Как самостоятельно сделать автоматическое включение ближнего света фар на своём автомобиле. Две схемы управления фарами автомобиля Автоматическое включение фар схема

Однажды мне позвонил приятель и предложил сделать автоматическое включение ближнего света. Ну, я пошел в интернет. Посмотрел, ничего не нашлось. Или нашлось, но свет включался сразу с запуском двигателя. Итак, решил я сам создать схему.

Сделал такую схему:

Но потом появился недостаток – если схему не выключить, и включить ближний + дальний свет, то конец фарам, если они не раздельные (2-х нитиевые лампочки). Поэтому, я немного модернизировал схему:

Назначение выводов:

«На лампочку зарядки или давления масла», то есть, мы берем сигнал с датчика давления масла. Лампочка горит – схема не работает, лампочка погасла, схема спустя некоторое время включается.
«Плюс при включении зажигания». Ну, думаю, тут все понятно.
«Масса» корпус автомобиля или мотоцикла (- питания)
«Плюс при включении габаритов» - этот вывод нужен для того, чтобы эта схема блокировалась, когда включается свет.

Итак, начнем. Надо сделать плату. Ну, как делать плату, я, думаю, рассказывать не надо. Все прочитаете на форуме.

Сделали плату, расставляем элементы, запаиваем. Проверяем монтаж, если все нормально, то проверяем вот так:

Масса - она же минус питания. Красный провод "на лампочку зарядки или давления масла" подсоединяем к массе. Зелёный провод "плюс при включении габаритов" бросаешь в воздухе, или - тоже на массу. +12В подаёшь на "плюс при включении зажигания". Реле должно молчать.

1. Имитируем запуск движка. Красный провод перекидываем на +12В. Реле должно сработать через несколько секунд.
2. Имитируем ситуёвину - движок заглох, но зажигание не выключено. Возвращаем красный провод на массу. Реле должно отпустить через несколько секунд.
3. Имитируем включение габаритов с ночным режимом. Красный провод - на +12В, реле сработало. Подаём на зелёный провод +12В. Реле должно отпустить моментально.

Появился недостаток уже и у модернизированной схемы: включаешь зажигание, свет включается на 4-5 секунд. На авто - это не заметно, а вот на мотоцикле аккумулятор садит быстро.

Снова модернизировали схему

Печатная плата чуть-чуть увеличилась в размерах.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
IC1 Операционный усилитель

TL061

1 КР140УД608, 708 В блокнот
Q1 Биполярный транзистор

КТ815А

1 КТ817, BC337, BD139 В блокнот
Q2 Биполярный транзистор

КТ3102

1 КТ315, BC547, BC107 В блокнот
D1, D2 Выпрямительный диод

1N4002

2 В блокнот
С1 47мкФ 25В 1 В блокнот
С2 Электролитический конденсатор 100мкФ 25В 1 В блокнот
С3 Конденсатор 0.1 мкФ 1 В блокнот
R1 Резистор

100 кОм

1 В блокнот
R2, R3 Резистор

20 кОм

2 В блокнот
R4 Резистор

47 Ом

1 В блокнот
R5 Резистор

10 кОм

1 В блокнот
R6 Резистор

2.2 кОм

1 В блокнот
R7 Резистор

750 Ом

1

Изменения в ПДД, внесенные в ноябре 2010 года, обязывают водителя транспортного средства включать дневные ходовые огни, либо ближний свет фар, либо противотуманные фары независимо от времени суток и условий видимости.

Данное устройство будет хорошим дополнением для тех транспортных средств, которые не оснащены системой автоматического включения ближнего света фар. Приведенная в данной статье схема предназначена для автоматического включения фар при запуске двигателя автомобиля. Как известно, работающий генератор создает напряжение в бортовой сети в районе 14…14,4 В, и это выше чем напряжение аккумулятора (12В).

Схема автомата отслеживает напряжение в сети автомобиля, и если оно превысит 13,2 В, то через примерно 1 секунду активирует два реле. Первое реле служит для питания габаритных огней и приборной панели, второе служит для дневных ходовых огней или ближний свет фар. После выключения двигателя освещение отключается.

Принципиальная схема приведена ниже. Компаратора DD1.1 () сравнивает опорное напряжение, поступающее от стабилитрона на 5,6 В (VD2) с напряжением поступающим с R1, R2, R3. R3 используется для точной настройки, чтобы автомат реагировал на входное напряжение в диапазоне 13,2…13,3.

Материал: АБС + металл + акриловые линзы. Светодиодная подсветка...

Резистор R5 между выходом компаратора и неинвертирующим входом вносит положительно обратную связь, обеспечивая работу компаратора с гистерезисом. Чтобы состояние компаратора снова изменилось, необходимо чтобы напряжение снизилось ниже 10,6 В.

Таким образом, нет никакого опасения, что в результате какой-либо большой нагрузки на бортовую сеть автомобиля свет фар отключиться. Это произойдет только после выключения зажигания, или, например, в момент попытки запуска двигателя стартером.

Цепь из элементов R6, C3 отвечает за задержку включения фар после запуска двигателя. Для указанных значений задержка составляет примерно 1 секунду. Для реализации этой задержки предназначен второй компаратор DD1.2. Он сравнивает напряжение на конденсаторе C3 с опорным напряжением, полученным со стабилитрона VD2.

К выходу компаратора DD1.2 подключен транзистор, который управляет выходным реле. К катушкам реле, параллельно в обратном направлении, подключены диоды VD3 и VD4, защищающие транзистор от всплесков напряжения в момент выключения реле. Диод VD1 защищает от ошибки подключения питания (переплюсовки). Нагрузочная способность схемы зависит от примененных реле.

Для настройки устройства необходим регулируемый блок питания или источник напряжения 13,2 В. Переведите потенциометр R3 в крайнее левое положение. Затем падаем питание 13,2 В. Постепенно вращаем потенциометр R3 право до тех пор, пока не услышим включение реле. Затем уменьшаем напряжение и при этом реле должно отключиться. Снова повышаем напряжение для проверки. Правильно отрегулированная схема должна включаться при напряжении 13,2…13,4 В.

Работа данной схемы проверена в Proteus:

(12,6 Kb, скачано: 617)

Провода от реле должны иметь минимум 1 мм 2 сечения. Стоит дополнительно установить на корпус выключатель питания, чтобы в некоторых случаях иметь возможность отключения автомата.

Небольшим недостатком данной схемы является тот факт, что фары ближнего света будут находиться во включенном состоянии и при переключении дальнего света. Такая работа лампы не рекомендуется и значительно уменьшает ее срок службы. Отсюда рекомендация — во время длительных ночных поездок рекомендуется отключить автомат выключателем на корпусе.

В любом современном автомобиле есть такое устройство, как переключатель света. С его помощью осуществляется активация освещения транспортного средства. Подробнее о назначении устройства и его подключении в домашних условиях вы можете узнать из этого материала.

[ Скрыть ]

Характеристика переключателя света фар

Для чего нужен центральный переключатель света (ЦПС), как можно использовать подключаемый выключатель освещения и какова его схема подключения? Для начала рассмотрим назначение, а также принцип работы устройства.

Назначение и принцип работы

О назначении мы много говорить не будем. Всем известно, насколько важно качественное освещение дорожного покрытия в условиях плохой видимости. во многом определяет безопасность автомобилиста за рулем, при его отсутствии передвижение на транспортном средстве в темное время суток является запрещенным. Ведь без обозначения автомобиля может пострадать не только нарушитель, но и водители других машин.

Итак, подрулевой переключатель света фар предназначен для:

  • обеспечения безопасного передвижения в темное время суток благодаря возможности активации освещения;
  • обозначения габаритов транспортного средства в темноте.

Подрулевой переключатель применяется для включения:

  • габаритных огней;
  • ближнего освещения;
  • дальнего света;
  • поворотных огней при повороте авто.

Дальнее освещения обычно используется в условиях плохой видимости, а также при езде по неосвещенному участку дороги.

Что касается принципа функционирования, то здесь в целом также все просто:

  1. В определенный момент водитель жмет на кнопку на переключателе.
  2. Сформированный импульс переключатель отправляет на блок управления или сразу на оптику, в зависимости от конструкции транспортного средства.
  3. Блок обрабатывает этот импульс и определяет, какой тип освещения необходимо включить — габаритный, ближний или дальний. Соответствующий импульс передается на оптику.
  4. В соответствии с полученным сигналом происходит активация света.

Схема

Если вас интересует схема подключения переключателя, то она предоставлена ниже.

Типы

Типов устройств для переключения освещения может быть несколько. Наиболее популярный тип — механическое устройство, в данном случае переключение осуществляется в результате механического воздействия руки водителя на устройство. Человек выбирает необходимый в данный момент вид освещения и в соответствии с этим выбирает режим на устройстве. Более современным видом устройств для активации оптики является автоматическая система включения света.

Система в автоматическом режиме определяет, когда необходимо включать и какой свет, основываясь на некоторых параметрах:

  • плохой уровень освещенности дорожного покрытия;
  • превышение порога скорости транспортного средства (включается дальний свет);
  • отсутствие других автомобилей или препятствий впереди;
  • при езде вне населенного пункта.

Неисправности

Теперь вкратце расскажем о неисправностях.

В работе переключателя может произойти два вида неисправности:

  1. Механическая, вызванная механической поломкой элементов. Проявляться такая неисправность может в виде того, что при нажатии на соответствующую кнопку не работает освещение транспортного средства. Либо же после включения поворотника устройство, вместо того, чтобы вернуться на место с возвращением руля, продолжает оставаться в таком положении, пока водитель сам не вернет его на место.
  2. Электрическая. Такая неисправность может быть вызвана поломкой схемы внутри девайса, отсоединением либо окислением контактов. Если проблема заключается в контактах, то их достаточно просто зачистить или заменить, перепаять. Если же суть неисправности кроется в схеме, то проще будет полностью заменить устройство, чем заниматься его ремонтом (автор видео о ремонте механизма своими руками — канал SamaraRovenki).

Инструкция по подключению переключателя света своими руками

Если вы столкнулись с проблемой неработоспособности устройства, то вам наверняка будет полезно узнать, как его заменить и как подключить новый выключатель. В целом это задача довольно простая и справиться с ней сможет любой, даже не опытный автолюбитель. Однако, процедура может отличаться в зависимости от определенного авто, в данной случае ниже приведена инструкция по замене устройства на автомобиле Дэу Нексия.

Итак, как правильно заменить и как подключить новый переключатель:

  1. В первую очередь, производится демонтаж устройства. Для этого необходимо снять накладки рулевой колонки, которые обычно фиксируются на саморезах. После снятия наладки сверху и снизу вы можете увидеть два фиксатора, их необходимо отжать, после чего девайс без проблем снимается.
  2. Вытащив его из места установки, необходимо произвести отключение проводов, которые подключены к нему, здесь нужно просто отсоединить колодку.
  3. Используя тонкую отвертку или канцелярский нож, необходимо отщелкнуть пять фиксаторов корпуса и полностью разобрать устройство, если вы хотите его отремонтировать. В случае ремонта нужно быть осторожным, чтобы не потерять мелкие детали конструкции.
  4. Итак, если вы решили ремонтировать устройство, то после разбора корпуса вам необходимо тщательно осмотреть внутренние элементы конструкции. При наличии подгораний на контактах, их необходимо будет перепаять.
  5. Если ремонт делать вы не планируете, то необходимо просто заменить девайс на аналогичный. Покупая выключатель в магазине, будьте внимательны, поскольку детали должны быть идентичными. К устройству необходимо просто подключить колодку с проводами, отключенную ранее, после чего произвести его монтаж на место установки. Когда выключатель будет установленный, нужно проверить его работоспособность, активировав каждую его функцию. Также убедитесь в том, что устройство работает нормально при включении поворотников — оно должно возвращаться вместе с рулем на место и автоматически отключаться после поворота.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Самостоятельный ремонт механизма в домашних условиях»

Подробная и наглядная инструкция на тему ремонта механизма своими силами с обозначением всех моментов и нюансов приведена на видео ниже (автор — канал SamaraRovenki).

На многих современных автомобилях автоматическое включение фар, также называемое «евросвет», давно стало нормой. В странах, где законодательство обязывает автовладельцев ездить со включенным ближним светом фар (а в их числе и Россия), эта функция очень удобна, и ряд владельцев автомобилей, лишенных данной функции, задумываются о ее внедрении.

Плюсы автоматического включения фар

  • Устраняется фактор забывчивости водителя (в любом случае фары на движущемся автомобиле будут включены, нельзя и забыть их выключить).
  • При резком изменении освещенности, например, при въезде в тоннель, автомобиль будет освещать дорогу сразу, без задержек на время реакции водителя.

Возможные варианты работы автоматического включения света фар

  • Включение/выключение синхронно с зажиганием . Этот способ наиболее прост, однако имеет определенный минус: при необходимости стоянки со включенным зажиганием аккумулятор автомобиля можно легко разрядить.
  • Автоматическое включение фар при запуске двигателя автомобиля. Такой вариант можно назвать оптимальным.

Самостоятельное подключение евросвета

В зависимости от конструкции автомобиля, решение может быть различным, перечислим наиболее характерные моменты:


Важные моменты

В первую очередь, трезво оцените свои умения и опыт, особенно, если речь заходит о ситуации, описанной в третьем пункте предыдущего подраздела. Лучше расстаться с определенной суммой денег за квалифицированную работу автоэлектрика, чем упорно пытаться обойтись своими силами и нажить себе лишние проблемы.

Все вмешательства в электроцепи лучше производить внутри салона, чтобы защитить точки врезки в штатную проводку от влияния окружающей среды. Грамотно выполненная и заизолированная скрутка, вопреки расхожему мнению, не только не уступает пайке в качестве соединения, но и превосходит ее по стойкости к вибрации. Примененное Вами дополнительное реле должно обязательно быть жестко закреплено .

Цепи питания силовых контактов дублирующего реле и его управляющей обмотки в обязательном порядке должны защищаться предохранителями . Это можно гарантировать подключением реле после блока предохранителей.

Ветви проводки не должны иметь натяг при любом ее возможном перемещении, а в местах перегиба ее возле металлических частей кузова обязательным является применение изолирующей поливинилхлоридной трубки (тюбинга).

Часто можно услышать, что того же результата можно добиться без применения дополнительных реле, вставив перемычку в нужное место монтажного блока автомобиля. Нужно крайне скептически относиться к подобным советам, так как зачастую их авторы не имеют никакой квалификации автоэлектрика и выполнение их рекомендаций может привести к печальным последствиям, например, если в реальности эта перемычка приведет к включению фар в обход предохранителя.

Итог

В большинстве случаев внедрение «скандинавского света» на автомобиль не является большой трудностью и может быть выполнено самостоятельно. Важно помнить, что, как и любое вмешательство в электропроводку автомобиля, эта работа требует большой аккуратности и внимания к мелочам, и только в этом случае завершится полным успехом.

С вступлением в силу новой редакции ПДД появилась обязанность водителя ездить днем с включенным ближним светом фар. Обязанность не обременительная, но при естественном дневном освещении включить или выключить фары легко забыть. В первом случае – штраф, во втором – разряженный аккумулятор. Поэтому некоторые автолюби­тели, эксплуатирующие отечественные авто­мобили, стали переделывать электросхему управления фарами

так, чтобы автоматизи­ровать этот процесс. В простейшем случае, – перемычка на выводах выключателя света, отвечающих за ближний свет. Еще проще, – подключение реле фар прямо на замок за­жигания. Эти варианты конечно имеют право на существование, но, при включении зажигания включается только свет фар, а габаритные огни не включаются. Не знаю, но по моему, это не совсем то, чего от нас хотят органы ГИБДД. Конеч­но, если буквально цитировать ПДД, то днем должен быть включен ближний свет фар, и там нет указания на то должны днем быть включены габарит­ные огни или нет. Но стандартная схема автомобиля обычно не допускает включения света фар без включения габаритных огней (такое было возмож­но, вроде бы, только у «Москвича-2141», у которого габариты и свет вклю­чались разными отдельными кнопками).

То есть, выключатель, имеет три положения, – выключено, габаритные огни, сеет фар + габаритные огни. Вполне возможно, что включенный ближний свет днем без габаритных огней и соответствует ПДД, но мое мнение – должен быть и ближ­ний свет и габаритные огни, которые обозначают положение машины на дороге.

На рисунке 1 приведена упрощенная схема управления фарами автомобилей семейства ВАЗ-2110-2112. Для простоты все потреби­тели цепи габаритных огней (лампочки фо­нарей, подсветки приборов и прочее) обозначены как одна лампа. И так, цепь габаритов подключена к источнику +13V (аккумулятор) через секцию 58-30 выключателя света, а цепь управления ближним/дальним светом через контакты Х-56 того же выключателя и через замок зажигания. Поэтому, когда полностью включен выключатель света (в третьем положении) с выключенным зажига­нием горят только габариты, а с включенным – габариты и фары.

На рисунке 2 показан вариант «электро­технического» решения. Устанавливаем до­полнительный выключатель S1, который будет служить для включения «дневного освещения». А так же, дополнительное реле К1 (стандартное реле «ВАЗ», как, например, реле звукового сигнала).

Теперь чтобы включить «дневное освеще­ние» нужно чтобы штатный выключатель света был выключен. Включаем S1. Теперь при включении зажигания напряжение через S1 будет поступать на реле ближнего света и на дополнительное реле К1. А контакты этого реле будут включать габаритные огни.
Таким образом, если S1 включен, то – с включе­нием зажигания включается ближний свет и габаритные огни, с выключением зажигания все это выключается. Нужно только допол­нительное реле К1 и дополнительный вклю­чатель S1. Выключатель может быть любого типа, даже тумблер, но лучше использовать автомобильный выключатель, установив его вместо заглушки на приборной панели, которая есть над выключателем света. Дополнительное реле можно закрепить сзади монтажного блока (на тот же кронштейн что и реле от сигнализации). «Массу» подключить на монтажном блоке, и далее три провода пустить наверх к выключателю света и новому выключателю S1.

Чтобы вернуть схему к обычному состоянию нужно выключить S1. Реле К1 конечно будет срабатывать при вклю­чении ближнего или дальнего света, но на обычном порядке работы схемы это никак не отразится.

Второй способ решения проблемы – электронный. Он хорош тем, что фары и габаритные огни включаются не при включении зажигания, а тогда когда машина приходит в движение. К тому же, при остановке с включенным двигателем фары выключаются, но остаются вклю­ченными габаритные огни. Этопозволяет снизить расход энергии аккумулятора при стоянии в пробке или на светофоре, – маши­на останавливается, – горят только габариты, машина поехала – включается ближний свет.

Схема показана на рисунке 3. Сделана она применительно к машинам ВАЗ-2110-2112, но вполне подходит и для других автомоби­лей с электронными датчиками скорости (спидометр электронный или электромехани­ческий).

И так, питание на схему подается с точки «X» выключателя света, то есть, практически с выхода замка зажигания. Включаете зажи­гание и подается питание. При этом цепь R2-C4 предустанавливает RS-триггер D1.1- D1.2 в исходное положение с логическим нулем на выходе элемента D1.3. Оба ключа VT2 и VT3 закрыты, поэтому реле К1 и К2 отключены и их контакты разомкнуты. Контакты реле К1 подключены параллельно контактной группе Х-56 выключателя света, а контакты реле К2 – параллельно группе 58- 30 выключателя света. Так как контакты разомкнуты свет не включен.

При движении с датчика скорости посту­пают импульсы. Они через конденсатор С2 проходят на диодный детектор на диодах VD1 и VD2. На базе VT1 возни­кает напряжение и он открывается. На выходе D1.4 – единица, транзис­тор VT2 открывается и реле К1 включает ближний свет. В то же время триггер D1.1- D1.2 переключается в про­тивоположное устойчивое состояние. Теперь единица есть на выходе D1.3 и транзистор VT3 открыва­ется, реле К2 включает габаритные огни.

При остановке автомо­биля с работающим двига­телем (например, в пробке или на светофоре) импуль­сы с датчика скорости пере­стают поступать. Транзис­тор VT1 закрывается. На выходе D1.4 появляется ноль. Транзистор VT2 закрывается и реле К1 выключает ближний свет фар. Но триггер D1.1-D1.2 остается в установившемся устойчивом состоянии.
Поэтому транзистор VT3 открыт, и габаритные огни включены. Тронулись, – появляются импульсы на выходе датчика скорости, транзистор VT1 открывается и на выходе D1.4 опять появляется единица. VT2 открывается и посредством реле К1 включает ближний свет.

После выключения зажигания напряжение на точке «X» пропадает, так как замок зажи­гания выключен. Соответственно, пропадает питание схемы на рис.3. При включении зажигания, но до начала движения, схема никак не вмешивается в работу выключателя освещения автомобиля. Начинает она рабо­тать только с началом движения машины, когда есть импульсы на выходе датчика скорости.

Схема, показанная на рисунке 3, не может работать с автомобилями с механическими спидометрами, в которых вращение от короб­ки передач на спидометр передается тросовым приводом, например, в карбюра­торных автомобилях. В этом случае можно попробовать подать на схему импульсы с датчика Холла электронной системы зажига­ния таких автомобилей, соответственно уве­личив емкость СЗ и уменьшив емкость С2 так чтобы создать некоторую задержку. Но алго­ритм работы схемы несколько изменится, так как включаться фары будут не с началом движения, а через несколько секунд после пуска двигателя. Но в этом тоже есть смысл, так как пуск двигателя происходит с выклю­ченными фарами, то есть, без дополнитель­ной нагрузки на аккумулятор.

Все кроме реле расположено на печатной плате, показанной на рисунке 4.

Плата очень простая, однослойная, с односторонним расположением печатных дорожек, поэтому технология изготовления её может быть любой. Например, можно дорожки нари­совать нитроэмалью, используя как пишущий инструмент обычную заточенную спичку. Далее травление в растворе хлорного желе­за, и промывка в ацетоне или другом раство­рителе для нитроэмали. Можно монтаж выполнить и на готовой макетной печатной плате, – тоже неплохой вариант.

Реле К1 и К2 такого же типа как К1 на схеме на рисунке 2.

Микросхему К561ЛА7 можно заменить импортным аналогом, – CD4011. Диоды 1N4148 можно заменить на КД521, КД522. Транзисторы КТ815 – на КТ817, КТ503. Транзистор КТ3102А можно заменить любым КТ3102 или КТ315.

От величины емкости конденсатора СЗ зависит задержка включения/выключения фар с началом движения/остановкой. Напри­мер, если при движении с малой скоростью наблюдается мигание фар, емкость СЗ нужно
увеличить.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!