Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога. Педсовет «Профессиональное мастерство педагога ДОУ» (деловая игра) Психологические черты личности, индивидуальности

Конспект «Педагогическое мастерство»

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.
В ДОУ проводятся разные виды педсоветов: инструктивные, проблемные, оперативные, тематические, итоговые.
Опыт показывает целесообразность традиционных педсоветов, на которых обычно решаются текущие вопросы, подводятся итоги, обсуждается состояние работы с детьми и т.д. Но в то же время интересны и новые формы проведения педагогических советов.
Удачно, с нашей точки зрения, проходят педсоветы в формах:
Деловой игры
Аукционов
Обмена мнениями
Экскурсий, путешествий
Мозговой атаки
Семинара - практикума
Совет педагогов - семинар-практикум
(сценарий)

Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Длительность проведения данного Совета педагогов от 2 часов до 2 часов 20 минут. В случае необходимости отдельные задания могут быть заменены на дополнительные. Все зависит от предварительной подготовки ведущего и членов жюри (карточки с заданиями разложить последовательно, задания должны быть четкими, сетки кроссворда рисуются заранее и т.п.).
Предварительная работа :
- знакомство с литературой по теме Совета педагогов.
Методические рекомендации: Совет педагогов такой формы целесообразно проводить в начале учебного года c целью корректировки работы дошкольного учреждения. Помимо этого методическая и психологическая служба увидят проблемы отдельных педагогов, над которыми необходимо работать индивидуально. В некоторых случаях может быть выявлена тема обобщения передового педагогического опыта или необходимость работы над интегрированной программой.
Необходимо обратить внимание на то, что члены команды совместно должны выбирать педагога для выполнения заданий. Это важно еще и потому, что в данном случае коллеги ближе узнают не только внутренний потенциал, но и духовные качества друг друга.
По данной теме могут быть проведены два совета педагогов - основной и внеочередной. В этом случае на очередном Совете проходит теоретические знакомство с проблемами педагогического мастерства, а на внеочередном - практические выполнение заданий.
ЛИТЕРАТУРА:
Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство".С.Птб.Акцидент. 1997
Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск.1990.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia .1996.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах.М.Сфера.2001
Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.//Дошкольное воспитание.2003.N11.С.66-68
Ход проведения «Совета педагогов».

Игра "Аббревиатуры" (5-6 минут).
Ведущий (это может быть председатель Совета) предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ: После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участниками, предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.
Данная игра помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.
1 задание (6-7 минут).
Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).
Вопросы следующего содержания:
Напишите имена и отчества родителей детей, посещающих Вашу группу (сколько помните).
Напишите структуру занятия по математике в подготовительной группе детского сада.
Напишите имена и отчества всех педагогов, работающих в нашем детском саду.
Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.

Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.
Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.
Перечислите художественные произведения и стихотворения об осени, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.
Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада.
Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
Напишите все учреждения науки и образования (не только Магадана), с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.
Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ и его основные цели и задачи. и т.п.
После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной картинки. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.
2 задание. Психологический ринг.(7-8 минут).
Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.
устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения - ЛИЧНОСТЬ.
систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов - НАБЛЮДЕНИЕ.
психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта - ПАМЯТЬ.
у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.
у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.
дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.
3 задание. (5-6 минут).
От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:
- закончите стихотворение, которое написано в карточке (предлагаются отрывки из стихотворений, изучаемых в детском саду, например, С.Есенин "Береза" и т.п.).
За правильный ответ - фишка.
4 задание . "Проверь себя" (4-5 минут).
От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для каждого написано по одному математическому примеру.
Педагоги должны самостоятельно решить пример, в то время как ведущий читает какое-либо произведение или звучит детская песня (магнитофон) - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым.

Игра-упражнение "Одновременность" (5 минут).
Всем участникам Совета педагогов дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды - это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).
В дальнейшем эту игру педагоги могут использовать в работе с детьми 4-7 лет. Одновременность - высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражнение "Одновременность" тренирует подчинение общему ритму, т.к. научиться действовать одновременно с другими - важный навык для ребенка пред школьного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет любое учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).
5 задание . Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения (7 минут).
Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.
6 задание. Дружеский шарж (9-10 минут).
Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае, если педагоги узнали коллегу (на обсуждение дается не более 2 минут) - они получают фишку.
7 задание . Решение кроссворда по изобразительному искусству (8-9 минут).
Схема кроссворда заранее нарисована на доске. Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить и сам вписывает их в клетки кроссворда.
Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий - ОРНАМЕНТ.
Произведения искусства, выполненные любыми красками - ЖИВОПИСЬ.
Рисунки, иллюстрировавшие страницы старинных рукописных книг - МИНИАТЮРА.
Белорусский художник, иллюстратор детских книг САВИЧ.
Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, бумаги, сукна - АППЛИКАЦИЯ.
Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета - КОНТУР.
Изображение людей по грудь в мраморе, бронзе, дереве - БЮСТ.
Произведение монументальной живописи, украшающее внутренние и внешние стены здания - ПАННО.
Вид краски для рисования - ГУАШЬ.
За правильные ответы команда получает фишки.
8 задание. Деловая игра (8-10 минут) .
Назвать как можно больше параметров содержания педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в разделе "Приобщение к труду" программы "Детство". Команды поочередно называют по одному пункту.
Каждый правильный ответ поощряется фишкой.
9 задание. Развитие выразительной речи воспитателя (4-5 минут).
Командам дается задание:
произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" :
тихо
1 команда
громко нежно-удивленно
2 команда иронично восторженно ласково
3 команда требовательно таинственно
10 задание. В начале Совета педагогов каждой команде дается задание, результаты которого подводятся жюри в конце заседания:
письменно составить краткий перспективный план раздела "Развитие речи детей" (подготовительная группа) программы "Детство";
письменно составить краткий перспективный план раздела "Первые шаги в математику" (старшая группа) программы "Детство";
письменно составить краткий перспективный план раздела "Первые шаги в математику" (средняя группа) программы "Детство".
Члены команды выбирают педагога, который сможет справиться с данным заданием. В случае необходимости он может обратиться за советом к коллегам. Команда, наиболее правильно выполнившая задание, поощряется фишкой.
Дополнительные задания:
Педагог-художник (4 - 5 минут).
Ведущий показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Художественное чтение (12-14 минут).
От каждой команды приглашается по одному участнику, которым предлагается следующее задание:
- используя выразительные средства речи, прочитать предложенный отрывок (например: Н.Носов. "Живая шляпа").
Желательно, чтобы в данном конкурсе принимали участие те педагоги, которые не слишком эмоциональны или говорят очень тихо.
В завершении Совета педагогов жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают какие-либо сувениры: ручки, тетради и т.д. Помимо этого совместно определяются педагоги, принимавшие наиболее активное участие в проведении Совета, для того, чтобы отразить это в экране творческой активности (находится в методическом кабинете) и на основе данных которого в конце учебного года проводится поощрение сотрудников.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
Разработать карты-диагностики для взаимодействия с педагогами, испытывающими трудности в работе по программе "Детство".
Создать временные творческие коллективы для корректировки перспективных планов по всем разделам программы "Детство".
Оборудовать во всех возрастных группах стенды "Давайте познакомимся!" (на стенде помещаются имена и отчества родителей детей, посещающих группу, воспитателей группы и всех специалистов, работающих с детьми данной группы).
10 заповедей
Заповедь 1. Прежде чем приступить к работе с детьми, оставьте все свои проблемы, обиды, ссоры, освободите от себя все свои плохие, негативные чувства.
Заповедь 2. Дайте ребенку немного расслабиться (можно немного с ним поговорить, посмеяться на какую-нибудь общую тему доступную для ребенка и его возраста).
Заповедь 3. Нельзя говорить с ребенком без улыбки.
Заповедь 4. Ребенка нужно спрашивать, что он понял, из пройденного материала.
Заповедь 5. Воспитывать ребенка нужно в справедливости, и быть строгим в меру.
Заповедь 6. Вести с ребенком демократический стиль общения.
Заповедь 7. Оценивать в ребенке качество трудолюбия, поступки, взаимодействия со сверстниками и воспитателями.
Заповедь 8. Никогда нельзя смеяться над ребенком, и нельзя допускать, чтобы сверстники смеялись над кем-нибудь.
Заповедь 9. Любое начатое дело, доводить до конца.
Заповедь 10. Относитесь к ребенку уважительно.

Программа семинара.

1 тур. Игра “Вопрос-ответ”.

2 тур. “Создай свой имидж”.

Доклад “Имидж педагога”.

3 тур. Игра “Пятью пять”.

4 тур. Решение педагогических ситуаций. Воспитательские позиции.

Цель урока: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.
  2. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.
  3. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.
  4. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
  5. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
  6. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
  7. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Средства: практические упражнения, игровые ситуации, беседа.

Форма работы: подгрупповая.

Длительность мероприятия: до 2-2, 5 часов.

Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы (на каждом флажок жёлтого, синего, красного цветов), магнитофон, диски с музыкальным сопровождением.

Демонстрационный.

Стенд 1 – “Пятью пять”.

Стенд 2 – “Позиции воспитателя”.

Стенд 3 –“Кроссворд”.

Раздаточный материал: карточки с заданиями,ручки, магнитная доска с цветными магнитами, бумага.

Подготовка к мероприятию.

Мною был разработан сценарий семинара-практикума, продуманы вопросы, педагогические ситуации, виды поощрения, условия проведения, расстановка мебели (3 стола, на которых стоят флажки разного цвета), приготовлены карточки для каждой команды.

Предварительная работа: знакомство с литературой по теме семинара-практикума.

Жюри выбирается из администрации ДОУ.

1 тур оценивается:

5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос;

3 балла - ответ частично правильный, но неполный;

2 тур оценивается:

5 баллов - за каждого человека от группы.

3 тур оценивается:

5 баллов - за правильный ответ;

3 балла - за ответ данный после подсказки;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

4 тур оценивается:

5 баллов - правильное решение педагогической ситуации;

3 балла - решение педагогической ситуации другой группы;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

Ход мероприятия

(Звучит музыка)

Мы приветствуем сегодня
Умных, ласковых своих друзей.
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей.
Все вы лучшую избрали
Среди множества дорог,
Вас когда-то на дошкольный
Привела она порог.

Свои первые занятия
Вы успешно провели
И чему-то научили,
И увлечь детей смогли.
Вы теперь достойны чести
Называться “Педагог”.
И сегодня проведём мы
Всех стараний наш итог.

Каждый педагог выбирает карточку любого цвета и занимает место в группе с флажком соответствующего цвета. На карточках с обратной стороны записаны слова аббревиатуры, воспитатели должны расшифровать их. Разделившись на команды, участники составляют своё слово аббревиатуру, связанное с образование. На задание отводится 5-6 минут.

Данное задание помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.

1 тур. Игра “Вопрос-ответ”

Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).

Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание содержания работы ДОУ в течение года.

1 карточка

  • Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
  • Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (Не менее 4-4,5 ч)
  • Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не более 20 мин.)
  • 2 карточка

  • Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организаций учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление образованием, администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)
  • Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)
  • Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.
  • 3 карточка

  • Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не более 15 минут)
  • Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)? (Не менее 3-4 часа)
  • Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада?
  • 2 тур. “Создай свой имидж”

    Цель: умение правильно повести себя в форс мажорных обстоятельствах, дать полную оценку своего выбора.

    Педагогам зачитывается телефонограмма: “Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 3 человек”. Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой микрогруппы необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.

    Доклад “Имидж педагога”. (Приложение 1)

    3 тур. “Пятью пять”

    Цель: проверить эрудицию коллектива.

    На магнитной доске расположена таблица с пятью темами для обсуждения. Каждый тема состоит 5 вопросов.

    Участники из команд по очереди выбирает тему. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 1 раза.

    Литература

    1. Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)
    2. Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? (“Мойдодыр”)
    3. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы? (Баба-Яга)
    4. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
    5. Как звали сказочного кота-гипнотизёра? (Баюн)
    6. В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив? (Теремок)

    Искусство

    1. Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства. (Талант)
    2. Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте. (Грунт)
    3. Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон)
    4. Не только часть акта в драме, но и произведение живописи. (Картина)
    5. Не только чудаковатый человек, но и подлинник художественного произведения. (Оригинал)
    1. Бег на длинные расстояния? (Кросс)
    2. Исходный пункт любого соревнования на скорости? (Старт)
    3. Награда для победителя. (Кубок)
    4. Орудие древнего человека и легкоатлетический снаряд для метания? (Копье)
    5. Большая замёрзшая лужа для танца? (Каток)

    География

    1. Какой город Пермской области жалит? (Город Оса)
    2. Какой областной центр России летает? (Город Орел)
    3. В какой реке Тюменской области можно полоскать белье? (В реке Таз)
    4. Какой полуостров России жалуется на свои размеры? (Полуостров Ямал)
    5. Приток Днепра, который можно найти у нас во рту. (Река Десна)
    1. Праздничные цветы на небесах? (Салют)
    2. Одно из древних орудий древнего человека? (Топор)
    3. Ваня, ставший царем? (Иоанн)
    4. Религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви? (Секта)
    5. Склад государственных бумаг? (Архив)

    Динамическая пауза. Игра “Методрепка”.

    Выбирается методрепка (из жюри), садится на стул на противоположной стороне зала. Участники семинара-практикума роли распределяют между собой сами – (цель – умение договориться между собой). Необходимо “вытянуть” методрепку. Сначала до методрепки бежит дед, возвращается к участникам, берёт бабку, бежит до методрепки, остаётся у методрепки. Бабка бежит за внучкой и т.д.

    4 тур. Решение педагогических ситуаций

    Каждой микрогруппе раздаются конверты с заданиями. Необходимо обсудить педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

    Цель: актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

    Доклад “Позиция воспитателя”. (Приложение 3)

    У жюри есть время подвести итоги и назвать имена победителей нашей встречи. А мы разгадаем кроссворд (Приложение 4).

    Ключевое слово "молодцы". Командам дается задание - произнесите слово:

    1 команда - громко, тихо

    2 команда - быстро, медленно

    3 команда - грустно, весело

    жюри - вопросительно

    все участники - утвердительно.

    Подведение итогов семинара-практикума.

    Литература

    1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001.
    2. Казанский О. игры в самих себя., М., 1995.
    3. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство". С. Птб. Акцидент. 1997.
    4. Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.// Дошкольное воспитание. 2003. N11. С. 66-68.
    5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia. 1996.
    6. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.

    Светлана Павловна Киселева
    Педсовет «Профессиональное мастерство педагога ДОУ» (деловая игра)

    Цель : провести анализ профессионального мастерства педагогов , выявить наиболее эффективные пути повышения мастерства педагогов ;факторы положительно влияющие на профессиональное мастерство педагогов , вызвать интерес к развитию профессиональных способностей , формировать умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

    Дошкольное детство – важный этап в жизни человека. Огромная ответственность за воспитание дошкольника лежит на педагогах ДОУ . Воспитатель – это первый, после мамы, человек, который встречается детям на их жизненном пути. Хорошая мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, хороший педагог вкладывает свою душу в своих воспитанников. В этом заключается внутренний смысл профессии . Для педагога отдавать душу трудно и радостно. Трудно потому, что это требует затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что видя результат полученной работы, понимаешь смысл своей деятельности.

    Бурное развитие системы дошкольного воспитания и современное общество, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство . Так что же такое педагогическое мастерство ? Попробуйте определить это понятие одним предложением. Педагоги передают мягкую игрушку по кругу. Каждый высказывает свое мнение.

    А теперь познакомимся с научными определениями.

    Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности , проявляющийся в творчестве педагога , в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности , при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

    …деятельность воспитателя есть, в сущности, деятельность организатора. И мастерство воспитателя не что иное, как мастерство организатора жизни детей. А. С. Макаренко.

    Мастерство – это умение создавать педагогические ситуации , стимулирующие эффективное развитие детей. Не сиюминутное решение вопросов в паре «воспитатель-ребенок» , а организация творческой коллективной деятельности способы создавать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую личность.

    Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы.

    Мастерство педагога выражается , прежде всего, в умении так организовать учебную деятельность, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний воспитанников. Настоящий педагог всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к воспитаннику, зажечь мысль, взволновать его.

    Педагогическое мастерство – это высокое искусство воспитания и обучения детей. Знания и основанные на них умения – это основа содержания мастерства воспитателя . К важным умениям воспитателя относятся : «умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка, в различных педагогических ситуациях ; умение анализировать соотношение «цель- средства - результат» применительно к ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми ; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородным приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями».(Азаров Ю. П. Искусство воспитывать : Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. – С. 418-419.)

    Сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях.

    С. А. Макаренко

    Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность и мудрость. (В. Сухомлинский)

    Педагогическое мастерство - это сплав личностно - деловых качеств и профессиональной компетентности воспитателя.

    Педагогическое мастерство это обобщенное понятие, включающее в себя постоянное совершенство во владении воспитателем или педагогом совокупностью психологических и педагогических способностей и навыков, которые объединяются с педагогической интуицией , развитым образом мышления, профессиональной увлеченностью и эстетически нравственным отношением к преподаванию как профессиональной деятельности .

    Педагогическое мастерство , в первую очередь, выражается в искусстве правильной организации учебного процесса, чтобы даже при неблагоприятных условиях добиваться необходимого уровня развития, воспитанности и знаний обучаемых. Настоящий мастер всегда подберет на нестандартный вопрос соответствующий его оригинальности ответ, сумеет найти особый подход к ученику, вызвать интерес к процессу обучения.

    Деловая игра : «Мастерство педагога » .

    Педагоги делятся на группы (4) с помощью жеребьевки.

    Работа в группах

    1. Перечислите основные качества педагога – мастера (каким он должен быть)

    Конструктивная и проектированная деятельность предполагает прогнозирование развития ребенка в условиях дошкольного учреждения, подбор индивидуальных методов работы с ним.

    Коммуникативные умения – это способность воспитателя находить быстрый контакт как с детьми, так и с родителями.

    Гностические умения – это умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка и весь детский коллектив. Изучение ребенка необходимо для более углубленного знания его внутреннего мира и возможностей в целом, что является весьма важным в решении возникших проблем воспитания и развития воспитанника.

    Организаторские умения предусматривают систему действий воспитателя и воспитанников по выполнению разнообразных видов деятельности.

    Аналитическая деятельность – это анализ проделанной работы, с целью корректировки дальнейшего учебно-воспитательного процесса.

    К специальным умениям воспитателя относятся : способность к пению, чтению стихов, актерское мастерство и навыки садовника по выращиванию растений, а также масса других интересных занятий.

    Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике .

    2. Какие пути совершенствования мастерства педагога можно использовать . (самообразование и самосовершенствование, курсы повышения квалификации, посещение открытых мероприятий и проведение открытых занятий самостоятельно, участие в научно-исследовательской работе, методической работе, самоанализ собственной деятельности, обобщение опыта работы, изучение практического опыта работы педагогов )

    3. Формы демонстрации педагогического мастерства (открытые занятия, выступления на педсоветах , обмен опытом работы, участие в конкурсах педагогического мастерства , общение в соцсетях.

    4. Факторы положительно влияющие на формирование мастерства педагога . (От чего зависит мастерство педагога : уровень знаний, образование, тяга к самосовершенствованию в профессиональном плане , личностные качества педагога , ответственность за порученное дело , творчество, наличие хорошего наставника, создание условий для непрерывного роста, образование, опыт работы, сплоченность коллектива).

    После окончания работы все листы вывешиваются на мольберт, зачитываются, дополняются.

    Проводится ранжирование.

    1. Какими качествами вы обладаете в совершенстве. Педагоги оценивают себя , выбирая три качества.

    2. Какие формы повышения мастерства вы считаете наиболее эффективными для вас (каждый педагог выбирает три формы ) .

    3. Какие формы демонстрации педагогического мастерства для вас самые удобные.

    4. Факторы, положительно влияющие на формирование вашего мастерства Ранжирование помогает выявить сильные и слабые стороны коллектива.

    Выводы : Мастерство - это то , чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь , прекрасный мастер - врач , так должен и может быть прекрасным мастером педагог . (А. С. Макаренко)

    Педагог – мастер – это тот педагог , который осознавая свою ответственность перед обществом, добивается высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства , отличается индивидуальным стилем деятельности и наиболее полно реализует свой творческий потенциал. Многогранно развитый воспитатель всегда вызывает только восхищение, как у детей, так и у родителей.

    Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников. В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию , к прекращению интеллектуального роста. Отсутствие творчества воспитателя негативно сказывается на развитии детей. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство , используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Каждый воспитатель должен заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный интеллект . Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.

    Проводится игра «Ассоциации» . (Продолжить фразу и объяснить свой выбор)

    Если педагог – это цвет , то какой?

    Если педагог – это настроение , то какое?

    Если педагог – это праздник , то какой?

    Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

    Если время года, то какое?

    Если педагог – это фильм , то название этого фильма …

    Если педагог – песня , то какая?

    Если педагог – это танец , то какой?

    Если педагог – это вид спорта , то какой?

    Если педагог – это цветок , то это…

    Если педагог – это книга , то это…

    Если педагог – это дерево , то какое?

    Если педагог – это водная стихия , то какая?

    Если педагог – число , то какое?

    Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

    Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

    Если педагог – это напиток , то какой?

    Если педагог – это сладкое , то какое?

    Если педагог – это игрушка , то какая?

    Если педагог – это фрукт , то какой?

    Если педагог – это транспорт , то какой?

    Педагогическое мастерство определяется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу , работающему по призванию и любящему детей.

    Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать

    В конце педсовета педагоги получают брошюру «Мастерство педагога »

    Миркина Инна
    Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога

    Что такое педагогическое мастерство ? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства принимают научно- теоретические знания, практические знания и умения и навыки, усвоенные в педагогических учебных заведениях , внутреннюю мотивацию и активную творческую деятельность. Когда молодой педагог стремится ко всему новому, самостоятельно пополняет запас своих знаний, настойчиво овладевает новыми достижениями педагогики и методик , анализирует свою деятельность. Для тех. у кого за плечами большой опыт, мастерство воспринимается более конкретно- это то, чего педагогу недостаёт , по его мнению. Но каждый понимает, что мастерство-это определённая педагогическая вершина к которой он стремится.

    Мастерство для педагога - определённая педагогическая вершина , к которой он стремится. «Мастер » (начальник, учитель) человек, достигший в своём деле высокого уровня творчества и совершенства.

    Мастерство - высший уровень профессионализма , индивидуальный творческий процесс, комплекс качеств личности, которые предопределяют высокий уровень профессиональной педагогической деятельности .

    Общие компоненты педагогического мастерства :

    1. Личностные качества педагога : ответственность, трудолюбие, высокий моральный облик, педагогическая справедливость , любовь к детям, терпение, оптимизм, чувство юмора,педагогические способности и профессиональная направленность .

    2. Профессиональные знания : знания методики педагогики , психологии, умение решать педагогические задачи , углубленные знания в области преподаваемого предмета.

    3. Профессиональная педагогическая техника- умения навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания.

    Умение педагога управлять своим поведением, саморегуляция как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели.

    Педагогическая техника как умения и саморегуляция (управление эмоциями и настроением) мимика, жесты, пантомимика -как средства общения с воспитанниками, их родителями, коллегами, техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи, умение воздействовать на личность и коллектив.

    4. Социально - перцептивные способности- способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия (внимание, наблюдательность, воображение) .

    5. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели,самопобуждение, самоорганизация, самоконтроль).

    Делаем вывод :

    Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога , а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники .

    Публикации по теме:

    Деловая игра «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности» СЛАЙД 1. Тема: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности». Цели: выявить уровень профессиональной подготовленности.

    Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности» Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности»1. Умение педагога мотивировать на театрализованную.

    Деловая игра «Педагогическое мастерство» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Педагогическое мастерство» Форма проведения: Деловая игра Цель педсовета: выявить уровень профессиональной.

    Педагогическое мастерство –высший уровень педагогической деятельности в связи с введением ФГОС. Что же такое педагогическое мастерство? Это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном.

    Педагогическое эссе «Миссия педагога» ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА - 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «Миссия педагога» Машарова Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 113».

    Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить? Быть здоровым - Это значит производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.

    Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности. «20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным.

    Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности.

    Особенности профессии

    Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.

    Специфика педагогической деятельности

    Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ. Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.

    Программа работы воспитателя

    Существуют определенные требования к уровню подготовки, а также к непосредственной деятельности педагогического работника дошкольного учреждения. Помимо среднего профессионального либо высшего профильного образования, должна быть специальная рабочая программа воспитателя. В ней указываются основные цели работы с воспитанниками: образовательные, развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый период, способы их достижения. По новым стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения и навыки, которыми должны овладеть после завершения курса обучения, его воспитанники. В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным учреждением, программы педагогов могут быть узконаправленными. Среди самых распространенных направлений в ДОУ лидирует патриотическое, экологическое, физкультурное направление.

    Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

    Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно - стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

    Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

    Предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

    Конструктивно - проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

    Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания. Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.

    Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

    Что должен уметь воспитатель

    Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. Образование данного профиля можно получить в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.

    Гуманность

    Данное качество особенно важно для представителей данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и помощь ребенку, помогать ему в преодолении проблем, связанных с общением с другими ребятами. Под руководством чуткого наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков.

    Толерантность

    Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.

    Педагогический такт и справедливость

    Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость - обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

    Должностные обязанности воспитателя детского сада

    Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.

    • Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
    • Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
    • В своей работе он обязан применять современные владеть приемами, методами, средствами обучения.
    • Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
    • Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.

    Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

    Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.

    Заключение

    Такое слово, как «воспитатель» происходит от «питать», то есть вскармливать. Современный словарь трактует данную профессию как человека, который занимается воспитанием кого-либо, принимает на себя всю ответственность за развитие и условия существования личности иного человека. Для появления данной педагогической профессии были объективные причины. Для полноценного развития общества, было важно, чтобы опыт, накопленный старшими поколениями, передавался детям. Впервые данная профессия появилась в Древней Греции. В то далекое время за развитием ребенка отвечал раб. Именно он сначала следил за малышом, после того, как ребенок подрастал, сопровождал его в школу. В обязанности раба входил контроль развития ребенка, его поведения и совершаемых поступков. Постепенно на смену рабу пришли домашние воспитатели (гувернантки), а потом и воспитатели детского сада. Современные педагоги ДУ - творческие и яркие личности. Они отличаются эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью. У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и Воспитатель - прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам. Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на должность воспитателя проходит медицинский осмотр. К детям не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, страдающих сильным заиканием. Нельзя работать в детском саду и лицам, которые имеют кожно-венерические и инфекционные болезни, являются вирусоносителями.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!