Зерноуборочный комбайн (история изобретения). Из истории русского комбайна Зерноуборочная машина

В 1865 г. после окончания Горы-Горецкого земледельческого училища Андрей Романович Власенко получил аттестат на звание ученого управителя имения и на протяжении десяти лет работал управителем имения И. П. Новосильцева в селе Борисовском Бежецкого уезда Тверской губернии. А в июле 1868 г. он изобрел, изготовил и испытал опытный образец зерноуборочной машины. Его машина оригинальной конструкции, названная им «конной зерноуборкой на корню», успешно осуществляла сложный процесс срезания колосьев, транспортирования их в барабан молотилки и обмолота на ходу. Обмолоченное зерно вместе с мякиной собиралось в ларь, куда сыпалось зерно с мякиной.

Эта машина является первым русским зерноуборочным комбайном, прообразом современных зерноуборочных комбайнов.

18 ноября 1868 г. в департамент земледелия поступило прошение агронома А. Р. Власенко о выдаче ему десятилетней привилегии на изобретенную им машину под названием "конная зерноуборка на корню". В описании зерноуборки было сказано: "Цель и назначение такой машины, как показывает само название, убирать хлеб прямо с корня зерном. Всякому и мало знакомому с земледелием известно, сколько отнимает рабочих рук уборка хлеба и молотьба и с какими часто сопряжены бывают затруднениями и потерями для хозяйства эти работы, особенно в степных губерниях, где не редкость, что хлеб остается неубранным... После долгих разысканий наилучшего способа, который соответствовал бы цели, я, наконец, достиг, по-видимому, желаемого результата, устроив такую машину, которая снимает хлеб прямо зерном, так что требуется только одно отвеивание зерна от мякины".

«1. Уборка становится менее зависимою от погоды. Громадность убытков, бывающих в хозяйствах в случае неблагоприятной погоды во время уборки, известна каждому.

2. Устраняется потеря зерна, неизбежная при нынешних способах уборки, вследствие обсыпки хлеба как во время жатья или косьбы, так равно и при перевозке снопов; причем нужно взять во внимание, что хозяйство теряет всегда лучшие зерна. Кроме того, нельзя не принять во внимание еще потери от животных, птиц и мышей во время выстойки снопов в поле и во время храпения их в скирдах или сараях.

3. Большое сбережение рабочих рук в летнюю и осеннюю пору».

Российское крестьянство убирало хлеба в основном серпом и косой, а при обмолоте использовался простейший цеп.

Машина А. Р. Власенко имела гребенку для обрывания колосьев, молотилку и ковшовый транспортер для подачи хлебной массы к барабану молотилки, а также большой деревянный бункер, или, как его тогда называли, ларь, для сбора намолоченного зерна. Молотильный барабан превращал хлебную массу в ворох, состоящий из зерна, половы, соломы, сорных семян, небольших комочков почвы, песка и других случайных примесей. Ручные же молотилки только вымолачивали хлеб, но зерно из вороха не выделяли.

Комбайн А. Р. Власенко:

1 - гребенка для прочесывания стеблей и срывания колосьев; 2-молотильный барабан; 3 - транспортер; 4-решета для очистки зерна; 5 - ларь (бункер); 6 - устройство для подъема гребенки и барабана; 7-штурвал; 8 - дышло.

Тянули машину лошади. Их впрягали в дышло, и они толкали машину впереди себя. Помните, как в римской жатке? Гребенка машины прочесывала растения, отрывала колосья и обмолачивала их бильным барабаном, который приводился во вращение от левого ходового колеса. Зерно, мякина, обмолоченные колосья и солома ковшовым транспортером подавались на решето очистки, где зерно и мякина проваливались вниз в бункер, а затем в подвешенные к нему мешки. Обмолоченные колосья и солома сходили с решета и попадали в другие мешки. Ковшовый транспортер приводился в движение от правого ходового колеса. Молотилка вместе с гребенкой могли подниматься и опускаться в зависимости от высоты растений с помощью специального устройства. Зубья гребенки можно было расставлять реже или чаще. Скорость вращения барабана регулировалась в зависимости от урожайности хлеба. Нельзя также не отметить, что этот комбайн был скоростным, так как не срезал хлеб, а обмолачивал его на корню, оставляя в поле солому. Отличительной его особенностью были короткий срок уборки и малые потери зерна.

Машина приводилась в движение 3 лошадьми, а при густом полеглом хлебе - 2 парами лошадей и обслуживалась 2 рабочими.

Испытания машины проводились в присутствии официальных представителей. В первый день она убрала четыре десятины овса, а во второй - за 10 часов - сжала и обмолотила больше четырех десятин ячменя. Комиссия, присутствовавшая при уборке овса и ячменя, дала высокую оценку работе и конструкции машины.

4 января 1869 г. "Земледельческая газета" писала: "Департамент земледелия и сельской промышленности … объявляет, что в оный 18 декабря 1868 года поступило прошение ученого управителя Андрея Романовича Власенко о выдаче ему 10-летней привилегии на изобретенную им машину под названием "Конная зерноуборка на корню". Власенко изобрел машину, которая сразу выполняет работу двух машин - жнейки и молотилки". По сравнению с уборкой серпом и обмолотом цепом эта машина экономила труд в 20 раз, а по сравнению с самой совершенной тогда машиной - американской жнейкой "Мак-Кормик" - в 8 раз, сокращая и потери зерна, которые составляли за "американкой" 10-30 пудов на десятине. Однако министр земледелия запретил выпуск российской "жнеи-молотилки": "Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам…".

Спустя десять месяцев, 24 октября 1869 г., «Санкт-ПетербурГские сенатские ведомости» сообщали, что Департамент земледелия и сельской промышленности выдал Власенко Андрею десятилетнюю привилегию на изобретенную им машину, которая сразу выполняет работу жнейки и молотилки.

Производительность машины составляла 4 десятины в день. После испытаний до полного износа работали два экземпляра этой машины, построенные на его личные сбережения.

В апреле 1887 г. А. Р. Власенко был награжден золотой медалью Вольного экономического общества "за его высокополезную деятельность".

Автор первого комбайна был скромен и самокритичен. Он считал, что его машина хотя и полезна, но сделана пока что плохо, так как в глухой деревне не было возможности сделать лучше. Группа ученых и землевладельцев ходатайствовала, чтобы А. Р. Власенко была оказана помощь в изготовлении машины. Однако генерал-адъютант Зеленой, министр государственных имуществ, ведавший и земледелием, наложил на прошении о выпуске жнейки - молотилки размашистую запретительную резолюцию: «Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам! Мы же более простые жатвенные носильные машины и молотилки привозим из-за границы».

Так еще в 1869 г. могла начаться, но не началась российская история применения хлебоуборочных комбайнов.

В 1870 г. в Австро-Венгрии открылась Всемирная выставка, где демонстрировались новейшие конструкции сельскохозяйственных машин всех стран. Широко была представлена американская техника. А Россия не смогла показать машину А. Р. Власенко, так как царская казна не отпустила средств на ее транспортировку. Так печально закончилась судьба изобретения талантливого русского новатора.

За границей подобная машина появилась значительно позднее, в 1879 г. в США, и получила название комбайна. Интересно отметить, что американская машина приводилась в движение 24 мулами и обслуживалась семью рабочими, и теряла "изрядно зерна", ее производительность за 10-часовой рабочий день составляла четыре десятины. Потери зерна за дорогущей американской новинкой составляли 1,5-4,5 центнера на гектаре. Конструкторы США отстали от выпускника из Горок на 11 лет.

Комбайн CLAAS LEXION-600

Комбайн Класс — это одна из первых зерноуборочных машин, которые стали использоваться в российском сельском хозяйстве. Компания Class была основана в Германии, в 1913 году. Основной специализацией стало изготовление сельскохозяйственных машин и оборудования. В настоящее время Class ассоциируется со следующими сериями зерноуборочных комбайнов: Мега, Ягуар, Тукано, Лексион и Доминатор.

Чтобы подробно познакомиться с каждой серией, необходимо рассмотреть каждый модельный ряд более подробно.

Серия зерноуборочных машин «Доминатор»

Именно эти зерноуборочные комбайны считаются прототипами всех моделей от компании Class . В сравнении с современными машинами, серия Доминатор не показывает высоких показателей производительности. Но стоит отметить, на момент схода с конвейера, эти машины считались лучшими в своём классе.


Комбайн Claas Dominator

Вся серия, включала в себя около десяти машин. Для того, чтобы дать полное представление о диапазоне рабочих характеристик, следует рассмотреть параметры самой малой и наиболее мощной машины серии Доминатор:

Стоит отметить, что на всей технике этой серии, устанавливалась обычная система обмолота. Зато система очистки была оборудована 5-ти клавишным соломотрясом. Первые комбайны имели механическую коробку передач, впоследствии её сменила гидростатическая трансмиссия.

Комбайны серии Мега

Зерноуборочные комбайны от компании Class серии Мега — это усовершенствованный вариант предыдущей модели. Всего было выпущено шесть машин: 204, 208, 218 и 350, 360, 370.


Комбайн Claas-Mega-204-II

Модельный ряд можно условно разделить на две части: машины двухсотой и трёхсотой серии. Здесь стала использоваться более совершенная система обмолота. Основные узлы стали управляться гидравлическим приводом. Соответственно увеличилась и производительность техники.

Рассмотрим это на примере сравнения двух машин: Мега 208 и Mega 360. Стоит отметить, что это не последние и не первые машины в серии, поэтому их сравнение будет весьма актуально.

Технические характеристики:

Можно заметить, что существенных отличий нет. В основу обмолота зерна легла система APS, которая и стала использоваться в дальнейшем. Все машины серии были оснащены трёхступенчатой коробкой передач. Тип трансмиссии – гидростатический.

Серия комбайнов Тукано

Эта серия комбайнов Class относится к среднему классу зерноуборочной техники. Серию Тукано можно разделить на два модельных ряда. Рассмотрим по одной машине из каждого.

При изготовлении Тукано 580, был использован двигатель CaterpillarC09. В остальных моделях серии используется силовая установка Меседес-Бенц.

Модели Тукано от 320 до 450 оснащаются шестибичевым молотильным барабаном, чей диаметр составляет 450 мм. Многоступенчатая система подбарабанья, оптимизировано под быстрое переключение между обмолачиваемыми культурами.

Мощность силовой установки варьируется от 190 до 320 л.с. В этом плане выгодно отличается Тукано 580, мощность двигателя которого составляет 378 лошадиных сил.

Для уборки сельскохозяйственных культур, зерновые комбайны Тукано комплектуются жатками типа Cerio и Vario. Ширина охвата навесного оборудования составляет от 3,7 до 9,1 метра. Расстояние между режущим элементом и шнеком жатки, может, постепенно уменьшаться. Жатки могут использоваться и для уборки рапса.


Комбайн CLAAS TUCANO 480/470

Стоит отметить, что зерноуборочные машины серии Тукано, по желанию заказчика оснащаются лазерной системой контроля. Установка таких датчиков позволяет работать в сложных условиях, например, в тумане или ночью.

Система устанавливается с левой стороны и отправляет сигналы бортовому компьютеру о положении комбайна, что позволяет определить оптимальную траекторию движения.

Стоит отметить, что у Тукано по сравнению с предыдущей серией, увеличена площадь сепарации. Угол охвата подбарабанья составляет 151 градус. Объём зернового бункера варьируется от 6 500 до 9 000 килограмм. Скорость опустошения бункера тоже отличается – от 64 до 75 кг/сек.

Из серии Тукано можно выделить две машины 580 и 320. Именно их можно часто встретить на российских полях.

Зерноуборочные комбайны серии Lexion

Комбайны Class этой серии, отличаются высокой производительностью и неплохой транспортной скоростью. Кроме того, эти машины при работе практически не повреждают грунт и обладают высокой проходимостью.


Комбайн CLAAS LEXION-670

Такой эффект объясняется тем, что во многих машинах используется ходовая система Terra Trac. Это своеобразное сочетание гусеничного и колёсного хода. Приводные колёса оснащены резиновыми траками, а управляемая ось осталась прежней (колёсная пара).

Управление основными узлами и рулевой колонкой происходит за счёт гидравлической трансмиссии. Всего в этой серии вышло 7 машин. Начало было положено моделью 480. Закончилась серия зерновым комбайном Lexion 780.

Стоит отметить, что эта машина была выпущена к 100-летнему юбилею компании Class. В официальную серию Lexion 780 не вошла, но благодаря дилерам, машину можно увидеть на полях нашей страны. Учитывая исключительность этого комбайна, приведём его технические характеристики:

По сравнению с первой 480-ой моделью, Lexion 780 обладает большей мощностью. В отличие от всех остальных машин этого ряда, Lexion 780 оснащён двигателем Мерседес-Бенц.


Комбайн кормоуборочный CLAAS Jaguar

Остальные комбайны имеют в качестве силовой установки шестицилиндровый Caterpillar. Это дало машине дополнительную мощность, что положительно сказалось на качестве и скорости уборки.

Комбайны Ягуар

Среди всех зерноуборочных машин компании Class, серия Ягуар достойна особого внимания. Это самый большой модельный ряд, который за свою историю претерпел 8 конструктивных изменений.

Комбайны Ягуар стали выпускаться в семидесятых годах прошлого века. Из специфических особенностей, можно отметить экономичный расход топлива при хорошей производительности.

Все положительные качества заметны в модели Ягуар 850. Это переходная машина между устаревшей восьмисотой и более современной девятисотой серией.

Технические характеристики Ягуар 850:


Из особенностей Ягуар 850, можно отметить двухместную кабину с панорамным обзором . Все основные узлы Ягуар 850 управляются бортовым компьютером.

Стоит отметить, что даже заточка ножей производится оператором, не выходя из кабины. По желанию заказчика, комбайны Ягуар могут комплектоваться дополнительным топливным баком.

Стоит отметить, что все машины этой серии, вне зависимости от вида сельскохозяйственных культур, работают с минимальными потерями. Комбайны Ягуар оснащены гидростатической трансмиссией и имеют камнеуловители.

Несмотря на массу неоспоримых преимуществ зерноуборочной техники Class, имеются и некоторые недостатки. К ним относится высокая стоимость техники. Из всего модельного ряда, среднестатистический фермер может приобрести лишь устаревший комбайн Class серии Доминатор.

Наличие сложной электроники, часто приводит к сбоям в работе бортового компьютера, особенно в регионах с низкими температурами и повышенной влажностью. Многие узлы скрыты и в случае поломки приходится снимать значительную часть оборудования.


Покупая хлеб в магазине, люди очень часто даже не задумываются над тем, насколько это тяжелый и ответственный труд – вырастить этот самый хлеб. Столетия идут, а хлеб неизменно занимает главенствующее место в пищевом рационе. Сколько выражений, афоризмов и мудрости связано с этим продуктом. И сегодня речь пойдет об одном из инструментов, который играет важнейшую роль в производстве хлеба.

1. СК-3


Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

2. СК-4


Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели – СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

3. СКД-6 «Сибиряк»


Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

4. Енисей 1200


Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

5. Дон-1500


Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

6. КСГ-Ф-70


Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

7. СК-5 «Нива»


Советский комбайн, выпускавшийся с 1970-го года предприятием «Ростсельмаш». Разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Ничего удивительного в этом нет, машина была одной из самых широко распространённых в СССР за все время.

В продолжение темы рассказ про и помог продвинуть науку.

Используется самая разнообразная техника как широкого, так и узкого применения. Причем некоторые ее виды трудятся круглый год, а другие большую часть времени стоят без дела в ангарах. Но без той и другой техники аграриям не обойтись. Так, например, в страду на поле можно увидеть зерноуборочный комбайн, который в наше время исполняет работу десятка косарей. И он является очень сложной зерноуборочной машиной, которая непрерывным потоком и последовательно выполняет несколько операций. Комбайн срезает злаки, подает их в молотильный аппарат и вымолачивает зерно из колосьев. Потом он отделяет его от соломы и прочих примесей и транспортирует его в бункер. А из него уже время от времени или даже непрерывно механическим способом выгружает зерно на другой транспорт.

В принципе, зерноуборочный комбайн заменяет сразу три более простые машины - жатку, веялку и молотилку. И к нему можно цеплять дополнительные узлы, которые позволяют убирать различные сельскохозяйственные культуры. А родиной этого чуда техники является США. Еще в 1828 году изобретатель S. Lane запатентовал сложную комбинированную машину для культур. Она должна была срезать зерновое растение, обмолачивать его, а также очищать от шелухи зерно. Но ее так и не построили. А в 1836 году два изобретателя из той же Америки уже смонтировали что-то похожее на зерноуборочный комбайн. Он был похож на 4-колесную повозку. А вращение привода режущего аппарата и молотильного барабана осуществлялось передачей от задней оси.

Но комбайн, конструктивно напоминающий современные модели, удалось получить в 1836 году двум другим изобретателям - J. Hascall и H. Moore. И эта машина уже в 1854 году убрала 600 акров хлеба. Потом постепенно зерноуборочный комбайн все более совершенствовался вместе с развитием техники. А в Россию первую такую машину, произведенную фирмой Holt, завезли в 1913 году. Она представляла собой деревянную конструкцию на гусеничном ходу. У нее был бензиновый мотор, который одновременно приводил в действие механизмы для уборки и для движения. Но применить этот комбайн так и не успели, так как вскоре началась война.

А при СССР к комбайнам вернулись вновь. Сначала их импортировали из США, параллельно налаживая свое производство. И в 1930 году из ворот запорожского завода «Коммунар» выехал первый зерноуборочный комбайн, цена которого соответствовала труду многих людей. А к концу того же года заводчане выпустили уже 347 таких машин. Годом позже Ростовский завод «Ростсельмаш» начал производить знаменитые «Сталинцы». А в 1932 году выпуск комбайнов наладили в Саратове на заводе имени Шелбодаева. Эти модели были далеки от совершенства, но селянам они помогали основательно. А после войны в Союзе провели серьезные научные исследования, результатом которых стали модели СК-5 и СК-6. Потом с 1970 года Таганрогский завод стал выпускать зерноуборочный комбайн «Колос» или СК-6-ll, а Ростсельмаш - «Ниву» СК-5.

И эти машины долгое время бороздили поля Советского Союза, а потом и независимых государств. А сейчас их сменили более современные модели, такие как зерноуборочный комбайн «Полесье» КЗС-812-16. Это компактная и маневренная машина, которая имеет более 8 кг/с. Она способна за час выдавать свыше 12 тонн зерна. Эта машина относится к типу комбайнов, которые уже получили широкое признание. У них один молотильный барабан, битер и клавишный соломотряс. И в состав этого комбайна «Полесье» входит жатка зерновая ЖЗК-6-5 и самоходная молотилка модели КЗК-8-0100000.

В дореволюционной России производства комбайнов не было. В СССР К. возникло в конце 20-х—начале 30-х гг. В 1930 на заводе «Коммунар» (г. Запорожье) начался выпуск комбайнов «Коммунар». В 1932 производство этих комбайнов было организовано в Саратове. В 1931—32 на заводе «Ростсельмаш» начался выпуск прицепных зерноуборочных комбайнов С-1. Они пропускали через молотилку 2,5 кг зерновых в секунду и убирали, кроме зерна, подсолнечник, кукурузу, просо и другие культуры. За предвоенные годы комбайновые заводы СССР (в основном «Ростсельмаш» и запорожский «Коммунар») дали сельскому хозяйству почти 200 тыс. комбайнов, что сыграло большую роль в механизации уборки урожая.

Нового мощного развития комбайностроение достигло в СССР после Великой Отечественной войны 1941—45. Была проведена более чёткая специализация заводов сельскохозяйственного машиностроения; основным предприятием советского комбайностроения стал завод «Ростсельмаш», выпускавший прицепные комбайны С-6 и РСМ-8. С 1947 до 1956 на Таганрогском, Тульском и некоторых других заводах изготовлялись самоходные комбайны С-4, а в 1956-58 - модернизированные комбайны С-4М. В 1958 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о прекращении производства прицепных зерноуборочных комбайнов и об организации выпуска более производительных самоходных комбайнов. К этому времени была создана модель самоходного комбайна СК-З и производство комбайнов началось на заводе «Ростсельмаш» и Таганрогском комбайновом заводе. С 1962 эти заводы стали производить самоходные комбайны.

Вот какие были самые массовые варианты:

1. СК-3


В свое время стал настоящим прорывом.

Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

2. СК-4


Получил всемирное признание.

Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели - СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

3. СКД-6 «Сибиряк»


Отличная была машина.

Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

4. Енисей 1200


Надежный и выносливый уборщик.

Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

5. Дон-1500


Этот комбайн помнит каждый.

Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

6. КСГ-Ф-70


Машина для работы в тяжелых условиях.

Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

7. СК-5 «Нива»



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!