Свечи нгк. Как расшифровать маркировку и подобрать по автомобилю свечи зажигания NGK. Расшифровка маркировки свечей NGK

Свеча зажигания – простое на первый взгляд устройство. Однако на этот конструктивный элемент двигателя внутреннего сгорания возложена одна крайне важная задача – воспламенение в камере сгорания топливной смеси. В интересах самого водителя, чтобы горючая смесь сгорала правильно, без побочных для силового агрегата эффектов. Качество и полнота сгорания зависит именно от характеристик искрообразователя. Невольно назревает вопрос, какие устройства на сегодняшний день наиболее качественные и эффективные?

Прочные позиции на мировой арене занимает японская компания NGK, производящая свечи зажигания для любой современной техники. Многие автолюбители считают, что конструкция воспламенителей идеальна, но японские инженеры из года в год доказывают обратное. Компания NGK предоставляет не только обширный каталог высококачественных комплектующих для ДВС, но и улучшает технические характеристики своей продукции. Далее ответим на волнующие многих водителей вопросы: как подобрать свечи зажигания NGK по автомобилю и, какими преимуществами они отличаются на фоне своих конкурентов.

Свечи зажигания NGK: описание и основные отличия

С виду автосвечи от японского производителя ничем не отличаются от аналогов: внутри керамической оболочки располагается центральный электрод со стержневым контактом. А на поверхности изолятора можно обнаружить специальные выемки, предотвращающие утечки электроэнергии. За счет чего тогда устройства от НЖК прославились и смогли завоевать доверие миллионов водителей? Их популярность достаточно легко объяснить – инженеры NGK ответственно подходят к производству своей продукции, уделяя огромное внимание качеству.

Эти свечи зажигания уникальны своим электродом, который для лучшего отвода тепла выполняется из меди. На нем нанесена V-образная насечка, способствующая распределению потенциала на периферии. Усиливает теплоотводящий эффект специальная жаростойкая оболочка. Покупателю доступны на выбор семь видов таких изделий. Наиболее популярными и, по мнению отечественных автолюбителей, эффективными являются воспламенители из линейки V-Line. В номенклатурном перечне продукции также числятся следующие виды свечей:

  • С одним электродом – лучшим образом подходят для многих современных автомобилей;
  • Многоэлектродные – отличаются повышенной стабильностью и надежностью;
  • Иридиевые свечи зажигания NGK – ресурс таких изделий в два раза больше обычных;
  • Устройства NGK LPG LaserLine – предназначены для силовых агрегатов, работающих на газу.

Многоэлектродные свечи сегодня приобретают все большую актуальность. Боковые электроды способны образовать искру, даже, если один из искрообразователей вышел из строя. Такой принцип работы устройств обеспечивает более стабильную и надёжную работу двигателя. Плюс ко всему, ресурс свечей зажигания NGK с несколькими электродами заметно выше, чем у аналогов – порядка 50 тыс. км. Иридиевые устройства служат на протяжении 100 тыс. км благодаря напайкам из редкоземельных материалов. Многие автолюбители отдают предпочтение именно этой продукции из росписи изделий японского производителя.

Маркировка и расшифровка

Все автосвечи от НЖК получили индивидуальную упаковку и идентификатор в виде специальной маркировки. Обозначения, нанесенные на поверхность устройств, существенно упрощают выбор того или иного изделия. Элементарные познания в расшифровке маркировки позволят точно определить нужный воспламенитель, подходящий к конкретному типу двигателя по основным параметрам. Расшифруем маркировку на конкретном примере – BPR5EY – 11.

Эти символы обозначают следующее:

  1. В – диаметр резьбы/шестигранник.
  2. Р – структура свечи.
  3. R – наличие помехоподавляющего резистора.
  4. 5 – калильное число (от 2 до 10).
  5. Е – длина резьбы.
  6. Y – конструктивные особенности.
  7. 11 – межэлектродный зазор.

Зная основные обозначения, с помощью специальной таблицы не составит особого труда расшифровать маркировку любого устройства. В данном примере свеча NGK BPR5EY – 11 имеет присоединительную резьбу 14 мм (B) под свечной ключ на «21», в структуру входит выступающий изолятор (P) и стандартный резистор (R), калильное число равняется 5, длину резьбового хвостовика (E) 19 мм и стандартную конструкцию (Y) с зазором 1.1 мм.

Подбор свечей по автомобилю

Подбор свечей зажигания NGK по марке автомобиля достаточно прост и удобен. Необходимо всего лишь зайти на официальный сайт производителя и перейти в соответствующий раздел – подбор продукции. После чего достаточно выбрать необходимый тип двигателя – бензиновый или работающий на газу, ввести марку и модель автомобиля, после чего откроется страница с характеристиками силового агрегата и перечнем наиболее подходящей данному типу двигателя продукции.

Подбор по автомобилю занимает всего несколько минут. Для автомобиля UAZ Patriot с кодом двигателя ЗМЗ-405, 409 компания НЖК предлагает стандартные свечи зажигания BPR5ES и модернизированные воспламенители BPR5EIX для улучшения ходовых качеств автомобиля. Также в описании под каждым изделием можно ознакомиться с основными преимуществами и достоинствами автосвечи.

(СЗ) служат для передачи искры, необходимой для воспламенения горючей смеси, без чего невозможен запуска двигателя авто. Так что к выбору этих «расходников» необходимо подходить с умом. В этой статье мы расскажем, что представляют собой свечи зажигания NGK, как осуществляется их подбор по автомобилю и как отличить оригинал от подделки.

[ Скрыть ]

Особенности СЗ

Свеча зажигания NGK для передачи искры от катушки

Для начала рассмотрим основные характеристики и особенности, которыми обладает свеча зажигания br6hs, bpr7hs, bpmr7a, bpr6es-11, bkr6e-11 или любая другая модель. В первую очередь, необходимо отметить, что иридиевые и платиновые СЗ для получения искры от катушки оснащаются изолятором из глиноземной керамики. Такой изолятор представляет собой отличный диэлектрик, который характеризуется превосходной теплопроводностью, а также большой прочностью.

Изолятор такого типа выполняет определенные функции:

  1. Искровое перекрытие в СЗ моделей bpr7hs, bpmr7a, bpr6es-11, bkr6e-11 и других исключается благодаря гофрированному наконечнику изолятора. Как известно, искровое покрытие иногда может способствовать перебоям в системе и катушке зажигания, что особенно часто происходит при повышенной влажности.
  2. В результате высокой теплопроводности, а также механической прочности. Изолятор позволяет обеспечить наиболее эффективный теплоотвод, а также защиту СЗ bpr7hs, bpmr7a, bpr6es-11, bkr6e-11 или другой модели от перегрева. Кроме того, изолятор может защитить иридиевую или платиновую СЗ от повреждения при сильном нагревании либо резком охлаждении.
  3. Благодаря эксплуатации специального порошкового средства для соединения изолятора с металлическим корпусом, конструкция СЗ bpr7hs, bpmr7a, bpr6es-11, bkr6e-11 или другой модели является наиболее герметичной.

Еще одна особенность иридиевых и платиновых СЗ NGK для автомобиля с высоким калильным числом и увеличенным сроком или ресурсом службы — это медный сердечник. Этот компонент конструкции характеризуется пониженным сопротивлением, а также достаточно высокой теплопроводностью.

Благодаря этому:

  1. Искра на СЗ bpr7hs, bpmr7a, bpr6es-11, bkr6e-11 или другой модели от катушки будет наиболее устойчивой, чем на аналогах, где применяется металлический стержень, облицованный медью.
  2. Повышается уровень эффективности охлаждения СЗ для автомобиля bpr7hs, bpmr7a, bpr6es-11, bkr6e-11 либо любой другой в результате быстрой отдачи тепла, которая передается более холодному концу СЗ. В частности, имеется в виду керамический изолятор.
  3. СЗ моделей bpr7hs, bpmr7a, bpr6es-11, bkr6e-11 или любых других характеризуются достаточной большим сопротивлением по отношению к появлению нагара. Также СЗ могут сопротивляться обширным тепловым диапазоном функционирования.

Электроды СЗ bpr7hs, bpmr7a, bpr6es-11, bkr6e-11 или других моделей с высоким калильным числом, выполненные из специального никелевого сплава, позволяют обеспечить увеличенный ресурс службы. Еще одной особенностью является наличие холоднокатанной резьбы с довольно качественно выполненной поверхностью, в отличие от нарезной, соответственно, демонтировать такую СЗ при необходимости будет проще (автор видео — Советы автолюбителю).

Ассортимент

Перечислять все модели СЗ с высоким калильным числом и сроком службы для автомобиля мы не будем, поскольку их очень много.

Выделим несколько линеек:

  1. V-Line и LPG Laser Line. По утверждению производителя, СЗ этой линейки были разработаны специально для эксплуатации на автосервисах. Следует отметить, что модели линейки LPG LaserLine допускаются к эксплуатации в двигателях работающих на природном газе.
  2. Iridium IX. Такие свечи с повышенным сроком службы и высоким калильным числом, а также увеличенной мощностью используются многими автомобильными производителями еще при сборке транспортных средств. Данный тип СЗ был разработан для современных технологий, применяющихся в ДВС, но допускаются для использования и в старых моторах в качестве аналога.
  3. D-Power. Эта линейка, состоящая из более чем 60 моделей, разрабатывалась специально для эксплуатации в дизельных двигателях. Свечи этой линейки, как уверяет производитель, позволяют обеспечить быстрый и безопасный для силового агрегата холодный запуск.

Маркировка

Если вам в руки попали иридиевые свечи зажигания NGK моделей bpr7hs, bpmr7a, bpr6es-11, bkr6e-11 или любых других, то вам наверняка будет интересна расшифровка их маркировки. Рассмотрим пример расшифровки маркировки на свече bkr6e-11.

Первый символ обозначает диаметр резьбы, в данном случае он составляет 1.4 см:

  • А — 1.8 см;
  • С — 1 см;
  • D — 1.2 см;
  • Е — 0.8 см;
  • АВ — 1.8 см;
  • ВС и ВК — 1.4 см;
  • DC — 1.2 см.

Следующий символ — это структура. Р означает, что СЗ оснащена выступающим изолятором, М — компактное устройство, U — элемент с дополнительным искровым зазором. Третий символ — если R, то это наличие резистора, если Z — то резистор индуктивный. Следующий элемент — это калильное число. Если от 2 — то это высокое калильное число, если до 10 — то низкое.

Пятый по счету символ — это длина резьбы:

  • Е — 1.9 см;
  • ЕН — общая длина 1.9 см, 1.27 см из них — нарезанная резьба;
  • Н — 1.27 см;
  • L — 1.12 см;
  • F — коническая плотная посадка.


Оригинал или подделка?

Если с калильным числом и прочими характеристиками все понятно, перейдем к вопросу подбора. Чтобы правильно осуществить подбор СЗ для подачи искры от катушки с высоким сроком и ресурсом службы, необходимо уметь отличать оригинал от подделки.

  1. Чтобы срок и ресурс службы был высоким, в первую очередь обратите внимание на качество надписей и рисунков на свече. У подделок есть погрешности, надписи могут быть неровными, в то время как у оригиналов все выполнено идеально. Кроме того, поддельные СЗ могут иметь неправильный логотип — вместо NGK это может быть MGK, MCK и т.д.
  2. При подборе свечи с хорошим ресурсом и сроком службы осмотрите электрод — он должен быть центральным, а сам стержень — медным. Боковой электрод должен быть установлен ровно.
  3. На оригинале с высоким ресурсом службы, что подтверждают отзывы, на шестиграннике имеется код партии, это нужно учитывать при подборе.
  4. Также осуществляя подбор СЗ для своего авто, обратите внимание на резьбу — в оригиналах с высоким ресурсом эксплуатации она делается накаткой, ее поверхность ровная.

Маркировка, наносимая на свечи зажигания NGK, содержит важную информацию об особенностях свечей, их свойствах и функциях.

На каждой свече из ассортимента NGK, а также на упаковке нанесена комбинация букв и цифр, дающая необходимую информацию о свече: калильное число, размеры, тип резьбы, величину межэлектродного зазора, сведения о материалах, а также конструктивные особенности.

NGK использует 2 стандартных кодировки для маркировки своих свечей. Существуют, также, некоторые специальные обозначения.

Первая стандартная надпись содержит 7 параметров, обозначенных на примере:

B P R 5 E S -11

1. Диаметр резьбы / Шестигранник
A — 18 мм / 25,4 мм
B — 14 мм / 20,8 мм
C — 10 мм / 16,0 мм
D — 12 мм / 18,0 мм
E — 8 мм / 13,0 мм
AB — 18 мм / 20,8 мм
BC — 14 мм / 16,0 мм
BK — 14 мм / 16,0 мм
DC — 12 мм / 16,0 мм

2. Структура
P — с выступающим изолятором
M — компактная свеча
U — тип с поверхностным разрядом или дополнительным искровым зазором

3. Помехоподавляющий резистор
R — с резистором
Z — с индуктивным резистором

4. Калильное число

5. Длина резьбы
E — 19 мм
EH — 19 мм (общая длина), с частично нарезанной резьбой 12,7 мм
H — 12,7 мм
L — 11,2 мм
F — коническая плотная посадка (A-F — 10,9 мм; B-F — 11,2 мм; B-EF — 17,5 мм; BM-F — 7,8 мм)
пустой — компактная свеча (BM, BPM, CM — 9,5 мм)

6. Конструктивные особенности
B — неподвижная контактная гайка SAE (CR8EB)
CM, CS — наклонно выполненный боковой электрод, компактный тип (длина изолятора: 18,5 мм)
G — гоночная свеча зажигания
GV — гоночная свеча зажигания (центральный электрод специального V-типа из сплава золота и палладия)
I, IX — иридиевый электрод
J — 2 боковых электрода специальной формы (удлиненные, наклонно выполненные)
K — 2 боковых электрода
-L — промежуточное калильное число
-LM — компактный тип (длина изолятора: 14,5 мм), используется для газонокосилок
N — специальный боковой электрод
P — платиновый электрод
Q — 4 боковых электрода
S — стандартный тип (центральный электрод: 2,5 мм)
T — 3 боковых электрода
U — тип с полуповерхностным разрядом
VX — платиновая свеча зажигания
Y — центральный электрод с V-образной насечкой
Z — специальная конструкция (центральный электрод: 2,9 мм)

7. Межэлектродный зазор

-8 — 0,8 мм
-9 — 0,9 мм
-10 — 1,0 мм
-11 — 1,1 мм
-13 — 1,3 мм
-14 — 1,4 мм
-15 — 1,5 мм

Вторая стандартная надпись содержит 6 параметров, обозначенных на примере:

P F R 5 A -11

1. Тип свечи зажигания
D — свеча с повышенной надёжностью зажигания, с особо тонким электродом
I — иридиевая свеча
L — удлинённая резьбовая часть
P — платиновая свеча
S — свеча с повышенной надёжностью зажигания, квадратная платиновая вставка
Z — Свеча с выступающим искровым зазором

Указанные выше обозначения могут быть комбинированными, например: ILFR…, PLZFR…
Наличие буквы «L» приоритетно по отношению ко всем другим буквам, обозначающим длину.
Например:
свеча с уплотнительным кольцом: FR5AP-11 (длина резьбы 19.0 мм); LFR5AP-11 (длина резьбы 26.5 мм)
свеча с конической плотной посадкой: РТR5С-13 (длина резьбы 17,5 мм); PLTR6A-10G (длина резьбы 25.0 мм)

2. Диаметр, длина резьбы, тип уплотнения / Шестигранник
KA — 12 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 14,0
KB — 12 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 14,0 Bi-Hex
MA — 10 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 14,0
NA — 12 мм, 17,5 мм, коническая плотная посадка / 14,0
F — 14 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 16,0
G — 14 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 20,8
J — 12 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 18,0
K — 12 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 16,0
L — 10 мм, 12,7 мм, уплотнительное кольцо / 16,0
M — 10 мм, 19,0 мм, уплотнительное кольцо / 16,0
T — 14 мм, 17,5 мм, коническая плотная посадка / 16,0
U — 14 мм, 11,2 мм, коническая плотная посадка / 16,0
W — 18 мм, 10,9 мм, коническая плотная посадка / 20,8
X — 14 мм, 9,5 мм, уплотнительное кольцо / 20,8
Y — 14 мм, 11,2 мм, коническая плотная посадка /16,0

3. Помехоподавляющий резистор
R — с резистором

4. Калильное число
от 2 (аналог «9» у DENSO) — горячие свечи, медленно рассеивают теплоту, изолятор и электроды нагреваются сильнее
до 10 (аналог «31» у DENSO) — холодные свечи, быстро рассеивают теплоту, изолятор и электроды нагреваются слабее

5. Конструктивные особенности
A, B, C… — специальные характеристики
I — иридиевый электрод
P — платиновый электрод

Z — специальная конструкция (центральный электрод: 2,9 мм)

7. Межэлектродный зазор
пустой — стандартный зазор (мотоцикл: 0,7-0,8 мм, автомобиль: 0,8-0,9 мм)
-7 — 0,7 мм
-9 — 0,9 мм
-10 — 1,0 мм
-11 — 1,1 мм
-13 — 1,3 мм
-14 — 1,4 мм
-15 — 1,5 мм
-A — без уплотнительного кольца
-D — специальное покрытие металлического корпуса
-E — специальное сопротивление
-G — боковой электрод с медным сердечником
-H — специальная резьба
-J — 2 боковых электрода
-K — защищенный от вибрации боковой электрод
-N — специальный боковой электрод
-Q — 4 боковых электрода
-S — специальное уплотнительное кольцо
-T — 3 боковых электрода

Цивилизация обращения нашего водителя с двигателем корнями уходит в глубокий совок, когда основными девизами ухода за автомобилем были «хороший стук сам вылезет», «тянуть до заключительного», «проволока и изолента спасут автоиндустрию». Культура вырабатывается с годами и мощно зависит от наличия запчастей, финансов и, главное, знаний. Максимально бездонных знаний в каждой мелочи, каждом клапане и каждой релюшке. Несмотря на то, что запчастей сейчас попросту навалом и от голода тоже редко умирают, со знаниями просто беда. Такая значительная мелочь, как свеча зажигания, может настолько сильно влиять на труд двигателя, тем более современного, что для многих это покажется фантастикой. Тем не менее, сделаем попытку разобраться в кой-каких видах свечей, узнать для чего, почем и какие свечи стоит приобрести при следующей замене.

Ресурс свечей зажигания

Как у и любого устройства и приспособления, у свечей тоже есть свои недостатки. Они связаны основным образом с нестабильным и некачественным искрообразованием и низким ресурсом. В среднем, свеча сможет миновать не больше 30 тысяч, а это говорит о том, что каждых 8-9 месяцев приходится их менять. Если этого не сделать вовремя, портится искрообразование, полнота сгорания топливно-воздушной смеси, вот и начал расти расход бензина и сделалась падать мощность. Да и это не все, можно привести еще с десяток негативов, которые образуются в связи с износом свечей. Свеча, топорно – это просто два электрода и изолятор. Опять-таки, грубо, чем быстрее выгорают электроды, тем хуже. Тут возникает первое противоречие. Дело в том, что чем меньше площадь электрода, тем искра мощнее и интенсивнее. Точечный ключ разряда - самый эффективный. Мощная искра - это полное и безостаточное сгорание бензина, рослый КПД двигателя в целом, высокая мощность на выходе. Поэтому к материалу, из какого выполнены электроды, конструкторы присматриваются очень пристально и до недавнего поре только нихром мог обеспечить достаточный срок службы свечи. Он плавится при температуре в пределах 1500°C, при том, что температура внутри камеры сгорания всегда пульсирует до 2,5-3 тысяч градусов. Естественно, что в таких адских условиях нихромовые электроды длинно не протянут и выгорают с частотой в 20-30 тысяч км. Бороться с этим можно, но лишь наращивая массу электродов, точнее, площадь их поверхности, тогда выгорание выходит медленнее, но и искрообразование более вялое. Вот почему производители предлагают свечи с тремя боковыми электродами - они воздействуют только на ресурс, а искра, какая была, такая и остается. Немало того, наращивание массы электродов в ряде случаев приводит к элементарным пробелам воспламенения, поскольку искра стает более холодной и не в силах подпалить рабочую смесь. Если говорить о высокооборотистых двигателях, спортивных или загружённых, тогда происходит вообще неприглядная картина. Если в штатном порядке смесь еще как-то воспламеняется, то при резком росте давления, когда педаль газа в пол, её скачок может достигать 15-22 атм. со штатных 5-8 атм. В этом случае вполне закономерно портится мощность, количество вредных соединений в выхлопе, повышается расход топлива. Но выход из этой, представлялось бы, тупиковой ситуации был найден лет десять назад.

Иридиевые свечи зажигания NGK

Отчего иридиевые и почему NGK - объясняется достаточно просто. Около 90% всех свечей, какими комплектуются автомобили на конвейере и 80% объема всех свечей рынока запчастей в мире, сделаны японскими компаниями NGK и Denso. Последние - дочернее предприятие Тойоты, а первые сотрудничают утилитарны со всеми ведущими производителями автомобилей. Именно поэтому им стоит верить в первую очередь, хотя это не значит, что Bosch или Brisk хуже. Они иные. NGK открыли первый свечной заводик в 1936 году, в Европе очутились уже после 1946 года, а сегодня их свечи ставят на конвейере Ferrari, Honda, Bentley, Rolls-Royce. Драгоценными металлами компания основы интересоваться десять лет назад и сегодня продолжает изучение применения великодушных металлов в свече зажигания. Драгметалл увлекателен, в первую очередь, высоким ресурсом. Объясняется это просто. Иридий имеет температуру плавления 2454 градуса, платина 1769, а никель лишь 1453 градуса. Штатная температура работы свечи не превышает 700-900°C, а на перепады и острые скачки температур мы уже жаловались выше. Следовательно, чем выше температура плавления металла и чем сложнее обстоятельства, в которых этот металл плавится, тем меньше вероятность эрозии, то кушать выгорания электродов. Коль так, тогда есть возможность сделать электрод с минимальной площадью, а это даст мощную искру. Так, диаметр иридиевых или платиновых электродов в свечах NGK BCPR6EIX-11 и Денсо (Denso) VQ20 составляет всего-навсего 0,5 мм. Этот микроскопический наконечник зафиксирован на электроде лазерной сваркой. Уже отмечалось, что чем меньше площадь электрода, тем электростатическое поле, какое создается между электродами, сильнее, тем мощнее искра, меньше электричества необходимо для образования искры. К тому же фронт пламени на иридиевых или платиновых свечах не распространяется куда угодило - электрод имеет форму конуса и расширяется к основанию. Но и это не все преимущества иридиевых или платиновых свечей. Кушать такое понятие, как самоочистка от нагара. Как правило, она начинается в температурных пределах 260-300°С, а в свечах с применением драгметаллов выходит дополнительное очищение от нагара благодаря специальной канавке между электродом и изолятором. Еще одинешенек характерный штрих, по которому можно узнать свечи NGK - V-образная проточка на центральном электроде, какая способствует смещению фронта искрообразования ближе к рабочей смеси. Вылитые выемки имеет и свеча Денсо ik20, но на боковом электроде.

Верный подбор свечи по автомобилю

Спозаранку или поздно, но приходит момент, когда необходима замена свечи, каким рослым ее ресурс ни был бы. Тогда встает вопрос о подборе, поскольку NGK выпускает массу моделей иридиевых или платиновых свечей. Марка свечи сурово определяется типом мотора, а точнее, калильным числом зажигания. В двигателе выделяется определенное число тепла и в каждом конкретном типе мотора оно разное. Так, движок с турбиной может выкручивать до 7000 об/мин, в то пора, как для обычного ВАЗовского мотора 5000 об/мин - потолок. Следовательно, калильное зажигание и марка свечи должна отвечать температурному режиму внутри камеры сгорания. Судя по отзывам, на ВАЗ неплохо показали себя свечи NGK BCPR6ES11. Ресурс у этих свечей очутился втрое больший, чем у обычной свечи, но и цена стабильно высокая - возле десяти долларов за штуку. Экономически иридиевая или платиновая свеча все равновелико выгоднее обычной не только из-за высокого ресурса, но и из-за преимущества при запуске мотора на морозную, отсутствии необходимость снимать свечи, чтобы их почистить, зазор в таких свечах не регулируется, а остается стабильным.

Детальное видео о свечах NGK

При выборе свечей зажигания весьма важно прислушиваться к рекомендациям производителя как двигателя, так и свечи, и строго блюсти рекомендации, которые касаются марки, зазора между электродами и момента затяжки свечи.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!