Словарь автомобильных терминов. Основные понятия о деталях машин Основы деталей машин и механизмов
Развитие современного общества отличается от древнего тем, что люди изобрели и научились пользоваться разного рода машинами. Сейчас даже в самых далеких деревушках и самых отсталых племенах пользуются плодами технического прогресса. Вся наша жизнь сопровождается использованием техники.
В процессе развития общества, по мере механизации производства и транспорта, увеличения сложности конструкций, возникла необходимость не только бессознательно, но и научно подойти к производству и эксплуатации машин.
С середины XIX века в университетах Запада, а чуть позже в Санкт-Петербургском университете в преподавание вводится самостоятельный курс "Детали Машин". Сегодня без этого курса немыслима подготовка инженера-механика любой специальности.
Процесс обучения инженеров по всему миру имеет единую структуру:
- На первых курсах вводятся фундаментальные науки, которые дают знания об общих законах и принципах нашего мира: физика, химия, математика, информатика, теоретическая механика, философия, политология, психология, экономика, история и т.п.
- Затем начинают изучаться прикладные науки, которые объясняют действие фундаментальных законов природы в частных сферах жизни. Например, техническая термодинамика, теория прочности, материаловедение, сопротивление материалов, вычислительная техника и т.п.
- Начиная с 3-го курса, студенты приступают к изучению общетехнических наук, таких как "Детали машин", "Основы стандартизации", "Технология обработки материалов" и т.п.
- В завершении вводятся специальные дисциплины, когда и определяется квалификация инженера в соответствующей специальности.
Учебная дисциплина "Детали машин" ставит целью изучение студентами конструкций деталей и механизмов приборов и установок; физических принципов работы приборов, физических установок и технологического оборудования, используемых в атомной отрасли; методик и расчетов конструирования, а также способов оформления конструкторской документации. Для того, чтобы быть готовым к постижению этой дисциплины необходимо владение базовыми знаниями, которые преподаются в курсах «Физика прочности и сопротивление материалов», «Основы материаловедения», «Инженерная графика», «Информатика и информационные технологии».
Предмет "Детали машин" является обязательным и основным для курсов, где предполагается проведение курсового проекта и дипломного проектирования.
Детали машин как научная дисциплина рассматривает следующие основные функциональные группы.
- Корпусные детали, несущие механизмы и другие узлы машин: плиты, поддерживающие машины, состоящие из отдельных агрегатов; станины, несущие основные узлы машин; рамы транспортных машин; корпусы ротационных машин (турбин, насосов, электродвигателей); цилиндры и блоки цилиндров; корпусы редукторов, коробок передач; столы, салазки, суппорты, консоли, кронштейны и др.
- Передачи - механизмы, передающие механическую энергию на расстояние, как правило, с преобразованием скоростей и моментов, иногда с преобразованием видов и законов движения. Передачи вращательного движения, в свою очередь, делят по принципу работы на передачи зацеплением, работающие без проскальзывания, - зубчатые передачи, червячные передачи и цепные, и передачи трением - ремённые передачи и фрикционные с жёсткими звеньями. По наличию промежуточного гибкого звена, обеспечивающего возможность значительных расстояний между валами, различают передачи гибкой связью (ремённые и цепные) и передачи непосредственным контактом (зубчатые, червячные, фрикционные и др.). По взаимному расположению валов - передачи с параллельными осями валов (цилиндрические зубчатые, цепные, ремённые), с пересекающимися осями (конические зубчатые), с перекрещивающимися осями (червячные, гипоидные). По основной кинематической характеристике - передаточному отношению - различают передачи с постоянным передаточным отношением (редуцирующие, повысительные) и с переменным передаточным отношением - ступенчатые (коробки передач) и бесступенчатые (вариаторы). Передачи, преобразующие вращательное движение в непрерывное поступательное или наоборот, разделяют на передачи винт - гайка (скольжения и качения), рейка - реечная шестерня, рейка - червяк, длинная полугайка - червяк.
- Валы и оси служат для поддерживания вращающихся деталей машин. Различают валы передач, несущие детали передач — зубчатые колёса, шкивы, звёздочки, и валы коренные и специальные, несущие, кроме деталей передач, рабочие органы двигателей или машин орудий. Оси, вращающиеся и неподвижные, нашли широкое применение в транспортных машинах для поддержания, например, неведущих колёс. Вращающиеся валы или оси опираются на подшипники, а поступательно перемещающиеся детали (столы, суппорты и др.) движутся по направляющим. Наиболее часто в машинах используют подшипники качения, их изготавливают в широком диапазоне наружных диаметров от одного миллиметра до нескольких метров и массой от долей грамм до нескольких тонн.
- Для соединения валов служат муфты. Эта функция может совмещаться с компенсацией погрешностей изготовления и сборки, смягчением динамических воздействий, управлением и т.д.
- Упругие элементы предназначаются для виброизоляции и гашения энергии удара, для выполнения функций двигателя (например, часовые пружины), для создания зазоров и натяга в механизмах. Различают витые пружины, спиральные пружины, листовые рессоры, резиновые упругие элементы и т.д.
- Соединительные детали являются отдельной функциональной группой. Различают: неразъёмные соединения, не допускающие разъединения без разрушения деталей, соединительных элементов или соединительного слоя - сварные, паяные, заклёпочные, клеевые, вальцованные; разъёмные соединения, допускающие разъединение и осуществляемые взаимным направлением деталей и силами трения или только взаимным направлением. По форме присоединительных поверхностей различают соединения по плоскостям и по поверхностям вращения - цилиндрической или конической (вал-ступица). Широчайшее применение в машиностроении получили сварные соединения. Из разъёмных соединений наибольшее распространение получили резьбовые соединения, осуществляемые винтами, болтами, шпильками, гайками.
Итак, "Детали машин" - курс, в котором изучают основы проектирования машин и механизмов.
Каковы же этапы разработки конструкции устройства, прибора, установки?
Сначала ставится техническое задание на проектирование, которое является исходным документом для разработки устройства, прибора или установки, в котором указываются:
а) назначение и область использования изделия; б) условия эксплуатации; в) технические требования; г) стадии разработки; д) тип производства и другое.
Техническое задание может иметь приложение, содержащее чертежи, эскизы, схемы и другие необходимые документы.
В состав технических требований входят: а) показатели назначения, определяющие целевое использование и применение устройства (диапазон измерений, усилия, мощность, давление, чувствительность и др.; б) состав устройства и требования к конструкции (габариты, масса, применение модулей и др.; в) требования к средствам защиты (от ионизирующих излучений, высоких температур, электромагнитных полей, влаги, агрессивной среды и др.), взаимозаменяемости и надежности, технологичности и метрологическому обеспечению; г) эстетические и эргономические требования; д) дополнительные требования.
Нормативная база проектирования включает: а) единую систему конструкторской документации; б) единую систему технологической документации в) Государственный стандарт РФ по системе разработки и постановке продукции на производство СРПП - ГОСТ Р 15.000 - 94 , ГОСТ Р 15.011 - 96. СРПП
Введение
Цели и задачи курса «Детали машин», его связь с другими предметами
0.1. Курс «Детали машин» является заключительным разделом дисциплины «Техническая механика», изучаемого в средних специальных учебных заведениях. Курс «Детали машин» является связующим звеном между общетехническими и специальными дисциплинами. В пределах, предусмотренных учебным планом и программой, в этом курсе изучаются основы расчета на прочность и жесткость деталей машин общего назначения, выбор материалов, конструирование деталей с учетом технологии изготовления и эксплуатации машин. Теоретические знания закрепляются курсовым проектом.
На каких предметах базируется курс «Детали машин»?
0.2. В предлагаемом учебном пособии рассмотрены теоретические основы расчета и конструирования деталей и сборочных единиц (узлов) общего назначения. Изучаемые детали и узлы общего назначения делятся на три основные группы:
Детали соединений (болты, шпильки, винты и др.);
Механические передачи (зубчатые, червячные, винт-гайки, цепные, ременные, фрикционные и др.);
Детали иузлы передач (валы, подшипники, муфты и др.).
Детали и узлы, которые встречаются только в специальных типах машин, называют деталями и узлами специального назначения (клапаны, поршни, шатуны, шпиндели станков и т. п.); их изучают в специальных курсах («Двигатели внутреннего сгорания», «Металлорежущие станки» и т. д.).
С учетом ранее изученных общетехнических дисциплин дайте определение, что такое деталь.
0.3. Машина - механическое устройство, предназначенное для выполнения требуемой полезной работы, связанной с процессом производства или транспортирования или же с процессом преобразования энергии, или информации.
Машину собирают из механизмов, деталей и узлов. Из ответа на вопрос, поставленный в шаге 0.2 (см. стр. 17), Вы знаете, что называется деталью.
Механизмом называется система подвижно соединенных тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в целесообразные движения других тел (например, кривошипно-ползунный механизм, механические передачи и т. п.).
Узел - сборочная единица, которую можно собирать отдельно от изделия в целом, выполняющая определенную функцию в изделиях одного назначе-ния только совместно с другими составными частями изделия (муфты, подшипники качения и др.).
По характеру рабочего процесса и назначению машины можно разделить на три класса:
I класс - машины-двигатели, преобразующие тот или иной вид энергии в механическую работу (двигатели внутреннего сгорания, турбины и др.);
II класс - машины-преобразователи (генераторы), преобразующие механическую энергию (полученную от машины-двигателя) в другой вид энергий (например, электрические машины - генераторы тока);
III класс - машины-орудия (рабочие машины), использующие механическую энергию, получаемую от машины-двигателя, для выполнения технологического процесса, связанного с изменением свойств, состояния и формы обрабатываемого объекта (металлообрабатывающие станки, сельскохозяйственные машины и др.), а также машины, предназначенные для выполнения транспортных операций (конвейеры, подъемные краны, насосы и т. д.). К этому же классу можно отнести машины, частично заменяющие интеллектуальную деятельность человека (например, ЭВМ).
По характеру рабочего процесса и назначению, к какому классу можно отнести такие машины, как компрессор, электродвигатель, пресс?
Основные направления в развитии машиностроения. Требования, предъявляемые к проектируемым машинам, узлам и деталям
При проектировании новых и модернизации старых машин, узлов и деталей необходимо учитывать новейшие достижения в области науки и техники.
0.4 . Требования, предъявляемые к проектируемым машинам:
Увеличение мощности при тех же габаритных размерах;
Повышение скорости и производительности;
Повышение коэффициента полезного действия (КПД);
Автоматизация работы машин;
Использование стандартных деталей и типовых узлов;
Минимальная масса и низкая стоимость изготовления. Примеры реализации требований шага 0.4 в машиностроении.
1. Мощность одного электрогенератора Волховской электростанции, построенной в 1927 г., составляет 8000 кВт, Красноярской (1967 г.) - 508 000 кВт, т. е. увеличение мощности в 63 раза.
2. Сравните скорость самолетов сороковых годов со скоростью современного сверхзвукового лайнера.
3. На железнодорожном транспорте паровозы, имевшие низкий КПД, заменены тепловозами и электровозами, КПД которых во много раз выше.
4. Комплексная автоматизация становится основой организации всех отраслей народного хозяйства. Созданы заводы-автоматы по изготовлению подшипников качения; контроль технологических процессов и управление производством механизируются и автоматизируются.
5. Любая машина (механизм) состоят из стандартных деталей и узлов (болтов, винтов, муфт и т. д.), что упрошает и удешевляет изготовление.
0.5. Основными требованиями, которым должны удовлетворять детали и узлы машин, являются:
Прочность (подробно см. шаг 0.6);
Износостойкость (см. шаг 0.8);
Жесткость (см. шаг 0.7);
Теплостойкость (см. шаг 0.9);
Виброустойчивость (см. шаг 0.10).
Коррозионная стойкость. Для предохранения от коррозии детали изготовляют из коррозионно-стойкой стали, цветных металлов и сплавов на их основе, биметаллов - металлических материалов, состоящих из двух слоев (например, из стали и цветного металла), а также применяют различные покрытия (анодирование, никелирование, хромирование, лужение, эмалирование и покрытие красками);
Снижение массы деталей. В самолетостроении и некоторых других отраслях промышленности выполнение этого требования является одной из главных расчетно-конструкторских задач;
Использование недефицитных и дешевых материалов. Это условие должно быть предметом особого внимания во всех случаях при проектировании деталей машин. Необходимо экономить цветные металлы и сплавы на их основе;
Простота изготовления и технологичность деталей и узлов должны быть предметом всемерного внимания;
Удобство эксплуатации. При проектировании необходимо стремиться, чтобы отдельные узлы и детали можно было снять или заменить без нарушения соединения смежных узлов. Все смазочные устройства должны работать безотказно, а уплотнения - не пропускать масла. Движущиеся детали, не заключенные в корпус машины, должны иметь ограждения для безопасности обслуживающего персонала;
Транспортабельность машин, узлов и деталей, т. е. возможность и удобство, их переноски и перевозки. Например, электродвигатели и редукторы должны иметь на корпусе рым-болт, за который их поднимают при перемещении. Крупные детали, корпуса гидротурбин, статоры крупных генераторов электрического тока на месте изготовления выполняют из отдельных частей, а на месте установки собирают в одно целое;
Стандартизация имеет большое экономическое значение, так как обеспечивает высокое качество продукции, взаимозаменяемость деталей и позволяет вести сборку в условиях серийного производства;
Красота форм. Оформление узлов и деталей, определяющих внешние очертания машины, должно быть красивым и отвечать требованиям художественного конструирования (дизайн). Формы наружных деталей для создания привлекательного их вида разрабатывают с участием дизайнеров. Специально подбираются цвета для окраски;
Экономичность конструкции определяется широким использованием стандартных и унифицированных деталей и узлов, продуманным выбором материалов, проектированием деталей с учетом технологических возможностей изготовляющего их предприятия.
Перечислите требования, предъявляемые при проектировании деталей и узлов машин {запишите в конспект).
Уточните последовательность проверочного расчета.
Контрольная карточка 0.1
Вопрос | Ответ | Код |
Укажите детали машин общего назначения | Ротор Поршень Патрон токарного станка Клапан Детали общего назначения не перечислены | |
Из перечисленных деталей назовите детали, которые относятся к группе детали-соединения | Муфты Шпонки Заклепки Подшипники Валы | |
Перечислите основные критерии работоспособности деталей общего назначения | Прочность Жесткость Долговечность Теплостойкость Виброустойчивость | |
Как называется расчет, определяющий фактические характеристики (параметры) детали | Проектировочный расчет Проверочный расчет | |
Определите табличным способом допускаемый коэффициент запаса прочности (материал детали - высокопрочная сталь) | 1,5-2,2 2,0-3,5 1,5-1,7 |
Ответы на вопросы
0.1. Курс «Детали машин» базируется на предметах: математика, физика, химия, технология конструкционных металлов, теоретическая механика, сопротивление материалов, взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения, черчение.
0.2. Деталью называют изделие из однородного материала, изготовленную без применения сборочных операций (иногда деталью называют отдельную, не подлежащую разборке элементарную часть машины, изготовленную из нескольких элементов, соединенных^сваркой, клепкой и т. п.).
0.3. По характеру рабочего процесса и назначению компрессор можно отнести ко II классу, электродвигатель к I, пресс к III классу.
0.5 . Прочность деталей, жесткость, долговечность, теплостойкость, виброустойчивость, коррозионная стойкость, снижение массы деталей, использование недефицитных материалов, удобство изготовления и технологичность конструкции, удобство в эксплуатации, транспортабельность детали, эстетичность и экономичность.
0.6. Под прочностью понимают способность материала детали в определенных условиях и пределах, не разрушаясь, воспринимать те или иные воздействия (сопротивляться разрушению или возникновению пластических деформаций под действием приложенных к ней нагрузок).
0.7. Условие жесткости детали: возникающие (рабочие) упругие перемещения (прогибы, углы поворота поперечных сечений и т. д.) в деталях под действием рабочих нагрузок должны быть меньше или равны допускаемым.
0.8. Износ - изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности деталей вследствие разрушения (изнашивания) поверхностного слоя при трении. Хорошее смазывание, увеличение твердости, применение покрытий, правильный выбор материалов сопряженной пары и другие меры уменьшают изнашивание.
0.9. Понизится несущая способность детали, возможно появление остаточных деформаций и т. п.; нарушится жидкостный режим смазывания и усилится изнашивание деталей; уменьшатся зазоры в сопряженных трущихся деталях, в связи с чем возможно заклинивание деталей, а следовательно, выход их из строя, снижение точности.
0.10. В металлорежущих станках вибрации снижают точность обработки и ухудшают качество поверхности обрабатываемых деталей.
0.12. По формуле (0.4) определяют рабочее напряжение растяжения, возникающее в круглом стержне, и, сравнивая его с допускаемым напря-. жением для данного материала, делают заключение о прочности. Для известных размеров детали (по рассчитанному ст р) подобрать по таблице материал. Формула (0.4) - для проверочного расчета.
0.13. Предельное напряжение (предел выносливости) зависит от материала детали, типа напряженного состояния и характера изменения напряжений во времени. Предел выносливости также зависит от конструктивной формы детали, ее размеров, агрессивности среды и т. д. (состояние поверхности, упрочняющей обработки).
При возникновении в детали напряжений, переменных во времени.
0.14. Для стальных отливок (второй случай нагружения): [s] = 1,7 ÷ 2,2 (см. табл. 0.1).
0.15. При выборе материала для проектируемой детали обычно исходят из следующих основных требований:
Эксплуатационных - материал должен удовлетворять условиям работы детали;
Технологических - материал должен удовлетворять возможности изготовления детали при выбранном технологическом процессе;
Экономических - материал должен быть выгодным с точки зрения стоимости детали.
ЧАСТЬ I
МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ
Глава 1
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕДАЧАХ
Контрольная карточка 1.2
§ 4. Механизмы преобразования одного вида движения в другой (общие сведения)
В данном учебнике «Детали машин» в пределах учебной программы рассматриваются рычажные, кулачковые и храповые механизмы: назначение, принцип работы, устройство, область применения.
Подробно тема § 4 изучается в курсе «Теория механизмов и машин».
Рычажные механизмы.
Рычажные механизмы предназначены для преобразования одного вида движения в другое, колебательное вдоль или вокруг оси. Наиболее распространенные рычажные механизмы - шарнирный четырехзвенный, кривошип-но-ползунный и кулисный.
Шарнирный четырехзвенный механизм (рис. 1.10) состоит из кривошипа 7, шатуна 2 и коромысла 3. В зависимости от соотношения длин рычагов 1, 2, 3 механизм и его звенья будут выполнять разные функции. Механизм, изображенный на рис. 1.10, со звеном 1, наиболее коротким из всех, называется однокривошипным. При вращении кривошипа. 1 вокруг оси О, коромысло 3 совершает колебательное движение вокруг оси О 2 , шатун 2 совершает сложное плоскопараллельное движение.
Кривошипно-ползунный механизм получают из шарнирного четырехзвен-ника при замене коромысла 3 ползуном 3 (рис. 1.11). При этом вращение кривошипа 1, ползун 3 совершает колебательное прямолинейное движение вдоль направляющей ползуна. В двигателях внутреннего сгорания, таким ползуном, является поршень, а направляющей - цилиндр.
Кулисные механизмы служат для преобразования равномерно-вращательного движения кривошипа в качательное движение кулисы или неравномерное прямолинейное колебательное (возвратно-поступательное) движение ползуна. Кулисные механизмы используются в строгальных станках, когда рабочий ход (снятие стружки) происходит медленно, а нерабочий ход (возвращение резца) - быстро. На рис. 1.12 показана схема кулисного механизма с входным поршнем на шатуне. Такая схема используется в механизмах гидронасосов ротационного типа с вращающимися лопастями, а также в различных гидро- или пневмоприводах механизма с входным поршнем 3 на шатуне, скользящем в качающемся (или вращающемся) цилиндре.
Рис. 1.10. Шарнирный четырехзвенный механизм:
1 - кривошип; 2 - шатун; 3 - коромысло
Рис. 1.11. Кривошипно-шатунный
механизм: 1 - кривошип; 2 -
шатун; 3 - ползун
Рис. 1.12. Кулисный механизм: / - кривошип; 2 - шатун; 3 - поршень
Кулачковые механизмы.
Кулачковые механизмы предназначены для преобразования вращательного движения ведущего звена (кулачка) в заведомо заданный закон возвратно-поступательного движения ведомого звена (толкателя). Широко применяются кулачковые механизмы в швейных машинах, двигателях внутреннего сгорания, автоматах и позволяют получить заведомо заданный закон движения толкателя, а также обеспечить временные остановы ведомого звена при непрерывном движении ведущего.
На рис. 1.13 приведены плоские кулачковые механизмы. Кулачковый механизм состоит из трех звеньев: кулачка /, толкателя 2 и стойки (опоры) 3. Для уменьшения трения в кулачковый механизм вводится ролик. Ведущим звеном в кулачковом механизме является кулачок. Кулачок может совершать как вращательное движение, так и поступательное. Движение ведомого звена - толкателя - может быть поступательным и вращательным.
Рис. 1.13. Кулачковые механизмы: / - кулачок; 2 - толкатель; 3 - стойка (опора)
Недостатки кулачковых механизмов: высокие удельные давления, повышенный износ звеньев механизма, необходимость обеспечения замыкания звеньев, что приводит к дополнительным нагрузкам на звенья и к усложнению конструкции.
Храповые механизмы.
Храповые механизмы относятся к механизмам прерывистого действия, которые обеспечивают движения ведомого звена в одном направлении с периодическими остановками. Конструктивно храповые механизмы делятся на нереверсивные с внутренним зацеплением и с храповым колесом, а также реверсивные в виде зубчатой рейки.
Нереверсивный храповый механизм с внутренним зацеплением (рис. 1.14).Ведущим звеном может быть как храповое колесо внутреннего зацепления /, соединенное с зубчатым колесом внешнего зацепления, так и втулка 4 с закрепленной на ней собачкой 3, подпружиненной к зубьям храпового колеса 1 пружиной 2.
Рис. 1.14. Нереверсивный храповый механизм с внутренним зацеплением:
1 - храповое колесо; 2 - пружина; 3 - собачка; 4 - втулка
В нереверсивных механизмах (рис. 1.15) храповое колесо выполняют в виде рейки 1 в направляющих, и тогда собачка 2 сообщает рейке с храповым зубом прерывистое прямолинейное движение. В этом случае предусматривает устройство, которое возвращает рейку в начальное положение.
Рис. 1.15.Нереверсивный храповый механизм: Рис. 1.16. Реверсивный храповый механизм:
1 - рейка; 2 - собачка 1- храповик; 2 - ведущий рычаг; 3 - собачка
Реверсивные храповые механизмы (рис. 1.16) имеют: храповое колесо 1 с зубьями эвольвентного профиля, а на ведущем рычаге 2 шарнирно устанавливают собачку 3, которую при необходимости реверса перебрасывают вокруг оси О х.
В машино- и приборостроении применяют храповые механизмы, в которых механизм (ведомое звено) двигается в одном направлении с периодическими остановками (металлообрабатывающие станки, задняя ведущая втулка у велосипеда и др.).
Глава 2
ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
2.1. Фрикционная передача - механическая передача, служащая для передачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движения в поступательное) между валами с помощью сил трения, возникающих между катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и прижимаемыми один к другому.
Фрикционные передачи состоят из двух катков (рис. 2.1): ведущего 1 и ведомого 2, которые прижимаются один к другому силой F r (на рисунке - пружиной), так что сила трения Ту в месте контакта катков достаточна для передаваемой окружной силы F t .
Рис. 2.1. Цилиндрическая фрикционная передача:
1 - ведущий каток; 2 - ведомый каток
Условие работоспособности передачи:
F f ≥F t (2.1)
Нарушение условия (2.1) приводит к буксованию. Один каток к другому может быть прижат:
Предварительно затянутыми пружинами (в передачах, предназначен
ных для работы при небольших нагрузках);
Гидроцилиндрами (при передаче больших нагрузок);
Собственной массой машины или узла;
Через систему рычагов с помощью перечисленных выше средств;
Центробежной силой (в случае сложного движения катков в планетарных системах).
Контрольная карточка 2.1
Вопрос | Ответы | Код |
Как классифицировать фрикционные передачи по принципу передачи движения и способу соединения ведущего и ведомого звеньев? | Зацеплением Трением с непосредственным контактом Передача с промежуточным звеном Трением с гибкой связью | |
Как называется деталь, обозначенная цифрой 2 на рис. 2.6? | ||
Можно ли применить фрикционную передачу для изменения скорости приводных колес автомобиля, снегохода и т. д. | Нельзя Можно | |
Из какого материала изготовляют катки тяжелонагруженных быстроходных закрытых фрикционных передач? | Сталь Чугун Бронза Из любого материала (сталь, чугун, бронза) Текстолит, и другие неметаллические материалы | |
Определите частоту вращения ведомого вала фрикционной передачи, если n= 1000 об/мин, D 1 = 100 мм, D 2 = 200 мм (скольжением пренебречь) | 500 |
Контрольная карточка 2.2
Вопрос | Ответы | Код |
Как называется передача, показанная на рис. 2.8? | Цилиндрическая фрикционная с гладкими катками Клинчатая фрикционная Коническая фрикционная Червячная | |
Какой из указанных недостатков фрикционной передачи не дает возможность применения для точных делительных механизмов | Непостоянство передаточного отношения Большие нагрузки на валы Низкий КПД Ограниченная величина окружной скорости | б |
Формула для определения диаметра ведомого катка цилиндрической фрикционной передачи | aΨ a | |
Для чего в расчетные формулы вводят коэффициент K с? | Для увеличения КПД передачи Для снижения пробуксовки катков при перегрузках Для снижения коэффициента трения | |
Как уменьшить межосевое расстояние а при проектировании фрикционной передачи (без увеличения размеров и нагруженности передачи) | Выбрать более прочный материал Увеличить коэффициент К с Увеличить коэффициент f Увеличить коэффициент Ψ а |
Вариаторы
2.25. Фрикционный механизм, предназначенный для бесступенчатого регулирования передаточного числа, называют фрикционным вариатором или просто вариатором.
Вариаторы выполняют в виде отдельных одноступенчатых механизмов с непосредственным касанием катков без промежуточного диска (см. рис. 2.11) или с промежуточным диском (см. рис. 2.12 и 2.13). Основная кинематическая характеристика вариатора - диапазон регулирования угловой скорости (передаточного числа) ведомого вала при постоянной угловой скорости ведущего вала:
(2.31)
Контрольная карточка 2.3
Вопрос | Ответы | Код |
Как называется передача, показанная на рис. 2.11? | Цилиндрическая фрикционная передача Лобовой вариатор Торовый вариатор Вариатор с коническими катками | |
К каким передачам относятся вариаторы? | С нерегулируемым передаточным числом С регулируемым передаточным числом | |
В какое положение необходимо поместить зедущий каток / (см. рис. 2.11), чтобы увеличить угловую скорость ведомого катка 2? | Влево к оси вала катка 2 В правое крайнее положение | |
Какое направление вращения будет иметь ведомый каток 2 (см. рис. 2.11), если ведущий каток / переместить влево (на рисунке показано штриховыми линиями) | По часовой стрелке Против часовой стрелки | |
Как назвать деталь, обозначенную цифрой 3 на рис. 2.12? | Ведущий каток Ведомый каток Промежуточный диск |
Ответы на вопросы
2.1. При буксовании ведомый каток 2 (см. рис. 2.1) останавливается, а зедущий 7 скользит по нему, при этом рабочие поверхности катков изнашиваются (образуются лыски).
2.2. Передача, изображенная на рис. 2.4, фрикционная с нерегулируемым передаточным числом, коническая, с пересекающимися осями валов, закрытая.
2.3. Достоинство - предохранение: от поломок недостатки - непостоянство передаточного числа и, повышенное и неравномерное изнашивание катков.
2.5. Ведомый каток во избежание образования лысок рекомендуют изготовлять из более износостойкого материала.
2.7. Наличием на рабочих поверхностях катков масляной пленки, невозможностью оптимизировать величину силы нажатия вследствие неравномерности передаваемой нагрузки при работе передачи. Передаточное число фрикционной передачи - отношение диаметра ведомого катка D 2 к диаметру ведущего D 1 ; u= D 2 /D 1 , (без учета проскальзывания).
2.8 . Детали закрытых фрикционных передач работают в масляной ванне, поэтому сумма относительных потерь ∑ Ψ этих передач меньше, чем открытых.
2.9. Усталостные трещины образуются на поверхности ведущего катка / з поверхностном слое и ведомого катка 2, за счет сил трения образуются
микротрещины (рис. 2.7). При вращении катков давление масла 3 возрастает, микротрещина увеличивается, и от поверхности катка 2 откалываются частицы металла.
2.11 . В качестве прижимного устройства для цилиндрической фрикционной передачи могут служить пружины, рычаги с противовесом и т. п. (на рис. 2.6 прижимное устройство показано схематично стрелкой F 1 , на рис. 2.1 - прижимное устройство пружинного типа).
2.14. Формула для определения диаметра ведомого катка D 2: u = D 2 /D 1 , отсюда D 2 = D 1 u. Подставим вместо D, его значение из формулы (2.7). Тогда D 2 = 2аu/(1 + и).
2.15. Максимальная сила трения F f в месте контакта катков должна быть больше передаваемой окружной силы F t , т. е. F f ≥ F t .
2.16. Для цилиндрической фрикционной передачи со стальными, чугунными или текстолитовыми катками. Контактные напряжения σ н зависят от значений D 1 , D 2 и b.
2.18. От силы нажатия F r .
2.19. Для цилиндрических фрикционных передач, катки которых изготовлены (или облицованы) из фибры, резины, кожи и дерева. Материал не подчиняется закону Гука.
2.22. Для конической фрикционной передачи (см. рис. 2.10) ведущий вал 1 устанавливается на подвижные подшипники, ведомый 2 на неподвижные. Для обеспечения работоспособного состояния передачи катки D 1 и D 2 прижимаются один к другому (нажимным делается больший каток) специальным прижимным устройством рычажного, пружинного или другого типа (на рис. 2.10 F r - сила нажатия катков).
2.24. Зависит. Чем больше коэффициент трения /, тем меньше сила прижатия F r и наоборот. Сила прижатия зависит от среднего диаметра ведущего катка.
2.25. Основная - диапазон регулирования. Диапазон регулирования угловой скорости ведомого катка - отношение наибольшей (максимальной) угловой скорости ведомого вала к наименьшей (минимальное) его угловой скорости, т. е. .
2.26. Если малый каток вариатора переместится к центру большого (рис. 2.11), то передаточное отношение уменьшится.
Лобовой вариатор - вариатор с пересекающимися валами.
2.27. При положении, осей 4 (см. рис. 2.12) промежуточных дисков 3, перпендикулярном к оси катков 1 и 2, передаточное число и = 1. Направление вращения ведомого катка по часовой стрелке. На рис. 2.5 показан вариатор с соосными валами.
2.28. Диаметр промежуточного диска 3 (см. рис. 2.13) не влияет на передаточное число. Доказательство: u о6щ = u 1 u 2 ; и 1 = R пр /R 1 ; u 2 = R 2 /R np . Отсюда .
По рис. 2.13 и< 1, т. е. передача повышающая. Вариатор с параллельными валами.
Глава 3
ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Контрольная карточка 3.1
Вопрос | Ответы | Код |
Какое основное отличие зубчатой передачи от фрикционной? | Постоянство передаточного числа Непостоянство передаточного числа | |
Как классифицируется по взаимному расположению осей колес передача на рис. 3.1, е? | Оси параллельны Оси пересекаются Оси скрещиваются | |
Как называется способ обработки зубь-ев, показанный на рис. 3.6? | Фрезерование дисковой фрезой Фрезерование червячной фрезой («обкатка») Шевингование Притирка | |
Как классифицируется по способу изготовления заготовки зубчатое колесо, на рис. 3.14? | Кованое Штампованное Бандажированное Сварное | |
Применяются ли (как правило) в общем машиностроении для изготовления зубчатых колес бронза, латунь? | Да Нет |
§ 3. Основные элементы зубчатой передачи. Термины, определения и обозначения
3.12. Одноступенчатая зубчатая передача состоит из двух зубчатых колес - ведущего и ведомого. Меньшее по числу зубьев из пары колес называют шестерней, а большее колесом. Термин «зубчатое колесо» является общим. Параметрам шестерни (ведущего колеса) приписывают при обозначении нечетные индексы (1, 3, 5 и т. д.), а параметрам ведомого колеса - четные (2, 4, 6 и т. д.).
Зубчатое зацепление характеризуется следующими основными параметрами:
d a - диаметр вершин зубьев;
d r - диаметр впадин зубьев;
d a - начальный диаметр;
d - делительный диаметр;
р - окружной шаг;
h - высота зуба;
h a - высота ножки зуба;
с - радиальный зазор;
b - ширина венца (длина зуба);
е, - окружная ширина впадины зуба;
s, - окружная толщина зуба;
а ш - межосевое расстояние;
а - делительное межосевое расстояние;
Z - число зубьев.
Делительная окружность - окружность, по которой обкатывается инструмент при нарезании. Делительная окружность связана с колесом и делит зуб на головку и ножку.
Основные элементы зубчатых колес представлены на рис. 3.15.
Рис. 3.15. Геометрические параметры цилиндрических зубчатых колес
Модулем зубьев т называется часть диаметра делительной окружности, приходящаяся на один зуб.
Модуль является основной характеристикой размеров зубьев. Для пары зацепляющихся колес модуль должен быть одинаковым.
Линейную величину, в п раз меньшую окружного шага зубьев, называют окружным модулем зубьев и обозначают т:
Размеры цилиндрических прямозубых колес вычисляют по окружному модулю, который называют расчетным модулем зубчатого колеса, или просто модулем; обозначают буквой т. Модуль измеряют в миллиметрах. Модули стандартизованы (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Стандартные значения модулей
1-й ряд | 2-й ряд | 1-й ряд | 2-й ряд | 1-й ряд | 2-й ряд | 1-й ряд | 2-й ряд |
1,125 | 3,5 | ||||||
1,25 | 1,375 | 4,5 | |||||
1,5 | 1,75 | 5,5 | |||||
2,25 | |||||||
2,5 | 2,75 | 8. |
Примечание. При назначении модулей первый ряд значений следует предпочитать второму.
Контрольная карточка 3.2
Вопрос | Ответы | Код |
Как называется деталь, изображенная на рис. 3.16? | Зубчатое колесо цилиндрическое Зубчатое колесо коническое Червячное колесо | |
Какназывается деталь 1, изображенная нарис. 3.17? | Червяк Шестерня Колесо зубчатое Звездочка Шкив | |
Как называется окружность (см. рис. 3.16), диаметр которой Ø 140 мм? | Начальная окружность Окружность вершин зубьев Делительная окружность Окружность впадин | |
Как называется окружность (см. рис. 3.16), диаметр которой Ø 130 мм? | Окружность ступицы колеса Окружность впадин Окружность вершин зубьев Делительная окружность | |
Напишите формулу для определения модуля зубчатого зацепления | π/р t р,/π h f -h a |
Рис. 3.16 Рис. 3.17
Контрольная карточка 3.3
Вопрос | : Ответы | Ксл |
Что называется полюсом зацепления? | Точка касания двух соседних зубьев Отношение числа к к шагу зацепления Точка касания делительных (или начальных) окружностей шестерни и колеса Точка касания линии зацепления с основной окружностью шестерни или колеса | |
Покажите на рис. 3.22 активную линию зацепления (рабочий участок) | Отрезок АД Отрезок ВС На чертеже не показан | |
Какой профиль имеют зубья передачи, показанной на рис. 3.21? | Эльвовентный Циклоидальный Зацепление Новикова Эти профили в машиностроении не используются | |
Определить, сколько пар зубьев находится одновременно в зацеплении, если ε a = 1,7 | В течение 70 % времени в зацеплении находятся две пары, а в течение 30% времени - одна В течение 30 % времени в зацеплении находятся две пары, а в течение 70 % - одна | |
Какой угол зацепления принят для стандартных зубчатых колес, нарезанных без смещения | Любой |
Виды разрушений зубьев
Любая машина, механизм или прибор состоит из отдельных деталей, объединяемых в сборочные единицы.
Деталью называют такую часть машины, изготовление которой не требует сборочных операций. По своей геометрической форме детали могут быть простыми (гайки, шпонки и т. п.) или сложными (корпусные детали, станины станков и т. п.).
Сборочной единицей (узлом) называют изделие, составные части которого подлежат соединению между собой свинчиванием, сваркой, клепкой, склеиванием и т. п. Детали, входящие в состав отдельных сборочных единиц, соединяются между собой подвижно или неподвижно.
Из большого разнообразия деталей, применяемых в машинах различного назначения, можно выделить такие, которые встречаются почти во всех машинах. Эти детали (болты, валы, детали передач и т. п.) называются деталями общего назначения и являются предметом изучения курса «Детали машин».
Другие детали, являющиеся специфичными для определенного типа машин (поршни, лопатки турбин, гребные винты и т. п.) называются деталями специального назначения и изучаются в соответствующих специальных дисциплинах.
Курс «Детали машин» устанавливает общие требования, предъявляемые к конструкции деталей машин. Эти требования должны учитываться три конструировании и изготовлении различных машин.
Совершенство конструкции деталей машин оценивается по их работоспособности и экономичности. Работоспособность объединяет такие требования, как прочность, жесткость, износостойкость и теплостойкость. Экономичность определяется стоимостью машины или отдельных ее деталей и эксплуатационными расходами. Поэтому основными требованиями, обеспечивающими экономичность, являются минимальная масса, простота конструкции, высокая технологичность, применение недефицитных материалов, высокий механический КПД и соответствие стандартам.
Кроме того, в курсе «Детали машин» даются рекомендации по выбору материалов для изготовления деталей машин. Выбор материалов зависит от назначения машины, назначения деталей, способов их изготовления и ряда других факторов. Правильный выбор материала в значительной мере влияет на качество детали и машины в целом.
Соединения деталей в машинах делятся на две основные группы - подвижные и неподвижные. Подвижные соединения служат для обеспечения относительного вращательного, поступательного или сложного движения деталей. Неподвижные соединения предназначены для жесткого скрепления деталей между собой или для установки машин на основаниях и фундаментах. Неподвижные соединения могут быть разъемными и неразъемными.
Разъемные соединения (болтовые, шпоночные, зубчатые и др.) допускают многократную сборку и разборку без разрушения соединительных деталей.
Неразъемные соединения (заклепочные, сварные, клеевые и др.) могут быть разобраны лишь путем разрушения соединяющих элементов - заклепок, сварного шва и др.
Рассмотрим разъемные соединения.
Машиной называется устройство, создаваемое человеком, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации с целью полной замены или облегчения физического и умственного труда человека, увеличения его производительности.
Под материалами понимаются обрабатываемые предметы, перемещаемые грузы и т. д.
Машину характеризуют следующие признаки :
преобразование энергии в механическую работу или преобразование механической работы в другой вид энергии;
определённость движения всех ее частей при заданном движении одной части;
искусственность происхождения в результате труда человека.
По характеру рабочего процесса, все машины можно разделить на классы :
машины – двигатели. Это энергетические машины, предназначенные для преобразования энергии любого вида (электрической, тепловой и т. д.) в механическую энергию (твердого тела);
машины – преобразователи – энергетические машины, предназначенные для преобразования механической энергии в энергию любого вида (электрические генераторы, воздушные и гидравлические насосы и т. д.);
транспортные машины;
технологические машины;
информационные машины.
Все машины и механизмы состоят из деталей, узлов, агрегатов.
Деталь – часть машины, изготавливаемая из однородного материала без применения сборочных операций.
Узел – законченная сборочная единица, которая состоит из ряда соединенных деталей. Например: подшипник, муфта.
Механизмом называется искусственно созданная система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел.
Требования к машинам:
Высокая производительность;
2. Окупаемость затрат на проектирования и изготовление;
3. Высокий КПД;
4. Надёжность и долговечность;
5. Простота управления и обслуживания;
6. Транспортабельность;
7. Малые габариты;
8. Безопасность в работе;
Надёжность – это способность детали сохранять свои эксплутационные показатели, выполнять заданные функции в течение заданного срока службы.
Требования к деталям машин :
а) прочность – сопротивляемость детали разрушению или возникновению пластических деформаций в течение гарантийного срока службы;
б) жесткость – гарантированная степень сопротивления упругому деформированию детали в процессе ее эксплуатации;
в) износостойкость – сопротивление детали: механическому изнашиванию или коррозийно-механическому изнашиванию;
г) малые габариты и масса ;
д) изготовление из недорогих материалов ;
е) технологичность (изготовление должно осуществляться при наименьших затратах труда и времени);
ж) безопасность;
з) соответствие государственным стандартам.
При расчете деталей на прочность нужно в опасном сечении получить такое напряжение, которое будет меньше или равно допускаемому: δ max ≤[δ]; τ max ≤[τ]
Допускаемое напряжения – это максимальное рабочее напряжение, которое может быть допущено в опасном сечении, при условии обеспечения необходимой прочности и долговечности детали во время ее эксплуатации.
Допускаемое напряжение выбирают в зависимости от предельного напряжения
;
n
– допускаемый коэффициент запаса
прочности, который зависит от типа
конструкции, ее ответственности,
характера нагрузок.
Жесткость детали проверяется сравнением величины наибольшего линейного ¦ или углового j перемещения с допускаемым: для линейного ¦ max £ [¦]; для углового j max £ [j]
«Детали машин и основы конструирования» – один из основных инженерных курсов, который преподается большинству студентов инженерно-технических специальностей.
В программе курса изучается устройство, принципы работы, а также методы конструирования деталей и узлов машин общего назначения: разъемных и неразъемных соединений, передач трением и зацеплением, валов и осей, подшипников скольжения и качения, различных муфт.
В начале курсе излагаются понятия и определения, используемые в машиностроении, критерии работоспособности деталей машин, основные машиностроительные материалы, нормирование точности изготовления деталей, рассматриваются различные варианты соединения деталей: резьбовые, сварные, заклепочные, шпоночные, шлицевые и т.д.
Подробно изучаются наиболее используемые механизмы в машиностроении - механические передачи, а именно зубчатые передачи (среди них планетарные, червячные, волновые), фрикционные, цепные, а также передачи «винт-гайка».
Рассматриваются их кинематические расчеты, расчеты на прочность и жесткость, методы рационального выбора материалов и способы соединения деталей, расчеты валов и осей, подшипников, муфт.
В конце курса на примере одного из редукторов обобщается методика конструирования привода: от расчетов его кинематических и энергосиловых параметров до определения размеров подшипников.
Формат
Курс включает в себя просмотр тематических видеолекций с несколькими вопросами для самопроверки; выполнение многовариантных тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов; объяснение примеров решения задач; лабораторные работы.
Информационные ресурсы
1. Учебник «Детали машин и основы конструирования» / С.М. Горбатюк, А.Н. Веремеевич, С.В. Албул, И.Г. Морозова, М.Г. Наумова - М.: Изд. Дом МИСиС, 2014 / ISBN 978-5-87623-754-5
2. Учебно-методическое пособие «Детали машин и оборудование. Проектирование приводов» / С.М. Горбатюк, С.В. Албул - М.: Изд. Дом МИСиС, 2013
Требования
Для полноценного освоения курса слушатель должен владеть базовыми знаниями из курсов математики, инженерной графики, теоретической механики, сопротивления материалов.
Программа курса
1. Основные понятия и определения. Критерии работоспособности деталей машин;
2. Машиностроительные материалы. Их классификация и область применения;
3. Допуски размеров. Посадки деталей. Отклонения формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности;
4. Неразъемные соединения деталей: сварные, заклепочные, паяные, клеевые;
5. Разъемные соединения деталей: резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые, клеммовые;
6. Зубчатые передачи. Основная теорема зацепления. Геометрия зубьев. Методика расчета передач;
7. Многозвенные зубчатые передачи: планетарные, дифференциальные, волновые. Кинематика передач;
8. Червячные передачи. Геометрия и конструкция. КПД передачи и ее тепловой расчет;
9. Фрикционные передачи и вариаторы. Ременные передачи;
10. Валы и оси. Критерии работоспособности. Расчет на прочность. Уплотнения валов;
11. Подшипники. Классификация и конструкция. Расчет подшипников;
12. Муфты: неуправляемые, компенсирующие, предохранительные;
13. Методика конструирования. Пример конструирования редуктора.
Результаты обучения
После прохождения курса слушатели будут знать:
основные типы соединений деталей машин;
основные типы и характеристики механических передач;
основные типы и область применения подшипников качения и скольжения, муфт;
методы расчета и проектирования узлов и деталей машин общего назначения;
методы проектно-конструкторской работы.
Уметь:
составлять расчетные схемы нагружения узлов;
определять усилия, моменты, напряжения и перемещения, действующие на детали машин;
проектировать и конструировать типовые элементы машин, выполнять их оценку по прочности, жесткости и другим критериям работоспособности.
Владеть:
навыками выбора материалов и назначения их обработки;
навыками оформления проектной и конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД;
навыками эскизного, технического и рабочего проектирования узлов машин.
Формируемые компетенции
15.03.02 Технологические машины и оборудование
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способность принимать участие в работах по расчету и проектированию деталей и узлов машиностроительных конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования (ПК-5);
- способность разрабатывать рабочую проектную и техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-6);
- способность создавать техническую документацию на конструкторские разработки в соответствии с существующими стандартами и другими нормативными документами (ППК-2);
- способность разрабатывать технологическую и производственную документацию с использованием современных инструментальных средств (ППК-9).