Земли транспорта: что это такое, каковы правовой режим и методы государственной кадастровой оценки? Земли транспорта Земли транспорта предназначены и могут использоваться

Это земельные участки (ЗУ), которые предназначены для организации и эксплуатации земельных объектов и которые могут использоваться с целью формирования транспортных коммуникаций следующих видов:

Относятся к таковым, если права на них возникли у законных участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных Земельным Кодексом, в частности – статьями и , федеральными и муниципальными законами и распоряжениями.

Понятие и общая характеристика

Земли транспорта – это особый состав земель, который вправе использоваться только для развития транспортной инфраструктуры муниципального и федерального значения. В этом качестве они внесены в Государственный земельный кадастр (ГКН), под соответствующим шифром. Это специфический земельный объект, на основании его целевого использования возникают земельные и гражданские отношения правовых субъектов.

На транспортных массивах могут прокладываться только непосредственно пути транспортного сообщения . Строительство капитальных объектов и сооружений допускается только в контексте тех задач, которые соответствуют целям их использования.

Использование этих участков под нужды, не связанные с транспортом считается нарушением и влечёт административную ответственность.

Какие участки относятся к этой категории?

Землям транспорта признаются территории, выделенные из состава категории , в том числе:

Земли могут располагаться только за пределом массивов населенных пунктов и использоваться согласно целевому назначению на основании норм статьи 87 ЗК РФ . В классификаторе видов разрешённого использования, вступившем в силу 01.09.14 г. и утверждённым приказом Минэкономразвития под № 540 , они закодированы под шифром 7.1-7.5. Являются видом целевого назначения.

К ним относятся следующий состав земель:

Особенности и разновидности их использования следующие:

Главной спецификой использования этих земель является не только извлечение пользы, но и соблюдения безопасности их эксплуатации. Все обозначенные массивы отводятся по определённым стандартам, которые предусмотрены для безопасного функционирования транспортных линий. К ним относятся расстояния от водной границы, размеры отводов под железнодорожное полотно и взлётные полосы.

Железнодорожное сообщение предусматривает также наличие складов, предназначенных для хранения предметов повышенной ценности и объектов с особым статусом правового регулирования.

Правовой режим и положение

Правовой режим земель транспорта опирается на положения законодательства . В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 8.11.07 г. № 257-ФЗ границы отвода полосы автотрассы устанавливаются документацией планировки территории – проектом планировки. Он подготавливается с учетом установленного нормирования по отводу земель. Нормы планировки размещения автодорог и объектов их эксплуатации утверждены ПП РФ от 2.09.09 г. под № 717 .

Что касается железнодорожных путей, то размеры выделяемого массива включают в себя полосы отвода, которые устанавливаются проектно-сметной документацией. В целях безопасности путей и иных объектов и сооружений, также – для безопасности граждан и железнодорожных работников устанавливаются охранные зоны. В частности при опасности:

  • схода лавин, оползней и селей;
  • обвалов и размывов при паводке;
  • других опасностей природных факторов;
  • движения скоростных поездов.

Правовой режим эксплуатации полос отвода и охранных зон утверждён ПП РФ от 12.10.06 г. под №611 . Правовой режим земель водного транспорта установлен ФЗ РФ от 7.03.01 г. под № 24-ФЗ, известного как КВВТ, а так же Законом «о морских портах РФ» . В них указаны границы береговой территории, которые могут использоваться под земли транспорта, а так же основные правила их эксплуатации.

Воздушный транспорт требует выделения территории только для взлёта и посадки, а так же – для эксплуатационных зданий и сооружений. Но в силу повышенной ответственности за безопасность жизнедеятельности, здесь применяются многочисленные законодательные акты, нормативы и СНИП. Главные регулирующие правовой режим положения, определены в следующих актах :

  1. Воздушный Кодекс РФ.
  2. Правила использования воздушного пространства РФ, утвержденные ПП РФ от 11.03.10 г. № 138 .

На их основании для каждого аэродрома выделяется при аэродромная территория. Её размеры – 30 км в радиусе от установленной контрольной точки. Так же предусматриваются иные положения режима безопасности.

Кто является собственником?

Главным собственником земель транспорта является государство , то есть они считаются федеральной земельной недвижимостью. В соответствии с региональными нормативами управления, передаются Субъектам Федерации, о чём в информационный банк ГКН внесена соответствующая информация. Несмотря на передачу земель в ответственное владение муниципалитетов, они не могут распоряжаться ими без согласия государственных органов, то есть все распоряжения должны утверждаться на Федеральном уровне.

Исключение составляет определённая часть земель, которая получена в собственность учредителей РЖД в процессе приватизации или путём её выкупа у государства внесением уставного капитала. Такие территории принадлежат РЖД.

Разрешённое и запрещённое использование

Обозначенный вид земель может использоваться только в целях, служащих развитию транспортной инфраструктуры. В число разрешённых объектов могут входить :


Кроме этого здесь разрешено возведение объектов для обслуживания пассажиров на время пути:

  1. придорожные и привокзальные кафе;
  2. отели и мини гостиницы;
  3. аптечные пункты и т.п.

На данных землях запрещены любые виды работ, которые не соответствуют целевому назначению и не имеют отношения к тому виду транспорта, для которого осуществлён отвод участка. Здесь также недопустимо:

  • вырубать насаждения;
  • перекрывать русло искусственного водоёма;
  • проводить работы в приближении к железнодорожной насыпи;
  • выпасать и прогонять скот;
  • проводить любые работы, которые могут повредить железнодорожное полотно;
  • проводить любые работы ближе, чем за 30 км от аэропорта.

Транспортные магистрали – территория повышенной опасности, их использование требует соблюдения установленных норм.

Управление и мониторинг

Управление земельной собственностью принадлежащей государству – обязательное условие, включённое в государственную программу эффективного использования земельного ресурса. Проводится посредством мониторинга и принятия на основании выявленных данных – решений о дальнейшем проведении существующей земельной политики.

Мониторинг земель является частью госпрограммы по определению влияния использования земель под транспортные нужды на экологическое состояние окружающей среды. Проводится органом ГКН в силу положений статьи 67 ЗК РФ .

Задачи мониторинга следующие :

  • наблюдение за состоянием используемых почв;
  • получение достоверных сведений об их состоянии;
  • возможность дальнейшего их использования под нужды транспорта;
  • влияние качества земель на окружающую экологию;
  • степень эффективности их использования по назначению.

Все полученные сведения передаются в специальные федеральные комиссии, которые принимают ответственное решение по дальнейшему использованию ресурса или изменениям в его использовании. Федеральные решения передаются в регионы, а региональные органы самоуправления проводят ознакомление с ними уполномоченных должностных лиц, ответственных за использование данных земельных массивов.

Таким образом, система управления государственной земельной собственностью составляет единую сеть, и включается в комплексное использование под нужды транспортных коммуникаций.

Массивы, принадлежащие РЖД, подчиняются общим правилам эксплуатации, предусмотренным федеральными программами.

Методы государственной кадастровой оценки

Вся оценочная деятельность земель осуществляется органом ГКН путём проведения ревизии . Ревизионная переоценка в отдельных кадастровых кварталах должна проводиться не реже чем через 5 лет, но не чаще, чем один раз в 3,5 года. После проведения ревизии удельная кадастровая стоимость земли соответствующей категории может изменяться на основании проведённых расчётов.

На основании произошла отмена ранее используемых методик государственной кадастровой оценки. в настоящее время процедура регулируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными ПП РФ от 08.04.2000 г. под № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» .

Ответственными исполнителями являются независимые оценщики , которые призываются для проведения работ на местах – по распоряжению муниципалитетов. Они могут использовать методы оценки, соответствующие закону «Об оценочной деятельности» .

Можно ли арендовать или перевести в собственность?

Некоторые ЗУ, относящиеся к данному виду, допускается получать в аренду путём выкупа арендных прав у муниципалитета на основании статьи 90 ЗК РФ . Это участки, на которых можно возвести капитальное нежилое строение, соответствующее целевому использованию – для услуг, предоставляемых пассажирам и сервисных центов.

Земли под автотрассами, железнодорожными путями, взлётными полосами и портами оформлять в аренду нельзя.

Оформление данных земель в собственность, недопустимо ни при каких условиях. Если на них возводятся строения, использующиеся под целевые нужды транспорта, допускается обременение сервитутом.

То же касается проведения трубопроводов – на время работы ЗУ допустимо арендовать или оформить сервитут. Выкуп или приватизация таких земель и иные формы собственности не допускаются.

Земли транспорта – целевое назначение категории . Могут использоваться только по целевому назначению с соблюдением установленных норм и правил эксплуатации. Принадлежат государству, могут передаваться в управление муниципалитетам. В определённых случаях допускают аренду или обременение сервитутом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Правовой режим земель автомобильного транспорта

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, согласно п. 3 ст. 90 ЗК, могут предоставляться земельные участки для:

размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном ЗК порядке в аренду гражданам и юридическим лицам, размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются: строительство жилых и общественных зданий, складов; проведение строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; распашка земельных участков покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения. Шейнин Л.Б. Земельное право России. - М., 2007.

Полоса отвода железных дорог -- земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков сустановлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации об особом режиме использования этих земельных участков.

Положение о землях транспорта включает в состав земель автомобильного транспорта дорожное хозяйство, земли, занятые автомобильными дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями, а также сооружениями и устройствами энергетического, гаражного, бензораздаточного хозяйства, автостанциями и автовокзалами и другими сооружениями. Основная часть земель автомобильных дорог -- полосы отвода.

В придорожных полосах автомобильных дорог устанавливается особый режим использования земель. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1420 были утверждены Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6059; 2000. № 6. Ст. 776. .

Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ об особом режиме использования этих земель. Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются.

Контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований указанных Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования, а также органы ГИБДД МВД России.

Ширина каждой придорожной полосы дифференцирована в зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития. В границах поселений размер придорожной полосы для существующих федеральных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 м. Обозначают границы придорожных полос органы управления федеральными автомобильными дорогами.

Основное ограничение прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков заключается в том, что в пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружений со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов ГИБДД МВД России и объектов дорожного сервиса.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на указанных земельных участках с учетом ограничений, установленных Правилами; возводить на предоставленных им земельных участках объекты, разрешенные Правилами; получать информацию о ремонте или реконструкции федеральной автомобильной дороги. Жариков Ю.Г., Шейнин Л.Б., Сиваков О.В. Земельное право: Учебное пособие. -- М., 1995

На собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, возлагаются следующие обязанности: соблюдать правила использования земель в пределах придорожных полос, а также нормы экологической безопасности; не наносить вред федеральной автомобильной дороге, соблюдать условия эксплуатации автомобильной дороги и безопасности дорожного движения; обеспечивать допуск на принадлежащие им земельные участки представителей органа управления федеральной автомобильной дорогой, а также своевременно исполнять выданные ими предписания; согласовывать с органом управления федеральной автомобильной дорогой и ГИБДД предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений; в случаях, предусмотренных Правилами, сносить и переносить возведенные на земельных участках некапитальные здания и сооружения.

В случаях возведения объектов с нарушением Правил в пределах придорожных полос здания и сооружения признаются в установленном порядке самовольной постройкой, и в отношении построивших их лиц принимаются меры, предусмотренные законодательством РФ.

За нарушение Правил собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законодательством.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в действующем порядке нормативных документов.

На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник. - М., 2006

Не разрешается препятствовать организации собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф (п. 6 ст. 90 ЗК).

На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков.

Государственное регулирование в области автомобильного транспорта

Государственное регулирование в области автомобильного транспорта общего пользования осуществляется в целях: обеспечения баланса интересов государства...

Земельное право

Правовой режим земель населенных пунктов представляет собой установленный нормами земельного, градостроительного и другого законодательства порядок использования и охраны земельных участков в пределах границы населенного пункта...

Земельные правоотношения

Одна из категорий земель, устанавливаемых Земельным кодексом РФ - земли сельскохозяйственного назначения. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, - 29.10.2001. - № 44...

Земли транспорта

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации...

Земли транспорта по законодательству Республики Беларусь

К землям транспорта относятся участки, предоставленные предприятиям и организациям транспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту...

Международное сотрудничество в области использования и охраны земель. Правовой режим земель водного фонда

В соответствии с Кодексом о земле к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, в том числе для размещения водохозяйственных сооружений и устройств...

Методология ведения кадастра земель, занятых автомобильными дорогами с применением земельно-информационных систем

Объектами транспортных систем Российской Федерации, регионов и муниципальных образований заняты значительные земельные площади, около 700 тыс. га. Их правовой режим зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций...

Порядок расследований аварий и происшествий на транспорте

Автомобильный транспорт сейчас самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века...

Право собственности на землю и право лесопользования

Правовой режим земель водного фонда

Порядок использования и охраны земель водного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и водным законодательством...

Правовой режим земель населенных пунктов

Правовой режим земель поселений - это совокупность содержащихся в земельном, экологическом, градостроительном и ином законодательстве РФ и ее субъектов...

Земли сельскохозяйственного назначения имеют важнейшее значение в развитии российской экономики, они - основная сфера производства продуктов для населения и сырья для промышленности. Действующее законодательство, как правило...

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Статья 78 Земельного кодекса РФ конкретизирует цели использования земель сельскохозяйственного назначения и перечисляет субъектов, которые вправе использовать земли данной категории...

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством...

Определение земель транспорта содержится в ст.2Положения о землях транспорта 1981 г. Кним относятся участки, предоставленные предприятиям и организациям транспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, совершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Эти земли находятся в управлении соответствующих транспортных министерств и ведомств.

Земли транспорта разнообразны по составу.

По видам транспорта выделяют земли:

Железнодорожного;

Автомобильного;

Магистральных трубопроводов;

Воздушного;

Внутреннего водного.

К землям железнодорожного транспорта относятся земли, предоставленные в постоянное пользование его предприятиям и организациям для осуществления возложенных на них задач.

Для обеспечения безопасной эксплуатации объектов транспортной деятельности Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта деятельности, противоречащейих целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особым режимом использования этих земель (ст. 6 Закона «О железнодорожном транспорте»).

К землям железнодорожного транспорта общего пользования относятся земли, отведенные под железно­дорожные линии, а также под иные сооружения, необходимые для обеспечения эксплуатации и реконструкции коммуникаций железнодорожного транспорта с учетом перспективы их развития.

Предприятия и организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны использовать предоставленные им земли в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, соблюдать на этих землях требования природоохранного законодательства Республики Беларусь.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта общего пользования определяется Белорусской железной дорогой с учетом требований земельного законодательства Республики Беларусь.

Основным предприятием железнодорожного транспорта является железная дорога, которая обеспечивает потребности экономики и населения в перевозках. В состав железнодорожного транспорта включается сложный производственно-технологический комплекс: сеть железных дорог, предприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава, контейнеров, обеспечивающие связь, сбор и обработку технологической информации, и ряд других.

Земли железнодорожного транспорта представлены земельными участками, занятыми железнодорожными путями, станциями, сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого и грузового хозяйств, защитными и укрепительными насаждениями, служебными, жилыми и другими сооружениями, обслуживающими нужды железнодорожного транспорта.



В полосу отвода железнодорожных дорог входят земли, занимаемые земляным полотном, искусственными сооруже­ниями, линейно-путевыми зданиями, устройствами связи, станциями (со всеми сооружениями), защитными лесонасаждениями и другими сооружениями и путевыми устройствами. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется органами управления транспорта с учетом требований земельного законодательства. Ширина полосы отвода устанавливается в зависимости от категории железных дорог в размере от2до 28 м. Сама колея дороги может быть 1524или 750 мм (узкоколейная железная дорога).

Кроме полосы отвода железнодорожному транспорту предоставляются земли, не прилегающие непосредственно к пути, но необходимые для эксплуатации железных дорог, под карьеры, водозаборные сооружения, питомники, насосные станции, другие сооружения и устройства, определенные соответствующими проектами.

В целях обеспечения безопасности населения и безопасной эксплуатации железнодорожных линий, станций, подъездных путей и других сооружений железнодорожного транспорта, расположенных на земельных участках, подверженных оползням, обвалам, размывам и другим опасным воздействиям природного характера, устанавливаются охранные зоны (ст. 8 Закона «О железнодорожном транспорте»).

К таким зонам относятся:

а) участки земли, необходимые для обеспечения со­хранности, устойчивости и прочности железнодорожных сооружений;

б) прилегающие к железным дорогам полосы леса шириной по 500 м в каждую сторону, в пределах которых не допускаются рубки, кроме рубок ухода и санитарных;

в) площади леса, где вырубка его может отразиться на устойчивости косогоров и привести к образованию оползней;

г) участки земель, необходимые для развития железной дороги, и некоторые другие.

В пределах зоны с особыми условиями землепользования не должны допускаться без согласования с органами управления железной дороги постройка капитальных зданий и сооружений, а также разведение многолетних культур, разрабатываться карьеры, сооружаться линии связи, силовые воздушные и кабельные сети, а также достраиваться дороги непосредственно под проводами и ближе чем в 3 м от крайнего провода для проезда машин (кранов, экскаватора и т. п.) высотой более 3 м. После утверждения границ зон обязательно письменное уве-домление собственников, владельцев, пользователейземли, на чьих землях установлены особые зоны, о характере и продолжительности действия особых условий пользования землей этих зон.

Предприятия транспорта должны обеспечить бесперебойное функционирование железных дорог, не допускать возникновения аварийных ситуаций. Особые требования предъявляются к использованию земель транспорта для перевозки опасных грузов, которые могут в процессе транспортировки, при производстве погрузоразгрузочных и иных работ послужить причиной взрыва, пожара, повреждения объектов железных дорог, а также гибели, травмирования, заболевания людей, нанести вред окружающей среде.

Использование земель железнодорожного транспорта должно соответствовать строительным и экологическим требованиям, санитарным и иным нормам. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.

Землями автомобильного транспорта признаются земельные участки, занятые автомобильными дорогами, непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями, водоотводными, защитными и другими искусственными сооружениями, площадками для стоянки и мойки подвижного состава, защитными лесонасаждениями, производственными зданиями и сооружениями, заводами и другими объектами по обслуживанию дорожного хозяйства. К ним относятся участки, занятые сооружениями и устройствами энергетического, гаражного, бензораздаточного хозяйства, станциями и автовокзалами, линейными производственными сооружениями, другими объектами по обслуживанию автомобильного транспорта.

Автомобильные дороги подразделяются на:

– автомобильные дороги общего назначения;

– ведомственные автомобильные дороги.

Автомобильная дорога – комплекс инженерных со­оружений (земляное полотно, дорожная одежда, мосты, путепроводы, трубы, система водоотвода, дорожные знаки, защитные устройства, площадки отдыха, средства связи, другие элементы благоустройства, здания и сооружения дорожной службы), предназначенных для обеспечения безопасного и удобного движения транспортных средств с установленными скоростями, нормативными нагрузками и габаритами, определяемыми действующими правилами дорожного движения, государственными стандартами и другими нормативными актами.

Полоса отвода автомобильных дорог общего пользования, в которой размещаются дорожные сооружения (снегозадерживающие, водоотводные и др.), определяется в соответствии с категорией дороги в следующих размерах:

Контролируемая зона автомобильных дорог общего пользования включает пространство по 200 м в каждую сторону от оси дороги и определяется для перспективного развития существующей автомобильной дороги и дорожных сооружений (ст. 3 Закона «Об автомобильных дорогах»).

Предприятия и организации автотранспорта вправе использовать примыкающие к полосам отвода земельные участки, вести вырубки деревьев и кустарников в целях улучшения видимости дороги.

Дорожные органы обязаны письменно уведомлять тех субъектов, на чьих землях устанавливаются специальные зоны, о характере и продолжительности особых условий пользования землей в этих зонах.

Пользователи земельныхучастков, находящихся в контролируемой зонеавтомобильных дорог, обязаны:

Постоянно содержать в надлежащем состоянии территорию земельных участков, а также находящиеся на ней строения, сооружения, коммуникации, лесонасаждения;

Разрешать установку временных устройств для охраны автомобильных дорог от снежных заносов.

Контроль за выполнением обязанностей пользователями земельных участков, находящихся в контролируемой зоне автомобильных дорог, возлагается на специально уполномоченный орган государственного управления дорожным хозяйством и исполнительные и распорядительные органы (ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах» от 5 января 1995 г.).

К землям воздушного транспорта относятся участки, занятые аэропортами и аэродромами как основными объектами воздушного транспорта. Землями воздушного транспорта также являются территории авиастроительных и авиаремонтных заводов, земельные участки, обслуживающие мастерские, служебные, жилые, культурно-бытовые постройки воздушного транспорта и некоторые другие.

В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 июля 1999 г., аэродром – это земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Для обеспечения взлета и посадки воздушных судов выделяется посадочная площадка. Это цементный участок или специально подготовленная искусственная площадка.

Аэропорт включает комплекс сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие наземные сооружения и необходимое оборудование.

По своему назначению аэропорты подразделяют на внутренние и международные.

Кроме того, на землях воздушного транспорта размещаются объекты единой системы организации воздушного движения. К ним относятся комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень таких объектов устанавливается авиационными правилами.

Местность вокруг аэродрома, ограниченная по размерам, над которой осуществляется маневрирование воздушных судов (приаэродромная территория), имеет особый режим. Она включает прилегающую к аэродрому зону контроля и учета объектов и препятствий, а также зону экологической безопасности. Ее размер устанавливается авиационными правилами.

Вокруг аэродромов и других объектов транспорта создаются охранные зоны, где могут быть ограничены права смежных собственников, владельцев и пользователей.

Землями трубопроводного транспорта являются земельные участки, занятые наземными и надземными магистральными трубопроводами и их сооружениями, а также наземными сооружениями подземных магистральных трубопроводов.

Земли трубопроводного транспорта состоят из полосы отвода и непосредственно примыкающих к ним земель, обслуживающих трубопроводный транспорт.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 1998 г. № 984 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов. Трассы трубопроводов должны быть обустроены, обозначены информационно-опознавательными значками. С целью обеспечения нормальных условий эксплуатации магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты и другую продукцию, устанавливаются охранные зоны:

Вдоль трассы трубопроводов – в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50–100 м от оси трубопровода с каждой стороны (в зависимости от транспортируемой продукции);

Вдоль подводных переходов – в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстающими от осей крайних трубопроводов на 100 м с каждой стороны.

Охранные зоны устанавливаются и вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, вокруг технологических установок подготовки продукции и других объектов.

Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, выполняются в соответствии с Инструкцией по производству работ в охранных зонах магистральных трубопроводов, утвержденной постановлением Проматомнадзора от 29 мая 1998 г. № 6.

Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землевладельцев и землепользователей и используютсяими для проведения сельскохозяйственных работ при условии обязательного соблюдения законодательства.

Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах трубо-проводов производятся землевладельцами и землепользователями с предварительным уведомлением предприятий трубопроводного транспорта.

Трубопроводы относятся к производствам повышенного риска, и поэтому правилами охраны магистральных трубопроводов (пп. 16, 17) предусмотрены запреты и ограничения, связанные сих функционированием.

Землями внутреннего водного транспорта признаются участки, занятые речными портами, пристанями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми помещениями и сооружениями, иными объектами, обслуживающими этот транспорт.

Органы речного транспорта, кроме права пользования закрепленными заними землями, имеют специальные права в отношении береговой полосы судоходных рек, каналов, озер. Эти земли не передаются в пользование органам транспорта, а остаются в прежнем владении или пользовании. Органам речного транспорта предоставлено право использовать эти участки для бечевой тяги судов и плотов, причаливания и ремонта судов, временного складирования грузов, возведения охранных сооружений, поддержания судоходства, для других целей, связанных с улучшением судоходства.

Пользование береговой полосой для нужд рыболовства в тех местах, где она используется для нужд судоходства, допускается по согласованию с органами, управляющими внутренним водным транспортом.

1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3.1. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

4. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2) размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

5. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

6. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

3) утратил силу.

7. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

8. Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Комментарий к Ст. 90 ЗК РФ

1. Землям транспорта посвящена гораздо более обстоятельная законодательная регламентация, чем землям промышленности или энергетики. Обусловлено это, очевидно, тем, что один вид транспорта отличается от другого по многим признакам. Это учитывает и ст. 90 ЗК, признающая землями транспорта земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта, и содержащая положения о каждом виде транспорта в отдельном пункте. «Иные» виды транспорта сведены п. 6 ст. 90 ЗК к трубопроводному транспорту.

В соответствии с земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для нужд организаций транспорта, ограничены в обороте.

2. В соответствии с п. 2 ст. 90 ЗК в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки:

1) для размещения железнодорожных путей;

2) для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции железнодорожных вокзалов, станций, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Аналогично состав земель железнодорожного транспорта определен ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в ред. от 8 ноября 2007 г.) .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169; N 28. Ст. 2884.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и организациям для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. В данных положениях выражается ограниченная оборотоспособность земель железнодорожного транспорта: они могут передаваться частным лицам только в аренду и лишь при соблюдении требований безопасности движения.

В соответствии с ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» размеры земельных участков для железнодорожного транспорта определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством. Полоса отвода железных дорог — это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Охранные зоны — это земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий. Охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, в местах движения скоростных поездов.

В соответствии с Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 , в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования (заинтересованная организация), обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Минтрансом России.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385.

Постановка вновь образованных в границах полосы отвода земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством РФ. В границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:

а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

б) не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций, строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;

в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;

г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;

д) отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 м или минерализованной полосой шириной не менее 3 м.

Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

В границах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта наружную рекламу. Такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и не угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Земельные участки (их части), расположенные вдоль полосы отвода, могут быть включены в границы охранной зоны железных дорог в случае прохождения железнодорожных путей:

а) в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

б) в районах подвижных песков;

в) по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

г) по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее — Росжелдор) (его территориальный орган) по согласованию с Росимуществом (его территориальным органом) принимает решение о включении земельных участков (их частей) в границы охранной зоны в двухмесячный срок со дня подачи заинтересованной организацией:

а) заявления с описанием предполагаемых к установлению запретов и ограничений;

б) проекта территориального землеустройства, разработанного за счет собственных средств и содержащего описание границ охранной зоны, границ земельных участков (их частей), расположенных в границах охранной зоны, установленных с учетом норм расчета охранных зон, утверждаемых Министерством транспорта РФ.

Решение Росжелдора (его территориального органа) о включении земельных участков (их частей) в границы охранной зоны должно содержать запреты и ограничения, установленные в соответствии с п. 10 названных выше Правил. К решению прилагается проект территориального землеустройства с описанием границ охранной зоны, границ земельных участков (их частей), расположенных в границах охранной зоны. Указанное решение направляется заинтересованной организации в недельный срок со дня его принятия.

В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:

а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;

б) распашка земель;

в) выпас скота;

г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

Установление знаков, обозначающих границы охранных зон, производится заинтересованной организацией. Постановка земельных участков, расположенных в границах охранных зон, на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством РФ.

При необходимости изъятия для нужд Российской Федерации земельных участков в целях формирования полосы отвода железных дорог:

— Росжелдор по согласованию с Росимуществом принимает решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях развития сети железных дорог в порядке, установленном законодательством РФ;

— Росимущество совместно с Росжелдором осуществляет необходимые действия, связанные с изъятием указанных земельных участков, в порядке, установленном законодательством РФ.

Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог должны быть утверждены Минтрансом России в 2007 г.

3. В соответствии с п. 3 ст. 90 ЗК в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки:

1) для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;

2) размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и организациям для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы. На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются:

а) строительство жилых и общественных зданий, складов;

б) проведение строительных, геологоразведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений;

в) распашка земельных участков, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта;

Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования. Правообладатели земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ об особом режиме использования этих земельных участков. Порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования определяется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420 (в ред. от 29 мая 2006 г.) . В зависимости от дороги они устанавливают минимальную ширину придорожных полос не менее 50 м с каждой стороны. Обозначение границ придорожных полос осуществляют органы управления федеральными автомобильными дорогами.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6059; 2000. N 6. Ст. 776; 2006. N 23. Ст. 2526.

В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, ГИБДД (ГАИ) и дорожного сервиса. Это правило не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также на объекты, строительство которых началось до 1 июля 1998 г. (и которое может не закончиться до сих пор).

Размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

а) объекты не должны ухудшать видимость на дороге, другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к дороге и съездов с нее, располагая эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей. Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с дороги. При примыкании к дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство и содержание объектов дорожного сервиса осуществляется за счет средств их владельцев. В договорах или решениях на предоставление земельных участков для размещения некапитальных зданий и сооружений в пределах придорожных полос должны предусматриваться обязательства владельцев этих объектов осуществить за свой счет их снос или перенос в случае, если эти здания и сооружения создадут препятствия для нормальной эксплуатации дороги при ее реконструкции или будут ухудшать условия движения по ней. Возведенные с нарушением данных Правил в пределах придорожных полос здания и сооружения признаются самовольными постройками.

Решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются соответствующими органами по согласованию с органами управления федеральными автомобильными дорогами и органами ГИБДД (ГАИ), которые вправе:

а) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в пределах придорожных полос для предупреждения чрезвычайных ситуаций или ликвидации их последствий, посещать с этой целью земельные участки, находящиеся в пределах придорожных полос;

б) согласовывать строительство в пределах придорожных полос зданий и сооружений, участвовать в приемке этих объектов в эксплуатацию;

в) вносить предложения об отмене решений об отводе земельных участков в пределах придорожных полос или о размещении на этих участках объектов, принятых с нарушением законодательства и норм безопасности дорожного движения;

г) давать предписания правообладателям земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, об устранении в установленные сроки нарушений, связанных с режимом использования этих земель или создающих угрозу безопасности дорожного движения.

4. В соответствии с п. 4 ст. 90 ЗК в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки:

1) для размещения искусственно созданных внутренних водных путей;

2) для размещения портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта объектов водного транспорта;

3) для выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Исчерпывающий Перечень внутренних водных путей утвержден распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. N 1800-р (в ред. от 5 мая 2008 г.) .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5130; 2005. N 28. Ст. 2890.

В соответствии со ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий городских поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу — полосу земли шириной 20 м от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством РФ.

Организации внутреннего водного транспорта освобождаются от платы за занимаемые ими земельные участки, в том числе за земельные участки, покрытые водой, и искусственно созданные земельные участки («насыпные территории») при строительстве гидротехнических сооружений и создании охранных зон линий связи. Данные организации имеют право:

а) пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей;

б) устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

в) осуществлять рубки произрастающей на береговой полосе древесно-кустарниковой растительности для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования и геодезического обоснования при съемках участков русел рек;

г) использовать безвозмездно грунт, камень, гравий, древесно-кустарниковую растительность, находящиеся в пределах береговой полосы;

д) разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров;

е) разрешать строительство временных строений и проведение других необходимых работ в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

Не допускается использование береговой полосы для осуществления деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства. Установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Владельцы временных огней должны согласовать их установку с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте и обеспечить ограждение таких огней со стороны судовых ходов.

Право пользования береговой полосой организациями внутреннего водного транспорта не распространяется на: особо охраняемые природные территории; территории гидротехнических сооружений; земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения; полосы отвода автомобильных и железных дорог; земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным законодательством.

Отвод земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном законодательством, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Запрещается оставление на береговой полосе безнадзорных судов и сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние береговой полосы и (или) затрудняющих ее использование.

В связи с введением в действие с 1 января 2007 г. нового ВК вероятны судебные споры, связанные с определением принадлежности земель отдельных водных объектов к землям водного транспорта или водного фонда.

5. Согласно п. 5 ст. 90 ЗК в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ практически ничего нового к положениям ЗК о землях воздушного транспорта не добавляет.

6. В соответствии с п. 6 ст. 90 ЗК в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки:

1) для размещения трубопроводов;

2) для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта объектов трубопроводного транспорта;

3) для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

При возникновении на объекте системы газоснабжения аварии, катастрофы организация — собственник такой системы или уполномоченная ею эксплуатирующая организация имеют право беспрепятственной доставки необходимых сил и средств к месту аварии, катастрофы и обязаны в полном объеме возместить нанесенный ими ущерб собственнику земельного участка, по территории которого осуществлялась доставка необходимых сил и средств.

Правила охраны газораспределительных сетей утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 . В соответствии с ними охранная зона вдоль трасс газопроводов должна исключать возможность их повреждения и в зависимости от условий прохождения газопровода составляет не менее 2 м с каждой его стороны. Трассы подземных газопроводов обозначаются опознавательными знаками, которые устанавливаются строительными организациями. Установка знаков оформляется совместным актом с правообладателями земельных участков, по которым проходит трасса.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4694.

На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются обременения, которыми запрещается:

а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;

б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;

в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;

г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;

д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;

е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;

ж) разводить огонь и размещать источники огня;

з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м;

и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;

к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;

л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

Названные обременения подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Работы, не подпадающие под названные ограничения, производятся правообладателями земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации не менее чем за три рабочих дня до начала работ. Такие работы осуществляются на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.

Эксплуатационные организации газораспределительных сетей при условии направления правообладателям земельных участков, которые расположены в охранных зонах, предварительного письменного уведомления имеют право проводить в охранных зонах следующие работы:

а) техническое обслуживание, ремонт и диагностирование газораспределительных сетей;

б) устройство за счет организаций — собственников газораспределительных сетей дорог, подъездов и других сооружений, необходимых для эксплуатации сетей на условиях, согласованных с правообладателями земельных участков;

в) земляные работы, осуществляемые с целью определения технического состояния газораспределительных сетей или их ремонта;

г) расчистку трасс (просек) газопроводов от древесно-кустарниковой растительности при наличии лесорубочного билета.

При прохождении охранных зон газораспределительных сетей по лесам и древесно-кустарниковой растительности эксплуатационные организации газораспределительных сетей обязаны за свой счет:

б) создавать минерализованные полосы по границам просек шириной не менее 1,4 м;

в) устраивать через каждые 5 — 7 км переезды для противопожарной техники.

Для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает с правообладателями смежных земельных участков договоры временного пользования или договоры установления сервитута. Работы по предотвращению аварий или ликвидации их последствий на газопроводах могут производиться эксплуатационной организацией газораспределительной сети в любое время года без согласования с правообладателями земельных участков, но с уведомлением их о проводимых работах.

Лица, ведущие хозяйственную деятельность на земельных участках, расположенных в охранной зоне газораспределительной сети, обязаны принимать все зависящие от них меры, способствующие сохранности сети, и не препятствовать доступу технического персонала эксплуатационной организации к газораспределительной сети. В случае прохождения газораспределительной сети по территории запретных зон и специальных объектов персоналу эксплуатационной организации выдаются пропуска (разрешения) для доступа к сети в любое время суток без взимания платы.

Установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются соответствующие ограничения (обременения).

Некоторые условия использования земель содержатся также в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9, и Правилах использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных Приказом МПР России от 17 апреля 2007 г. N 99 .
———————————
БНА. 2007. N 22.

7. Порядок резервирования земель для строительства и реконструкции объектов транспорта (п. 7 комментируемой статьи) установлен ФЗ о резервировании земель.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

  • 1) размещения железнодорожных путей;
  • 2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
  • 3) установления полос отвода.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

  • 1) размещения автомобильных дорог;
  • 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
  • 3) установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

  • 1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
  • 2) размещения объектов инфраструктуры морских портов, объектов речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
  • 3) выделения береговой полосы.

Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

  • 1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
  • 2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
  • 3) утратил силу.

В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!