Пушкинской поры поэты: список, произведения. Презентация на тему поэты пушкинской поры Поэты пушкинской поры батюшков

Поэты - современники А.С. Пушкина

Сценарий л итературно-музыкального вечера

На сцене выставка «Поэты пушкинской поры», посвященная творчеству поэтов-современников Пушкина, рояль, пюпитры, портреты поэтов - А. Пушкина, А. Дельвига, Е. Баратынского, Д. Давыдова. Звучит классическая музыка в инструментальной обработке. Гости и приглашенные на вечер занимают свои места.

Вечер открывает «Романс» Г. Свиридова к драме Пушкина «Метель». Исполняет трио «Элегия»(флейта, скрипка, рояль)

На сцену выходит чтец. И. Прокопенко читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

Ведущая:

Добрый день, дорогие друзья!

Есть поэты, чьи имена стали не только гордостью, но и символом национальной культуры. Для итальянцев это Данте, для англичан - Шекспир, для немцев - Гёте, для русских - конечно же, Пушкин. Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы, но давайте будем справедливы - он шёл не один. Рядом были друзья, единомышленники, а порою и «соперники по славе». Наверняка многих удивит эта цифра - около трехсот поэтов творили в период, называемый «пушкинской порой». Давайте же совершим мысленное путешествие в пушкинское время и перелистаем страницы биографий его собратьев по перу.

/М.Глинка «В крови горит огонь желанья». Исполняет Ирина Осипенко, концертмейстер Оксана Балахонова/

Ведущая:

Самобытный поэт, один из близких друзей Пушкина, легендарный герой Отечественной войны 1812 года, Денис Давыдов вошел в литературу стремительно и ошеломляюще.

Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров,

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов.

С веселых струн во дни покоя

Походную сдувая пыль,

Ты славил, лиру перестроя,

Любовь и мирную бутыль...

Красноречивый забияка,

Повеса, пламенный поэт...

Так воспринимал молодой Пушкин «гусарскую» лирику Давыдова, яркую и эмоциональную, навеянную патриотическим пафосом Отечественной войны 1812 года, одним из героев которой он был.

А сам Д.Давыдов так писал о себе:

Я каюсь! я гусар давно, всегда гусар,

И с проседью усов - все раб младой привычки:

Люблю разгульный шум, умов, речей пожар

И громогласные шампанского оттычки.

От юности моей враг чопорных утех,-

Мне душно на пирах без воли и распашки.

Давай мне хор цыган! Давай мне спор и смех,

И дым столбом от трубочной затяжки!

Гусарская исповедь, 1832

Большую часть жизни Давыдов провел на службе в армии. Он храбро сражался в 1806-1807 с французами в Пруссии, в 1809 - со шведами в Финляндии, в 1809-1810 с турками в Молдавии и на Балканах, в 1812-1814 громил французов в России и гнал их до самого Парижа.

Имя Давыдова как «поэта-партизана» овеяло громкой романтической славой. Рассказы о смелости и доблести Дениса Васильевича передавали из уст в уста, его изображения можно было встретить как в простых деревенских избах, так и в светских салонах. В 1823 году Давыдов ушел в отставку, но в 1826 году вернулся на службу. Участвовал в русско-персидской войне 1826-1828 годов. Командовал отрядом при подавлении Польского восстания 1830-1831 году и лишь затем окончательно «распоясался и повесил шапку свою на стену», выйдя в отставкув звании генерал-лейтенанта.

Насколько удачно у Давыдова складывалась военная карьера, ровно настолько же не везло ему в любви. Но после череды громких неудач Давыдов счастливо женился на миловидной, образованной и порядочной Софье Чирковой. Давыдов отошел от военных дел, занимался охотой и воспитанием детей. Но тут «грянула» новая любовь. 50-летиий поэт влюбился в 22-летнюю племянницу своего сослуживца Евгению Золотареву. Бурный роман длился 3 года и, увы, завершился не самым лучшим образом. Но за это время Д.Давыдов написал множество пылких стихотворений, в том числе прелестное:

Я вас люблю так, как любить вас должно:

Наперекор судьбы и сплетней городских,

Наперекор, быть может, вас самих,

Томящих жизнь мою жестоко и безбожно.

Я вас люблю,- не оттого, что вы

Прекрасней всех, что стан ваш негой дышит,

Уста роскошствуют и взор Востоком пышет,

Что вы - поэзия от ног до головы!

Я вас люблю без страха, опасенья

Ни неба, ни земли, ни Пензы, ни Москвы,-

Я мог бы вас любить глухим, лишенным зренья...

Я вас люблю затем, что это - вы !

1834

Личное знакомство Д.Давыдова и А.С.Пушкина началось еще со времен «Арзамаса», членами которого они состояли. В 1820-е годы Давыдов жил в Москве, и Пушкин в свои приезды сюда встречался с ним (1829, 1831). Об одной из встреч поэт-партизан писал П.А.Вяземскому в начале 1830 года: «Пушкин хвалил стихи мои, сказал, что в молодости своей от стихов моих стал писать свои круче и приноравливаться к оборотам моим». Накануне свадьбы Пушкина, на мальчишнике его, среди самых близких друзей поэта был и Денис Давыдов.

Первую половину 1830-х годов Давыдов жил с семьей в своем симбирском имении и в обширной переписке с Вяземским и другими современниками неизменно интересовался Пушкиным. Январь 1836 года Давыдов провел в Петербурге и почти ежедневно встречался с Пушкиным и их общими друзьями. В одну из таких встреч поэт подарил другу «Историю Пугачева», сопроводив ее обращением к нему:

Тебе певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне...

Вот мой Пугач: при первом взгляде

Он виден — плут, казак прямой!

В передовом твоем отряде

Урядник был бы он лихой.

«Это для меня диплом на бессмертие», - сказал растроганный Давыдов. В это же время Пушкин привлек Давыдова к участию в «Современнике» и опубликовал в нем шесть его стихотворений и две статьи о партизанской войне и занятии Дрездена в 1813 году. Трагическая смерть Пушкина поразила Давыдова, и в письме к Вяземскому он писал: «Какое ужасное происшествие! Какая потеря для всей России!.. А Булгарины и Сенковские живы и будут живы, потому что пощечины и палочные удары не убивают до смерти».

Сам Денис Давыдов скоропостижно скончался 22 апреля 1839 года в своем имении Верхняя Маза. Ему было всего 55 лет. Позже прах выдающегося поэта и патриота был отправлен в Москву и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря.

/Г.Свиридов «Марш» из музыки к драме А.С.Пушкина «Метель». Исполняет трио «Элегия»/

Ведущая:

Один из самых интересных поэтов пушкинского круга - Антон Антонович Дельвиг, чья недолгая жизнь была полностью посвящена литературному творчеству.

Он родился 6 августа 1798 года в Москве. Дельвиги принадлежали к старинному дворянскому роду обрусевших прибалтийских баронов. Но, кроме дворянского титула у семьи Дельвига почти ничего не было - их род обеднел, а жалования отца, служившего помощником коменданта Московского кремля, с трудом хватало на содержание семьи.

В октябре 1811 года родители отдали Антона на обучение в только что открывшийся Царскосельский лицей. Там А.Дельвиг попал в один класс с Пушкиным и Кюхельбекером. За шесть лет обучения они по-настоящему подружились и поддерживали теплые отношения на протяжении всей жизни.

Четырнадцатилетний Антон был немного полноват, неуклюж и неповоротлив, всегда с румянцем на щеках. Учился весьма плохо, преподаватели называли его способности, как и прилежание, посредственными, а успехи медленными. Из-за этого в лицее за Дельвигом закрепилась репутация увальня и лентяя, которую он не спешил опровергать, порой даже намеренно поддерживал сложившийся «имидж». Товарищи часто подшучивали над ним, писали дружеские эпиграммы.

По окончании лицея Дельвиг поступил на службу в Департамент горных и солярных дел. После этого недолго работал в канцелярии Министерства финансов. Впрочем, на службе он не проявлял особого усердия, поручения выполнял неторопливо и не всегда верно, чем часто вызывал недовольство со стороны начальства.

В 1820 году А.А.Дельвиг поступил «по найму» в Публичную библиотеку Петербурга, а с 1821 по 1825 годы работал там помощником библиотекаря И.А.Крылова. Но и здесь Дельвиг больше читал книги, чем заносил их в картотеки.

После этого поэт работал еще в нескольких ведомствах, его последнее место службы - Министерство внутренних дел.

Еще в 1819 году Дельвиг вместе с Пушкиным, Кюхельбекером и Баратынским организовали сообщество - «Союз поэтов», - который, впрочем, больше был дружеским объединением, чем профессиональной литературной организацией. Но уже тогда проявлялась удивительная черта Дельвига: если в учебе и службе, он был «ленивым баловнем», то во всем, что так или иначе касалось литературы и поэзии, он проявлял невероятное рвение и целеустремленность.

Так, в 1825 году он начал издавать альманах «Северные цветы». Обладая редким даром распознавать зарождающийся талант и незаурядными организаторскими способностями, он привлек для участия в альманахе многих московских и петербургских авторов. Еще один альманах, выпущенный поэтом, - «Подснежник».

Но главное дело Дельвига - «Литературная газета». Поэт начал издавать ее вместе с Пушкиным и Вяземским в начале 1830 года. На страницах «Литературной газеты» он активно проявил себя как критик, выступающий против «коммерческой» литературы, а также против малообразованного, недумающего читателя. Он публиковал произведения «полузапрещенного» Пушкина и совсем «неугодного» Кюхельбекера. Издание вызвало общественный резонанс, но из-за проблем с цензурой просуществовало недолго - в июне 1831 года газету закрыли.

В 1825 году А.А.Дельвиг женился на девятнадцатилетней Софье Михайловне Салтыковой. Она была умна, приветлива, хорошо разбиралась в литературе. У Дельвигов собирались литераторы, музыканты, издатели. Постепенно их дом превратился в модный литературно-музыкальный салон.

К сожалению, согласие скоро покинуло чету Дельвигов. Одновременно с этим, в 1830 году, у А.А.Дельвига обострились отношения с Ф.Булгариным, с которым они давно находились в неприятельских отношениях, на поэта обрушились критики, обвиняя его в том, что половину стихов за него написал Пушкин, а вторую половину - Е.А.Боратынский.

Проблемы в литературно-издательской деятельности, а также семейные неурядицы сильно изматывали поэта. Он часто болел.

В ноябре 1830 года А.А.Дельвиг был вызван на допрос к начальнику III отделения графу А.Х.Бенкендорфу, который обвинил поэта в неподчинении властям и пригрозил ссылкой в Сибирь.

После этого А.А.Дельвиг слег в приступе нервной лихорадки, осложнившейся воспалением легких. Больше месяца он пролежал в постели. А 14 января 1831 года умер. В память о нем А.С.Пушкин в 1831 году издал еще один том альманаха «Северные цветы».

Творческое наследие А.Дельвига невелико, несмотря на то, что он стал писать стихи очень рано и первым из лицеистов стал печататься. И говорил о себе:

В судьбу я верю с юных лет.

Ее внушениям покорный,

Не выбрал я стези придворной,

Не полюбил я эполет

(Наряда юности задорной),

Но увлечен был мыслью вздорной,

Мне объявившей: ты поэт.

  • В альбом А. Н. Вульф, 1826

Дельвиг известен нам как поэт по преимуществу лирический - из-под его пера выходили романсы, элегии, антологические стихи, он одним из первых в 19 веке обращается к форме сонета. Но основные его жанры - идиллия и «русская песня». Среди русских поэтов Дельвиг был одним из лучших знатоков народной лирической песни.

Конечно, может показаться, что стихи его — где-то дилетантские, где-то робкие, тяжелограненые, местами наивные и, в целом, похожие на творчество большого ребенка. Но именно этот милый дилетантизм придает поэзии Дельвига такое странное, неповторимое очарование, что резко выделяет его среди и более именитых поэтов — нет, он не лучше, он другой.

/Романс на стихи А. Дельвига «Когда душа стремилась ты» Исполняет Ирина Осипенко, концертмейстер Оксана Балахонова/

Ведущая:

Говоря о поэтах пушкинской поры, конечно же, нельзя умолчать о первой русской поэтессе.

Каролина Карловна Павлова, урожденная Яниш, родилась в 1807 году и получила блестящее домашнее образование. Девушка в совершенстве владела, кроме немецкого и русского, французским, английским, итальянским, испанским, латинским и древнегреческим языками. И первые оригинальные стихи Каролины Яниш были написаны именно на иностранных - на немецком и французском - языках. А в 1833 году в Германии вышла первая поэтическая книга Каролины Яниш «Северное сияние».

В 1836 году поэтесса вышла замуж. Гостеприимный дом Павловых в конце 30-х - начале 40-х годов считался самым известным в Москве. Тут появлялись Аксаковы, Киреевские, Хомяков, Шевырев, Гоголь, Лермонтов, Баратынский, Фет, Полонский. Каролине Павловой посвящали стихи Баратынский, Вяземский, Языков, Мицкевич; она начала печататься в русских журналах.

Счастливой семьи, однако, не получилось. Но Каролина не ушла в свои женские переживания - современники запомнили ее энергичной, волевой светской дамой, хозяйкой литературного салона, публиковавшейся в «Москвитянине», «Отечественных записках», «Современнике», «Русском вестнике». В 1839 году в Париже был опубликован новый сборник стихов и переводов Павловой - «Прелюдии».

В 1848 году вышел в свет роман Павловой «Двойная жизнь», написанный стихами и прозой. В это же время появилась ее поэма «Разговор в Трианоне», которую сама поэтесса считала лучшим своим произведением

В начале 50-х годов безудержная карточная игра Павлова поставила семью на грань разорения, супруги со скандалом разошлись. Каролина Карловна с матерью и сыном уехала в Дерпт, затем в Петербург и за границу.

Живя в Дрездене, а позднее в местечке Хлостервиц около Дрездена, Павлова по-прежнему много работала, переводила стихи русских поэтов на немецкий и французский языки.

Скончалась поэтесса в 1893 году, на 86-м году жизни, в страшной нужде. Хоронили ее на счет местной общины, распродав для покрытия расходов скудное имущество покойной и два больших сундука с письмами и рукописями. Где-то в бумагах были и эти строки:

Ты, уцелевший в сердце нищем,

Привет тебе, мой грустный стих!

Мой светлый луч над пепелищем

Блаженств и радостей моих!

Одно, чего и святотатство

Коснуться в храме не могло:

Моя напасть! мое богатство!

Мое святое ремесло!

1854.

Строго говоря, именно переводы Каролины Павловой Пушкина на немецкий язык читаются наиболее удачными. Надо сказать, имя Пушкина рано сделалось известным европейскому читателю: еще в 1823 г. вышли две антологии русской поэзии К. фон дер Борга на немецком языке и Дюпре де Сен-Мора в Париже на французском. Обе антологии давали лестные оценки таланту молодого поэта и знакомили читателей с отрывками из «Руслана и Людмилы». Однако прижизненные переводы были немногочисленны и не отличались высоким качеством. Собственно, в предисловиях многих изданий сборников переводов А.С.Пушкина повторяется одна и та же мысль о непереводимости пушкинских стихов - пропадает волшебство, уникальная интонация, поэтичность простоты речи. И тем ценнее те попытки, которые предпринимаются, в том числе, и отечественными переводчиками, для популяризации пушкинского наследия за рубежом.

/Чтение А.С.Пушкина в переводе. Чтец-Игорь Прокопенко/

Ведущая:

Сегодня мы не только отдаем дань признательной любви великому русскому поэту, но и отмечаем Международный день родного языка, традиционно празднуемый 21 февраля.

Наверное, излишне говорить о той роли, которую сыграл Александр Сергеевич в развитии родного языка. Кроме того, Пушкин блистательно владел французским языком, практически самоучкой овладел английским, знал: польский, чешский, турецкий, итальянский (Данте читал в подлиннике!), древнеславянский (на нём он читал Библию). В библиотеке Пушкина были собраны книги на 14 языках . Александр Сергеевич, шутя, называл себя «министром иностранных дел » на Парнасе русской литературы.

У нас есть уникальная возможность послушать поэзию пушкинских времен, звучащую на иностранных языках.

Слово Т.Г. Коноплевой-председателю Клуба Интернациональной дружбы Новочеркасска. Студенты читают стихи А.Мицкевича, А. Пушкина на английском и немецком языках.

Ведущая:

Крупнейшим лириком, вступившим в литературу почти одновременно с Пушкиным, был Евгений Абрамович Баратынский.

Он родился 19 февраля 1800 года в Тамбовской губернии, в дворянской семье. В 5 лет мальчик выучился русской грамоте, а в 6 лет хорошо говорил по-французски и по-итальянски. Позже продолжил обучение в Петербурге сначала в частном пансионе, а затем в Пажеском корпусе. Он долго не мог привыкнуть к петербургской жизни. В корпусе у него не было товарищей, которые бы любили литературу. Сам он много читал, рано начал писать стихи. Попав под дурное влияние, Баратынский в 1816г. совершил тяжкий проступок - принял участие в краже. Дело дошло до царя. За «негодное поведение» Баратынский был исключён из корпуса без права поступления на какую-либо службу, кроме как рядовым в армию. Это была катастрофа. Три года Баратынский провёл без дела, живя надеждой на прощение. И только в 1818г. он вступил в военную службу рядовым.

В это время судьба свела Баратынского с Дельвигом, который поддержал его, познакомил с Пушкиным, ввёл в писательские кружки. Баратынский был очень признателен Дельвигу за это.

Скоро стихи Баратынского появляются в печати. Через два года он был произведён в унтер-офицеры и продолжил службу в Финляндии. Годы, проведённые в Финляндии, были для Баратынского творчески весьма плодотворными. Писательская известность его росла. Восторгаясь стихами Баратынского, Пушкин писал: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Гармония его стихов должна поразить каждого». Стихи Баратынского очень мелодичны. Читаешь их - как будто музыку слушаешь.

Где сладкий шепот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

Деревья голы;

Ковер зимы

Покрыл холмы,

Луга и долы.

Под ледяной

Своей корой

Ручей немеет;

Всё цепенеет,

Лишь ветер злой,

Бушуя, воет

И небо кроет

Седою мглой.

В 1825г. Баратынский вышел в отставку и поселился в Москве. Здесь он женился на дочери генерал-майора Энгельгардта Анастасии Львовне. Ей он посвятил стихи, полные чувства любви и нежности.

Сей поцелуй, дарованный тобой,

Преследует мое воображенье:

И в шуме дня, и в тишине ночной

Я чувствую его напечатленье!

Сойдет ли сон и взор сомкнет ли мой,-

Мне снишься ты, мне снится наслажденье!

Обман исчез, нет счастья! и со мной

Одна любовь, одно изнеможенье.

1822

Осенью 1843г. Баратынский с семьёй отправляется в путешествие за границу, в Германию, Францию, а затем - Италию, Неаполь. Но по прибытии в Неаполь в1844 г. Баратынский скоропостижно скончался. Тело его, первоначально погребённое в Неаполе, в 1845 г. было перевезено в Россию.

/Романс М.Глинка «Признание». Исполняет Ирина Осипенко, концертмейстер Оксана Балахонова/

Ведущая:

Разумеется, круг поэтов «золотого века» далеко не был ограничен теми именами, которые прозвучали сегодня. И поэтические судьбы этих людей складывались по-разному - кто-то остался жить в веках, кому-то было уготовано забвение. Но все поэты пушкинского круга - предшественники и современники - были объединены одним: они создавали свои произведения в эпоху, проходившую под знаком А.С.Пушкина.

Театр моды «АХ». Романс. Метель.(Пушкинская коллекция)

Ведущая:

Дорогие друзья! Наш вечер подошел к концу. Мы ждем Вас и благодарим за участие в сегодняшнем вечере наших гостей и участников:

Трио «Элегия»: Ирина Осипенко, Ольга Красноруцкая, Татьяна Яковенко

Игорь Прокопенко

Оксана Балахонова.

Татьяна Коноплева и студенты колледжей города

Театр моды «АХ» под руководством Антонины Хомутовой

Всего доброго и до новых встреч!

Список литературы:

Друзья Пушкина. Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х т. - М.: Правда. - 1984.

Поэты пушкинской поры / сост., подг. текста и примеч. Н.В.Банникова. - М.: Моск. Рабочий, 1981. - 334 с.

Спутницы Пушкина. По книге В. Вересаева «Спутники Пушкина». - М:Профиздат. - 2007. - 240 с.

Составитель В.Л. Трубицына.

Пушкинской поры поэты - это явление, которое представляет собой золотой век русской поэзии и определяется рамками 1810-1830 гг. (для справки: последующий - серебряный век - имеет рубежи 1894-1929 гг.). Если золотистый свет дарит Солнце, то ночная Луна - серебристый, но это уже другая история, и тоже достаточно интересная.

Каким же образом возникло такое понятие - «поэты пушкинской поры»? Рядом с Пушкиным творило много блистательных лириков. Но в этот круг логично внести поэтов, которые были близки великому классику по духу, разделяли с ним философские взгляды, социальную и гражданскую позицию, этические и эстетические убеждения, людей, которые полемизировали с одними и теми же литературными противниками.

Поэты пушкинской поры: список

К составлению этого списка поэтов нужно подходить очень аккуратно. Если в него обязательно нужно внести Жуковского, Батюшкова и Д. Давыдова, то Лермонтова, Полежаева и Кольцова уже стоит относить к послепушкинской эпохе, так как у них уже иная проблематика и пафос в поэзии.

Однако чаще всего считается, что пушкинской поры поэты - это люди, которые жили и творили в одно время с Пушкиным. И не важно, насколько близки они были духовно и с литературной точки зрения великому поэту, решающим было только то, что занимались они поэзией одновременно и постоянно совершенствовали свое мастерство, учась друг у друга.

Итак, кто же такие поэты пушкинской поры? Список, безусловно, нужно начать с таких творцов, как В. А. Жуковский («Светлана», «Море», «Людмила», «Лесной царь», «Вечер»), К. Н. Батюшков («Мечта», «Послание И. М. Муравьеву-Апостолу», «Мои пенаты», «Ариост и Тасс», «Петрарка»), П. А. Вяземский («Нетленный цветок», «Слезы прощания», «Сельская церковь», «Царь Горох», «Хорошие люди»), Д. В. Давыдов («Богомолка», «Бородинское поле», «Гусарская исповедь», «Моя песня», «Мудрость», «Я вас люблю так...», «Чиж и роза»), Ф. Н. Глинка («О пиитической жизни Пушкина», «Очерк Бородинского сражения», «Иов, свободное подражание книге Иова», «Ура! На трёх ударим разом»), М. В. Милонов («К Рубеллию», «К сестре моей», «Падение листьев», «Послание к земледельцам»), П. А. Катенин («Наташа», «Убийца», «Леший», «Ольга», «Андромаха») и других, которые уже были состоявшимися литераторами, а некоторые были значительно старше по возрасту и опытнее самого Пушкина. Однако после знакомства с ним все они ощутили на себе его мощное воздействие, как человеческое, так и творческое.

Самой распространенной и популярной темой поэзии золотого века были дружеские послания. Поэты пушкинской поры Батюшков и Жуковский, которых тот считал своими учителями, были ее родоначальниками, но потом этот род поэзии усовершенствовал и продолжил сам Пушкин. Александр Сергеевич любил Батюшкова и называл его «философом резвым» и «парнасским счастливым ленивцем», так как стихи Батюшкова отличались благозвучием или, точнее сказать, музыкальным звучанием. Он поражал необычайной аллитерацией, где повторяется согласный «с»: «счастье весной воскреснуть»; «прелестнее весна» и т. д.

Однокашники-лицеисты

Затем в этот список надо включить и его однокашников-лицеистов, и близких друзей: В. К. Кюхельбекера («Грибоедову», «Ода на смерть Байрона», «Арги-вяне», «На 1829 год», «Участь русских поэтов»), А. А. Дельвига («А. С. Пушкину», «Слезы любви», «Сонет», «Эпилог») и А. Д. Илличевского («Надежда», «19 октября», «Три слепца», «Веселость и рассудок», «Каменщик и плотник»). Кстати, последнего за искреннее обаяние Пушкин называл «остряком любезным», «другом и недругом», так как тот действительно считался его главным соперником в поэзии.

Были в этом списке и современники, которые познакомились с великим поэтом в разные периоды его жизни, и, безусловно, благодаря собственной одаренности и таланту, они все же находили свою дорогу в искусстве словесности. Это Н. М. Языков («Буря», «Весна», «А. С. Пушкину», «Тригорское», «Утро»), Е. А. Баратынский («Ахилл», «Муза», «Водопад»). Их творческие пути то сближались, то расходились с Пушкиным.

К этому списку можно добавить еще одну группу - это люди, которые обладали совсем небольшими талантами, но, испытав мощное влияние и обаяние личности гения Пушкина, очень легко освоили темы и легкость его ясного и прозрачного стихотворного стиля. Это К. Ф. Рылеев («Иван Сусанин», «Смерть Ермака», «Димитрий Самозванец»), Ф. А. Туманский («Птичка», «Элегия», «Родина»), В. И. Туманский («Одесса», «Певец», «Размолвка», «Примирение»), В. Г. Тепляков («Одиночество», «Белые страницы», «Призрак», «Моя старушка»), Д. П. Ознобишин («Венок», «Тайна пророка», «Ревнивый демон», «Дума»), А. И. Подолинский («Жребий», «Портрет», «Урок», «Звезда») и др.

Подражатели

В этом списке имелись и подражатели, и эпигоны Пушкина, которые были буквально покорены поэтическим талантом великого гения (П. А. Плетнев, М. Д. Деларю, В. Н. Щастный, А. А. Шишков, Е. Ф. Розен).

В общем, все упомянутые имена - это и есть поэты пушкинской поры. Давыдову, однако, старшему современнику Пушкина, принадлежит почетное место в настоящем перечне. Пушкин высоко ценил его поэтические труды, и у него учился лихо «закручивать» стихи.

Гусар Давыдов имел неповторимый и очень оригинальный поэтический голос. Он надел на себя литературную маску смелого и бесшабашного, остроумного, лихого и веселого поэта-гуляки, поэта-рубаки, который никогда не стеснялся нарушать привычный и приличия, при этом он предпочитал простоту и прямоту слов жеманному манерничанью, от которого ему было скучно.

Гусар-поэт

Действительно, далеко не ангелвми были поэты пушкинской поры. Васильевич в среде доблестных друзей готов был на любые подвиги, а между боями предавался «вольному разгулу». Он не терпел карьеристов и служак, всякую казенщину и муштру. Он всегда, даже в минуты короткого отдыха, не забывал об Отчизне и воинском долге перед ней. Его поэзия уникальна по-своему, она зародилась в боях, походах и перерывах между битвами, и этим он гордился.

Очень своеобразны поэты пушкинской поры. Давыдов Денис Васильевич как примерил маску лихого гусара-поэта и разгульника, так потом больше ее и не снимал, словно сросся с ней.

В его лирике звучали «гусарские» песни, сатирические стихи и любовные элегии, он создал новый тип героя - воина-патриота, свободолюбивого, деятельного, с открытою душою человека.

Вяземский - поэт пушкинской поры

В продолжение темы стоит непременно отметить, что Пушкин очень любил и уважал Вяземского. Ему казалось, что в нем от природы заложено острое и правильное чувство современности. Это был необычайно эрудированный человек энциклопедических знаний.

К тому же Вяземский - приверженец и теоретик русского романтизма. Но в своих сочинениях он любил вдаваться в рассуждения, которые придавали произведениям некоторую сухость и слегка приглушали эмоционально-романтический настрой. Его поэтическая культура была очень схожа с Пушкинской. Вяземский считал себя наследником XVIII века, поклонником французских философов, таких как Вольтер, которые представляли блестящий век Просвещения.

Петр Андреевич Вяземский сформировался как поэт благодаря любви к просвещению и разуму, его привлекал либерализм, он был вольнодумцем, стремящимся к полезной гражданской и государственной деятельности. Однако в своем творчестве он был консервативен и больше всего тяготел к традиционным формам поэзии - свободолюбивой оде, дружескому посланию, меланхолической элегии, басням, притчам, эпиграммам, сатире и дидактике.

А. А. Дельвиг

Одним из поэтов пушкинской поры является Антон Антонович Дельвиг, который, в отличие от Вяземского, свой романтизм облек в классические жанры. Он использовал античные, древнеримские и древнегреческие, стихотворные размеры и избрал для своей поэзии жанр идиллии. Вот, например, действие одного сюжета происходит в прохладной тишине под сенью деревьев у сверкающего источника. Его лирические герои - это цельные существа, не изменяющие своим чувствам и желаниям. Одно из лучших его стихотворений так и называется - «Идиллия». Здесь он рассказывает о прекрасной любви двух молодых людей, которую те сохранили друг к другу навеки. В своих лирических зарисовках он смог передать всю возвышенность, глубину и благородство этих нежных чувств. Сама природа и боги сочувствовали им, и даже когда герои умерли, высшие силы оберегали пламя их любви.

При чтении произведений Дельвига может показаться, что он некий запоздалый классицист, явившийся в романтическое время (это подсказывает его стиль, размеры и жанр, взятые именно у классицистов). Но причислять его к ним не стоит. Дельвиг - настоящий романтик, тоскующий о давно утраченной античности, по тому условному миру классической стройности и гармонии.

Он разочарован в современном обществе, где уже давно нет подлинной любви и дружбы, где человек чувствует разлад с обществом, с самим собой и боится будущего. Дельвиг внес в жанр идиллии несвойственную этому жанру скорбь о конце золотого века.

Пушкин в этом вопросе соглашался с Дельвигом, он тоже понимал, что гармоничное и прекрасное рано или поздно погибнет, однако позже возвратится, только уже в совсем ином облике. Скорби и трагедии, уныние и печаль, как и все прекрасное, - временные гости в этом мире и, увы, не властны вечно.

Великолепный венец так называемого золотого века представляют поэты пушкинской поры. Дельвиг - еще одно бесценное его украшение.

Н. М. Языков

Совсем иной по тону была поэзия Николая Михайловича Языкова, который писал о пафосе романтической свободы человека. Он верил в нее безудержно и поэтому радостно и беспечно воспринимал жизнь. Языков - поэт пушкинской поры, который любил жизнь и всегда радовался ее бурлению во всех проявлениях. Такое отношение не зависело от каких-то философских или политических взглядов, оно было безоглядным. Языков ничего не анализировал и не пытался понять. Лирика его была направлена на природу человека как суверенного и свободного существа. В некоторых его творениях все же проскальзывает некое уныние и печаль, но это встречается очень редко, такие случаи буквально единичны. Эти не пугающие, не обессиливающие и преодолеваются достаточно легко.

В поэтической речи этого автора выразилось очень ясное и восторженное состояние, приподнятое настроение и великое жизнелюбие. Отсюда и его центральные жанры - гимны и дифирамбы. Языков может любой жанр, будь то элегия или песня, романс или послание, перевоплотить в гимн или дифирамб. И в них обязательно будут преобладать восторг и радость.

Для того чтобы научиться ярко выражать эту романтическую свободу как восторг души, Языков обратился к Пушкину, который помог довести его поэтическую стилистику до совершенства. Стихи Языкова полились без преград, слова буквально льнули друг к другу, овладевший стихотворным периодом, он мог продлевать свое произведение без конца. Пример - послание «Д. В. Давыдову».

Е. А. Баратынский

Если и упрекали Языкова современники в скудости мыслей, то в другом поэте, Баратынском, читателей не удовлетворял их избыток.

Приступая к творчеству Евгения Абрамовича Баратынского, в первую очередь надо отметить, что после Пушкина это самый глубокий поэт своего поколения, пришедший в литературу следом за Жуковским и Батюшковым. В его поэзии в основном преобладают элегии и поэмы. Он так и вошел в русскую поэзию как превосходный поэт-элегик.

Очень разными были в своих творческих замыслах поэты пушкинской поры. Баратынский очень отличался от своих коллег по перу Жуковского и Батюшкова, которые всегда надеялись на лучшее. Жуковский был уверен в том, что счастье вечное ждет людей в загробном мире и что именно там они найдут мир, спокойствие и любовь. Батюшков же после его «маленькой философии», в которой он указывал на то, что человек рожден для тихой уединенной жизни и любви, однажды потерпел крах и сразу же начал искать спасение в религии.

А вот Баратынский был разочарован во всем, он не верил ни в гармонию мира на земле, ни тем более на небе, а также сомневался в возможности счастья «здесь» и «там». По его мнению, человек раздвоен и разорван изначально и поэтому никак не может найти гармонию ни с душой своею, ни с окружающим миром. Он считал, что таков закон мироустройства.

Баратынский очень интересно размышляет о том, что человеческое тело смертно и привязано к земле, а душа постоянно рвется в небо, и она бессмертна. Но зачастую душа не выдерживает всех земных переживаний и погибает раньше тела, и тело как бы становится лишенным разума и чувств, а значит, бессмысленным. Он также думал, что человеку даны страсти, благодаря которым он живет напряженно и полно, но вот сама жизнь втиснута в очень узкие временные рамки судьбы.

Все эти противоречия не могут ни исчезнуть, ни отмениться, ни примириться, так как это закон бытия. Баратынский - скептик, его не так волнует возникающее при всем этом чувство разочарования, как просто размышления о нем. О жизни он рассуждает как о неизбежном для человека страдании, которое сопровождает его от рождения и до смерти.

В творчестве Баратынского современники видели талантливого поэта прежде всего пушкинской школы. Но позднее его творчество критика не поняла. А вот русскими символистами он стал восприниматься как крупный и самостоятельный лирик-философ, пытавшийся воплотить в поэтических строках что-то глубокое и трудно передаваемое.

Величины

Пушкинской поры поэты не всегда работали в атмосфере миролюбия и согласия. Их литературные дискуссии часто проходили остро, хлестко и бескомпромиссно, полемические выпады в обсуждениях очень часто ранили самолюбие оппонентов.

Как видно, были определенные сложности и в литературной жизни, но при этом поэзия так называемой пушкинской поры стремительно развивалась и достигала высокой культуры. И конечно же, она обязана этим в первую очередь А. С. Пушкину, глубоко, на гениальном уровне, постигшему российский механизм создания стихов и доведшему слова поэзии до непостижимого совершенства.

Пушкинской поры поэты открыли нам который так и остался непревзойденным периодом сверкающего творческого полета отечественной музы. И теперь мы имеем возможность наслаждаться их великолепными трудами.

Заключение

Конечно же, не только Пушкину было присуще мастерское владение языком русской поэзии, однако он был Солнцем на небосклоне, которое притягивало к себе, как наша планетная система другие яркие и сверкающие, хорошо заметные поэтические планеты, каждая из которых имела способность привлекать в свою сферу еще более мелкие спутники.

Поэты пушкинской поры - фундамент всей русской поэзии. С их творчеством обязательно нужно познакомиться и по возможности изучить. К сожалению, эта взрощенная пушкинским временем плеяда поэтов в действительности очень велика, и нет возможности поговорить о каждом. Все они стали главным украшением богемного мира поэзии.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Евгений Абрамович Баратынский (1800 - 1844) - русский поэт. Евгений Абрамович Баратынский (1800 - 1844) - русский поэт. Родился 19 февраля (2 марта по н. с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. Происходил из древнего польского рода, с к. XVII в. обосновавшегося в России. Отец Баратынского был светским генерал-лейтенантом Павла I, мать - фрейлиной императрицы Марии Федоровны. В 1810 умер отец Баратынского, и его воспитанием занялась мать. Из немецкого пансиона Баратынский перешел в 1812 г. в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 его исключили за не совсем безобидные мальчишеские проделки (кража) без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской. Это происшествие сильно подействовало на юношу; он признавался позднее, что в ту пору «сто раз был готов лишить себя жизни». Бесспорно, позор, пережитый поэтом, оказал влияние на выработку пессимистического его миросозерцания. В 1819 он был зачислен рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же он завязал приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером. Благодаря Дельвигу, в печати появились первые произведения Баратынского: послания "К Креницину", "Дельвигу", "К Кюхельбекеру", элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 выпущена поэма "Пиры", принесшая автору большой успех. В 1820-1826 Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: "Финляндия", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды...), положенное на музыку М. Глинкой, "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора.

Слайд 7

Описание слайда:

Причиной был независимый характер творчества и оппозиционные высказывания поэта. Причиной был независимый характер творчества и оппозиционные высказывания поэта. Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря" (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах" (1828). В апреле 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений - итог первой половины его творчества. После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план у него теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как "разрешенья всех цепей" ("Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?.."). В 1832 начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский стал одним из самых активных его авторов. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску. В 1835 вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х - начала 1840-х. В 1843 поэт поехал за границу. Полгода он провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции. В стихотворениях Баратынского той поры ("Пироскаф", 1844) появились бодрость и вера в будущее. Смерть помешала началу нового этапа творчества поэта. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля н.с.) 1844. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Лесной царь Лесной царь Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. "Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" "Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой". "О нет, то белеет туман над водой". "Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои". "Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит". "О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы". "Ко мне, мой младенец: в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять". "Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей". "О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне". "Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой". "Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать". Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал... В руках его мертвый младенец лежал.

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Общие сведения о А.А.Дельвиге Дельвиг Антон Антонович, барон. Родился в 1798 году в Москве. Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Поэт. Окончил Лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, затем в министерстве финансов. С 1821 года служил помощником библиотекаря в Публичной библиотеке. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", - вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах. В этих изданиях Дельвига Пушкин принимал деятельное участие. Еще в 1815 году, в пору ученья, Дельвиг опубликовал стихотворение "К Пушкину" - первый в русской литературе восторженный отзыв о молодом поэте, уверенно предрекавший ему бессмертие.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!