Элементы теории движения пожарного автомобиля. Автомобилей. Требования безопасности к дорожному движению пожарных Управление пожарными автомобилями в различных условиях

За безопасное движение пожарного автомобиля ответственность несет его водитель. При следовании на пожар (аварию или другие оперативные работы) в случае необходимости он может допускать при условии обеспечения безопасности движения следующие отклонения от действующих правил движения:

Двигаться со скоростью, обеспечивающей скорейшее выполнение задания, но не представляющей опасности для окружающих;

Продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают ему дорогу, и при условии, что жесты работника ГАИ не обязывают его остановиться;

Проезжать (поворачивать, останавливать автомобиль и т. п.) в местах выполнения оперативных работ независимо от установленных знаков, указателей и линий дорожной разметки (за исключением проезда в направлении, противоположном движению).

Во время движения пожарного автомобиля личный состав обязан находиться на закрепленном за ним месте, держаться за поручни (ремни), не открывать двери кабин, не становиться на подножку (кроме специально предусмотренных задних подножек при прокладке рукавных линий автомобиля), не высовываться из кабины, не курить и не применять открытый огонь.

По прибытии к месту вызова пожарный автомобиль останавливают у обочины проезжей части; личный состав выходит из автомобиля только по распоряжению начальника караула или командира отделения и, как правило, на правую сторону. Устанавливать автомобиль поперек проезжей части дороги, на железнодорожных, трамвайных рельсах запрещается.

В ночное время стоянка пожарного автомобиля должна обозначаться приборами освещения, а также сигналом аварийной световой сигнализации. Кроме того, в зависимости от обстановки (интенсивное движение транспорта, пешеходов) допускается одновременное включение и специальной световой сигнализации (проблесковых маяков).

Начальствующий состав пожарной охраны должен знать требования правил дорожного движения и при следовании в пожарном или служебном автомобиле не допускать их нарушения водителем.

Меры и техника безопасности при разведке пожара

Разведка пожара ведется непрерывно с момента выезда подразделения на пожар и до его ликвидации. Целью разведки является сбор сведений о пожаре для оценки обстановки и принятия решения по организации боевых действий.

Для проведения разведки без применения изолирующих противогазов назначается группа разведки из двух человек, а при работе в изолирующих противогазах - не менее чем из трех.

Старшим группы назначается наиболее подготовленный командир. В метрополитене или в подобных ему подземных сооружениях разведку необходимо проводить усиленным звеном, не менее чем из пяти человек.

Группа разведки в зависимости от предполагаемого объема и места работы должна иметь средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) сцепки, приборы связи и освещения, спасания и самоспасания, а также инструменты для вскрытия конструкций, а при необходимости и средства тушения. На период разведки руководитель тушения пожара (РТП) создает резерв из личного состава в СИЗОД для оказания помощи разведывательной группе.

При проведении разведки выставляются посты безопасности и контрольно-пропускные пункты, на которые возлагается:

Регистрация в специальном журнале времени начала разведки, фамилий состава группы разведки и давления кислорода при включении в СИЗОД;

Поддержание связи с группой разведки, передача сообщений РТП или штабу;

Наблюдение за временем пребывания группы разведки в здании и информирование об этом РТП и руководителя группы;

Восстановление нарушенной связи с группой разведки и своевременный вывод ее на чистый воздух или оказание медицинской помощи, если она требуется.

При работе в СИЗОД в загазованном объекте на большой площади посты безопасности и контрольно-пропускные пункты создаются на весь период тушения. В таких случаях на них возлагается проведение инструктажа с лицами, направляющимися на тушение пожара, по технике безопасности с учетом поставленных задач.

Посты безопасности и контрольно-пропускные пункты размещаются в местах, где исключается возможность задымления или проникновения газов. В случае, когда это невозможно, личный состав постов безопасности или контрольно-пропускных пунктов работает в СИЗОД. Контрольно-пропускные пункты при длительной работе обеспечивают пожарных помещениями (автобусами) для инструктажа и отдыха. Эти помещения (автобусы) должны находиться недалеко от места пожара.

Во избежание несчастных случаев руководитель группы разведки перед ее началом обязан опросить каждого из идущих о самочувствии, а после включения в СИЗОД проверить их работу и давление кислорода в баллонах. Определив наименьшее давление, руководитель группы восстанавливает по нему время пребывания в задымленной зоне и объявляет составу группы и пожарным, выделенным на пост безопасности, задачу, порядок ее выполнения, срок пребывания в зоне и вид связи (условные сигналы) на время пребывания в разведке, указывает порядок движения состава группы, назначает замыкающих.

Для обеспечения безопасной работы газодымозащитников на пожаре и на занятиях им выдают личный жетон, а звенья ГДЗС обеспечивают связками и направляющими тросами. Личный жетон выполнен из оргстекла или другого материала. На жетоне отражаются следующие данные: фамилия, имя, отчество; наименование подразделения; тип противогаза; давление кислорода перед входом в непригодную для дыхания среду и время ухода; возможная продолжительность нахождения в непригодной для дыхания среде.

Связку изготавливают из тонкого металлического троса длиной 3-7 м, зачаленного с двух сторон. Кольца на концах связки затесьмованы, а внутри свободные Направляющий трос (тонкий металлический трос) длиной 50-100 м, зачаленный с одного конца; с надетым карабином, который наматывается на катушку в металлическом корпусе. На катушке предусмотрена рукоятка для сматывания троса, лямки для переноски и стопорящее устройство. Перед входом в непригодную для дыхания среду на посту безопасности трос карабином закрепляют на конструкцию, а замыкающий звена ГЗДС, продвигаясь в составе звена, прокладывает его. На позиции ствольщика или месте ведения других боевых действий закрепляют катушку с тросом, а звено работает в связке, при этом командир должен быть закреплен за направляющий трос. Убирает трос звено, возвращающееся последним.

При работе в непригодной для дыхания среде звено ГЗДС должно состоять не менее чем из 3 человек. В исключительных случаях решением руководителя тушения пожара или начальником боевого участка звено может быть уменьшено до 2 человек. При этом звено должно состоять, как правило, из газодымоза- щитников, несущих службу в одном отделении или карауле.

Работу звеньев ГдЗс при работе одного караула возглавляет начальник караула или командиры отделений, в составе которых имеются звенья ГДЗС.

Надевают противогаз и приводят его в боевую готовность на пути следования или по прибытии к месту пожара по команде "Противогазы надеть". Перед включением по команде "Противогазы проверить" личный состав звена ГДЗС проводит боевую проверку и докладывает о готовности к включению, например "Иванов к включению готов, давление 19 МПа (190 атм)". После чего по команде "В противогазы включись" газодымозащитники продевают маску между каской и подбородочным ремнем, опускают ее на гофрированные трубки, через патрубок клапанной коробки делают глубокие вдохи до срабатывания легочного автомата и, не отрывая рта от патрубка, выдыхают воздух через нос и, задержав дыхание, надевают маску на лицо, а сверху - каску. После проверки противогазов газодымозащитники записывают в личный жетон давление кислорода в баллоне и с учетом этого - возможную продолжительность нахождения в непригодной для дыхания среде. Командир звена лично проверяет показания манометров, изымает у газодымозащитников личные жетоны, запоминает наименьшее давление в баллоне, а перед входом в непригодную для дыхания среду сдает жетон постовому на посту безопасности. Командир звена и замыкающий закрепляются карабинами за концы связки, остальные газодымозащитники - за связку между ними. Если проложен направляющий трос, то командир звена закрепляется и за него.

Требования безопасности к дорожному движению пожарных

В соответствии с Приказом МВД РФ №74 от 01.11.2001 года, утверждающим инструкцию о порядке присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля и выдачи свидетельства на право работы на пожарном автомобиле в ГПС МВД России, к управлению пожарным автомобилем, оборудованным специальными сигналами (проблесковые маячки синего цвета и специальные звуковые сигналы) и имеющим на наружних поверхностях специальные цветографические схемы по ГОСТ Р 50574-2002, допускаются лица с непрерывным стажем работы в качестве водителя соответствующей категории транспортного средства не менее трех последних лет (на период с 2002 года для Санкт-Петербурга и Ленинградской области – не менее одного года) т.е. имеющие определенные навыки использования и эксплуатации базового шасси пожарного автомобиля соответствующей категории. Водитель пожарного автомобиля обязан иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство на право работы на пожарном автомобиле конкретной модели, а также обеспечивать исправное техническое состояние закрепленного пожарного автомобиля (автомобилей) и осуществлять постоянный контроль за размещением и креплением пожарно-технического вооружения и оборудования на пожарном автомобиле во избежание его падения при движении.

Водитель пожарного автомобиля, как водитель любого транспортного средства, обязан обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, которые устанавливают перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных

средств. Запрещается эксплуатация пожарных автомобилей при следующих неисправностях:

1. Тормозной системы.

1.1. При дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой. Для пожарных автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т включительно тормозной путь должен составлять не более 15,1 м, от 3,5 т до 12 т включительно - не более 17,3 м, свыше 12 т - не более 16 м. Испытания автомобиля проводятся в снаряженном состоянии, с водителем, на горизонтальном участке дороги с ровным, сухим, чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием, при скорости в начале торможения 40 км/ч, путем однократного воздействия на орган управления рабочей тормозной системой.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа за 15 минут после полного приведения их в действие.



1.4. Не действует манометр пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние пожарного автомобиля с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно.

2. Рулевого управления.

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает 25°.

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.

3. Внешних световых приборов.

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции пожарного автомобиля.

3.2. Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТ 25478-91.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели, либо используются рассеиватели ламп, не соответствующие типу светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. Спереди установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади – белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и опознавательного знаков.

4. Стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла.

4.1. Стеклоочистители и стеклоомыватели не работают в установленном режиме.

5. Колёс и шин.

5.1. Шины имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1мм, местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.2. Отсутствует болт (гайка) или имеются трещины диска и ободьев колес.

5.3. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.4. На одну ось установлены диагональные шины совместно с радиальными, или шины с различным типом рисунка протектора.

6. Двигателя.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

7. Прочих элементов конструкции.

7.1. Отсутствуют предусмотренные конструкцией зеркала заднего вида, стекла.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников дорожного движения (на верхней части ветрового стекла автомобилей могут прикрепляться прозрачные цветные пленки; разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТ 5727-88).

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова и кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Отсутствуют: медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТ 24333-97, противооткатные упоры (на пожарных автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т).

7.7. Наличие на наружных поверхностях пожарных автомобилей надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.8. Отсутствуют ремни безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией.

7.9. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.10. Регистрационный знак транспортного средства не отвечает требованиям стандарта.

7.11. Отсутствуют предусмотренные конструкцией, или установлены без согласования с предприятием-изготовителем пожарного автомобиля, дополнительные элементы тормозных систем, рулевого управления и иных узлов и агрегатов. Если неисправности, запрещающие эксплуатацию пожарных автомобилей, произошли в пути или на пожаре (аварии) водитель должен устранить их, а если это невозможно, следовать в пожарную часть с соблюдением необходимых мер предосторожности. И только при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада запрещается движение пожарного автомобиля. В соответствии с требованиями правил дорожного движения (ПДД) водителю пожарного автомобиля, как водителю любого транспортного средства, запрещается:

§ управлять транспортным средством в состоянии опьянения а(лкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

§ передавать управления транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории;

§ пересекать организованные (в том числе пешие) колонны и занимать место в них;

§ употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

§ пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Водитель пожарного автомобиля в соответствии с требованиями ПДД обязан проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения, а в течение дежурных суток – освидетельствование на состояние опьянения по требованию своих начальников.

При следовании пожарного автомобиля на пожар (аварию) или учения с включенным проблесковым маячком синего света водитель пожарного автомобиля может отступать от требований сигналов светофора, убедившись при этом, что пожарному автомобилю уступают дорогу. Так, например, водителю пожарного автомобиля разрешается проезжать на запрещающий сигнал светофора, при обеспечении безопасности движения транспортных средств и пешеходов на перекрестке. При этом необходимо помнить об обязательном выполнении водителем пожарного автомобиля требований сигналов регулировщика. При условии обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов водителю пожарного автомобиля с включённым проблесковым маячком синего цвета разрешается отступать от следующих разделов и приложений ПДД:

§ начало движения, маневрирование;

§ расположение транспортных средств на проезжей части;

§ скорость движения;

§ обгон, встречный разъезд;

§ остановка и стоянка;

§ проезд перекрестков;

§ пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств;

§ движение через железнодорожные пути;

§ движение по автомагистралям;

§ движение в жилых зонах;

§ приоритет маршрутных транспортных средств;

§ требование дорожных знаков;

§ требование дорожной разметки.

Несмотря на вышеизложенные отступления, перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель пожарного автомобиля обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. Водителю пожарного автомобиля следует устанавливать скорость движения в зависимости от характеристики дороги (ширины и числа полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия), условий видимости, плотности и напряженности транспортных потоков, помня о том, что чем больше скорость автомобиля, тем больше вероятность и тяжелее последствия дорожно-транспортных происшествий. Прямолинейные участки дороги позволяют, казалось бы, резко повышать скорость в связи с отсутствием перекрестков, светофоров, пешеходных переходов. Однако на практике неожиданные действия участников дорожного движения, отсутствие реакции на включенные специальные звуковые и световые сигналы пожарного автомобиля могут вызвать опасные ситуации и ДТП. Чаще всего это связано с несоответствием выбираемой скорости и опыта водителя или его состоянием. Остановка для общественного транспорта – это место где возможен наезд на пешеходов. Опасен также объезд стоящих на остановке автобусов, троллейбусов, трамваев: из-за них может неожиданно выбежать человек. Водитель пожарного автомобиля должен быть предельно внимателен на подъезде к нерегулируемым пешеходным переходам, где пешеход может быть невидим из-за движущихся транспортных средств. Наиболее опасным участком дороги (до 2/3 всех столкновений транспортных средств) является перекресток. На перекрестках водителю пожарного автомобиля приходится воспринимать и оценивать поведение одновременно нескольких транспортных средств и групп пешеходов. Некоторые перекрестки отличаются ограниченной обзорностью. На них неожиданно могут появиться транспортные средства. Ограниченные размеры отдельных перекрестков затрудняют маневрирование пожарного автомобиля. Подъезжая к перекрестку, водитель пожарного автомобиля должен обязательно подать специальный звуковой сигнал, притормозить автомобиль, оценить тип перекрестка, обзорность на нем, число полос, уметь точно оценивать скорость приближающихся автомобилей, расстояние до них и время для проезда в нужном направлении. Пересекать перекресток следует, лишь убедившись в полной безопасности, т.е. при условии, что все участники дорожного движения уступают дорогу пожарному автомобилю. Водителю пожарного автомобиля следует знать участки дороги, порождающие опасные дорожно-транспортные ситуации. При движении пожарного автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях должны быть включены фары дальнего или ближнего света. Причем скорость движения в темное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости в дневное время. Ее необходимо устанавливать такой, чтобы остановочный путь автомобиля был вдвое меньше расстояния видимости. Статистика показывает, что на темное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжкими последствиями. В светлое время суток при необходимости движения пожарного автомобиля с включенными проблесковыми маяками и специальным звуковым сигналом по полосе навстречу потоку движения водителем пожарного автомобиля должен быть включен ближний свет фар и аварийная световая сигнализация. Для предупреждения об обгоне целесообразнодополнительно подавать световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток – периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток – многократное переключение фар с ближнего на дальний свет. Движение пожарного автомобиля вне населённых пунктов должно осуществляться с включённым ближним светом фар в любое время суток. При вынужденной остановке (в том числе и на пожаре или аварии), где с учетом условий видимости пожарный автомобиль не может быть своевременно замечен другими водителями, должна быть включена аварийная световая сигнализация, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог и в условиях недостаточной видимости дополнительно должны быть включены и габаритные огни (дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари). Кроме того, на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности (не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и 30 метров вне населенных пунктов) водителем пожарного автомобиля должен быть выставлен знак аварийной остановки.

За нарушение ПДД и других нормативных правовых актов в сфере дорожного движения водитель пожарного автомобиля несёт ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Оценка: 2.6666666666667

Оценили: 3 человек

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий с группой дежурного караула пожарной части по Пожарной технике.
Тема: Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
Вид занятия: классно-групповой. Отводимое время: 90 минут.
Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний личного по теме:
1.Литература, используемая при проведении занятия:
Учебник: «Пожарная техника» В.В.Теребнёв. Книга №1.
Приказ №630.

Общие положения

Пожарная техника должна применяться только для тушения пожаров и проведения, связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ. Использование сверхштатных транспортных средств, комплектование подразделений ГПС легковыми автомобилями за счет штатной положенности вспомогательных пожарных автомобилей других марок – запрещается.

Вспомогательные пожарные автомобили используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

На каждое транспортное средство, с учетом выделенного по фондам количества топлива и других условий, устанавливается индивидуальная норма эксплуатации (пробега) на год и квартал.

На основании квартальных норм эксплуатации устанавливаются нормы пробегов на квартальный месяц.

Для повышения технических возможностей и боевой готовности подразделений создается резерв пожарных машин.

Пожарные машины, находящихся в боевом расчете и в резерве должны быть в состоянии технической готовности.

Техническая готовность пожарных машин определяется:
исправным техническим состоянием;
заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами;
укомплектованностью пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правил по охране труда;
соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ 50574-93

Исправной считается машина, техническое состояние которой не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. В этом случае эксплуатация запрещена.

Техническое обслуживание и ремонт пожарных машин организуется по планово-предупредительной системе.

Прием и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство

Для приемки прибывшего в УГПС, ОГПС пожарного автомобиля руководителем органа управления ГПС назначается постоянно действующая комиссия в составе: председатель- представитель отдела (отделения) пожарной техники, члены- начальник ПТЦ, отряда, части технической службы, руководитель и старший водитель (водитель) подразделения в который передается автомобиль.

Приемка (передача) пожарного автомобиля (агрегата) оформляется актом. О результатах приемки председатель комиссии докладывает начальнику УГПС, ОГПС.

Поступивший в подразделение новый пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в Госавтоинспекции и перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку.

Обкатка пожарных автомобилей осуществляется в соответствии с требованиями завода-изготовителя, изложенными в руководствах и инструкциях по эксплуатации. Результаты обкатки заносятся в формуляр пожарного автомобиля.

После обкатки выполняется техническое обслуживание шасси пожарного автомобиля в объеме работ, рекомендуемых инструкцией по эксплуатации шасси, а специального оборудования - в объеме работ первого технического обслуживания в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации ПА.

Постановка пожарного автомобиля на боевое дежурство и закрепление его за водителями производится руководителем подразделения ГПС.

Учет пожарных автомобилей и их работы

Учетными документами пожарных автомобилей являются:
Свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон), паспорт транспортного средства;
формуляр;
журнал учета наличия, работы и движения автомототехники;
эксплуатационная карта;
путевка основного (специального) пожарного автомобиля;
карточка учета работы автомобильной шины;
карточка эксплуатации аккумуляторной батареи;
журнал учета технического обслуживания;
путевой лист вспомогательного пожарного автомобиля;
журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательного пожарного автомобиля.

Свидетельство о регистрации выдается Госавтоинспекцией при регистрации автомобиля и сдается в Госавтоинспекцию при его списании.

Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и подлежит обязательному заполнению при поступлении автомобиля в подразделение ГПС. Ведение формуляра осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии –начальник караула.

При наличии на пожарных автомобилях счетчиков, учитывающих работу специальных агрегатов (пожарного насоса, генератора и т.п.), величину приведенного пробега необходимо устанавливать по показаниям счетчика.

Контроль за ведением формуляра, своевременностью и объективностью заполнения его разделов осуществляет руководитель подразделения ГПС. Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники ведется в каждом УГПС, ОГПС. Заполнение журнала осуществляет начальник отдела (отделения) пожарной техники.

Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль, является документом учета его работы и заполняется водителем. Правильность внесенных записей контролируется при смене караулов руководителем подразделения ГПС. Полностью заполненная и подписанная руководителем подразделения эксплуатационная карта ежемесячно, в установленные дни, сдается в бухгалтерию с отчетом о расходовании горюче-смазочных материалов.

Путевка на выезд основного пожарного автомобиля выписывается диспетчером (радиотелефонистом) и выдается начальнику караула перед выездом на пожар (учение, занятие и т.д.). Форма путевки приведена в приложении Боевого устава пожарной охраны.

Карточка учета работы автомобильной шины заводится при поступлении автомобиля в подразделение и при установке новой покрышки на автомобиль.

Заполнение карточки осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии – начальник караула, согласно специализации.

Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи заводится на каждый аккумулятор при поступлении автомобиля в подразделение и при замене аккумуляторов на новые.

Заполнение карточки осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии – начальник караула согласно специализации.

Журнал учета технического обслуживания пожарного автомобиля заводится на каждый автомобиль и заполняется старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации.

В журнал вносится записи о техническом обслуживании (непосредственно после его проведения):
первого технического обслуживания автомобиля и обслуживания пожарно-технического вооружения –не реже 1 раз в месяц.
второе техническое обслуживание – не реже 1 раз в год.
сезонного технического обслуживания –2 раза в год
о проверке уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес – 1 раз в 10 дней
о проверке работоспособности, прочистки регулировке пеносмесителя газоструйного вакуум –аппарата –1 раз в месяц.

Все записи заверяются подписями водителей, проводящих ТО, а сведения об обслуживания пожарно-технического вооружения завершаются подписью командира отделения.

Правильность ведения журнала учета ТО контролируется руководителем подразделения ГПС.

Путевой лист на выезд вспомогательного пожарного автомобиля выписывается старшим водителем, а при его отсутствии диспетчером (радиотелефонистом).

Путевой лист подписывается руководителем подразделения ГПС и является распоряжением водителю на выполнение задание. Использование путевых листов, форма которых не соответствует установленной Наставлением о технической службы запрещается.

Путевые листы на работу транспортных средств в выходные и праздничные дни (кроме выездов на пожары) выдаются с разрешения начальника гарнизона пожарной охраны или лица его замещающего.

Путевой лист выдается водителю на одни сутки, а в случае командировки- на весь период командировки под расписку в журнале выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей.

Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей заводится на весь транспорт подразделения, в том числе прикомандированных.

Итог работы пожарного автомобиля подводится ежемесячно старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации или руководителем подразделения ГПС.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей

Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:
постоянную техническую готовность к использованию;
надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течении установленного срока службы;
безопасность движения;
устранение причин вызывающих преждевременное возникновение отказа неисправностей;
установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;
уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяются на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;
техническое обслуживание на пожаре (учении);
техническое обслуживание по возвращении с пожара (учении)
техническое обслуживание после первой тысячи км. пробега (по спидометру);
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО);

Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.

Перед сменой караула все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности. Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче.

Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям боевого расчета.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.

При этом работа двигателя не должна превышать:
для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем – 3 мин;
для основных пожарных автомобилях целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой – 5 мин;
для специальных пожарных автомобилей – 7 мин:
для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников – 10 мин;

При обнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.

Решение о замене пожарного оборудования и снаряжение принимается начальником караула, а о замене пожарной техники – руководителем подразделения (оперативным дежурным)

Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося караулов.

О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО.

Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание после возвращения с пожара (учений) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.

Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводятся закрепленным за автомобилем водителем под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленным за автомобилем водителем в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.

Перед ТО руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения водителем поводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ. По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями личным составом боевого расчета.

Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

В дни проведения ТО пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое другое удобное время в течении текущих дежурных суток.

После проведения ТО каждый водитель расписывается в журнале учета ТО. Второе техническое обслуживание, проводится в ПТЦ, отряде,(части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2 .

Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения.

При этом техническое обслуживание проводится закрепленным за автомобилем водителя под руководством старшего водителя.

В объектовых подразделениях ТО может проводится на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанным и согласованным графиком.

Первое и второе техническое обслуживания выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей и конструкций условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания.

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах очень холодного климата.

Порядок планирования, проведения и учета технического обслуживания

Технические обслуживания пожарных автомобилей (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком.

Годовой план –график ТО-2 составляется отделом пожарной техники, согласовывается с отделом службы и подготовки и утверждается начальником УГПС, ОГПС.

Выписки из плана-графика ТО-2 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 15 дней до начала планируемого года.

Годовой план-график ТО-1 разрабатывается в каждом гарнизоне пожарной охраны начальником ТС гарнизона, согласовывается со службой пожаротушения гарнизона и утверждается начальником гарнизона. Годовой план-график ТО-1 составляется по форме, аналогичной плану-графику ТО-2

При составлении годового плана-графика ТО-1 обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из боевого расчета в районах выезда, а также учитывается план-график ТО-2 и другие особенности гарнизона.

Выписки из плана-графика ТО-1 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 5 дней до начала планируемого года.

Допускается составление единого плана-графика ТО-2 и ТО-1

График технического обслуживания составляются на основании планируемых общих пробегов пожарных автомобилей, нормативов периодичности технического обслуживания, равномерной загрузки постов ТО.

В графики технического обслуживания включаются все пожарные автомобили подразделений.

Техническое обслуживание в виде исключения разрешается проводить на станциях ТО автомобилей, а также в автохозяйствах и автотранспортных предприятиях других министерств и ведомств на основании заключенных в установленном порядке договоров с оплатой выполненных работ по безналичному расчету по действующим на этих станциям тарифам.

О проведении технического обслуживания делается записка в журнале учета, формуляре и эксплуатационной карте.

Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей несут:
при проведении ТО на пожаре (учении)- водитель пожарного автомобиля;
при проведении ежедневного обслуживания и технического обслуживания по возвращении с пожара (учения) начальник караула;
при проведении ТО первой тысячи километров пробега и ТО-1-руководитель подразделения ГПС;
при проведении сезонного обслуживания и ТО-2 – руководитель подразделения, в котором проводится обслуживание;

Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании автомобилей.

Для проведения ТО-1 и ТО-2 пожарный автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервным. Порядок вывода из боевого расчета на ТО пожарных автомобилей и замены их резервными определяется с учетом местных условий начальником гарнизона ГПС.

Время пребывания пожарного автомобиля на техническом обслуживании не должно превышать:
двух дней для ТО-1;
трех дней для ТО-2.

При техническом обслуживании автомобилей могут выполняться отдельные операции текущего ремонта (сопутствующий текущий ремонт) в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего вида ТО.

Пожарный автомобиль, прошедший ТО-2 (ремонт), получает руководитель и старший водитель (водитель) подразделения по акту (сдачи выдачи).

Пожарный автомобиль, прошедший ТО, должен быть исправным, заправленным эксплуатационными материалами, чистым, отрегулированным, смазанным и отвечать требованиям эксплуатационной документации.

Постановка на боевое дежурство пожарных автомобилей, не прошедших очередное обслуживания, запрещена.

Ремонт пожарных автомобилей

Ремонтом является комплекс операций по восстановлению работоспособного состояния пожарных автомобилей и обеспечению безотказной их работы.

Он может выполняться по потребности или после определенного пробега.

Ремонт, связанный с разборкой или заменой агрегатов и узлов, должен выполняться, как правило, по результатам предварительного диагностирования.

В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:
для автомобилей: текущий, средний, капитальный;
для агрегатов: текущий, капитальный.

Пожарный автомобиль после ремонта получает руководитель подразделения и старший водитель (водитель) по акту сдачи (выдачи). Руководитель подразделения ТС несет ответственность за качество выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту.

Перед постановкой на боевое дежурство пожарный автомобиль должен пройти обкатку:
после капитального ремонта – пробегом 400 км. и работой специальных агрегатов продолжительностью 2 часа;
после среднего и текущего ремонта (с заменой или капитальным ремонтом одного из основных агрегатов) – пробегом 150 км. и работой специального агрегата продолжительностью 2 часа.

Подготовка пожарных автомобилей к эксплуатации в летний зимний периоды года

Подготовка пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды осуществляется по приказу начальника УГПС, ОГПС. Летний и зимний периоды, в зависимости от климатических зон определяется решениями органов исполнительной власти субъектов РФ.

Перед наступлением летнего и зимнего периодов с водителями личным составом организуются занятия, на которых изучаются:
Особенности обслуживания и содержания пожарных автомобилей;
Способы и средства повышения их проходимости;
Особенности вождения;
Эксплуатационные материалы и нормы их расходования.

При подготовке к эксплуатации в зимний период, кроме того, изучаются:
Порядок пуска холодного двигателя при низкой температуре;
Средства, облегчающие пуск холодного автомобиля;
Средства обогрева и поддержания нормальной температуры в движении и на стоянках;
Меры безопасности при подогреве двигателя и при обращении с тактичными охлаждающими низкозамерзающими жидкостями;
Особенности тушения пожаров в условиях низких температур.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ

Организация работы по обеспечению охраны труда, окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности при эксплуатации пожарных автомобилей должна осуществляться в соответствии с требованиями

Теория движения пожарного автомобиля (ПА) рассматривает факторы, которые определяют время следования пожарного подразделения к месту вызова. В основу теории движения ПА положена теория эксплуатационных свойств автомобильных транспортных средств (АТС).

Для оценки свойств конструкции ПА и его способности своевременно прибыть к месту вызова необходим анализ следующих эксплуатационных свойств: тягово-скоростных, тормозных, устойчивости движения, управляемости, маневренности, плавности хода.

6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля

Тягово-скоростные свойства ПА определяются его способностью к движению под действием продольных (тяговых) сил ведущих колес. (Колесо называется ведущим, если к нему передается через трансмиссию крутящий момент от двигателя АТС.)

Эта группа свойств состоит из тяговых свойств, позволяющих ПА преодолевать подъемы и буксировать прицепы, и скоростных свойств, позволяющих ПА двигаться с высокими скоростями, совершать разгон (приемистость) и двигаться по инерции (выбег).

Для предварительной оценки тягово-скоростных свойств используется удельная мощность N G ПА, т.е. отношение мощности двигателя N , кВт, к полной массе автомобиля G , т. По НПБ 163-97 удельная мощность ПА должна быть не меньше 11 кВт/т.

У отечественных серийных ПА удельная мощность меньше рекомендованного НПБ значения. Увеличить N G серийных ПА можно, если устанавливать на них двигатели с большей мощностью или не полностью использовать грузоподъемность базового шасси.

Оценка тягово-скоростных свойств ПА по удельной мощности может быть только предварительной, так как часто АТС с одинаковой N G имеют различную максимальную скорость и приемистость.

В нормативных документах и технической литературе нет единства в оценочных показателях (измерителях) тягово-скоростных свойств АТС. Общее число предлагаемых оценочных показателей более пятнадцати.

Специфика эксплуатации и движения (внезапный выезд с непрогретым двигателем, интенсивное движение с частыми разгонами и торможениями, редкое использование выбега) позволяет выделить для оценки тягово-скоростных свойств ПА четыре основных показателя:

максимальную скорость v max ;

максимальный подъем, преодолеваемый на первой передаче с постоянной скоростью (угол α max или уклон i max);

время разгона до заданной скорости t υ ;

минимально устойчивую скорость v min .

Показатели v max , α max , t υ и v min определяются аналитически и экспериментально. Для аналитического определения этих показателей необходимо решить дифференциальное уравнение движения ПА, справедливое для частного случая – прямолинейного движения в профиле и плане дороги (рис. 6.1). В системе отсчета 0xyz это уравнение имеет вид

где G – масса ПА, кг; δ > 1 - коэффициент учета вращающихся масс (колес, деталей трансмиссии) ПА; Р к – суммарная тяговая сила ведущих колес ПА, Н; Ρ Σ =P f +P i +P в суммарная сила сопротивления движению, Н; Р f – сила сопротивления качению колес ПА, Н: Р i – сила сопротивления подъему ПА, Н; Р в сила сопротивления воздуха, Н.

Решить уравнение (6.1) в общем виде сложно, так как неизвестны точные функциональные зависимости, связывающие основные силы (Р к , Р f i , Р в) со скоростью АТС. Поэтому уравнение (6.1) обычно решают численными методами (на ЭВМ или графически).

Рис. 6.1. Силы, действующие на пожарный автомобиль

При определении тягово-скоростных свойств АТС численными методами наиболее часто используется метод силового баланса, метод мощностного баланса и метод динамической характеристики. Для использования этих методов необходимо знать силы, действующие на АТС при движении.

Глава 6

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ДВИЖЕНИЯ ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ

Теория движения пожарного автомобиля (ПА) рассматривает факторы, которые определяют время следования пожарного подразделения к месту вызова. В основу теории движения ПА положена теория эксплуатационных свойств автомобильных транспортных средств (АТС).

Для оценки свойств конструкции ПА и его способности своевременно прибыть к месту вызова необходим анализ следующих эксплуатационных свойств: тягово-скоростных, тормозных, устойчивости движения, управляемости, маневренности, плавности хода.

Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля

Тягово-скоростные свойства ПА определяются его способностью к движению под действием продольных (тяговых) сил ведущих колес. (Колесо называется ведущим, если к нему передается через трансмиссию крутящий момент от двигателя АТС.)

Эта группа свойств состоит из тяговых свойств, позволяющих ПА преодолевать подъемы и буксировать прицепы, и скоростных свойств, позволяющих ПА двигаться с высокими скоростями, совершать разгон (приемистость) и двигаться по инерции (выбег).

Для предварительной оценки тягово-скоростных свойств используется удельная мощность N G ПА, т.е. отношение мощности двигателя N , кВт, к полной массе автомобиля G , т. По НПБ 163-97 удельная мощность ПА должна быть не меньше 11 кВт/т.

У отечественных серийных ПА удельная мощность меньше рекомендованного НПБ значения. Увеличить N G серийных ПА можно, если устанавливать на них двигатели с большей мощностью или не полностью использовать грузоподъемность базового шасси.

Оценка тягово-скоростных свойств ПА по удельной мощности может быть только предварительной, так как часто АТС с одинаковой N G имеют различную максимальную скорость и приемистость.

В нормативных документах и технической литературе нет единства в оценочных показателях (измерителях) тягово-скоростных свойств АТС. Общее число предлагаемых оценочных показателей более пятнадцати.

Специфика эксплуатации и движения (внезапный выезд с непрогретым двигателем, интенсивное движение с частыми разгонами и торможениями, редкое использование выбега) позволяет выделить для оценки тягово-скоростных свойств ПА четыре основных показателя:

максимальную скорость v max ;

максимальный подъем, преодолеваемый на первой передаче с постоянной скоростью (угол α max или уклон i max);

время разгона до заданной скорости t υ ;

минимально устойчивую скорость v min .

Показатели v max , α max , t υ и v min определяются аналитически и экспериментально. Для аналитического определения этих показателей необходимо решить дифференциальное уравнение движения ПА, справедливое для частного случая – прямолинейного движения в профиле и плане дороги (рис. 6.1). В системе отсчета 0xyz это уравнение имеет вид

где G – масса ПА, кг; δ > 1 - коэффициент учета вращающихся масс (колес, деталей трансмиссии) ПА; Р к – суммарная тяговая сила ведущих колес ПА, Н; Ρ Σ =P f +P i +P в суммарная сила сопротивления движению, Н;
Р f – сила сопротивления качению колес ПА, Н: Р i – сила сопротивления подъему ПА, Н; Р в –сила сопротивления воздуха, Н.

Решить уравнение (6.1) в общем виде сложно, так как неизвестны точные функциональные зависимости, связывающие основные силы (Р к, Р f ,Р i , Р в) со скоростью АТС. Поэтому уравнение (6.1) обычно решают численными методами (на ЭВМ или графически).


Рис. 6.1. Силы, действующие на пожарный автомобиль

При определении тягово-скоростных свойств АТС численными методами наиболее часто используется метод силового баланса, метод мощностного баланса и метод динамической характеристики. Для использования этих методов необходимо знать силы, действующие на АТС при движении.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!