Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми. Перспективное планирование индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в группе для детей с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи Индивидуальный план занятий по постановке

Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [л].

Цели:

- Относительно педагога:

  • Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка 6 года жизни с выраженным наглядно-образным мышлением и двигательной активностью, на примере системы индивидуальных коррекционных упражнений: достижение правильного произношения звука [л], активизация его в речи, дифференциация.

- Относительно ребенка:

  • Осознано подходить к своему речевому дефекту, научиться правильно произносить звук [л], закрепить это произношение в самостоятельной речи.

- Совместная цель:

  • Достичь правильного произношения звука [л] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.

Задачи:

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  • развитие мелкой моторики.
  • постановка звука [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
  • автоматизация и дифференциация звука [л] в самостоятельной речи.
  • развитие внимания, памяти.
  • развитие навыков самоконтроля.

Тема, Цель занятия

Количество

Предполагаемый результат каждого занятия

Виды и способы деятельности

Критерии оценивания результата

Организация рефлексии

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель : выработать необходимые артикуляционные движения и позы

Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата

Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот)

Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Парус», «Маляр», «Иголочка», «Змейка»

Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)

Физминутка

Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений.

Отметить успехи ребенка в работе

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [л]»

Цель : познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата

Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [л]

Показ артикуляции перед зеркалом

Показ профиля данного звука

Показ положения языка кистью руки

Артикуляционная гимнастика

Упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д.

Физминутка 1-2 раза

Успешность выполнения предлагаемых упражнений

Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось?

3. «Постановка звука»

Цель: Поставить звук [л]

Правильное произнесение изолированного звука [л]

1 способ постановки звука:

Вызывание межзубного [л] : «Улыбка», прикусывание языка посередине и дуть на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса.

Постановка звука [л] от вспомогательных звуков [а] или [ы] : «Качели» (для губного [л]); «Качели» — с одновременным произнесением «А – А — ААА» или «ы-ы-ыыы»

Механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.

Игровые приемы при постановке звука – «Улиточка», «Пирамидка», «Кнопочки»

Физминутка 2 – 3 раза

Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда.

Похвала за достигнутый результат, поощрение

(маленькие и большие звездочки за проделанную работу)

4. «Коррекция звука [л]»

Цель: добиться точного, правильного воспроизведения звука [л]

Точность воспроизведения изолированного звука

Игры для развития физиологического речевого голоса и дыхания.

Используются упражнения по А.Н. Стрельниковой «Ладошки», «Поясок», «Поклон» и т.д.

Упр. «Музыкальная игрушка» (используя музыкальный инструмент металлофон, логопед с помощью силы удара молоточком по инструменту регулирует силу голоса ребенка, которому необходимо подстроиться к инструменту. Пение – ла-ла-ла.)

Упр. по развитию мелкой моторики «Чудесный мешочек»(в мешочке предметы в названиях которых встречается звук [л]- лошадка, лягушка, ложка..)

Физминутка 2-3раза

Точность, плавность, чистота произнесения звука

Спросить у ребенка, понравилось ли ему петь, хорошо ли это у него получается, какая игра ему особенно понравилась.

5. «Автоматизация поставленного звука в слогах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия

Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [л] в потоке звуков, слогов

Закрепление произношения звука [л] в слогах.

Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.

Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Заборчик»

Упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»

Физминутка 2-3 раза

На сколько четко произносит звук в слогах.

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)

6. «Автоматизация поставленного звука в словах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память., развитие фонематического восприятия

Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [л] в потоке слов.

Повторение за логопедом трех слов (лавка – лапа – лампа, лоб – лом — лось), назови 4-5 слов по памяти;

По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»

«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)

Пальчиковая игра «Изобрази животное»

Упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»

- «Отхлопать ритмическую структуру слова»

- «Подобрать слово на заданный звук, слог»

Физминутка 2-3 раза

На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности.

7. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»

Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение

Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [л] в предложениях

К слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [л], произнести пары слов

Составить предложения в которых будет много звуков [л]

Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

Игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [л])

Произношение звука [л] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах

Игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»

Упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

Физминутка 2-3 раза

Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности

8. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»

Цель: закрепление звука [л] в речи

Чистота и легкость произношения звука [л] в самостоятельной речи

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Инсценировка сказок

Придумывание рассказа по началу

Упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)

Отгадывание загадок

Рассказывание стихотворений

Физминутка 2-3 раза

На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [л]

Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем

Наталья Андреянова
Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям :

Артикуляционная гимнастика. Цель которой - выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания. Цель : выработать правильное речевое дыхание.

Звукопроизношение.

Пальчиковая гимнастика – улучшение координации пальцев рук.

Слоговая структура слова.

Развитие фонематического восприятия (1-й год обуч.) и подготовка к грамоте (2-й год обучения) – уточнение и закрепление материала с которым ребенок не справился на фронтальном занятии.

Закрепление словообразования.

Работа над связной речью .

Упражнения на развитие высших психических функций (внимание, память, мышление) или ориентировки в пространстве.

Планы индивидуальных занятий строятся на основании индивидуального образовательного маршрута.

Планирование индивидуального занятия строится в виде таблицы.

Примерное планирование индивидуального занятия .

2-й год обучения.

Октябрь. Тема «Овощи» , 2-я неделя.

Направления работы Октябрь , 2 неделя

Артикуляционная

Гимнастика Для свистящих звуков – отработка четкости артикуляционных движений

Звукопроизношение Лабиринт № 3

Пальчиковая гимнастика «Созрели овощи» , 94

Развитие дыхания «Большая тыква»

Слоговая структура

Слова «Один – пять» , 79

Грамота Д/И «Лунтик» (дифференц. зв.

[с] -[с"] Составление схем слов ГУСЬ, СЫР

Словообразование № 4 стр. 5 № 7 стр. 7 № 9 стр. 9

Развитие связной речи № 2 стр. 3 № 14 стр. 13

ВПФ, простран. ориентации № 13 стр. 12 № 16 стр. 14

*логопед отмечает качество выполнения каждого занятия условным знаком

Планирование строится на следующем материале :

Артикуляция и постановка звука.

1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей : учебно-метод. пособие/В. А. Акименко. – Изд. 2-е – Ростоа н/Д : Феникс, 2209. – 110 с.:илл.

2. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. – 92 с.:илл.

Звукопроизношение.

1. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» , 2008. – 248с.: илл. ; 32с. вкл. цв.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей : комплект из четырех альбомов/ Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. – Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 216 с.: ил.

3. Сорокина Н. А. «Звуковые дорожки» для закрепления звуков у детей и взрослых. - М.: В. Секачев, 2014. (2 альбома)

4. Перегудова Т. С., Османова Г. А. Вводим звуки в речь : Картотека для автоматизации звуков. – СПб.: КАРО, 2010. (на все группы звуков) .

5. Батяева С. В. Логопедические пазлы. – ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС» , 2012.

6. Комарова Л. А. Автоматизациязвука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. (на все группы звуков) .

7. Фадеева Ю. А, Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : Речевые игры на автоматизацию звуков. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с.

8. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей : пособие для педагогов и родителей/ Т. А. Куликовская. – М.:: Издательство ГНОМ, 2012.

9. Трушина Л. П, Голомага Е. А., Дмитриева С. Г. Логопедические пазлы. – Издательство «Речь» . (на все звуки) .

Слоговая структура слова.

1. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : Системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр» , 2011.

Развитие речевого дыхания.

1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхыния детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. С. В. Леонова. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Пальчиковая гимнастика.

1. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : Картотека пальчиковых игр. - СПб.: КАРО, 2010.

2. Османова Г. А. Превращение ладошки : Играем и развиваем мелкую моторику/ Г. А. Османова. – СПб.: КАРО, 2013.

3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Авт. -сост. О. А. Зажигина. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» , 2013.

4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками : творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Лексико-грамматические категории и связная речь.

1. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет – М.: АРКТИ. (на все лексические темы) .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.

Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе. I этап работы. 1. Развитие общих речевых навыков. 1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Обучать.

План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.

Предлагаю свой вариант планирования индивидуальной работы на логопункте ДОУ. План составлен с учетом основных этапов работы по коррекции звукопроизношения. Является приложением к речевой карте. Заполнение занимает очень мало времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Подготовительный этап

  1. карандаш», «Ветер» и т.д.
  2. «Ёжик».
  3. «Поменяй голос» и т.д.
  4. язычок».
  5. «Маляр».
  1. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, текстах
  2. Дифференциация звуков____________________________________________
  3. Работа над развитием речи
  1. Формировать грамматические навыки речи (словоизменение и словообразование). Формировать правильное произношение слов сложной слоговой структуры.
  1. Активизировать и обогащать словарный запас.
  2. Развивать связную речь.

Результат коррекционной работы ____________________________________________________________

Индивидуальный план коррекционной работы

с _______________________________________________________

на __ полугодие 20___- 20____уч.г.

Логопедический диагноз_______________________________

I. Подготовительный этап

  1. Вырабатывать направленную воздушную струю с помощью упражнений «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки», «Шторм в стакане», «Кто дальше загонит мяч», «Забей мяч в ворота», «Сдвинь карандаш», «Ветер» и т.д.
  2. Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук с помощью тренажёра «Ёжик».
  3. Развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие с помощью упражнений «Что звучит?», «Где звенит?», «Кто позвал?», «Поймай звук», «Посчитай звуки», «Найди звук в слове», «Где спрятался звук?».
  4. Формировать интонационную выразительность речи с помощью игр «Высоко - низко», «Громко - тихо», «Шагаем по ступенькам», «Поменяй голос» и т.д.
  5. Устранять недостаточность развития речевой моторики, проводить подготовительные артикуляционные упражнения для развития подвижности органов периферического речевого аппарата («Общий комплекс артикуляционной гимнастики»).
  6. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы «Улыбочка - Трубочка».
  7. Вырабатывать движение губ вперёд «Заборчик - Хоботок».
  8. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».
  9. Вырабатывать умение удерживать кончик языка за нижними зубами «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка».
  10. Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх «Приклей конфетку», «Грибок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр».
  11. Растягивать подъязычную связку (уздечку) «Грибок», «Гармошка».
  12. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части «Индюк», «Качели», «Лошадка», «Пощёлкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Барабанщики».
  13. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать вибрацию кончика языка «Заведём моторчик», «Балалаечка».

II .Постановка звуков __________________________________________________________________

Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна

МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака

Индивидуальный план работы (I год обучения)

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;

е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план работы (II год обучения)

с _____________________________________________на 20___ - 20___ год

1. Развитие неречевых процессов:

а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;

б) развивать общую, мелкую моторику.

в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.

2. Коррекционная работа по звукопроизношению:

а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.

б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________

в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________

г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.

д) дифференцировать оппозиционные звуки.

3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:

а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;

б) учить подбирать картинки на заданный звук;

в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;

г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;

д) учить находить место звука в слове;

е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;

ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.

4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________

5. Расширение и активизация словаря.

6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________

7. Развитие связной речи:

а) учить диалогической речи;

б) учить подробному пересказу.

в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.

г) обучать рассказыванию с элементами творчества.

Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!