Остаточный протектор шин. Условия движения и дорожные ситуации. Измерение высоты протектора

Почему интересна высота протектора новой зимней шины? Производители рекомендуют изнашивать его не до минимально допустимого значения, выраженного в точных цифрах, а на 50 %. При покупке покрышки, бывшей в употреблении, знание начальных метрических характеристик поможет по остаточной глубине рисунка оценить солидность её пробега.

Автомобильные покрышки собирают из нескольких слоёв текстильного корда и металлокордного брекера - корда из металлической проволоки. Боковины изделия укрывают тонким слоем резины, а беговую часть - толстым. Этот массивный резиновый слой, по сути - подошва шины, и есть протектор.

Выпуклыми элементами рисунка протектор «цепляется» за дорогу, продвигая автомобиль вперёд, тормозя, поворачивая. Канавки, в которые «сливаются» углубления между выступами, отводят воду, слякоть из пятна контакта.

Сцеплению со скользкой опорной поверхностью способствуют шипы и ламели. Первые врезаются в укатанный снег, лёд. Множество узких параллельных надрезов - ламелей - на выступах протектора играет роль «присоски».

На заметку. Покрышкой называют шину, работающую в паре с камерой - «покрывающую» её.

Зимнему протектору свойственны особые рисунки (с более контрастным рельефом, широкими канавками) и специальная резина, максимально сохраняющая эластичность на морозе.

Рисунок протектора зимней автомобильной шины

Группы, на которые делят автомобильные шины в зависимости от типа рисунка протектора:

  • летние, или дорожные, несовместимые со скользким покрытием и глубоким снегом (рисунок продольно направленный, с узкими канавками);
  • всесезонные (они же - универсальные), а по сути - межсезонные (узор образован равноразмерными шашками одинаковой формы);
  • зимние (рисунки сложные, из более разреженных элементов) - на сухой ровной дороге быстро изнашиваются, шумят, тратят лишнее топливо;
  • повышенной проходимости, или вседорожные (замысловатый рисунок из обособленных элементов сложной формы - почвозацепов - и широких перекрёстных канавок).

Рисунок зимней покрышки может быть направленным. Как правило, его центральная зона напоминает ёлочку. Такой шине не безразлично, в какую сторону вращаться. Установить её можно только на одну из сторон автомобиля: на правую или на левую. Подсказка - стрелка на боковине изделия.

Такой рисунок - стрелки (или галочки), расходящиеся концами от центральной оси к периферии, быстро выводит жидкость из зоны соприкосновения шины с дорогой (вперёд и в стороны), хорошо «тянет» машину по скользкой поверхности, по снегу.

Асимметричный рисунок зимнего протектора «собран» из нескольких продольных узоров разных типов. (Например, дорожка из элементов, напоминающих стрелки - для устойчивости при разгоне и торможении на льду).

Рисунок протектора покрышки не должен различаться у колёс одной оси. Иначе движение автомобиля по заданной траектории невозможно, а его эксплуатация запрещена законом. (Рисунок на паре передних колес может отличаться от рисунка на паре задних, но придётся возить с собой две запаски - по одной для каждой пары).

Узор каждой полосы проектируется с учётом её места на протекторе. Поэтому у покрышки с асимметричным протектором есть «наружная» сторона и «внутренняя». А поскольку в таком «составном» рисунке обычно есть хотя бы одна дорожка с направленным узором, такие шины делятся на левые и правые, ставятся только на одну из двух сторон автомобиля.

Характер узора делит рисунки протектора на «европейские» и «скандинавские»

Диагонально направленная сеть канавок, ламели и грунтозацепы по контуру протектора (плечевые) - отличительные признаки рисунка, выгодного при езде в условиях мягкой зимы, по очищенным от снега дорогам, нагретым от интенсивного дорожного движения.

Смесь воды, снега, песка, покрывающая асфальт, быстро отводится из пятна контакта «европейского» протектора, а плечевые элементы включаются в работу при прохождении глубокого снега.

Сложному узору из ромбов и трапеций обязаны хорошим сцеплением шины для заснеженных дорог. Даже на глубоком снегу покрышка со «скандинавским» рисунком способна обеспечить сцепление с опорной поверхностью, достаточное для поступательного движения автомобиля без пробуксовки.

На заметку. Крупные элементы в поперечно-расчленённом рисунке протектора усиливают внешний шум машины при малых скоростях: 30 км / час - для легковых автомобилей, 60 - для грузовиков.

Допустимая степень износа протектора

Если рисунка на протекторе нет - его высота равна нулю. Однако автомобиль получает статус «неисправного» гораздо раньше.

Какая высота рисунка протектора сообщает, что покрышка износилась и требует замены:

  • 4 мм - на резине для заснеженных и обледеневших дорог, с маркировкой M+S, M&S, M S, изображением трёх горных вершин со снежинкой внутри, вне зависимости от типа транспортного средства, в неё «обутого»;
  • 2 мм - на шине для автобуса (M2, M3);
  • 1,6 мм - у покрышки легкового автомобиля и грузовика с разрешённой максимальной массой до 3,5 т (M1, N1, O1, O2);
  • 1 мм - у шины грузовика с РММ более 3,5 т (N2, N3, O3, O4);
  • 0,8 мм - на шине квадроцикла, мопеда, мотоцикла (L).

Это требования Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (постановление «О правилах дорожного движения» № 1090). Нормы для шин прицепов - те же, что и для тягачей.

Уменьшить износ протектора можно, меняя время от времени местами задние, передние шины, «запаску» (если она не «компактная) - по схеме, предложенной в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Индикаторы износа

Высокая интенсивность истирания протектора пневматической шины может сообщать об ухудшении технического состояния автомобиля. «Биением» шин чреваты и дисбаланс колёс, и износ шаровых шарниров подвески, а также грубый, небрежный стиль вождения. (Повороты с визгом резины, биение бордюров, ям, рельсов укорачивает срок службы шин).

Одна из сторон протектора износилась больше? Вероятно, колёса не сбалансированы. Сдвоенные шины износились не одинаково, их наружные диаметры отличаются на 5 мм? Автомобиль считается неисправным.

Избежать активного износа шин позволяет регулярная балансировка колёс. Ведомые колеса большинства автомобилей устанавливают перпендикулярно плоскости дороги, ведущие - под углом. Если угол выбран не верно, шина износится преждевременно и неравномерно.

В помощь водителям и инспекторам - индикаторы износа:

  • выступы на дне канавок (в центральной зоне беговой дорожки), высота каждого из которых равна минимальной разрешённой глубине протектора;
  • выступающий элемент, участь которого - стираться по мере износа и, в конце концов, исчезнуть, расположенный на том уровне, до которого можно резину износить;
  • вырезанные в разных слоях протектора цифры, соответствующие его текущей глубине (одна цифра стирается - проступает следующая).

Высота рисунка новой зимней резины

Производители не указывают глубину рисунка шин с нулевым пробегом. Возможно, причина в различии этой величины для разных типоразмеров изделий. Высота рисунка протектора (мм) новых зимних шин некоторых известных марок, замеренная и опубликованная покупателями:

Наименование Модель Высота протектора
Bridgestone, модельный ряд Blizzak VRX 8,1 - 9,2
Revo GZ 9
Spike-01 10
DM-V2 10
DM-Z3 15
Bridgestone Ice Cruiser 5000 Ice Cruiser 5000 10,1
Nokian, модельный ряд Hakkapeliitta 8 SUV 9,5
К 2 SUV 8,5
R2 8,4 - 8,5
8 8,9
5 9,3
R 9
Michelin Latitude X-ice 2 8
Michelin, модельный ряд X Ice 2 Xi2 8,2
3 8,6
North 3, North 9,4
Dunlop Grandtrek At3 9 и более
Sp Winter Ice02 9,7
Sp Winter Ice02 8,8 - 9
Winter Maxx WM01 8,8 - 9
Yokohama ice Guard IG30 8,4
ice Guard Stud F700Z 8,9

Приблизительно определить глубину рисунка можно монеткой. Но лучше, если под рукой у водителя всегда будут собственные измерители:

  • глубины протектора (узкая линейка с подвижным упором);
  • давления в шине - манометр.

Давление в шине и износ протектора

Если давление в шинах не соответствует норме, автомобиль не исправен. Норму задают производители: автомобиля (при этом, задние и передние колёса могут иметь различные нормы давления) или шин. (Часто это 1,8–2,2 кг/см).

Каждая новая поездка должна начинаться с осмотра колёс. На месте ли они сами и все болты их крепления? Не спущены ли шины? Лучше потратить считанные минуты и измерить давление: не на глазок, а манометром.

Опытные водители рекомендуют эту процедуру выполнять передка каждой поездкой (особенно, если автомобиль перемещается по неисправным дорогам, грунтовым, горным, по щебёночному, гравийному, булыжному покрытию, если он используется для работы в городе, и, тем более, при повышенном маневрировании).

Важно! Отрегулировать давление воздуха в камере - значит, продлить срок службы покрышки. Недокаченные шины, как и перекаченные, изнашиваются быстрее.

Цифры, пригодные для сопоставления с нормой, покажет манометр, измеряющий давление в холодной шине:

  • до начала поездки;
  • после окончания движения - через 2–3 часа.

В крайнем случае, можно проверять давление раз в неделю, если автомобиль не рабочий, а лишь отвозит водителя на работу, в магазин и обратно по исправной бетонной или асфальтовой дороге.

Порядок действий при измерении давления:

  1. с ниппеля снять колпачок;
  2. закруглённый конец измерительного прибора прижать к штоку клапана;
  3. убрать прибор, снять показания со шкалы;
  4. повторить те же действия с остальными колёсами, включая запасное.

Если давление слишком высоко, воздух спускают из холодной шины, маленькими порциями, нажав на штифт в центре клапана. Камеру с недостаточным давлением накачивают с помощью компрессора на станции техобслуживания или собственным насосом.

Приспущенное колесо плохо катится (пятно касания, сопротивление качению - больше), вынуждает водителя с большим усилием вращать рулевое колесо, может увести машину в сторону . В то же время длина тормозного пути, радиус поворота напрямую зависят от сцепления колеса с дорогой. (Минимальный коэффициент сцепления - 0,12).

Одна из причин отклонения автомобиля от заданной траектории и неравномерного износа покрышки - неодинаковое давление воздуха в шинах.

«Правильные» для автомобиля зимние шины, как и работы, призванные подготовить автомобиль к осенне-зимней эксплуатации, индивидуальны для каждой модели и приведены в инструкции завода-изготовителя. Всем пяти колёсам лучше иметь одинаковые шины и одинаковое давление внутреннего воздуха. Водителю же важно помнить, что продолжительная работа с повышенной нагрузкой чревата преждевременным износом и деталей автомобиля, и шин.

В видеоролике рассказывается об индикаторах износа шин:

Грузовые "Газели" смогут докатывать шины до тех пор, пока глубина протектора не составит менее 1,6 миллиметра. "Газелям"-маршруткам придется менять шины, когда глубина протектора составит менее двух миллиметров.

Соответствующий законопроект подготовили в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Он был разработан по поручению президента, в котором указывалось на необходимость установления единых требований в нормативных правовых актах Правительства в части использования автомобильных шин при эксплуатации транспортных средств.

Можно предположить, что вся проблема была именно в "Газелях". Дело в том, что в правилах дорожного движения, в частности в положениях по допуску к эксплуатации транспортных средств, прописано, что шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм.

"Газель", равно как и корейский Porter, автомобили категории "В". Их максимальная масса не превышает 3,5 тонны. То есть глубина протектора должна быть 1,6 мм. Однако по все остальным параметрам - это грузовые автомобили. Они предназначены для перевозки грузов. То есть могут докатывать шины до одного миллиметра?

По требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств России, по требованиям такого же регламента Таможенного союза - они остаются грузовыми автомобилями. Категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 тонны.

С классификацией транспортных средств у нас вообще все очень сложно. К чему, например, отнести пикапы? Они тоже относятся к категории N1 как в международной, так и в российской квалификации, несмотря на то, что управлять многими из них можно, имея открытую категорию "В" в правах. Тут уже автомобили делятся по своему функционалу. Кстати, многим пикапам запрещен въезд в центр города без соответствующего пропуска: грузоподъемность выше тонны. Многими из них можно управлять, имея категорию "С" в правах, - их максимальная масса более 3,5 тонны.

Теперь в соответствии с поручением президента МВД решило указать глубины протекторов для каждого транспортного средства. Для транспортных средств категорий L - это все мопеды, мотовелосипеды, мокики, а также мотоциклы, мотороллеры и даже трициклы и квадрициклы - остаточная глубина протектора положена не менее 0,8 мм.

Для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - это грузовики, и прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 тонны - 1,0 мм.

Для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - это легковые автомобили, а также грузовые, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, а также прицепы к ним, которые также не превышают этой массы, - 1,6 мм.

Для транспортных средств категорий M2, M3 - это автобусы, то есть все, у которых более восьми пассажирских мест, - 2,0 мм.

Впервые в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации прописаны требования к зимней резине и объяснено, какие шины считать таковыми.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии во время эксплуатации на указанном покрытии, составляет не более четырех мм. Обратите внимание, что речь идет именно об их использовании на заснеженном или обледеневшем участке.

Зимние шины маркируются знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также знаками "М+S", "M&S" и "M S". Если на шине есть индикаторы износа, то измерять штангенциркулем глубину протектора и не потребуется.

Какие наказания за это будут предусмотрены - пока неизвестно. Понятно, что на шинах, не соответствующих этим требованиям, не пройдешь техосмотр.

Будут ли введены штрафные санкции на дорогах, пока не ясно. Как сообщили нам в ГИБДД, сначала надо ввести требования, а потом уже думать о штрафах.

Многие гродненцы проездили все лето на зимней резине и в этом сезоне не переобувают свои авто, - рассказали корреcпонденту сайт в гродненских фирмах-шиномонтажах во время составляения обзора цен .

Отметим, что зимняя шина изнашивается быстрее летней за счет более мягкой резины и меньшей площади шашек. В ПДД Беларуси установлена минимальная глубина протектора зимней шины, при эксплуатации ее на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, - она составляет 4 мм.

ГАИ Гродно просит не только использовать зимнюю резину с 1 декабря, но и проследить за остаточной высотой рисунка протектора. В качестве наглядного примера в ГАИ приводят иллюстрацию журнала "За рулем":

ПДД РБ гл.5, п.25: "Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений - при неравномерном износе беговой дорожки."

Еще раз о разнице между "летом" и "зимой"

Один из немецких концернов провел масштабные исследования поведения летних и зимних шин на заснеженной дороге. Cравнения проводились при скорости движения 50 км/ч. Согласно полученным замерам, летние шины тормозят до полной остановки ТС на 31 метр позже своих зимних аналогов. При этом остаточная скорость в момент торможения зимних шин у летних составляет 39 км/ч, что несет в себе серьезную опасность для участников дорожного движения.

Опыт европейских стран по сезонной замене шин

Австрия . С 1 ноября по 15 апреля на территории Австрии все транспортные средства в обязательном порядке должны быть оборудованы зимними шинами (должна быть отметка M&S на боковых стенках шины), имеющих минимальную глубину протектора 4 мм.

Бельгия . Зимой необязательно ездить на зимних покрышках, Водители могут руководствоваться собственными соображениями, однако покрышки с шипами в Бельгии можно использовать только с 1 ноября по 31 марта.

Чехия . В Чехии запрещено использовать шипованную резину, а использование зимних шин обязательно в период с 1 ноября по 31 марта, если дорога покрыта снегом, льдом или инеем, или ожидается, что на дороге во время движения может произойти выпадение снега, покрытие льдом или инеем.

Эстония . Использование зимних шин в Эстонии является обязательным требованием предусмотренным законодательством в период с 1 декабря по 29 февраля. Эти временные рамки могут корректироваться в зависимости от погодных условий. С 1 октября по 30 апреля разрешено использование зимних шин. С 15 октября по 31 марта разрешено использование шипованных шин.

Великобритания . Зимняя резина в Великобритании необязательна, за исключением районов, где самоуправление может установить обязательность смены покрышек в соответствии с погодными условиями. Например, в Шотландии во время зимнего сезона можно пользоваться зимними покрышками, однако шипованная резина в Великобритании запрещена.

Польша . Ехать в Польшу можно только на зимней резине без шипов. Закон прямо запрещает использование шин, «оснащенных постоянной системой противоскольжения». Использование цепей противоскольжения на шинах допускается только на дороге, покрытой снегом. Использование зимних шин в холодное время года носит рекомендательный характер.

Швеция . Если машина не зарегистрирована в Швеции, то зимняя резина не обязательна. Но если автомобиль зарегистрирован в Швеции, то переобуваться надо с 1 декабря по 31 марта, однако можно ездить на зимних покрышках и весь год. С 1 мая по 30 сентября запрещено ездить на шипованных покрышках.

Россия . С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Регламент запрещает эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами в зимний период - декабрь, январь, февраль. Учитывая, что в разных регионах страны погодные условия существенно отличаются, - где-то фактически зимняя погода устанавливается значительно раньше декабря, - по решению региональных властей сроки запрета эксплуатации транспортных средств без зимних шин могут быть изменены, но только в сторону увеличения.

Каждая шина обладает рисунком протектора и это отнюдь не эстетический элемент. Нанесенная на покрышку система насечек обеспечивает максимальное сцепление ее поверхности с дорогой. Благодаря им происходит отвод воды из-за под колес автомобиля, очищение от снега и грязи. Поэтому так важно следить за высотой рисунка протектора.

Для новой шины она будет составлять от 7,5 до 8,5 миллиметров. Такая высота является стандартной для летней резины общего предназначения, подходящей для езды легкового авто по асфальту. Так, для внедорожника это число может достигать 17 мм.

В некоторых случаях возможно целенаправленное уменьшение этого показателя для легкового автомобиля. Речь идет о спортивных авто, которые ездят почти постоянно в скоростном режиме. В данном случае глубина рисунка протектора составляет 5-6 мм.

Минимальная глубина

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

В процессе эксплуатации шина изнашивается и постепенно стирается. По новым правилам, транспортное средство допущено к использованию, если глубина рисунка протектора летней резины составляет не менее 1,6 мм. Эта высота максимально допустимая - далее уже необходимо сменить покрышки на новые.

Более того, специалисты рекомендуют заменять шины уже когда остаточная высота доходит до 2-х мм. Это логично: рисковать в данном случае не стоит, так как почти «голая» покрышка не обеспечивает должного сцепления авто с дорогой, что может привести к аварийной ситуации.

Кроме того, после того, как в силу вступил данный закон, сотрудники ДПС могут остановить и провести досмотр автомобиля, конкретно - шин. При несоблюдении должной высоты протектора можно получить штраф.

Что влияет на износ?

По оценкам экспертом, в среднем каждая шина «живет» порядка 10 лет. Учитывая состояние дорог в РФ, а также стремление многих к агрессивной езде, этот срок может сократиться до 5-6 лет. К основным факторам относятся:

  • время препровождения в пути;
  • соответствующая регулировка схождения и развала колес;
  • сменяющееся давление внутри колеса;
  • условия пользования авто.

Часто к быстрому износу приводит использование неподходящего типа резины. Большинство факторов можно избежать, если должным образом следить на состоянием автомобиля и непосредственно покрышек.

Оценка износа шины

Такого рода процедура производится по большей части в двух случаях:

  • проверка шин на пригодность и необходимость замены;
  • проверка перед куплей/продажей поддержанных покрышек.

И если в первом случае все понятно, во втором стоит быть крайне осторожным: шина с уже 50% износом хоть и подлежит эксплуатации, но прослужит не так долго, как хотелось бы. Невооруженным взглядом это определить трудно, поэтому придется измерять.

Какие есть способы?

Существует ряд методов, позволяющих определить какова остаточная глубина шины:

Дополнительные моменты

Важно, что такие замеры необходимо проводить вдоль всей покрышки и на разных ее участках, так как зачастую она стирается неравномерно. Если такое будет отмечено, стоит помимо всего прочего проверить расположение колес и отрегулировать их угол.

Проверяя шину, стоит внимательно следить за наличием или отсутствием механических повреждений: порезов, трещин, сколов и не сквозных дырочек как на самом протекторе, так и на боковых сторонах. Любая, даже самая незначительная трещинка, может стать причиной разрыва колеса авто во время движения, что крайне небезопасно. Если нет возможности их устранить, покрышка должна быть заменена на новую.

Если полная замена шин по каким-то причинам неосуществима, установка новых покрышек проводится на ведущие колеса. Не рекомендовано заменять шину только на одном колесе - это снизит управляемость авто. Чтобы этого избежать, смена покрышек производится на одной из осей.

Летние шины отличаются от зимних большей жесткостью. Материал изделий имеет высокую плотность, что обеспечивает необходимый коэффициент сцепления с поверхностью. Требования к поверхности: противостояние износу за счет их жесткости, обеспечение хорошей управляемости автомобилем, качественное сцепление с дорогой, борьба с аквапланированием.

Важный показатель – (высота). Существует стандарт для каждого вида транспортных средств, точнее, ограничения по степени стертости резины. Если она больше разрешенной, ездить уже нельзя.

Число протекторов у новой летней шины зависит от вида ТС: для легкового автомобиля показатель составляет – 7,5-8,5 мм; для грузовиков и внедорожников необходима резина с показателем 12-18 мм; для самосвалов он и может быть до 23 мм.

Резину имеет смысл поменять , когда глубина впадины шины «легковушки» уменьшится до 2 мм. А в некоторых странах допустимый протектор летних шин составляет 3 мм.

Требования к высоте или глубине протектора содержатся в главе 5 ПДД РФ. А степень изношенности детали отражена в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». Согласно документам, остаточный протектор летних шин для разных типов машин: мотоциклы – 0,8 мм; легковые авто и грузовики массой до 3,5 т, прицепы к ним – 1,6 мм; грузовые машины более 3,5 т – 1 мм; автобусы – 2 мм.


Индикатор износа протектора

Толщина собственно протектора зависит от вида шин. Она может отличаться из-за типа рисунка.

Виды протекторов летних шин имеют преимущества и недостатки:

  • Симметричные . Боковые части рисунка одинаковы. Резина имеет среднюю износостойкость, должна использоваться преимущественно на умеренных скоростях. Аквапланирование достаточно хорошее, но на проселке в грязи авто может забуксовать. Плюс классических шин – невысокая цена.
  • Асимметричные . Один участок шины предназначен для обеспечения скорости, другой – для водоотведения. На такой резине можно ехать быстро и не бояться мокрой дороги, луж, грязи. Единственный недостаток – высокая цена. Так как рисунок правого и левого колеса отличаются, непонятно, какую «запаску» приобретать и возить с собой.
  • С направленным рисунком . Больше подходят для езды по влажной поверхности с лужами или при сильном дожде. Но для высоких скоростей эта резина не предназначена, еще она довольно шумная.

Читайте подробнее в нашей статье об особенностях протекторов летних шин и правилах их выбора.

Читайте в этой статье

Особенности протектора

Летние шины отличаются от зимних большей жесткостью, так как предназначены для безопасной езды по горячему или мокрому асфальту, свободной от льда и снега дороге. Материал, из которого их изготавливают, имеет высокую плотность, что обеспечивает необходимый коэффициент сцепления с поверхностью. Есть целый ряд требований, которым должны соответствовать летние шины:

  • противостояние износу, что возможно за счет их жесткости;
  • обеспечение хорошей управляемости автомобилем;
  • качественное сцепление с дорогой;
  • борьба с аквапланированием, то есть машина не должна «плыть» по мокрой поверхности, произвольно менять из-за влаги траекторию движения.

Глубина

Рельеф автомобильной резины не бывает ровным, на ней обязательно присутствуют впадины и выпуклости. Они должны иметь определенные параметры. Иначе колеса считается изношенными, а автомобиль – неисправным. Важный показатель – глубина протектора летних шин (высота). Существует стандарт для каждого вида транспортных средств, точнее ограничения по степени стертости резины. Если она больше разрешенной, ездить уже нельзя.

При покупке автомобиля важно знать, какой протектор у новой летней шины, чтобы не пришлось сразу же ее менять. Число зависит от вида ТС:

  • для легкового автомобиля показатель составляет – 7,5-8,5 мм;
  • для грузовиков и внедорожников необходима резина с показателем 12-18 мм (чем тяжелее и мощнее автомобиль, тем больше должна быть высота протектора летних шин);
  • если речь о самосвалах, он может быть и выше – до 23 мм.

Именно такая глубина обеспечит хорошее сцепление с дорогой, в том числе мокрой. Впадины отведут воду, и машина не утратит устойчивости.

Автомобилистам нужно понимать: если минимальный протектор летних шин – 1,6 мм, это не значит, что стоит доводить их до такого состояния. Потому что чем меньше глубина, тем ниже коэффициент сцепления. А это при трудных погодных и дорожных условиях может стать опасным.

Автомобиль с почти «лысыми» шинами менее устойчив, медленнее тормозит. При резкой остановке его может занести в сторону. Резину имеет смысл поменять, когда глубина впадины шины «легковушки» уменьшится до 2 мм. А в некоторых странах допустимый протектор летних шин составляет даже не чуть больше 1,6 мм, а 3 мм.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

Решая, когда именно их заменить, нужно смотреть, по каким поверхностям чаще приходится ездить. Ведь на изношенной резине не только можно попасть в ДТП на бездорожье или мокром асфальте, но и легко застрять на грунтовке. Ее качество и новизна влияют и на проходимость автомобиля.

Какими законами регламентируется

Требования к высоте или глубине протектора содержатся в главе 5 ПДД РФ. А степень изношенности детали, не допускающая использование автомобиля, отражена в «Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». В обоих документах указано, каким должен быть остаточный протектор летних шин для разных типов машин:

  • мотоциклы – 0,8 мм;
  • легковые авто и грузовики массой до 3,5 т, прицепы к ним – 1,6 мм;
  • грузовые машины более 3,5 т – 1 мм:
  • автобусы – 2 мм.

Этот показатель в норме должен быть выше (соответственно, степень износа – ниже). За нарушение водителя ждет наказание по части 1 статьи 12.5 КоАП:

Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениямипо допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Толщина

Такой показатель, как толщина протектора летней шины, ПДД или «Перечнем неисправностей…» никак не регламентируется. Но на резине, используемой в теплое время года, обычно узкие канавки и широкие выпуклости с прорезями. Последние и обеспечивают хорошее сцепление с дорогой.

Толщина собственно протектора зависит от вида шин. Она может отличаться из-за типа рисунка. Но стандартов здесь нет, точнее, они существуют для производителей деталей. Водителю за толщиной следить не приходится, поскольку она не уменьшается при эксплуатации.

Виды летней резины

Существует несколько типов шин, предназначенных для использования в теплое время года. Их делят в зависимости от рисунка. Дело не только в чисто внешних отличиях. Все виды протекторов летних шин имеют преимущества и недостатки:

  • Симметричные . Это классический вариант и потому универсальный, хотя лучше всего ведет себя на асфальтированной дороге. На таких шинах боковые части рисунка одинаковы. Резина имеет среднюю износостойкость, должна использоваться преимущественно на умеренных скоростях. Последнее особенно важно на поворотах и в дождливую погоду.

Аквапланирование достаточно хорошее, но на проселке в грязи авто может забуксовать. Плюс классических шин – невысокая цена.

  • Асимметричные . Один участок шины предназначен для обеспечения скорости, другой для водоотведения, поэтому и внешне они отличаются. На такой резине можно ехать быстро и не бояться мокрой дороги, луж, грязи. С нею авто становится более устойчивым. Единственный недостаток – высокая цена.

А еще шины для правого и левого колеса отличаются, ведь внешняя сторона не должна быть внутри. Поэтому непонятно, какую «запаску» приобретать и возить с собой. Ведь заранее не угадать, правое или левое колесо окажется проколотым.

При установке важно определить направление рисунка протектора летних шин. Для верного монтажа следует смотреть на значок «Rotation» и стрелку, указывающую, как должны крутиться колеса. Так маркируют шины с направленным рисунком. Если это асимметричные, нужно искать надписи Outsaid («внешняя сторона») и Inside («внутренняя сторона).

При неверной установке шин машина становится менее послушной, что повышает риск аварии. К тому же резина быстрее придет в негодность. Направление рисунка может не учитываться, если шины симметричные.

О том, как и какие летние шины выбрать, смотрите в этом видео:

Как определить изношенность протектора

Если резина используется давно, сильно потрепана, опытный водитель сможет на глаз определить необходимость замены. Но все же износ протектора летних шин требует более надежного способа установления его степени. Измерить можно с помощью монеты, поместив в углубление. Затем ее прикладывают к линейке или рулетке, чтобы узнать высоту протектора. Замеры делают минимум в 6-ти разных точках, а лучше в 9-12-ти.

Иногда поверхность стирается неравномерно, что может свидетельствовать о неверной эксплуатации авто:

  • высота протектора меньше в середине, значит, колесо долгое время было перекачано;
  • показатель выше по центру – в шине, напротив, слишком мало воздуха, следует подкачать;
  • один из краев стерся меньше, следовательно, есть проблема с подвеской;
  • по всей поверхности глубина неодинакова – колеса много раз испытывали экстремальную езду и резкое торможение.

Каким бы качественным и образцовым по состоянию ни был протектор летних шин, это не отменяет законопослушного поведения на дороге, аккуратности. И конечно, при движении всегда следует учитывать особенности покрытия. А зимой машину обязательно нужно «переобувать».

Полезное видео

О том, как определить износ покрышки, смотрите в этом видео:

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!