приборной панели или бортовом компьютере можно не в каждой модели автомобиля, многие водители забывают о необходимости контроля уровня антифриза.

Чтобы избежать рисков, связанных с недостаточным количеством антифриза в двигателе, рекомендуется проверять его уровень не реже 1 раза в неделю.

Охлаждающая жидкость это очень важная составляющая в любом автомобиле – она не дает двигателю перегреваться. Поэтому жидкость должна быть все время на определенном уровне, иначе если уровень жидкости упадет, то это может, тут и до серьезных поломок не далеко! Каждую неделю нужно контролировать уровень охлаждающей жидкости (), причем это сделать очень легко …


Сейчас практически все современные радиаторы автомобилей закрытого типа, то есть на них нет пробок которые можно открутить и посмотреть уровень антифриза или тосола (так было на старых моделях радиаторов). Сейчас уровень контролируется полностью через расширительный бачок автомобиля. Также охлаждающую жидкость нужно заливать именно в этот бачок.

Итак, проверка уровня очень простая, достаточно посмотреть на бачок!



На бачке наносятся специальные риски обычно это минимальная отметка (на бачке маркируется как «MIN») и максимальная отметка (на бачке как «MAX»).


Также бывает, что таких отметок нет, а есть только один рабочий максимальный уровень. Как у меня смотрим фото.



Уровень антифриза или тосола должен быть чуть ниже уровня «MAX» (на 1 см) или соответствовать ему. Этот уровень должен быть на холодном двигателе.

Ни в коем случае нельзя переливать максимальный уровень, потому как при работе двигателя жидкость расширяется и попросту повредит ваш расширительный бачок. Обычно страдает пробка – ее выбивает.

Также нельзя допускать и минимального уровня (отметка «MIN») или полностью пустого бачка. Охлаждение двигателя не происходит, а поэтому двигатель попросту перегреется, что для него смертельно.

В идеале уровень должен быть между отметками MIN и MAX, но должен приближаться к максимуму.

Бывает и такое, что на бачке нет никаких отметок, или вообще бачок закрыт так, что к нему не полезть. Как тогда определить уровень и сколько заливать жидкости?

Также все просто, жидкости должно быть примерно полбачка! Если вы не можете определить сколько жидкости приоткрытой пробке (не видно с боков), то просто засуньте в бачок чистую палочку, определите глубину бачка и затем залейте ровно на половину палочки.

Сейчас небольшое видео.

Вот так вот легко и просто определить уровень охлаждающей жидкости (тосола и антифриза).

На этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.

Работоспособность автомобиля ВАЗ зависит от того, насколько хорошо автовладелец будет за ним ухаживать. Все прекрасно знают, что транспортное средство должно регулярно проверяться на станции технического обслуживания. Однако, между заездами в автомастерскую, требуется хоть иногда заглядывать под капот своего «железного друга» и контролировать уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке.

В качестве ОЖ, призванной обеспечивать нормальную работу мотора, советуют использовать тосол или антифриз. Эта жидкость циркулирует по трубкам и шлангам, забирая лишнюю температуру у мотора, тем самым поддерживая его в рабочем состоянии.

Предлагаемая на автомобильном рынке охлаждающая жидкость разделяется на три вида по цвету. Какой-то принципиальной разницы между ними нет, все они работают по одинаковому принципу. Однако производитель автотранспортных средств почему-то предписывают использовать охлаждающую жидкость определенного цвета. Советуем все же придерживаться рекомендаций производителя, иначе вы можете потерять гарантию.

Охлаждающую жидкость можно эксплуатировать в течение трех лет. Однако при такой длительной эксплуатации советуем регулярно проверять ее плотность. Выполняется эта операция с помощью специального устройства , который показывает, какую минимальную температуру сможет выдержать тосол. Основная масса охлаждающих жидкостей рассчитана на работу при температуре не ниже -30С. Однако реальные наблюдения говорят о том, что уже через год эксплуатации антифриза, он не выдержит опускания температурного столбика до -30С.

Под регулярным осмотром автомобиля подразумевается проверка уровня охлаждающей жидкости. Количество тосола (антифриза) в отличие от моторного масла , уровень которого можно проверить только с помощью специального щупа, можно определить визуально. Благо, что эта жидкость находится в расширительном бачке, который вынесен в подкапотное пространство . На самом бачке есть пометки с минимально допустимым и максимальным уровнем жидкости. Нормой считается, если уровень залитой жидкости будет посередине.

Проверяется уровень тосола только на заглушенном холодном двигателе. Лучше всего это делать непосредственно перед поездкой. В случае выявления низкого уровня охлаждающей жидкости нужно постараться определить место ее утечки. Если же по каким-либо причинам этого сделать нельзя, то обязательно требуется долить жидкость до максимального уровня. В поездке периодически останавливайтесь и проверяйте уровень жидкости в бачке. Если антифриз будет быстро уходить, постарайтесь сразу же отправиться в автосервис.

Доливка тосола (антифриза) производится только на холодном двигателе. Для этого нужно открутить крышку расширительного бачка, вставить в отверстие соответствующую воронку и долить жидкость до требуемого уровня. Далее проведите контрольный запуск мотора, дождитесь пока он не прогреется до рабочей температуры и посмотрите, не упал ли уровень тосола. Если уровень жидкости остался в пределах нормы, можете начинать движение.

Помните, что охлаждающая жидкость ядовита. Не допускайте ее попадание на кожные покровы, а также берегите глаза и язык. Ни в коем случае не сливайте ОЖ на землю. Используйте для слива отработанной жидкости специальную тару.

Видео: «Как определить уровень охлаждающей жидкости»

В перечень работ по техническому обслуживанию автомобиля входит проведение проверки уровня рабочих жидкостей силовой установки и других узлов автомобиля. У разных жидкостей проверка проводится через определенные промежутки времени или же по истечении определенного периода времени.

Для чего нужна проверка антифриза?

Уровень охлаждающей жидкости автомобиля рекомендуется проверять два раза в год – перед началом летнего и зимнего сезонов . Но эта рекомендация несколько неправильная, ведь система охлаждения выполняет очень важную функцию – поддержание оптимального температурного режима силовой установки. Если антифриза будет недостаточно – это чревато очень серьезными проблемами. Поэтому проводить проверку уровня охлаждающей жидкости лучше каждый раз, когда вы открываете капот автомобиля, благо операция эта – простая и занимает пару минут времени.

Проверка уровня каждый раз, когда владелец заглядывает в подкапотное пространство, практически полностью исключает упущение того момента, когда антифриза в системе станет не хватать. Поводом в проверке уровня жидкости в системе охлаждения может стать также повышенная температура двигателя во время движения.

Как правильно проверять?

Теперь о том, как проверить уровень антифриза. В разных авто системы охлаждения несколько отличаются, в одних имеется расширительный бачок, по которому контролируется уровень, в других его нет.

В автомобилях, в систему охлаждения которых входит этот бачок, проверить уровень очень просто. Изготавливается бачок обычно из светлого пластика, а антифриз имеет определенную окраску. Также на стенку бачка нанесены метки, указывающие минимальный и максимальный уровни. Поэтому, чтобы проверить уровень жидкости даже не нужно откручивать крышку, достаточно просто посмотреть уровень по стенке бачка и сравнить с метками.

В авто, система охлаждения которых не включает наличие бачка, доливка и контроль уровня производится через горловину, расположенную на радиаторе. То есть, окручиваем крышку радиатора и смотрим уровень.

Теперь некоторые особенности проверки. Выполняется она только на холодном и неработающем двигателе, по ряду причин. При нагреве антифриз расширяется, поэтому при контроле уровня в бачке, данные о количестве будут неправильными.

Что касается авто, в которых жидкость проверяется в радиаторе, то контроль при нагретом двигателе и вовсе чреват получением травм. Дело в том, что после нагрева в системе образуется давление, и если скинуть крышку радиатора – велика вероятность выплескивания горячего антифриза через горловину, поэтому получить ожог очень легко. Лучше всего проводить контроль уровня утром, перед поездкой. Двигатель за ночь полностью остынет, показания уровня будут самыми точными.

А сколько антифриза должно быть?

Если проверяется по бачку, то оптимальным будет уровень, находящийся между метками «Min» и «Мах». Если жидкость будет на уровне «Min» или ниже, силовой установке будет ее недостаточно даже после нагрева и расширения. В систему может произойти засасывание воздуха, который после нагрева только повысит давление в системе, из-за чего температура двигателя будет повышенной и возможно выдавливание жидкости из бачка или же срыва одного из патрубков системы. А вот если уровень будет на «Мах» или выше, то после нагрева излишки антифриза попросту вытекут из бачка.

В тех же авто, где антифриз заливается в радиатор, на горловине тоже имеется метка, но которая указывает только на нормальный уровень . Обычно она расположена внизу горловины. Вот по ней и нужно ориентироваться.

Малый уровень жидкости в системе охлаждения череват: повышенной температурой силовой установки и ее перегревом, увеличением давления в системе при нагреве, вероятностью выплескивания из-за попадания воздуха в систему.

Вероятные места утечки

Куда может деться антифриз? Он все-таки жидкость, поэтому при нагреве может испаряться. Для того, чтобы испарение проходило менее интенсивно, бачок или радиатор плотно закрыты крышкой. Но и полная закупорка тоже не допускается, поэтому в крышке имеются перепускные клапаны.

Они нужны для сброса давления в системе, если оно поднялось выше критической нормы. Вот через этот клапан и испаряется антифриз, особенно в летний сезон . Летом очень жарко, а если двигаться в пробке, то система охлаждения не будет успевать полноценно отводить тепло от двигателя, он будет работать при повышенной температуре . Антифриз при этом разогревается больше нормы, часть его переходит в газообразное состояние (пар), повышая давление в системе, и при повышении давления выше нормы, пар будет стравливаться через клапан.

Антифриз может уходить также из-за негерметичности системы или появления трещины в одном из резиновых патрубков. Из-за этого охлаждающая жидкость будет просто вытекать через неплотность или трещину. Обнаружить при этом утечку очень просто – по потекам на патрубках и следам жидкости на асфальте под авто во время стоянки.


Самая неприятная утечка – из-за пробоя прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). В результате пробоя канал системы охлаждения соединяется с цилиндром, или же трещина ведет наружу. Очень опасно, если пробой соединил канал с цилиндром. Мало того, что жидкость будет «вылетать в трубу» в прямом смысле, но и при несвоевременном ремонте возможно возникновение «гидроудара» из-за большого количества антифриза в цилиндре, а это уже чревато серьезными проблемами, поскольку в результате этого эффекта возможно разрушение поршня, изгиб шатуна.


Что и сколько доливать?

Напоследок о том, какой и как доливать антифриз. Производить доливку нужно только на остывшем двигателе, чтобы точно знать уровень, при нагретом из-за расширения точно узнать уровень не получится. Доливать необходимо до метки в радиаторе, а если такой нет, то почти до края горловины, излишки выдавит через крышку при нагреве. В бачок же доливается до уровня, находящегося между метками.


Заливать в систему следует только тот антифриз, который залит. Смешивание разных видов антифризов не допускается. Если под рукой нет жидкости для доливки, можно воспользоваться дистиллированной или простой чистой водой. Но важно учитывать, что доливка воды значительно снизит порог замерзания антифриза, поэтому ее доливать можно только летом, а перед зимним периодом полностью поменять жидкость в системе.

Мы рассмотрели, как проверять уровень охлаждающей жидкости, как доливать антифриз и к каким проблемам может привести его нехватка в системе. Если периодически контролировать уровень и при необходимости восполнять его, то система охлаждения не подведет в самый неподходящий момент и обеспечит оптимальную температуру силовой установки.

Уровень антифриза - объем охлаждающей жидкости, залитый в систему охлаждения машины.

Низкий уровень антифриза приведет к перегреву мотора, повышенной нагрузке, быстрому износу деталей двигателя. Высокий уровень антифриза не рекомендуется использовать - в системе охлаждения автомобиля будет присутствовать высокое давление.

Уход за состоянием двигателя автомобиля - сводится к проверке уровня антифриза!

Как проверить уровень антифриза? Расширительный бачок .

Уровень антифриза проверяют визуально по расширительному бачку.

Расширительный бак машины имеет две метки антифриза - минимум и максимум. Проверяя степень высоты, следите за тем, чтобы отметка антифриза была не ниже минимальной отметки на бачке. Идеальная точка высоты антифриза - середина между метками. Кроме того, температура двигателя влияет на показания отметки расширительного бака.

Проверять высоту антифриза следует на прогретом моторе с рабочей температурой (90 градусов).

Низкий уровень жидкости - почему?

Низкий уровень антифриза информирует о проблемах:

1. Происходит утечка антифриза из системы.

2. Двигатель автомобиля - холодный. На холодном моторе показатель антифриза ниже стандартного значения.

В первом случае следует незамедлительно обратиться в автосервис с указанием проблемы. Мастер произведет осмотр всех жидкостных патрубков, шлангов, термостата, радиатора, расширительного бачка, помпы автомобиля - для выявления причины утечки жидкости.

Отметка антифриза низкая при прогорании прокладки головки блока цилиндров (Г-Б-Ц). Прокладка прогорает при сильном перегреве двигателя, антифриз попадает в камеру сгорания, масло автомобиля.

Эксплуатация машины с низкой отметкой антифриза - строго запрещена!

Какая отметка должна быть в системе?

Идеальная отметка антифриза - середина по расширительному баку.

При необходимости - долейте антифриз в систему до середины отметки. Доливать следует только тот антифриз, который используется в автомобиле на данный момент.

Если в расширительном баке нет антифриза - эксплуатировать автомобиль запрещается!

Высота антифриза резко поднимается? 7 случаев и причин!

7 случаев резкого поднятия антифриза:

1. Двигатель заведен.

2. Мотор прогрет до рабочей температуры.

3. В системе присутствует воздушная пробка - воздух скапливается возле термостата, создавая повышенное давление.

4. Поломка термостата - антифриз циркулирует по малому кругу, создавая повышенное давление

5. Неисправность помпы антифриза.

6. Микро трещина в головке блока цилиндров.

7. Пробита прокладка блока. Осмотрите масляный щуп машины, капли антифриза должны отсутствовать.

  • Решением проблемы с резким поднятием высоты антифриза в 90% служит снятие головки блока цилиндров.

Лично я считаю, что жидкостное охлаждение двигателя намного лучше и прогрессивнее чем воздушное (об этом говорят факты, сейчас 99,5% автомобилей им оснащаются). Но антифриз или ТОСОЛ не вечны и через определенный интервал их банально нужно менять (обычно 3 – 4 года). И вот тогда у вас может возникнуть вопрос, а сколько литров этой жидкости в системе охлаждения? И знаете что (пока писал эту статью), возник еще один вопрос – а почему именно такой объем, как говорится не больше и не меньше? В общем, статья и как обычно видео в конце будут интересными, так что читаем – смотрим …


Знаю, сейчас опять многие начнут писать — про это я уже писал в своих предыдущих статьях, можете перейти и почитать. Если кратко, то некоторые варианты антифриза (G12 – G13), превосходят показатели ТОСОЛА, поэтому первый обладает улучшенными характеристиками. А вообще перейдите по ссылке там все разложено.

Зачем вообще менять антифриз?

Все дело в том, что антифриз или собственно ТОСОЛ (это Российское, а точнее еще Советское изобретение) со временем приходит в негодность, и если не хотите чтобы ваши радиаторы, патрубки или шланги разъело – менять обязательно!

Что и как разъедает? Буквально пару слов для понимания – смотрите охлаждающая жидкость состоит из трех основных компонентов:

  • (менее токсичный и используется в поколении G13). Это простые двухатомные спирты, очень активные и при длительном воздействии могут разрушать металлы, резину и т.д.
  • Дистиллированная вода
  • Присадки. Они нужны в основном только для того, чтобы нивелировать отрицательные действия от этиленгликоля и пропиленгликоля (если сказать простыми словами, они не дают им разъедать все и вся)
  • Ну и последнее это краситель

НУ и собственно, почему нужно менять? ДА просто через 3 – 5 лет присадки изнашиваются и перестают работать, то есть жидкость, что залита внутри, становится ОЧЕНЬ активной.

Сколько литров в системе?

НУ а теперь самое интересное, сколько же антифриза нужно. Разбивку предоставлю по нескольким популярным маркам и моделям:

ВАЗ. В старых версиях (2101 — 2107) было около – 8,6 литра . Свежие переднеприводные версии (ПРИОРА, КАЛИНА, ГРАНТА 2109 — 2115) – 7,8 литра

РЕНО. В частности ЛОГАН (САНДЕРО) – 5,5 – 6 л.

KIA ( Hyundai) . В частности поговорим о РИО (Солярис). Здесь все зависит от объема двигателя: 1.4 – 5,5л; 1.6 – 5.8л

ДЭУ . В частности НЕКСИЯ. Двигатель 1,5 (8 клапанов) – 6,2 литра, 1,5-1,6 (16 клапанов) – 6,7л.

Если взять среднее арифметическое, по различным брендам и маркам, двигатели объемом 1,4-1,6 то получается от 5,5 до 8 литров . В любом случае нужно покупать две канистры по 5л. Останется еще на доливку (да и систему немного промоете)

НО вот что мне стало интересно, я думаю и вам также будет. А почему именно столько антифриза или ТОСОЛА, то есть скажем 7л, а не 3 или 10л? Почему такой объем? И этому есть вполне разумное объяснение

Тонкости охлаждения

Чтобы понять инженеру сколько нужно антифриза в системе охлаждения, нужно рассчитать много различных параметров. Решается несколько задач:

  • Чтобы мотор не перегревался, охлаждающая жидкость не закипела во всем диапазоне нагрузок (и при холостом ходе и при максимальных оборотах). Эффективный отвод тепловой энергии от мотора (чтобы его не заклинило)
  • Нужно чтобы жидкость прогревалась относительно быстро, важно для зимы, чтобы вы в авто не замерзли. Также в авто подогреваются различные узлы, для более стабильной работы (например дроссель)

Поэтому антифриза в системе охлаждения должно быть не много и не мало, а достаточно.

А остальное уходит на механические и тепловые потери (именно они нам и интересны).

НА нагрев теряется примерно 30% энергии. Это очень много!

Будем их считать от мощности мотора. Обычно она указывается в пике (то есть при максимальных оборотах, скажем в 4000 – 6000, у различных производителей по-разному). Зачастую вы просто видите мощность в 100 – 120 – 150 – 200 и т.д. лошадиных сил

Для удобства возьмем мотор в 100 л.с. и переведем мощность в КИЛОВАТТЫ. Для этого 100/1,36= 73,55кВт (1кВт = 1,36л.с.). Еще раз нужно понимать, что эта мощность при максимальных оборотах

В итоге 73,55 Х 30% (именно столько расходуется на тепловые потери) = 22,065 кВт, округлим до 22,1

Вы просто вдумайтесь 22,1 кВт, тратится на нагрев, и его просто нужно куда-то девать. Кстати из этого показателя можно смело вычесть около 9кВт (40%) которые вылетают в трубу, с отработанными газами.

Рассчитываем дальше. Для примера возьмем, что наш мотор из алюминия, весит — 100 кг. Для того чтобы нагреть алюминий, нам нужно приложить 3,9 Х 10 5 = 390000Дж на килограмм. Если перевести все это в кВт, то получается 0,1 кВт на кг , умножаем на 100 = 10

Таким образом, чтобы нагреть мотор весом в 100 кг, нам нужно тепловой энергии в 10 кВт.

Стандартный радиатор автомобиля рассеивает около 2 кВт тепла в спокойном состоянии, и около 3-4 с обдувом. При крайне отрицательных температурах, рассеиванием увеличивается. Стоит отметить, что в автомобиле есть еще радиатор печки (патрубки и т.д.), в спокойном состоянии рассеивает около 0,5 кВт, при обдуве он может давать в салон от 1 до 2 кВт тепла.

Так что же в итоге. 22,1 кВт (максимальное тепло). Вычитаем 10кВт чтобы прогреть двигатель, 9кВт улетают в выхлопную трубу, около 2 кВт основной радиатор + 0,5 кВт радиатор печки. 10 + 9 + 2 + 0,5 = 21,5 кВт.

Нам нужно убрать еще около 0,6 кВт, также нужно задействовать радиатор, ведь без жидкости он работать не будет.

Удельная теплоемкость антифриза – 4 кДж/кг, будет учитывать, что он у нас прогревается почти до 100 градусов (высокотемпературные моторы). В итоге 4,0 Х 100 = 400 кДж (или 0,11 кВт/ч)

А нам нужно рассеять 0,6 кВт. 0,6/0,11 = 5,45 кг (в литрах это примерно столько же). Это номинал, но нам нужно добавить немного запаса в расширительный бачок, пусть около полу литра. В итоге получает около 6 литров антифриза или ТОСОЛА

Меньше нельзя – банально закипит при максимальных оборотах. Больше также нет смысла, греть мотор будут очень долго.

Также хочется сказать, что жидкостная рубашка блока цилиндров намного меньшего объема.

Конечно такие показатели только при максимальных оборотах, то есть когда двигатель работает с самыми максимальными оборотами, идет максимальный объем сгорания топлива в цилиндрах (иногда в 8 – 10 раз больший, чем при холостых оборотах).

Объем охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя зависит от объема самого двигателя, его мощности и подбирается для каждой марки автомобиля индивидуально. Стоит отметить, что антифриз – это неотъемлемое условие нормальной работы двигателя. Перед тем как заливать антифриз в систему необходимо его подобрать, о чём далее и поговорим.

Качественные характеристики антифриза

Прежде всего, необходимо выбирать охлаждающую жидкость на 10 – 15 градусов температуры замерзания того региона где эксплуатируется автомобиль. Также должна обладать антикоррозийными свойствами , чтобы все элементы системы двигателя автомобиля были в хорошем эксплуатационном состоянии.

В состав антифриза должны входить этиленгликоль и вода, что обеспечит максимальную эффективность охлаждения при рабочем двигателе. Если вы выбираете 50% – чистый антифриз, а 50% – вода, то тогда такая жидкость может использоваться в условиях при температуре -37 0 С. Также обращайте внимание на добавки, если они есть в составе жидкости.

Расчёт объема антифриза

Замена антифриза производиться путем расчета необходимого количества охлаждающей жидкости на объем двигателя. Чтобы рассчитать и купить нужный объем жидкости необходимо уточнить два важных момента:

  • марка автомобиля и объем его двигателя;
  • марку и качественные характеристики охлаждаемой жидкости.

Если брать в среднем, то объем ОЖ варьируется от 3 до 7 литров. Заметим, чем больше объем и мощнее двигатель тем больше нужно охлаждаемой жидкости, что процесс охлаждения проходил эффективно.

Если вы решили произвести замену, то обязательно покупайте ОЖ той же марки.

Если же быть конкретнее, и чтобы точно знать, какой объем антифриза залить в систему нужно учитывать рекомендации производителя тосола и примерно отсчитать необходимый объем для вашего авто. Заливать антифриз нужно по уровню, обеспечив при этом отсутствие воздуха в системе и залить по метке «минимум» в расширительном бачке.

От качества самого состава это не зависит, но этот показатель влияет на длительность эксплуатации самого автомобиля и на его исправность. Если вы только купили автомобиль, и не знаете какую ОЖ залить и сколько, то можете зайти к нам на сайт где есть расчеты и рекомендации.

От чего зависит система охлаждения

Объем системы охлаждения зависит в целом от очень важных нюансов:

  • от объема рубашки двигателя;
  • от объема рубашки охлаждения двигателя;
  • от объема радиатора;
  • от объема радиатора печки в салоне автомобиля.

Необходимо учесть обьем патрубков соединительных (гибких резиновых рукавов) подключения двигателя и радиатора.

Можно ли тосол разбавлять водой?

Многие автовладельцы утверждают, что для увеличения объема антифриза и экономии можно тосол разбавлять водой. Здесь есть важный момент, который многие могут не знать. Суть в том, что тосол разбавлять водой можно, но при этом уменьшается его температура замерзания , а вот антифриз категорически запрещается разводить, ведь он уже готовый концентрат для заливания в систему охлаждения. Если вы антифриз разведете водой, то он полностью потеряет свойства охлаждения двигателя.

Как залить новый антифриз?

Перед тем как вы будете заливать новый антифриз, необходимо тосол, который есть в системе охлаждения сливать в ненужную емкость. После чего всю систему промыть дистиллированной водой при работе самого двигателя. Но при этом антифриз следует вливать в охлажденный двигатель. При покупке нового антифриза следует брать объем с небольшим запасом, учитывая возможности протечки в системе или испарения. Многие рекомендуют брать известные проверенные марки охлаждаемой жидкости.

Важное

При заправке системы охлаждения двигателя нужно учитывать дополнительный объем охлаждаемой жидкости для печки салона внутри автомобиля, который зависит от конструкции и марки машины (не касается авто оборудованных системой кондиционирования салона воздуха). Объем охлаждающей жидкости нужно постоянно контролировать для обеспечения длительного срока службы двигателя и предотвращения его преждевременного ремонта в результате частых перегревов. Дозаправку до необходимого уровня нужно осуществлять через горловину расширительного бачка.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!