Обоснование инвестиций и бизнес-план инвестиционно-строительных объектов. Законопроекты о введении механизма обоснования инвестиций в строительной отрасли Обоснование инвестиций в строительство завода овос

Обоснование инвестиций – это процесс, направленный на разработку доказательств целесообразности осуществления капиталовложений. Традиционно он имеет экономические, финансовые и социальные аспекты.

Прежде чем сделать итоговый вывод о том, что рассматриваемые вложения необходимы, инвестор проводит анализ текущей ситуации в экономике, рассматривает основные макроэкономические показатели, разбирает технические сложности, оценивает уровень потенциальных рисков.

Прежде всего необходимо понимать, что экономическое обоснование инвестиций для частного инвестора и компании всегда будет разниться. В последнем случае количество аспектов, которые следует проанализировать гораздо больше.

Факторы, подлежащие обязательному рассмотрению для частного инвестора:

  • цели инвестирования;
  • фактические условия вложений.

Помимо перечисленных аспектов, руководство предприятия или компании также рассматривает:

  • инвестиционную политику и стратегию развития;
  • достаточность производственных ресурсов и мощностей предприятия для реализации конкретного проекта;
  • изучение рынка на предмет того насколько будет востребованы запланированные к выпуску товары;
  • достаточность квалификации сотрудников компании.

Экономическое обоснование

Подобная аналитическая работа имеет своей задачей оценить существующее финансовое состояние предприятия. В ходе таких мероприятий формируется бюджет инвестиционного проекта. Также немаловажную роль играет определение источников финансирования будущих вложений. Результатом всех этих изысканий становится принятие окончательного решения по инвестициям.

В основе экономического обоснования вложений всегда лежат инвестиционная политика и стратегия развития компании. Обязательным является создание расчета по ее финансовой устойчивости. Дополнительно оцениваются инвестиционные риски и окупаемость вложений.

Технико-экономическое обоснование

Современный уровень развития науки и техники подразумевает создание технико-экономического обоснования крупных капиталовложений.

До принятия окончательного решения нужно провести оценку всех производственных факторов на предприятии. Ревизии подлежат материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Особенность подобного анализа является среднесрочный и долгосрочный горизонт планирования.

Такое обоснование призвано выявить возможность успешной реализации инвестиционного проекта на предприятии при условии минимизации производственных и маркетинговых издержек.

Разработка инвестиционного обоснования

Зачастую разработка обоснования инвестиций может составлять от 5 до 10% от совокупных затрат инвестора. Такие существенные расходы связаны с тем, что обоснование инвестиций представляет собой объемный документ, к формированию которого зачастую могут привлекаться сторонние высококвалифицированные кадры.

Ниже будет приведена примерная структура подобного документа. Естественно, необходимо понимать, что в каждом конкретном случае состав данного документа может достаточно существенно видоизменяться.
Обоснование инвестиций.

  1. Оглавление.
  2. Резюмирующая часть инвестиционного проекта.
  3. Отраслевая специфика и состояние рынка.
  4. Основная цель инвестиционного проекта.
  5. Анализ финансового, производственного и кадрового потенциала предприятия.
  6. Прогноз и динамика развития рынка.
  7. Управление и команда проекта.
  8. Оценка потенциальной прибыльности и окупаемости проекта.
  9. Анализ потенциальных рисков.

Только после проведения всех описанных выше исследований инвестор может приступать к реализации запланированных инвестиций.

ЛЕКЦИЯ №4

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. Обоснование инвестиций в строительство

2. Экономические и инженерно-строительные изыскания

3. Подготовка к строительству объекта

4. Подготовка к производству строительно-монтажных работ

Обоснование инвестиций в строительство

Организацию строительного производства можно разбить на два основных периода : период подготовки к строительству и период основных работ.

Создание объекта строительства осуществляется в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения идеи (замысла) до сдачи объекта в эксплуатацию.

В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства, как правило, состоит из трех основных этапов.

I этап - определение цели инвестирования, назначения и мощности объекта строительства, номенклатуры продукции, места (района) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора). На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчиком (инвестором) проводится оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических показателей.

С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет, в установленном порядке, Ходатайство (Декларацию) о намерениях.

После получения положительного решения местного органа исполнительной власти заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство.

II этап - разработка обоснований инвестиций в строительство на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка) и о разработке проектной документации.



III этап - разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации, получение на ее основе решения об изъятии земельного участка под строительство.

Материалы Обоснований инвестиций должны содержать:

1. анализ конъюнктуры в отрасли, куда предполагается направить инвестиции, оценку социально-экономической ситуации в районе предполагаемого строительства;

2. оценку емкости рынка (внутреннего и внешнего) сбыта намечаемой к выпуску продукции; требования к качеству продукции и тенденции изменения ее конкурентоспособности; предложения по стратегии маркетинга;

3. обоснование оптимальной мощности предприятий и программы выпуска продукции; объемы необходимых ресурсов, источники их получения;

4. обоснование выбранных технологии и оборудования, строительных и инженерных решений; структура управления предприятием; предложения по кадровому составу;

5. обоснование выбранной площадки строительства;

6. оценку воздействия на окружающую природную среду и комплекс мероприятий по обеспечению выполнения экологических ограничений; прогноз экологических, санитарно-эпидемиологических, социальных и других последствий реализации инвестиционного строительного проекта;

7. оценку степени риска инвестиций и мероприятий по минимизации возможных потерь;

8. оценку коммерческой, бюджетной (при необходимости) и экономической эффективности инвестиционного проекта; финансовый план; источники и стратегию финансирования.

В инвестиционном процессе предпроектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит двух основных этапов:

1-ый этап - определение Цели инвестирования (Инвестиционного замысла), назначения и мощности объекта строительства, номенклатуры продукции, места (района) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора).

2-ой этап - разработка Обоснований инвестиций на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций.

Выполнению Обоснований инвестиций предшествует формирование заданий на выполнение инженерных изысканий для разработки Обоснований инвестиций и задания на разработку собственно Обоснований инвестиций.

Проведение инженерных изысканий для разработки Обоснований инвестиций должно обеспечивать получение необходимых и достаточных материалов (данных) о природных и техногенных условиях намечаемых вариантов мест размещения объекта строительства, определение базовой стоимости строительства, принятие принципиальных объемно-планировочных и конструктивных решений, составление схем размещения строительства, оценки воздействия объектов строительства на окружающую среду.

В процессе разработки Обоснований инвестиций проводится технико-экономическое обоснование создаваемого проекта строительства с необходимыми расчетами.

Обоснования инвестиций выполняются в объеме, достаточном для проведения экспертизы предпроектной документации, принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной государственной власти предварительного согласования места размещения объекта (Акта выбора участка), а также при предоставлении необходимой документации для приобретения определенного земельного участка, пользования им или для приобретения права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) на период строительства.

2. Экономические и инженерно-строительные изыскания

Планово-экономические мероприятия, выполняемые при подготовке строительного производства, включают:

1. Подготовку перспективного и текущего планов подрядных работ строительно-монтажной организацией с анализом намечаемых заказчиком объемов и структуры работ с точки зрения их соответствия производственной мощности строительных подразделений с учетом возможностей ввода объектов в действие в установленные сроки;

2. Решение вопросов о необходимости создания, передислокации или наращивания производственных мощностей строительно-монтажной организации;

3. Изучение наличия предприятий строительной индустрии.

4. Обоснование транспортных схем поставки строительных материалов и конструкций.

5. Заключение с заказчиками генеральных подрядных и субподрядных договоров на строительство;

6. Согласование с государственным заказчиком и утверждение внутрипостроечных титульных списков.

Программное обеспечение подготовки строительного производства. Имеющиеся программные пакеты позволяют полностью компьютеризировать решение основных задач подготовки производства:

1. Подготовка и обработка ПСД;

2. Формирование и расчет финансовой программы;

3. Разработка календарных планов или сетевых графиков производства СМР;

4. Разработка оперативных недельно-суточных (декадных) графиков СМР;

5. Расчет потребности и разработка графиков поставки материалов, деталей, конструкций и оборудования;

6. Разработка графиков движения рабочей силы по строительству в целом и отдельным подрядчикам.

До начала проектирования выполняются инженерно-строительные изыскания, включающие в себя инженерно-геодезические, инженерно-геологические и гидрологические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические.

Инженерно-геодезические изыскания уточняют характер и рельеф местности с указанием планово-высотных отметок, с нанесением на топоплан всех действующих инженерных сетей, зеленых насаждений, дорожных и других сооружений (геоподоснова участка).

Инженерно-геологические и гидрологические изыскания выявляют структуру, состав, свойства и состояние грунтов, наличие и уровень грунтовых вод и их агрессивность, определяют несущую способность грунтов.

Инженерно-гидрометеорологическиеизыскания уточняют бассейны рек, озер, водохранилищ, их сезонные характеристики в т.ч. в период разлива, температуру и влажность воздуха в заданный период, величину атмосферных осадков, снегового покрова, паводковых вод, розу ветров и т.д.

Инженерно-экологические изыскания уточняют состояние окружающей среды и влияние на нее будущих производственных или жилищно-гражданских зданий и сооружений в периоды строительства и их эксплуатации. В составе этих изысканий выполняется проект рекультивации нарушенных земель.

Состав и объемы изысканий регламентируются нормативно-технической документацией и заданием на изыскательские работы.

3. Подготовка к строительству объекта

Подготовительный период включает работы, которые необходимо выполнить, чтобы подготовить площадку к строительству. Состав и порядок выполнения работ подготовительного периода различны в зависимости от отрасли строительства, принятой технологии и местных условий.

Подготовка к строительству каждого объекта должна начинаться с изучения инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации (включая документацию по результатам, технического обследования конструкции при реконструкции действующего предприятия). Обязательно детальное ознакомление с условиями строительства, после чего выполняются работы подготовительного периода на отведенном земельном участке с учетом природоохранных требований и безопасности труда.

В состав работ по инженерной подготовке строительства входят:

1. предварительная планировка территории строительства;

2. прокладка наружных канализационных, водопроводных, газопроводных и теплофикационных линий;

3. прокладка электроосветительного, силового и слаботочного кабелей;

4. устройство водостоков и прокладка дорог.

В состав общеплощадочных работ входят:

1. очистка территории строительства, снос строений, мешающих застройке и не используемых в период строительства;

2. устройство постоянных ограждений или установка инвентарных переносных заборов для временного ограждения строительной площадки;

3. строительство объектов материально-технической базы;

4. монтаж временных инвентарных, сборно-разборных сооружений, а также кранов и других строительных машин, согласно строительному генеральному плану.

В подготовительном периоде возможно строительство некоторых основных объектов как, например, трансформаторных подстанций, теплоэлектроцентрали котельных с целью их эксплуатации в период строительства.

К работам подготовительного периода разрешается приступать только при наличии:

1. акта отвода земельного участка на период строитедьства;

2. акта приемки о создании опорной геодезической сети (отбивки в натуре красных линий с привязкой к ним отведенного участка и строящихся зданий);

3. утвержденных проектной и сметной документации на работы подготовительного периода;

4. данных по существующим подземным коммуникациям, характеристике грунтов и пр.;

5. данных по сносу строений, мешающих стройке;

6. разрешения на разрытие траншей и котлованов;

7. разрешения контролирующей строительство организации на производство подготовительных работ.

Для производства работ подготовительного периода привлекаются, как правило, специализированные организации.

Вышеназванные работы делятся на внеплощадочные и внутри площадочные работы.

Внеплощадочные подготовительные работы включают строительство подъездных путей, линий электропередач с трансформаторными подстанциями, сетей водоснабжения с водозаборными сооружениями, жилых поселков для строителей, необходимых сооружений по развитию производственной базы строительной организации, а также сооружений и устройств для управления строительством.

Внутриплощадочные подготовительные работы предусматривают:

1. создание заказчиком опорной геодезической сети;

2. сдачу-приемку геодезической разбивочной основы для строительства и геодезические разбивочные работы для прокладки инженерных сетей, дорог и возведения зданий и сооружений;

3. освобождение строительной площадки для производства СМР (расчистка территорий, снос строений и т.д.);

4. планировку территории, искусственное понижение уровня грунтовых вод (в случаях необходимости), перекладку существующих и прокладку новых инженерных сетей;

5. устройство постоянных и временных дорог на территории строительства, инвентарных временных ограждений строительной площадки с организацией контрольно-пропускного режима;

6. размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений производственного, складского, вспомогательного, бытового и общественного назначения;

7. устройство складских площадок и помещений для материалов, конструкций и оборудования;

8. организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

9. обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации.

В подготовительный период должны быть также возведены постоянные здания и сооружения, используемые при производстве строительных работ.

4. Подготовка к производству строительно-монтажных работ

При подготовке к производству СМР должно быть выполнено следующее:

1. разработаны Проекты производства работ на отдельные виды работ;

2. переданы и приняты закрепленные на местности знаки геодезической разбивки по частям зданий и сооружений;

3. разработаны и осуществлены мероприятия по организации труда и обеспечению строительных бригад картами трудовых процессов;

4. организовано инструментальное хозяйство для обеспечения бригад необходимыми средствами малой механизации, инструментом, средствами измерений и контроля, средствами подмащивания, ограждениями и монтажной оснасткой в составе и количестве, предусмотренными нормокомплектами;

5. оборудованы площадки и стенды укрупнительной и конвейерной сборки конструкций;

6. создан необходимый запас строительных конструкций, материалов и изделий;

7. поставлены или перебазированы на рабочее место строительные машины и передвижные (мобильные) механизированные установки.

Традиционно в рубрике «Закон» журнал «Всё о новостройках» знакомит читателей с уже принятыми законами и другими нормативными актами. Однако на этот раз расскажем о нескольких законопроектах, внесенных в Государственную Думу. Проекты касаются введения механизма обоснования инвестиций в строительной отрасли.

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”» и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в связи с введением механизма обоснования инвестиций)» внесены Минстроем и Минфином России соответственно.

Заявленная цель законопроектов – с помощью введения механизма обоснования инвестиций повышать точность определения предполагаемой (предельной) стоимости объектов капитального строительства и, соответственно, снижать риски увеличения сметной стоимости, сокращать сроки строительства, повышать конкурентоспособность производства и эффективность использования капитальных вложений.

По словам главы российского Правительства Дмитрия Медведева, необходим ряд изменений в законодательство, которые должны сделать механизм государственных инвестиций более прозрачным.

«Во-первых, инвестиции в объекты с предполагаемой стоимостью строительства или реконструкции от 1,5 млрд руб. теперь потребуют обязательного обоснования. Речь идет об объектах, которые финансируются за счет бюджета всех уровней, госкомпаний, компаний с долей государства более 50 %. Во-вторых, техническая документация будет обязательно учитываться в процессе принятия решения о капитальных вложениях. В рамках аудита, в частности, будет оцениваться стоимость строительства. В-третьих, форму и содержание таких документов и процедур будет определять непосредственно Правительство. Мы рассчитываем, что это позволит избежать завышения смет в ходе проектирования и проведения самих строительных работ или, во всяком случае, повлиять на этот процесс », – отметил премьер-министр на заседании Правительства 5 апреля 2018 года.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что применение этого закона потребует поправок в Бюджетный кодекс, а механизм капитальных вложений за счет средств федерального бюджета будет двухэтапным. Подготовка обоснований государственных инвестиций и аудит будут проводиться до принятия решения о выделении бюджетных денег на строительство.

Законопроект 1

Проектом, автором которого является Минстрой России, предлагается в Градостроительном кодексе и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» ввести понятия «задание на проектирование объекта капитального строительства», «обоснование инвестиций» и «технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций», а также установить объект и предмет такого аудита.

Предусматривается также обязательность подготовки обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, реконструкции, реставрации или технического перевооружения от 1,5 млрд руб., если эти инвестиции производятся за счет средств бюджетов всех уровней, юридических лиц, созданных государством, или доля государства в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 %.

Кроме того, предлагается ввести требование об обязательном наличии обоснования инвестиций, задания на проектирование, результатов аудита обоснования инвестиций при принятии решений о капитальных вложениях на ранних стадиях.

Законопроект 2

В законопроекте, разработанном Минфином России, предусматривается обособление в Бюджетном кодексе расходов бюджетов всех уровней в целях подготовки обоснования инвестиций и на проведение технологического и ценового аудита такого обоснования от бюджетных расходов, которые осуществляются после принятия решений о капитальных вложениях.

Требование о принятии решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций предлагается установить в отношении: субсидий на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности; бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на капитальные вложения; субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, 100 % акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации; на капитальные вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц; субсидий из федерального бюджета государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на капитальные вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, либо в целях предоставления взноса в уставные капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат таким государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям.

Как пояснил глава Минстроя России Михаил Мень, законопроектом вводится механизм обоснования инвестиций, который предусматривает оценку экономической эффективности предусматриваемых в проектной документации технических и технологических решений.

«Предлагаемые законопроектом изменения позволят оптимизировать затраты на реализацию крупных инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется с привлечением бюджетных средств», – подчеркнул глава ведомства Михаил Мень.

Министр также добавил, что требования к составу и содержанию обоснования инвестиций устанавливаются Правительством РФ. В состав включаются сведения об основных архитектурных, технологических, конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решениях, а также обоснование предполагаемой предельной стоимости строительства или реконструкции объекта. Также законопроектом уточняются требования к заданию на архитектурно-строительное проектирование.

Все отраженные в обосновании инвестиций решения будут оцениваться на предмет их экономической эффективности и соответствия современному уровню развития техники и технологий. В заключении аудита должны содержаться экспертная оценка и выводы о возможности оптимизации выбранных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных материалов, сокращения сроков и стоимости строительства в целом и отдельных его этапов. По результатам будет приниматься решение о целесообразности строительства объекта.

Материалы обоснования инвестиций и результаты его аудита будут размещены в единой базе, на основе которой создается электронный портал для общественного обсуждения указанных материалов. Обоснование инвестиций, задание на проектирование, результаты технологического и ценового аудита обоснования инвестиций объектов капстроительства являются обязательными документами при принятии решений о строительстве объекта.

«Введение механизма обоснования инвестиций позволит повысить точность определения предполагаемой (предельной) стоимости объектов капитального строительства, а также повысить эффективность использования бюджетных средств при строительстве объектов », – подчеркнул Михаил Мень.

Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 5 апреля 2018 года, а 11 апреля оба законопроекта были внесены в Госдуму.

Обоснование госинвестиций на объекты с предполагаемой стоимостью строительства от 1,5 млрд рублей с 2019 года будет обязательным. Соответствующий законопроект Минстроя России подготовлен для рассмотрения Государственной Думой. Об этом 6 июня сообщил замглавы ведомства Хамит Мавлияров на Комитете Госдумы по энергетике.

Как пояснил замминистра, законопроектом вводится механизм обоснования инвестиций, который предусматривает оценку экономической эффективности принятых технических и технологических решений на более ранней стадии - до принятия решения о выделении бюджетных денег на строительство.

Обоснование инвестиций также включает в себя проект задания на архитектурно-строительное проектирование объекта и содержать краткое описание инвестпроекта. В задание должны быть включены сведения об основных архитектурных, технологических, конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решениях, а также обоснование предполагаемой предельной стоимости строительства или реконструкции объекта. Кроме того, в документе должна содержаться информация о технологическом и инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства, задание на проектирование и перечень мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению пожарной безопасности, соблюдения требований энергетической эффективности зданий.

Все отраженные в обосновании инвестиций решения будет проходить обязательный технологический и ценовой аудит (ТЦА). В заключении аудита должны содержаться экспертная оценка и выводы о возможности оптимизации выбранных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных материалов, сокращения сроков и стоимости строительства в целом и отдельных его этапов. По результатам будет приниматься решение о целесообразности строительства объекта.

«Обоснование инвестиций, задание на проектирование, результаты технологического и ценового аудита обоснования инвестиций будут обязательными документами при принятии решений о выделении бюджетных средств на строительство объектов», - отметил замминистра Хамит Мавлияров.

По его словам, эта мера позволит повысить достоверность определения предельной стоимости объектов капитального строительства и снизить риск увеличения сметной стоимости при проектировании и строительстве.

Справочно:

Изменения вносятся в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!